А.В.Ополовников
МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ
(из книги "Русское
деревянное зодчество")
В северных русских деревнях и сейчас еще можно встретить своеобразные
маленькие открытые часовенки, возведенные над памятными крестами. Памятные
обетные кресты и надгробия представляют собой малые архитектурные формы.
Ничто так не консервативно, как погребальный обряд. В этой области более,
чем где-либо, сказывется приверженность людей к стародавним обычаям и,
следовательно, к возведению над могилами своих отцов таких же надгробий,
какие ставили их прадеды. В отдаленных районах России эти обычаи сохранялись
долго, вплоть до начала нашего столетия.
Из века в век перекочевывали и традиционные
художественные формы народного деревянного зодчества, хотя созданы они были
давным-давно и корни, вскормившие их, тоже давным-давно ушли в историческое
небытие.
Примеров, подтверждающих это, - великое множество. Один из них - резной
декор на сравнительно поздних произведениях народного деревянного зодчества,
относящихся к концу XVIII и даже к XIX веку. Общеизвестно, что многие
элементы этого декора сложились еще в глубокой древности как символы,
отражающие языческие верования. Среди них, например, круглая розетка на причелинах,
олицетворяющая бога жизни - солнце; конская голова на шеломе и «курицах» -
символ пути в бессмертие; зубчатый «городок» - один из атрибутов
изображения символа плодородия - богини Берегини; резное, словно вышитое,
«полотенце» под коньком - символ жизненной чистоты и т. п.
Все эти и многие другие декоративные мотивы, пришедшие из глубины веков,
прочно утвердились в народном зодчестве более позднего времени и
переродились в его характерные и типичные формы. Однако на них мы не видим и
тени религиозного мистицизма и суеверий, которые породили их и довели до
законченной художественной формы. Для нас, как и для народных зодчих
XVIII—XIX веков, они были и остаются просто красивыми, тонко прорисованными
и тектоничными архитектурно-конструктивными формами. То же можно сказать о
памятных крестах и древних надгробиях.
Памятными крестами в старину на Руси отмечали различные места, имевшие
какое-то особое значение. Их ставили там, где сгорела или упразднена
церковь, где кто-то был убит молнией или внезапно, без покаяния, умер, у
въездов на мосты, у перекрестков или развилок дорог, просто на деревенской
улице и всюду, где считали нужным осенить себя крестным знамением. Вне
зависимости от скромности или богатства их отделки они украшались с тем же
тактом и пониманием свойств материала, что и наружные детали зданий.
Для предохранения крестов от дождя и снега над ними иногда делали
двускатные крыши самых разных форм и размеров. Крыши, если они были
большими, опирали по краям на столбы, врытые в землю или укрепленные в
низком срубе. Получалась как бы открытая часовенка.
|
|
Обетный крест-часовня
в д.Наволок, Карелия |
Обетный крест-часовня
в д.Терусельга, Карелия |
Во всем облике таких часовен с точки зрения общепринятых канонов архитектуры
нет ничего особенного, формы их и конструкции предельно просты. Причем среди
них нет ни одной, которую нельзя было бы встретить в каких-либо других
памятниках народного деревянного зодчества. Здесь все тот же знакомый нам и
по культовым и по гражданским постройкам набор традиционных
архитектурно-конструктивных приемов, но композиционно переосмысленных; все
те же тесовые кровли «по потокам и курицам», те же коньки, шеломы и
«сороки», те же причелины и «полотенца».
Конечно, далеко не каждая постройка обладает полным
набором этих традиционных элементов. Есть и такие, у которых всего одна,
едва заметная декоративная деталь, а есть и вовсе без декора.
В часовне из деревни Наволок причелины с едва
заметной, очень деликатной резьбой прикрывают подкровельную конструкцию. Причелины придавали облику
постройки законченный вид, простой и по-домашнему привычный.
В облике часовни из деревни
Тёрусельга, насыщенном декоративной резьбой, нет и намека на строгость и
аскетизм. Напротив, она выглядит радушно-привлекательной. И только массивный
крест под ее кровлей заставляет задуматься, сменяя впечатление светлой
праздничности глубокой, печальной сосредоточенностью. В такой смене
впечатлений, в радужной оболочке вещей, в общем-то очень грустных, видится
тонко осмысленное восприятие жизни, мировоззрение, построенное не только на
знании, но и на мужественном, непоколебимом приятии всех ее суровых законов
и вместе с тем восхваляющее жизнь как праздник, которым ежеминутно должен
дорожить человек.
Есть у заонежской часовни одна
деталь, которая в русском деревянном зодчестве встречается уже почти только
на захоронениях, да и то редко. Это - резной гребень, поставленный вдоль
конька кровли и укрепленный на нем узорчатыми
сороками». Подобные гребни на стыках кровель - и прямоскатных и
криволинейных - были в Коломенском дворце. В культовое зодчество этот прием
перешел, по-видимому, от жилых хоромных древнерусских построек.
