А.В.Орлов,
Петрозаводск
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧАСОВЕН:
КЕНОЗЕРЬЕ И ЗАОНЕЖЬЕ
К описанию архитектуры кенозерских часовен (безалтарных храмов)
обращались многие исследователи деревянного зодчества, но главным
образом - в работах общего характера. К сожалению, степень
изученности безалтарных храмов Кенозерья пока нельзя назвать высокой.
Так, например, отмечается разброс в их датировках, приведенных в разных
изданиях.
Автору представилась возможность познакомиться с кенозерскими часовнями
в 2008 - 2009 годах во время экспедиции НИИ историко-теоретических
проблем народного зодчества ПетрГУ в Кенозерский национальный парк. С
учетом натурных изысканий, пополненных материалами из Научного архива
Национального парка «Кенозерский», в типологическое исследование
включено 22 храма.
В статье «Кенозерские часовни»
И.Н.Шургин (см.
здесь) сделал заключение, что
архитектурный импульс развития клетских часовен Кенозерья исходил из
Заонежья. Обе территории примечательны высокой концентрацией
традиционных часовен, к тому же сопоставимых по своим архитектурным
качествам. Одной из особенностей являются потолки - «небеса» с
росписями, нигде больше так широко не представленные.
Рассматриваемые территории на протяжении длительного времени были
административно связаны между собой: до 1919 года они входили в состав
Олонецкой губернии. Помимо общей административной принадлежности
Кенозерье с западными землями объединялось транспортными связями.
Издавна существовало несколько водно-волоковых путей, ведущих из
Онежского озера через Кенозеро к реке Онеге. Позднее был проложен
почтовый тракт в Кенозерье из Пудожа. Кроме того обе территории
испытывали влияние старообрядчества, известного особой приверженностью к
часовням.
Изучение сведений, зафиксированных в списках населенных мест
Олонецкой губернии за 1873 год, показало, что по абсолютным данным
часовни в Заонежье
несомненно преобладали - 75 безалтарных храмов против 35 в Кенозерье.
Однако относительные показатели свидетельствуют об обратном - о большей
распространенности часовен в Кенозерье. Так, при совместном рассмотрении
численности населения и количества деревень, приходящихся на одну
часовню в сравниваемых субрегионах, выявлено, что в Кенозерье одна
часовня приходится на 1,6 деревни и на 132 человека, тогда как
аналогичные показатели в Заонежье составляют 4,7 деревни и 402 человека.
По карте можно судить о плотности сети расселения: в Заонежье она
больше, чем в Кенозерье. Наряду с плотностью к показателям освоенности
территории относится и средняя людность деревни, в Заонежье она хотя и
не намного, но так же как и плотность расселения превышает аналогичный
кенозерский показатель (85,4 чел./дер. в первом случае и 82,5 чел./дер.
во втором).
На основании вышеприведенных данных можно предположить, что на менее
освоенной территории - в Кенозерье - часовни были более популярны, и это
закономерно, так как в культуре таких территорий сохраняется больше
архаических черт, к которым относится и приверженность к часовням. На
территории же экономически более развитого Заонежья число часовен
уменьшается за счет увеличения строительства церквей и организации
большего числа церковных приходов. Это подтверждает показатель отношения
числа часовен к числу церквей, который в Заонежье составляет 2,5, а в
Кенозерье - 4,4...
Полученные даты возведения храмов и их
основных реконструкций (увеличение камерности, надстройка колоколен)
сравнивались с официальными датировками, фигурирующими в официальных
списках памятников и в их паспортах, а при отсутствии таковых - с
известными по публикациям и предшествующим исследованиям. Для разных
часовен выявленная с помощью шкалы датировка могла совпадать с
официальной; уточнять ее с определением более узкого временного
диапазона в рамках ранее установленного хронологического периода или
наоборот расширять этот период; быть более поздней; быть более ранней
(архаизированной), или иметь значительный сдвиг от нее в сторону
архаизации.
При сравнении результатов хронологической атрибуции
часовен Заонежья и Кенозерья возможны две интерпретации полученных
данных.
