А.В.Ополовников, Г.С.Островский
ПРО ИЗБУ
(фрагменты из книги "Русь
деревянная")
Рубка "в обло" (концы бревен выходят за пределы стены). | Рубка "в лапу" (концы бревен не выходят за пределы стены). |
Поднялся сруб, выложены над его торцовыми стенами бревенчатые треугольные
фронтоны — «щипцы», на которые ляжет вся тяжесть подкровельных конструкций.
Теперь надо покрыть избу крышей. Покрытие это на Севере делается «по потокам
и курицам», как говорят здешние плотники.
Кровля северной избы
Это вторая глава «деревянной поэмы». Как просто,
мудро и в то же время сложно соединены в ней все части! Нет ни одного
гвоздя, но она надежна и прочна. В то же время в силуэте целого, в каждой
детали ощущается рука зодчего и скульптора, творящего во имя пользы и
красоты.
Курица - ствол ели с ответвлением корня в виде крюка. В него упирается брус или лоток. |
Стык обоих скатов крыши закрывает выдолбленное снизу тяжелое бревно, которое
на Севере называют «охлупень», или «шелом».
Охлупень - выдолбленное снизу бревно прикрывает стык двух скатов кровли (конек). |
Что значил конь для русского крестьянина, говорить излишне. Он сопутствовал
ему во всей жизни, был верным помощником и в труде и в бою. Не случайно без
«сивки-бурки» не обходится почти ни одна былина и сказка. Этот образ оживал
в руках «древодельцев»: шеломы-коньки устанавливались на самом высоком месте
избы. В северных деревнях конек испокон веков был предметом особой гордости хозяев и творческого соревнования
строителей. У кого он красивее, у того изба лучше, а мастер искуснее.
Чтобы закрепить кровельный тес, шелом на крыше прижимают к коневой слеге
особыми шпонками с клиньями — «сороками». Издали их наружные концы, ритмично
расставленные на шеломе, действительно напоминают сорок, сидящих на крыше...
Несмотря на свои малые размеры, сороки четко рисуются на
фоне светлого неба и очень оживляют вытянутую горизонталь конька. Вместе с
шеломом и деревянным дымоходом — «дымником»,— зачастую сложной и занятной
формы, они венчают все здание и вносят в его силуэт очень важный,
завершающий штрих.
Выпуски бревен - помочи - для поддержки свесов кровли |
Причелина - резная доска, закрывающая торцы подкровельных бревен. |
Не очень-то любил северный плотник витиеватые и затейливые украшения, но
здесь, в резьбе причелин и полотенец, он давал волю своей фантазии. Как
поразительно тонка и разнообразна их ажурная резьба, сколько мастерства и
какой-то наивной, бесхитростной радости жизни в этих сквозных орнаментах!
Что
ни изба — какая-нибудь новая выдумка... Но почти всегда на конце причелин и
полотенец резная круглая розетка — символическое изображение солнца. В этих
символах, ставших давней и прочной традицией, слышатся отголоски далеких
времен, когда славяне-язычники
поклонялись самому могучему и доброму божеству: Яриле — Солнцу. Вырезая
символ солнца — розетку, русский крестьянин словно навсегда овладевал
частичкой его вечного живительного тепла.
Потоки и курицы, шеломы и сороки, причелины и подзоры — слова-то
какие! —
красочные: древние, пропитанные густым ароматом смолистых бревен, духом
самобытной строительной культуры русского народа. И это же не только детали
конструкции, но и понятия архитектуры как вида искусства.
Накладной наличник с волютами над окном |
Во многих северных избах встречаются такие особенности, которые присущи
только местной школе русской гражданской архитектуры. Одна из них — узкая
галерейка, опоясывающая ажурной каймой всю жилую часть дома, или,
по-местному, «гульбище». Когда-то такие гульбища служили для закрывания
наружных оконных ставен на ночь: зимой, чтобы защититься от леденящих ветров;
летом, чтобы укрыться от назойливого света белых ночей. Но со временем,
когда вошли в быт зимние рамы и занавески а окнах, эти ставни и гульбища
утратили свое практическое назначение стали просто декоративным украшением.
Крыльцо избы
Но где с особенной силой и полнотой проявляется декоративный талант и
неистощимая изобретательность крестьянских зодчих, так это в архитектуре
крыльца. Сколько здесь вариантов, сколько интереснейших находок и тонкого
художественного вкуса!