Все часовенки-навесы
из карельских деревень являются сравнительно поздними сооружениями,
созданными, правда, в разное время. В целом это сугубо христианские
постройки. Но к очень давним отголоскам язычества можно отнести саму идею
захоронения (и постановки креста) в срубе, как бы в домике. В глубокой
древности, по языческим верованиям такие
постройки, установленные над могилами, символизировали жилище «души» покойника. По существу, это были
маленькие часовни. В них устраивалась дверь, а иногда и небольшие оконца;
внутри на полках размещались иконы и кресты, по
бокам стояли лавки. Многовековая эволюция древних
обычаев и форм привела к возникновению открытых часовен, или, точнее,
навесов над крестами. Есть в этом типе построек и четко утилитарное начало
- предохранение креста от дождя и снега.
Двускатные тесовые кровли
устанавливались не только над памятными (обетными), но и над кладбищенскими
крестами и над могильными «столбиками». Только делались они неширокими, без
дополнительных опор.
| Кладбище в селе Усть-Яндома,
Карелия |
«Всякое кладбище - показатель поэтического и художественного вкуса народа. Люди стараются
украсить то, что им дорого» А северные старинные кладбища - их еще называют городинками
или погостами - это особый, сказочно-таинственный мир, защищенный от реального тишиной былых
жизней.
Удивительны старые северные кладбища и тем, что на них мирно соседствуют
отзвуки далеких языческих времен и философский аскетизм христианского
средневековья. Одно из таких кладбищ есть в поморском селе Ковда.
| Кладбище в селе Ковда, Карелия |
Таким же примерно было кладбище и близ Никольской церкви Муезерского
монастыря.
Кладбище близ Троицкой церкви Мукзерского монастыря, Карелия |
Все реже и реже в наше бурное время можно встретить подобные реликвии
далекого прошлого. Подкупает очарование самобытно-чистых форм. Столь же
остро воспринимается их органическая слитность с природой, будто они были
ею самой и созданы, как расцвеченные лишайником валуны и раскидистые сосны.
Немало удивляет и воплощенная в них неподвижность бытового уклада жизни
поморов и какая-то истовая приверженность к традиционным образам, сумевшая
пронести через многие века обычаи, формы и эстетические идеалы,
сложившиеся еще в далекие языческие времена, задолго до крещения Руси.
Каждое такое надгробие составляют две части - домовина и
столбец
|
|
Домовина на кладбище в селе Ковда, Карелия |
Захоронение в селе Шалга, Арханельская. обл. |
Домовина - это вытянутый прямоугольник, покрытый
двускатной тесовой кровлей. Она укладывается на могильный холм и по
отношению к нему выполняет две основные функции: защищает его от повреждений
и служит для него своего рода архитектурно-декоративной облицовкой и
оформляющим футляром. Кроме того, у домовины есть и другая функция -
идейно-символическая. По древним поверьям, в домовине обитает дух умершего,
и поэтому ей придаются формы, характерные для жилья, но, разумеется, в
условно-символическом виде и меньшем масштабе. Та же конструкция сруба и кровли; тот
же неизменный шелом с конской головой, чуть дополненной фантазией; те же
резные причелины и их традиционные декоративные мотивы - круглое «солнце»,
ступенчатый «городок», мягко изгибающийся «бегунок», лапчатые «кисти» и
другие. И даже в общей форме домовины условно воспроизводится конфигурация
избы типа «брус» - самого распространенного и количественно преобладающего
типа, в котором все жилые, хозяйственные и вспомогательные помещения
нанизаны на продольную ось и сблокированы в один вытянутый прямоугольник, перекрытый общей
двускатной кровлей.
Обращает на себя внимание еще одна
типичная деталь, несущая тоже весьма любопытную символическую нагрузку, -
небольшое оконце на западном торце домовины
Через него, полагали, душа умершего общается с оставшимися в живых близкими
и через него же в поминальные дни она получает от родных дары, необходимые
для беспечальной жизни на «том свете». Женщинам через такие оконца
родственники передавали шерсть для пряжи, кусочки разноцветной материи,
иголки, нитки и т.п.; мужчинам - принадлежности рыбацкого и охотничьего
промысла; детям - игрушки; а всем вместе - пищу и даже мелкие деньги. И все
эти приношения, трогательные в своей наивности, никогда не брались
посторонними. Оконца в домовинах невелики - в них с трудом проходит только
кисть руки взрослого человека; по рисунку они тоже очень скромны: круг,
полукруг, квадрат, прямоугольник и ромб - вот и весь набор их традиционных
форм.
Домовины встречаются двух конструктивных типов - рубленные из бревен, или «срубцы», как их еще
называют, и сбитые из досок
Первые из них, более древние и редкие, представлены здесь уже
только в руинах. А вторые, более поздние, сохранились гораздо лучше, и по
количеству они преобладают.