Допуская корректность применения карельской
шкалы в Кенозерье, можно утверждать, что почти треть рассмотренных
местных часовен старше, чем их принято считать, поскольку для 27%
часовен Кенозерья выявлены более ранние по сравнению с официальными
данными датировки.
Если же считать, что используемая
архитектурно-археологическая шкала для датировки часовен и церквей,
созданная главным образом на материале Заонежья, не применима для
Кенозерья, то возраст анализируемых кенозерских часовен может и не
отличаться от официально известного, но это значит, что при их
строительстве использовались приемы, архаизированные по сравнению с
аналогичными, применяемыми в Карелии, т.е. они были наиболее
распространены на территории Заонежья несколько раньше, чем в Кенозерье.
Это свидетельствует о некотором отставании часовен Кенозерья в своем
развитии от безалтарных храмов Заонежья, что подтверждает приведенную
выше гипотезу И.Н.Шургина. Судя по карте, такое отставание особенно
проявляется в северной части Кенозера, которая в свое время относилась к
Пудожскому уезду Олонецкой губернии и где наиболее возможны влияния
Заонежья. По-видимому, часовни именно этой части Кенозерья имеет смысл в
первую очередь сравнивать с заонежскими.
Причиной
выявленной архаизации наиболее вероятно является то, что Заонежье в
Олонецкой губернии являлось центром распространения архитектурных
новаций в области храмового строительства, своего рода законодателем
архитектурной моды. Кенозерье же находилось на труднодоступной в
транспортном отношении периферии и вследствие этого развитие субрегиона
в целом и архитектуры в частности происходило медленнее, чем в Заонежье,
что и сказалось на архаичности решения кенозерских часовен. Не
противоречат этому выводу и приведенные выше результаты исследования
зависимости распространения часовен от степени освоенности территории.
Вторым направлением сопоставительного изучения кенозерских и
заонежских часовен стал их типологический анализ, выполненный с
использованием классификации деревянных культовых построек Русского
Севера. Результаты типологического анализ каждой часовни фиксируются в
виде буквенно-цифровых формул. Разработанный в НИИНаЗ ПетрГУ электронный
классификатор деревянного культового зодчества дает возможность
формировать базу типологических формул и картографировать выборки
отдельных признаков или их сочетаний.
На основании
проведенного типологического анализа 22 часовен Кенозерья и 20 Заонежья
был составлен ряд тематических карт. Привлечение дополнительных
сведений о часовнях двух субрегионов, не включенных в картографический
анализ, позволило сделать хотя и требующие дальнейшей проверки, но
достаточно корректные предварительные выводы. Тем более что для
картографирования были выбраны признаки, отражающие ведущие тенденции
развития часовен.
Была составлена карта времени
строительства часовен с использованием полученных с помощью шкалы
датировок. Карта показывает, что наиболее ранние часовни главным образом
расположены на севере Кенозерья, на территории бывших Вершининской и
Почезерской волостей, но все они относительно молоды и не старше XVIII
века. На юге Кенозерья, в бывшей Кенозерской волости, больше часовен XIX
века.
Важным признаком, характеризующим архаичность
часовни, является число помещений храма (камерность). Карта расположения
одно- и двухкамерных часовен в Кенозерье показывает, что часовни,
возведенные изначально двухкамерными, находятся в его северо-западной
части. В Кенозерье же несравненно более популярна реконструкция,
связанная с превращением однокамерных часовен в двухкамерные, чему также
могло способствовать влияние заонежской «двухкамерности».
Сравнивая карту характеристик высотности часовен Кенозерья и Заонежья,
можно заметить, что в Кенозерье повсеместно встречаются равновысокие
часовни, а повышенные кафоликоны являются исключением. Отметим, что
первое решение более позднее, второе - раннее. Это подчеркивает уже
упоминавшуюся относительную молодость кенозерских часовен по сравнению с
заонежскими.