Крыльцо на Севере обычно высокое, большое, просторное. Оно выходит в
сторону улицы, но ставится, как правило, на боковом, южном фасаде.
Эта асимметрия композиции придает всему облику избы особенную прелесть
и своеобразие. Нередко крыльцо ставится на один большой столб — такие
часто встречаются в Олонецком крае и на Двине.. Резные столбики
поддерживают кровлю, украшенную ажурным подзором. Поставит мастер такое
крыльцо— и весь дом, серьезный, добротный, основательный, словно
озарится доброй светлой улыбкой.
Удивительно хороши эти северные золотистые избы! Реализм
композиционного решения, сильные и крупные архитектурные массы,
простота и многообразие форм, средств и приемов, острота и
выразительность художественного контраста мощного сруба и деревянного
кружева украшений, наконец, глубокая, подлинная гуманистичность — все
это ставит их в один ряд с лучшими произведениями русского народного
зодчества.
Курные избы
С давних времен и вплоть до XIX века на Севере, да и по всей России,
ставили почти исключительно «курные» избы, в которых топили
«по-черному».
Дымник курной избы |
Уже само название «курная изба» вызывает у нас привычное — и, надо
сказать, поверхностное, неверное — представление о темной и грязной избе
последнего бедняка, где дым ест глаза и повсюду сажа и копоть. Ничего
подобного!
Полы, гладко обтесанные бревенчатые стены, лавки, печь — все это сверкает
чистотой и опрятностью, присущей избам северных крестьян. На столе
белая скатерть, на стенах — вышитые полотенца, в «красном углу» -
иконы в начищенных до зеркального блеска окладах. И лишь несколько
выше человеческого роста проходит граница, за которой царит чернота
копченных верхних венцов сруба и потолка — блестящая, отливающая синевой,
как вороново крыло.
Вся система вентиляции и дымоотвода продумана здесь очень тщательно,
выверена вековым житейским и строительным опытом народа. Дым, собираясь
под потолком — не плоским, как в обычных избах, а в форме трапеции, —
опускается до определенного и всегда постоянного уровня, лежащего в
пределах лишь одного-двух венцов.
Воронцы - длинные деревянные полки вдоль стен на уровне головы. |
Интерьер русской избы — это столь же высокое искусство, как
Северная изба — это царство дерева.
Всё, или почти всё, сделано здесь
руками крестьянских умельцев. Привозного, покупного мало: деньги в
деревнях были дороги. Долгими зимними вечерами долбили громадные ковши
смелой и благородной формы, резали миски и ложки, плели кошели и
солонки, в которых соль всегда оставалась сухой, мастерили из бересты
туеса для ягод, меда и грибов. Предметом особой гордости считались
прялки. Между хозяйками существовало своеобразное соревнование: чья
прялка украшена более тонкой росписью и резьбой. Поэтому в северных
деревнях редко встретишь две одинаковые прялки. Из дерева мастерили и
ткацкие станки. Вещи всё простые, обычные, утилитарные, и делались они,
понятно, не для выставок. Быть может, порой они получались слегка
корявыми и грубоватыми, но сколько в них внутреннего изящества, вкуса,
стремления мастера к прекрасному...
Кружевная резьба причелин - главное украшение северных изб. | Задорный конек на конце охлупня - гордость каждого хозяина. |
Изба без печи — не изба.
С печью, занимающей едва не половину избы,
связан весь быт русского крестьянина — от рождения до смерти. И сложена
она просто, практично, умно и по-своему красиво. Сбить хорошую печь
способен не всякий мастер.
Что же значит печь для крестьянина?
Печь и светит. В «жаротоке» всегда уголек тлеет, на светце, что к печи
прибит, лучина потрескивает, а в печном столбе есть место для огнива или
спичек.
Печь и моет. В печи и помыться иногда можно — особенно ребенку удобно,
не хуже, чем в иной баньке. Здесь же и рукомойник над лоханью.
Печь и лечит. Каждый крестьянин знает, что печная лежанка — верное
средство от простуды и всяких прострелов.
Печь и сушит. На печи всегда и одежду сушат, и на зиму впрок готовят
сущик — мелкую сушеную рыбешку, грибы, ягоды.
