КЕНОЗЕРЬЕ
по материалам Первой Онежской экспедиции ГЦХРМ 1958 г.
(из архива ВХНРЦ им. акад. И.Э.Грабаря
)

В архиве ВХНРЦ им. акад. И.Э.Грабаря в личном фонде Н.Н.Померанцева хранятся бесценные документы, свидетельствующие о большом вкладе, сделанном реставраторами и научными сотрудниками Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. акад. И.Э.Грабаря в дело выявления, описания и реставрации памятников искусства Русского Севера.
В настоящем издании* впервые публикуется ряд таких документов. Это материалы Первой Онежской экспедиции ГЦХРМ Министерства культуры РСФСР по выявлению, охране и собиранию произведений древнерусского искусства, состоявшейся в сентябре 1958 г.: удостоверение, выданное заведующему отделом ГЦХРМ товарищу Н.Н.Померанцеву, руководителю Онежской экспедиции; акт о вывозе из бывшего Макарьевского Хергозерского монастыря в Каргопольский краеведческий музей двух икон; отчетные сведения о работе Онежской экспедиции 1958 г. Кроме того, публикуются 16 фотографий, выполненных Н.Н.Померанцевым.

1. Удостоверение Н.Н.Померанцева.


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР
УДОСТОВЕРЕНИЕ
Выданно заведующему отделом Государственной Центральной  художественно-реставрационной мастерской  тов. Померанцеву Николаю Николаевичу, руководителю Онежской экспедиции,  командированному  Министерством культуры СССР  в г. Каргополь, Каргопольский, Няндомский,  Приозерский и Коневский районы Архангельской области в соответствии с приказом Министра культуры СССР от 19 февраля 1958 г. №142 "О мерах по сохранению произведений древнерусского искусства".
На экспедицию возлагается  выявление, учет и принятие неотложных мер  к сохранению произведений  древнерусского искусства в целях их дальнейшей реставрации.
Просим партийные, государственные и советские  органы Архангельской области оказывать всемерное содействие  в работе экспедиции, направленной Министерством культуры СССР.

Государственный иеспектор по охране памятников культуры
                                           /Б.Михайлов/

---------------------------------

2. Отчетные сведения
о работе Онекской экспедиции Государственной Центральной Художественно-Реставрационной мастерской Кинистерства культуры РСФСР по выявлению, охране и собиранию произведений древнерусского искусства в сентябре 1958 года.


 2.1
Маршрут экспедиции

Памятники ,архитектуры, находящиеся в наргопольском и отчасти в Приозерном районах Архангельской области, были обследованы Онежской экспедащией 1968 г. лишь частично ввиду крайнего бездорожья, отсутствия необходимых средств передвижения, ограниченности времени и недостаточности выделенных экспедиции средств.

При данпых условиях наиболее целесообразным для обследования представлялось наметить следующие четыре маршрута, по которым можно было попасть в места сосредоточения наиболее значительных памятников.

Первый маршрут
был намечен по Пудожскому тракту в направлении к Лёкшмозеру, расположенному на северо-запад от г.Каргополя. По  этому маршруту были обследованы следующие памятники:
I) Воздвиженская деревянная часовня 18 века Печниковского сельсовета (используется под склад зерна);
2) и
3) две деревянные церкви в селе Лядины - Богоявленская и  Георгиевская (используются под склад зерна сельсоветом "Новый путь");
4) Никольская деревянная часовня 18 века в Киселевской деревне около Лядин;
5) закрытая деревянная часовня в селе Лядины.
В  том же селе Лядины было обследовано и сфотографировано несколько деревянных рубленых изб, представляющих значительный интерес в архитектурном отношении.
6) Каменная церковь в Лекшмоаерском сельсовете конца 18 века (используется под склад сельсоветом);
 7) и 8) две деревянные (закрытые) церкви, находящиеся  на  Хижгоре (находятся в беспризорном состоянии):
9) и  10) две каменные церкви 1790 года  Макарьевской Хергозерской пустыни  (используются под склад).

Второй маршрут:
11) Деревянная церковь 1665 года в селе  Сауиино. Используется под склад зерна Павловским сельсоветом.