Карта времени надстройки колоколен, являющейся одним
из ключевых этапов в эволюции часовен, предшествует картографированию
типологических особенностей колоколен. Надстройка колоколен в Кенозерье
происходила по всей территории и относится к XIX-началу XX века. В
отличие от Заонежья здесь
не отмечено
надстроек колоколен в XVIII веке, и в целом кенозерские колокольни также
более молодые, чем заонежские. Активнее устройство колоколен велось в
северной части субрегиона, принадлежащей раньше Вершининской и
Почезерской волостям Пудожского уезда: здесь колокольни надстроены над
64% часовен, тогда как в Кенозерской волости - только над 38%.
Рассматривая типологические особенности колоколен Кенозерья,
следует отметить, что здесь так же, как и в Заонежье, есть ярусы звона с
одинарными и двойными угловыми столбами. В Заонежье двойные столбы
фиксируются в колокольнях в период с конца XVIII до конца второй трети
XIX века, а в Кенозерье - с конца XIX до начала XX века. Можно
предположить, что решение яруса звона с двойными столбами в кенозерских
часовнях является повторением заонежских образцов (есть примеры двойных
столбов в Пудожье, на пути из Заонежья на Кенозеро, - в Пяльме в часовне
второй половины XIX века и в Нижнем Падуне в часовне XIX века) или
вызвано влиянием каргопольских церковных колоколен (колокольня в Саунино
XVIII в.). В отличие от Заонежья в Кенозерье более разнообразны формы
оснований колоколен - четверики, шестерики и восьмерики, представленные
в равных долях, что необычно для такой небольшой территории и
свидетельствует о том, что наиболее развитые восьмериковые колокольни
здесь не преобладают.
В результате типологического
сопоставления кенозерских и заонежских часовен подтверждается вывод о
некотором отставании развития часовен в Кенозерье, сделанный выше при
интерпретации данных их хронологической атрибуции.
По особенностям картографирования основных
типологических признаков часовен Кенозерье представляется достаточно
целостной историко-архитектурной территорией. Но все же можно заметить,
что северная его часть несколько отличается от южной. Количество часовен
с надстроенными над ними колокольнями на севере больше, и по возрасту
они несколько старше, чем южные храмы. Также в северной части
преобладают четвериковые и шестериковые основания колоколен и одинарные
угловые столбы яруса звона, а в южной - восьмериковые основания и
двойные столбы.
Хронологическая атрибуция (см. таблицу) показала, что
среди рассматриваемых часовен официальная датировка совпадает с
выявленной с помощью шкалы для часовен в деревнях Бухалово и Кривцово.
Для храма в деревне Федосово официальные данные уточнены с установлением
зауженного временного диапазона в рамках известного хронологического
периода. Датировки более архаичные, чем официальные, но не вступающие с
ними в противоречие (с «пересечением» выявленного и официального
периодов датировки), получены автором для часовен в деревнях
Тыр-Наволок, Медвежий остров, Карпово, Минино (Георгиевская часовня),
Семенова, Тарасово.
Результаты хронологической атрибуции часовен Кенозерья с
использованием архитектурно-археологической шкалы для датировки
культовых построек .
