СЕВЕРНАЯ ДЕРЕВНЯ
(фрагменты из книги "Русь
деревянная")
Русская северная деревня — это целый мир, яркий, цельный, своеобразный,
полный жизни, полускрытой от постороннего глаза. Чтобы познать ее, нужны
не часы и дни, а месяцы и годы.
Расположена она, как правило, по берегам
озер и рек, вблизи «большой воды». С ней крепко связана жизнь
северянина — рыбака, охотника, сплавщика леса...
озера для него едва ли не главная связь с внешним миром.
Все
избы обращены на озеро или реку — на «веселое», отрадное место. Стоит
такая деревня на берегу, смотрится в чистые, прозрачные воды, словно
красна девица в зеркальце. Поутру умывается в них, в непогоду притаится
угрюмо, а в волшебные белые ночи тихо грезит в зыбкой полудреме...
Сзади
к самым огородам подступает лес. У крестьянина с ним сложные отношения:
лес для него и друг и недруг. С лесом сплелась его жизнь, но у него же
он отвоевывает землю под пашню и луга, рубит, корчует пни, очищает от
кустарника и камней. Из валунов, собранных на полях, складывают ограды,
тянущиеся на много сотен сажень.
Деревеньки на Севере, как
правило, небольшие: пять — семь дворов. Если десять — пятнадцать, так
это уже считается большое село.
Избы крупные, добротные,
красивые. Неподалеку — амбары, на задворках — риги, у самой воды —
банька «по-черному». На косогоре ветряк раскинул крылья; колодезный
журавель вытянул свою тонкую, длинную шею. Садов и палисадников почти
нет — северная земля не для цветов и яблонь,— а лес, кусты — рукой
подать. Огороды, поля и вся деревня окружены изгородями из наискось
поставленных жердей. Ворота на самозапирающейся щеколде, чтобы скотина
не шастала туда-сюда и не травила посевы.
|
|
Крестьянин
издавна любил селиться по берегам рек и озер. |
На широких
русских просторах. |
В центре деревни
или где-либо в стороне, но на лучшем и видном месте стоит церковь, если
село большое, а чаще часовенка.
Раньше это было главное и
единственное общественное сооружение — самое большое, высокое и
значительное во всей деревне.
Глянешь
на такую деревню со стороны — вроде бы избы и сараи ставили как кому
бог на душу положит. Но в целом, если присмотреться, в планировке
деревни есть железная, нерушимая закономерность: чтобы и хозяину было
удобно, и соседу не мешало, и вид деревни не портило. Планировка не «под
линейку», не «по шнурку», а свободная, непринужденная. Она
соответствует естественным потребностям и вкусам человека и в то же
время общим планировочным принципам того времени, рожденным
многовековым опытом народа.
..
В этой
архитектуре — а северная деревня тому наглядный и убедительный пример —
с необыкновенной яркостью и полнотой воплотились лучшие черты русского
национального характера: возвышенная поэтичность мыслей и чувств, не
исключающая, однако, трезвой практичности; широкий удалой размах,
вольнолюбие, сознание собственного достоинства; глубоко эстетическое
отношение к жизни и природе, к любой самой простой и повседневной вещи
и каждому созданию рук человеческих.
За что ни возьмется северный крестьянин — все
сделает умело, добротно, с выдумкой и хитринкой, с неизменным чувством
красоты.
|
Амбарчик из Кижского музея-заповедника. |
Вот, к примеру, амбар. Точнее сказать, небольшой
амбарчик, хотя бы тот, что перевезен в Кижский музей-заповедник из
деревни Коккойла, Пряжинского района, в Карелии. Это обычный амбар,
сруб, самая простая двухэтажная клеть под широкой двускатной кровлей, с
галерейкой и крутой наружной лестницей.
В первом этаже сусеки для зерна, муки, крупы. Сусеки расположены в два ряда, вдоль правой
и левой стены, и сделаны они из толстых и широких досок. Собственно,
это встроенный в сруб длинный высокий ларь, разделенный внутри
поперечными перегородками. Каждый сусек подобен бункеру.... В верхнем этаже амбара сусеков нет.
Здесь в поперечные стены врублены нетолстые слеги — «грядки», на
которые развешивались шкуры, кожи, пряжа, одежда и т. п. Ниже грядок, у
самой стены, продольные широкие полки для мелких предметов; на полу —
сундуки, бочки, ушаты и прочая домашняя утварь. Освещается это помещение
небольшим оконцем-щелью, в которое не проникнет даже галка.