Кровли домовин тоже имеют две разновидности. На срубцах кровельный тес
укладывается вертикально, как и на всех других постройках, то есть так, что
его верхние концы опираются на коневую слегу, а нижние концы - на продольные
стены. А на дощатых домовинах, не имеющих коневой слеги, тес кладется
горизонтально «внахлест» и опирается на торцовые стенки. И наконец, надо
отметить, что общие
размеры домовин неодинаковы. Хотя в большинстве
своем они мало отличаются одна от другой, но среди них нередко можно увидеть
и значительно меньшие, очевидно женские, а то и совсем маленькие, детские.
Другая составная часть надгробия -
его столбец
|
|
Столбец на кладбище близ Никольской церкви Муезерского монастыря, Карелия |
Резной крест на могильном столбце близ Никольской церкви Муезерского монастыря, Карелия |
Он ставится в голове могилы, вплотную к восточной
стенке домовины, и представляет собой невысокий (до полутора метров высотой)
столбик прямоугольного, круглого или восьмигранного сечения, не превышающий
в поперечнике восемнадцати сантиметров. Символический смысл столбца ещеболее значителен, чем домовины.
По самой идее, заложенной в нем, он заменял
надмогильный крест и тем самым сознательно и дерзко противопоставлялся
этому самому высшему символу христианства.
Таким образом, столбец - не только пережиток язычества. Он выступает и как
прямой отголосок эстетических идеалов наших далеких предков, как элемент
самобытной художественной культуры, которую русский народ пронес через
века. Он же еще раз свидетельствует о религиозном двоеверии русских, в
сознании которых «византийские погребальные обряды с учением о бессмертии
души и воскресением, легко соединялись с первобытным культом мертвых.
В каждый столбец с западной стороны, обращенной к домовине, врезана
небольшая медная иконка - из тех, что ныне принято считать "поморским
литьем", которые в XVIII-XIX веках в огромном количестве производились в
выговских скитах и оттуда расходились по всей России.
|
| Кладбище
в селе
Шуерецкое, Карелия |
А ниже иконы, в средней части столбца, вытесаны простые, крупные и
сочные формы, почти такие же, как на резных столбах крылец и галерей самых
различных
старинных зданий. Вариации этой резьбы бесчисленны: что ни столбец, то свой особый ее рисунок,
свое индивидуальное лицо.
Фрагменты надгробий близ Кемского погоста, Карелия |
Но почти
на всех столбцах резьба построена по одному общему принципу -
принципу контрастного сочетания крупных, лаконичных, упругих линий и форм с
мелкими, ритмично чередующимися деталями.
Есть столбцы вообще без резьбы.
Если бы не иконки и
кровельки, они были бы похожи на простые межевые
стлбы на лесных делянках и пожнях. Если внимательно присмотреться к
столбцам, то можно различить среди них два типа. Между собой их сближает
только одинаковость миниатюрных кровель и коньков, а разделяет совершенно
разная структура художественной формы. В столбцах первого типа основой
тектонической структуры служит объемная форма и круглый всефасадный декор. А
в столбцах второго типа за эту же основу приняты плоская форма и
двухсторонний профильный декор. Но обе разновидности художественной формы
столбцов не только не диссонируют между собой, а, напротив, дополняют друг
друга и создают своеобразный микроансамбль, глубинно-народный в своей основе.
Деревянные надгробия в Ковде - это, наверное, уже последние на всей планете реликвии такого рода.
Новое кладбище в Ковде, отделенное от старого неширокой луговиной, в
основном мало отличается от всех других современных сельских кладбищ. И
лишь в одном углу этого кладбища, самом глухом и заросшем, сгрудилась
обособленная группа надгробий старого образца. Но здесь домовин уже нет,
только один столбцы и несколько крестов того особого типа, который и до сих
пор в Поморье встречается часто и повсюду. Огромные, массивные, до четырех
метров высотой, поставленные словно не людьми, а титанами, покрытые, будто сплошным ковром,
неглубокой, выемчатой резьбой, сотканной из символических знаков. Этот
полузаброшенный и необычайно поэтический уголок, пронизанный духом
Древней Руси, - своеобразный старообрядческий филиал кладбища.
Массивные кресты ставились
когда-то над поморскими захоронениями не только на кладбищах, но и
прямо на берегу Белого моря
Отдельные захоронения в селе Ковда, Карелия |
Сильное и даже жуткое впечатление производит такое
кладбище, где вокруг - неумолчный рокот моря, свежий ветер да голые,
слегка волнистые пески...Такие образы, исполненные титанической силы, достоинства и
самоутверждения, мог создать только сильный и мужественный народ, вся
жизнь которого - суровая героика повседневных будней.
В образах древних надгробий и памятных крестов видится не просто
символическое действо, облаченное в традиционную форму. В их содержании
было и нечто более глубокое - осмысление длящейся жизни во времени и в
отношении к вечности.
Примечания:
1. Из книги А.В.Ополовникова "Русское деревянное зодчество". Москва
"Искусство" 1986.
2. С небольшими сокращениями.
3.
Фотографии - из книги.