Часовня |
Официальная датировка |
Время постройки, выявленное с помощью шкалы |
Часовня-«крест» Успения в д. Тырышкино |
XVIII в. |
Рубеж XVIII - XIX в. или вторая половинаXIX - начало
XX в. |
Часовня Иоанна Богослова в д. Зехново |
XVIII в. |
Вторая половина XVIII - начало XIX в |
Часовня Архистратига Михаила в д. Федосово |
XVIII в. |
Последняя четверть XVIII в. |
Часовня Кирика и Улиты в д. Филипповская |
Вторая половина XIX в. |
Вторая половина XVIII в. |
Часовня Никольская в д. Вершинино |
XVIII или начало XIX в. |
Вторая половина XVIII - первая половина XIX в. |
Часовня Сошествия св. Духа в д. Глазово |
Начало XIX в. |
Вторая половина XVII или середина XVIII в. |
Часовня Афанасиевская в д. Тарасово |
Середина XIX в. |
Первая половина XIX в. |
Часовня Флора и Лавра в д. Семеново |
Середина XIX в. |
Первая половина XIX в. |
Часовня Макариевская в д. Осташевская |
Конец XVIII - начало XIX в. |
Первая половина
XVIII
в. |
Часовня Макариевская в д. Осташевская |
Конец XVIII - начало XIX в. |
Первая половина
XVIII
в. |
Часовня Анастас невская в д. Косицино |
Начало XX в. |
Вторая половина XVIII в. |
Часовня Дмитрия Солунского в д. Городское |
XIX в. |
Вторая половина XVIII в. |
Часовня Георгиевская в д. Минино |
Середина или конец XIX в. |
Вторая половина XVIII - первая половина XIX в. |
Часовня Никольская в д. Усть-Поча |
Конец XVIII в. |
Вторая четверть XVIII в. |
Часовня Пахомиевская в д. Карпово |
Конец XVIII - начало XIX в. |
Вторая половина XVIII в. |
Часовня св. Власия на о. Медвежий |
Конец
XVm
- начало XIX в. |
Вторая половина XVIII в. |
Часовня Пятницкая в д.Тырышкино |
Начало XIX в. |
Первая половина XIX в. |
Часовня Иоанна Богослова в д. Шишкино |
Начало XX в. |
Первая половина XIX в. |
Часовня св. Филиппа в д. Кривцово |
Середина XIX в. |
Середина XIX в. |
Часовня Казанская в д. Минино |
XIX в. или 1900-е гг. |
Вторая половина XVIII в. |
Часовня Николая Угодника в д. Бухалово |
XIX в. |
XIX в. |
Часовня Введения Богородицы в д. Рыжково |
Конец XIX в. |
Вторая половина XIX в. |
Часовня Диодора Юрьегорского в д. Тыр-Наволок |
XIX в. |
Вторая половина XVIII - первая половина XIX в. |
Наиболее значительное отступление в сторону архаизации от официальной
датировки выявлено у часовен в деревнях Городское, Усть-Поча,
Осташевской, Филипповской, Шишкино, Косицино, Минино (Казанская
часовня), Глазово.
Хронологическая атрибуция часовни
Казанской Богоматери в деревне Минино вследствие недостаточной
информации о храме проведена без учета особенностей оконных и дверных
заполнений, которые являются основополагающими при определении итоговой
датировки, поэтому ее нельзя рассматривать как достаточно корректную. В
связи с этим вопрос о точном времени строительства этого храма остается
открытым.
Для часовни в деревне Шишкино время
строительства, записанное со слов местных жителей, уточнено, при этом
данные паспорта памятника допускают уточненную датировку.
Часовня Святого духа в деревне Глазово, по данным паспорта, построена в
1805 году, но обоснования этой датировки не имеется. В паспорте также
указано, что она упоминается в «Списке населенных мест Олонецкой
губернии» за 1873 год. Поэтому, говоря об официальной датировке, в связи
с отсутствием ее аргументации 1805 годом можно однозначно утверждать
лишь то, что она была срублена до 1873 года. Особенности окон усложняют
датировку, допуская два предположения: вторая половина XVII века (если
окна появились при промежуточной реконструкции храма) или середина XVIII
века (если окна первоначальные).
Часовня в деревне
Косицино построена в 1923 году по аналогу на месте старого, сгоревшего
храма. Время постройки, выявленное с помощью шкалы, указывает на время
строительства первоначальной часовни.
Для часовен в
деревнях Усть-Поча, Осташевской и Филипповской время постройки,
выявленное с помощью шкалы, ставит вопрос о корректности официальных
датировок, не имеющих достаточного обоснования.
Датировка более поздняя, чем официальная, но частично пересекающаяся с
последней, также не противоречащей шкале, получена для часовен в
деревнях Зехново, Вершинино, Тырышкино (Пятницкая часовня).
Часовня-«крест» в деревне Тырышкино, не имеющая полных данных для
корректного хронологического заключения, допускает две датировки. Обе
они более поздние, но первая частично накладывается на официально
принятый временной интервал датировки, а вторая выходит за его пределы.
Определенная автором дата строительства часовни в деревне
Рыжково хронологически расширена и включает в себя время возведения,
принятое как официальное.