Печь и спать уложит. Старые да малые всегда на печи. Сбоку для них и
деревянная лежанка сбита. А зимой младенцев нередко в теплую золу
посадят, чтобы холодом не прохватило.
Много еще служб есть у русской печи. Здесь есть и лесенка-голубец в
подклет: там что-то вроде холодного погреба устроено. В особом
встроенном шкафчике чайная посуда хранится. От печного столба под прямым
углом идут две чистые светлые полки — они тоже называются воронцы. На
одном из них — «женском» — всякая хозяйственная утварь: миски, ковши,
туеса; а на другом — «мужском» — домашние инструменты, охотничьи
припасы, мелкая рыболовная снасть и т. д. Зимой, в морозы, под печкой
держат кур. Сбоку от шестка — резной деревянный «коник»; он отделяет
шесток от рукомойника и служит удобным местом для полотенец и чистых
тряпок.
Вот так печь! Прямо «комбинат бытового обслуживания»! Недаром Емеля не
хотел слезать с нее и по щучьему веленью прямо на ней въехал в царский
дворец.
Таковы лишь некоторые «главные службы» русской печи. Но как интересно
продумана и рациональна вся ее конструкция, как выразительна форма,
неразделимо связанная с общим архитектурным решением интерьера всей
избы!
Основанием печи служит так называемое «печное место», или «опечье»,—
массивный сруб, сложенный из толстых, гладко вытесанных и, конечно,
некрашеных бревен. На нем устроен скрытый для глаза сплошной настил из
мощных пластин, на котором и покоится массив самой печи. Внутри сруба
есть еще одно перекрытие; оно делит все внутреннее пространство подпечья
на две части: верхнюю, где лежат ухваты, лопаты для хлебов и прочая
печная утварь, и нижнюю, куда зимой помещают кур. На мощных
кронштейнах-выпусках красивой упругой формы покоится шесток
толстая и широкая доска перед печным устьем: место, куда предварительно
ставится все, что должно быть поставлено в печь или вынуто из нее. С
одной стороны шестка, обычно с левой, стоит коник — резная доска, а с
другой стороны, у стены, находится жароток, где хранится в золе горячий
уголь.
В углу печного сруба, обращенного внутрь помещения, вплотную к конику
установлен массивный квадратный столб. Он выполняет одновременно
несколько функций: служит опорой для двух воронцов, расходящихся от него
под прямым углом; в него забивается железный кованый светец для лучины и
крюк для висячего рукомойника; на него же опирается деревянная лежанка
у печи; в нем же сделано круглое углубление наподобие дупла, где прежде
хранились сухой трут и огниво, а теперь спички; к столбу, наконец,
крепится и сам коник — этот своеобразный санитарный барьер,
отделяющий чистое место, где готовится пища,— шесток — от рукомойника и
лоханки под ним, от лежанки и от печур для сушки рукавиц и носков.
Под самым шестком широкое отверстие в верхнее подпечье — подшесточница.
Под ним, почти у самого пола, красивый ритмический ряд небольших
отверстий — продухов — для вентиляции подпечья. Они же в зимнее время
служат оконцами для кур, через которые пернатые постояльцы клюют корм
из стоящего тут же узкого и длинного долбленого корытца. Впускают и
выпускают кур через небольшое волоковое оконце в подпечье, сделанное у
самого входа в избу, чтобы меньше было грязи. Тем же путем выдворяют
иной раз и провинившуюся кошку.
Сейчас курных изб не встретишь. Какие и были, так уж давно перестроены
в «белые»: устроен кирпичный дымоход и потолки из чистых, белых плах.
Время шагает вперед. Курной избе, как и многим другим атрибутам
минувшего, подписан приговор, не подлежащий обжалованию. Не будем о ней
жалеть. Но ее место не на свалке истории, а в музеях народного
деревянного зодчества. Там расскажет она и о бытовом укладе русских
крестьян, и об их высокой одаренности, поднявшей простую избу до уровня
замечательных памятников архитектуры.
Примечания:
1. Источник
- глава из книги А.Ополовникова и Г.Островского "Русь деревянная", М.
Дет. лит-ра, 1981 г.
2. С небольшими сокрашениями.
3. Разбивка на
смысловые участки - ведущего сайт.
4. Фотографии и рисунки - из
книги.