Особенно интересны и необычны большие причелины и
полотенца. Их свисающие «кисти» по своим очертаниям напоминают не то
стилизованную фигуру человека, словно создал ее резец первобытного
художника, не то огромную, тоже очень стилизованную, кисть руки. От этих
крупных и резких узоров веет глубокой языческой стариной.
|
Амбарчик на курьих ножках. |
В некоторых местах амбары ставились на столбах-сваях, предохранявших
зерно от зверей и грызунов. Иногда столбы под амбарами обтесывались с
боков наподобие гриба, шляпка которого служила простым и непреодолимым
препятствием для мышей, крыс и хомяков. А иногда вместо столбов
употреблялись пни с расходящимися во все стороны корневищами,
напоминающими птичьи лапы. Так что «избушки на курьих ножках» — это
не только обитель Бабы-Яги: они существуют не только в сказках, но и в
жизни.
..
|
Переулок амбаров. |
Вся жизнь крестьянина неразрывно связана с землей, с добыванием хлеба насущного.
Вспахал землю, посеял, собрал урожай, везет его молотить да веять на
гумно.
Гумно, или, иначе, рига,— крытый ток — весьма
прозаичное и практическое сооружение. Двое сквозных просторных ворот,
покатые взвозы, пол из широких тесаных плах, боковые отсеки для
отработанной соломы. Но в приземистых и спокойных очертаниях гумна
ощущается живое, человеческое чувство, какая-то умиротворенность и
тихая радость крестьянина. Поэтому он также тщательно обтешет бревна
сруба, сложит его не «абы как»,
а, что называется, на совесть, нередко украсит его причелинами и
полотенцем с простой, но выразительной резьбой, а ворота защитит сверху
навесом-козырьком. Вот так незаметная, самая обыкновенная хозяйственная
постройка входит в сферу архитектуры как искусства и занимает в ней
пусть скромное, но законное и достойное место.
Часто рядом с гумном можно встретить овин, предназначенный для просушки снопов перед
обмолотом... Нередко овин
соединяется вместе с гумном в одно целое. Тогда
получается постройка, позволяющая молотить хлеб даже в непогоду, когда
проливные дожди затягиваются на всю осень.
|
Коротким северным летом снопы сушат на "вешалах". |
В поле или на задворках у гумен можно увидеть еще одно любопытное сооружение,
напоминающее издали гигантскую «шведскую стенку». Несколько высоких
столбов поставлены в один ряд на расстоянии 4—5 метров друг от друга, и
сквозь них пропущены длинные жерди. Это так называемые «вешала»,
которые в какой-то мере заменяют овин и служат тоже для сушки снопов.
Разница лишь в том, что здесь используется не дым, а солнце и ветер.
У самой реки или озера, там, где женщины полощут белье, моют и начищают к
праздникам посуду, приютились небольшие баньки. Редкая из них претендует
на то, чтобы быть красивой. Чаще всего это примитивная постройка —
слегка вытянутая клеть, разделенная поперечной стеной на две неравные
части: маленький предбанник и более просторная собственно баня. Все они
еще недавно топились по-черному. Печь в них — «каменка», или «камелёк»,—
стоит сразу же за порогом бани, в правом углу. Но это и не печь в нашем
представлении, а груда камней на невысоком срубе, в которой искусно
выложено сводом топочное отверстие. Когда ее топят, огонь струится между
камнями, нагревает их, а дым стелется под потолком и выходит в дверь.
Котлов для подогрева воды тут нет. Раскаленные камни просто кидают в ушаты с
холодной водой и нагревают ее так, что она кипит ключом, не хуже чем в
чугунном котле.
Все оборудование такой бани составляют широкие
лавки вдоль боковых стен да в самом углу высокий ступенчатый «полок»
для любителей попариться веником. Два-три ушата для воды, ведро, шайка
и ковш — вот и все. В предбаннике еще проще: две скамейки по бокам, а
над ними забитые в стену деревянные «тычки» — вешалки для одежды. Сами
предбанники всегда холодные; северяне раздеваются и одеваются в них в
самые лютые морозы. И... никогда не простуживаются: замерзнув при
раздевании, хорошо прогреваются в бане, а прогревшись «до костей», не
успевают остыть при одевании.
В стороне от деревни, на отлете, по берегам быстрых и порожистых рек стоят
водяные мельницы. Их сразу и не отличишь от простого сарая —
обыкновенная рубленая клеть, где-то рядом крохотная избушка — временное
пристанище самого мельника. Подойдешь поближе — и увидишь гряду камней,
уходящую от берега наискось вверх по течению. Это — подобие дамбы,
направляющей воду в бревенчатый лоток. А над лотком мельничное колесо,
так хорошо знакомое нам по картинам многих русских художников. Веселый
шум его давно умолкнул... Теперь его повсюду заменили пар и
электричество.
Входишь внутрь такой мельницы — и перед тобой
раскрывается какой-то удивительный мир почти первобытной «деревянной
механики». Как умно — просто и удобно — да и красиво сделан весь этот
механизм, в котором, кроме одного-единственного железного шкворня в
жернове, все сделано из дерева! Осью мельничного колеса и своеобразным
трансмиссионным валом здесь служит огромное толстое бревно, а его
коренными подшипниками—сами стены и врубленные в них особые корневища.
На всем протяжении этого вала заделаны
массивные зубья, поднимающие и сбрасывающие в определенном порядке
тяжелые песты ступки-крупорушки. На этом же валу укреплена и главная
ведущая зубчатая шестерня величиной чуть ли не с паровозное колесо.
Через нее вращение передается на зубчатый барабан и вертикальный
шкворень, а от шкворня — к жерновам.
В отличие от водяных
мельниц ветряные заметны издалека. Они всегда стоят на виду у всех, на
самом высоком месте, чтобы ветер сильнее работал.
Старые русские мельницы-ветряки — это такой же кладезь строительной
премудрости и смекалки деревенских механиков. Все здесь тоже из дерева
рублено и тесано, только жернова каменные. Но как все продумано,
выверено, подогнано, как все просто и в то же время сложно и умно! Стоит
громада, машет крыльями — словно диковинная птица хочет улететь и не
может.
Северная мельница отличается одной особенностью. Чтобы
улавливать переменчивый ветер, она вращается вокруг своей оси вся
целиком, тогда как у обычных ветрянок
поворачивается только самая верхушка.
|
|
Ветряная
мельница с поворотным срубом. |
Ветряная
мельница с поворотом на "костре". |
Поэтому конструктивной основой
северной мельницы и ее осью служит толстый столб — «мертвяк», глубоко
врытый в землю, и прочный бревенчатый сруб — фундамент. Чтобы еще лучше
ловить ветер, мельницы часто поднимают высоко над землей, а мертвяк при
этом для прочности обстраивают на всю высоту бревенчатым пирамидальным
срубом — «костром». Формы таких костров бывают весьма разнообразны,
благодаря чему и вся мельница приобретает часто очень живописный и
причудливый силуэт.
Редко в какой деревне нет мельницы; она
является одним из немногих высотных элементов застройки северной
деревни, формирующих ее архитектурный пейзаж.
Через узенькие ручейки и широкие реки перекинуты мосты: иногда маленькие
мостики, иногда на сто с лишним метров в длину.
Мосты лежат на больших ряжах — очень крепких восьмиугольных срубах, вытянутых по
течению реки и загруженных крупными валунами. На ряжах — продольные
прогоны, и уже на них кладется сплошной накат из круглых бревен. Чтобы
накат в половодье не всплыл, по бокам мост загружается большими тяжелыми
камнями.
Эти мосты поражают каждого, кто их увидит. В их
богатырских срубах заложена удивительная сила, что под стать лишь
былинным героям: монументальность, присущая значительным произведениям
искусства. Романтику они покажутся пришедшими из старинной сказки, а
инженер подивится очень точному расчету крестьянских строителей и
необыкновенной величине пролетов — в 6—8 метров длиной — способных
выдержать не то что лошадь с телегой, но и современный трактор в
несколько тонн весом.
вы будете пробираться по несудоходным, так называемым малым рекам в
лодке, на байдарке или на плоту, то вам наверняка вдали от деревни
попадутся на пути небольшие лесные избушки — временное пристанище
косарей, сборщиков грибов и ягод, рыбаков и охотников-промысловиков.
Такие избушки обычно стоят на самых выигрышных, красивых и удобных
местах, которые северяне очень метко и образно называют веселыми.
Внешне эти избушки представляют собой простую, наскоро срубленную клеть
с небольшой дверцей и крохотным оконцем, покрытую либо
односкатной, либо двускатной кровлей. Все их внутреннее оборудование
состоит из широких нар, камелька, сложенного из дикого камня, да
подобия столика. Отапливаются они, как и старые бани, по-черному: в
комариную летнюю ночь это — единственное спасение.
Забредет
усталый охотник или путник в такую избушку, здесь для него и кров, и
постель, и тепло. Всегда найдет он наколотые дрова, щепу для растопки,
спички, котелок, соль в берестяном туеске, а то и щепотку чая, и кусочек
сахару, в тряпице под потолком — чтобы какой-нибудь зверек не сгрыз —
ржаные сухари. И словно дохнет избушка домашним уютом, согреет большой
душевной теплотой человека, позаботившегося о том, кто придет вслед за
ним.
Примитивная и убогая лесная избушка, срубленная на скорую
руку, пожалуй, самая нехитрая из всех крестьянских построек, самая
простенькая и неказистая. Но и она по-своему очень красива. Ладные
пропорции, скульптурная пластика и выразительность. Это строение
излучает теплоту натруженных рук и доброту человеческого сердца.
Пред
избушкой так называемая «лава». Это стол и две лавки. Проще этого
устройства, вероятно, не может быть уже ничего. По существу, это клетка,
сложенная из бревен, поверх которой положено еще одно бревно, только
расколотое и разваленное на две половины.
Два бревна, лежащие
на бревнах-подкладках,— скамейки, а две плахи, укрепленные на подкладках
и уложенные на этих скамейках,— стол. Вот и все! Просто, удобно,
практично и по-своему тоже очень красиво.
Такие лавы ставятся
всегда перед входом в избушку, в двух-трех метрах от нее. Длина их
бывает разной. В охотничьих станах, где обычно обитает один, редко два и
совсем редко три человека, лавы сравнительно короткие, по 1,5—2 метра. А
у сенокосных, «поженных» изб и в рыбацких станах, где летом живет много
народу, до 4 — 5 метров.
..
В северных промысловых станах можно встретить и
небольшой амбарчик для хранения припасов: продуктов, пушнины, дичи. Для
защиты всей этой снеди от грызунов и хищников амбарчики ставились на
столбах высотой от двух до трех метров.
Среди
мелколесья, окружающего поля северных деревень, часто можно увидеть
небольшие островки или куртины многовековых сосен и елей. Они довольно
резко выделяются на общем фоне своим темным массивным силуэтом с мягкими
контурами и привлекают внимание своей какой-то необычной,
заповедной
нетронутостью. Это деревенское кладбище — «городинка», или погост, как
его здесь называют.
|
Деревенское
кладбище - "городинка" |
Войдем под сумрачную сень этих древних
великанов, оглядимся кругом, помолчим. И тогда эта городинка станет для
нас еще одной примечательной страницей поэмы о деревянной Руси, еще
одной бусинкой в прекрасном ожерелье народного зодчества.
Низкий замшелый сруб бревенчатой ограды, высотой всего в 6—7 венцов, под
широкой двускатной кровлей. Он стелется по земле, следуя всем ее
неровностям, и теряется в густой тени нависающих еловых лап. У сельской
дороги — крохотная, совсем простенькая часовенка, все убранство которой
составляют несколько почерневших икон, стоящих на широкой полке.
Невдалеке от нее вход в ограду, один или два, примерно такие, какие
теперь можно увидеть, пожалуй, только в Кижском музее.
Входы в ограду — это символические и как бы игрушечные подобия проездных башен
в некогда грозных крепостях, как и сами ограды, повторяющие в
уменьшенном и упрощенном виде когда-то неприступные стены острогов. Ныне
они охраняют вечный покой предков «на том свете», как охраняли когда-то
их свободу и независимость грозные «всамделишные» крепости «на этом
свете».
За калитками густой зеленый полумрак, могилы, кресты,
обелиски с красной звездочкой. Некоторые ухоженные, убранные любящей и
заботливой рукой; иные забытые, с покосившимися, а то и упавшими
крестами, заросшие буйной травой.
На самом видном месте могилы
бывших богатеев с пышными мраморными или гранитными надгробьями, с
чугунными крестами и железными оградами фабричной работы, с золочеными
украшениями и велеречивыми надписями. Всем своим видом они рассчитаны на
то, чтобы привлечь к себе внимание. Но кричащая безвкусица, убогое
содержание лишь отталкивают от себя. От этих дорогих и претенциозных
ремесленнических поделок хочется скорее уйти.
С грустным
любопытством бродим среди таинственного полумрака, читая на крестах
незнакомые нам, чужие имена, пытаясь заглянуть под непроницаемую завесу
их прошлого... И вдруг где-то в самом углу погоста в зеленом кружеве
густого подлеска возникает совсем неожиданное. Низкий, наполовину
вросший в землю сруб — в два-три венца высотой, сажени полторы длиной и
полсажени шириной. Он заботливо покрыт двускатной кровлей с традиционным
шеломом на коньке и резными причелинками по торцам. А на шеломе простой
деревянный крест, не открытый, как обычно, а защищенный своей кровлей —
тоже двускатной, тоже с причелинками и шеломком и даже с небольшими
столбиками — сороками — на этом совсем маленьком шеломке.
Это
так называемый срубец. Когда-то в далекие языческие времена жители
лесного Севера хоронили своих предков не в земле, а в таких же срубах,
только, по-видимому, более солидных и прочных. Ныне они, пройдя
тысячелетнюю эволюцию, лишь оформляют могилу и предохраняют ее от
внешних повреждений и преждевременного забвения. Их тут немало. Сквозь
густые заросли виднеются еще и еще. Одни большие, другие поменьше,
третьи совсем маленькие, детские... Некоторые стоят поодиночке, а чаще —
целыми семьями. Одни еще крепкие, другие обветшалые, третьи уже почти
совсем сровнялись с землей. Новых таких срубцев теперь здесь
не
увидишь: разве только в самой отдаленной глуши. Так дошла эта седая
традиция культа мертвых от самых истоков древнерусской культуры до наших
дней.
К не менее интересным пережиткам язычества относится и
другая разновидность надмогильных памятников — так называемые столбцы.
Каждый из них — это своеобразное произведение деревянной пластики,
выполненное резцом талантливого художника. В них нет и тени
ремесленничества— того особого и подчас трудноуловимого сочетания
высокого уровня технического исполнения с низкими художественными
достоинствами. Все эти столбцы, в общем-то, довольно однотипны, но среди
них не найти двух одинаковых.
Небольшой, до сажени высотой,
столб круглого, восьмигранного или прямоугольного сечения, защищенный
сверху двускатной кровелькой с неизменными причелинками, шеломком и
сорочками: иначе и не назовешь эти детали — так они малы и изящны. В
верхней части столба врезана литая медная иконка с изображением того
святого, имя которого носил умерший. А ниже — вся средняя часть столбца
покрыта крупной и сочной порезкой, напоминающей резьбу на столбах крылец
и галерей старинных сооружений.
..
Укрытые
в густом сумраке старого ельника или в прозрачной тени величавых
развесистых сосен, эти столбцы производят глубокое впечатление. Их
суровый и лирический образ, пропитанный терпким ароматом Древней Руси,
оставляет в памяти неизгладимый след.
|
Последняя гавань помора. |
Совсем другой образ
погоста видится в поморской деревне, затерявшейся на отдаленном берегу
Белого моря. Среди безлесных песчаных дюн, на «пустом» месте, у
студеного моря стоят громадные, массивные кресты высотой метров в
пять-шесть. Стоят гордо и твердо, как воины, широко расправив могучие
плечи, и кажется, нет такой силы, которая могла бы сломить их непокорный
дух.
Под напором морских штормов дюны со временем
перемещаются, как барханы в песчаных пустынях. Поэтому некоторые кресты
уже вросли в землю «по пояс», другие — почти совсем занесло песком. Но
большинство из них возвышается во весь свой гигантский рост, упорно
сопротивляясь времени и стихии.
..
Нет,
приниженный и слабый человек не мог создать такие образы, исполненные
несокрушимой, какой-то титанической силы, достоинства и
самоутверждения. Их мог создать только сильный и мужественный народ,
вся жизнь которого — это суровая героика повседневных будней.
Избы,
амбары, сараи, риги, баньки, стайкой притулившиеся у берега реки,
ветряные и водяные мельницы, журавли колодцев, веселые лесные избушки и
сумрачные погосты — все это вместе и есть деревня.