Третий  маршрут по Архангельскому тракту (на север):
12) Надпорожье (церковь сломана); 13) село  Волосово  церковь деревянная 1670 г. (используется под склад  зерна). По дороге два дома больших с расписными фасадами.

Четвертый маршрут (водный) по озеру Лача и реке Свидь:
14) Часовня деревянная 18 века в Мальщинской деревне Хотеновского сельсовета;
15) Пристань "Село" - часовня Покрова  деревянная конца 18 века; 16) Кононово - церковь 18 века;
17) Каменная церковь 18 века в селе Давыдово;
18) Никольская церковь села Астафьевское - деревянная шатровая 1693 года;
 19) в том же селе деревянная церковь Флора и Лавра - 18 века.

Кроме того, в  г.Каргополе обследованы следующие памятники, в которых укреплены  произведения живописи:

 20) в  Христорождественском каменном соборе 1562  (используется как памятник архитектуры и как фонд древнерусской живописи);
21) в Воскресенской каменной церкви 16 вока (используется под склад);
22) в Благовещенской каменной церкви 1692 года (используется как склад);
23) в каменной церкви  Рождества   Иоанна Предтечи 1751 года (используется как оклад);
24) в каменной церкви Рождества Богородицы 1680 года (используется общиной верующих); 

25) в Каргопольском краеведческом музее, помещающемся в каменной Введенской церкви 18 века.
Никольская каменная церковь 1741 года не могла быть обследована ввиду отсутствия ключей.

Все 25 памятников были обследованы экспедицией в течение 24 дней, несмотря на значительное расстояние их друг от друга и от гор. Каргополя.
В общей сложности от станции "Няндома" Северной железной дороги до обследованных памятников экспедицией проделан путь равный 750 километрам

Несмотря па ограниченность средств, разъясняя на месте значение и важность нашего дела, мы добились возможности использовать случайный транспортДостаточно сказать, что за этовремя нам удалось передвигаться на грузовиках, автомашине "ГАЗ 69", пользоваться лодками, пароходом, наконец попутными телегами, а при отсутствии транспорта, добираться до памятников пешком, что было вызвано в некоторых местах отсутствием проезжих дорог в болотистых местностях и среди большого количества озер.
Больше того, случайно оказавшиеся  в г.Каргополе летчики, разрешили  экспедиции, по согласованию с соответствующими местными органами, произвести фотоснимки памятников архитектуры города  с самолета "У-2".
                                         

 
2.2.  Сроки работы:
Экспедиция выехала из Москвы 1 сентября 1958 г. и возвратилась 26 сентября.

2.3. 
Состав экспедиции:
 I) Руководитель экспедиции зав. Отделом реставрации скульптуры и резьбы Померанев Н.Н.
 Члены экопедиции: 2) реставратор Крошечкин Н.А.,  3) реставратор Кузнецов Г.Н.,  4) фотограф Петров  И.Н.

2.4 Израсходовано средств: дорожные, суточные и квартирные расходы членов экспедиции - 6700 рублей;
командировка сотрудника в г.Каргополь для вывоза в Москву экспонатов - 1000 рублей.

Всего: - 7700 рублей.

Так как в Положении о Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской не оговорен вопрос об организации экспедиций (как это имеется в Положениях Гос. Эрмитажа, Гос. Русского, Гос. Исторического музея и др.), поэтому при организации данной экспедиции встретились весьма значительные затруднения как в отношении организации экспедиции, так и в ее осуществлении. Достаточно сказать, что отпущенных средств не хватило на вывоз в Москву найденных произведений живописи, которые вследствие этого пролежали около месяца в сыром полуподвальном помещении Каргопольского краеведческого музея в ящиках, сколоченных из сырого, только что срубленного леса, что весьма вредно отразилось на состоянии привезенных, вещей, представляющих большую художественную ценность.

2.5. Итоги произведенной работы

В строгом соответствии с § 3 Инструкции о деятельности экспедиций, утвержденной Министерством культуры СССР, Онежской экспедицией обращалось особое внимание на необходимость принятия мер к сохранению декоративного  убранства выдающихся памятников архитектуры. В тех случаях, когда отдельные произведения
не представляли в художественном отношении исключительной ценности, но являлись неотъемлемой частью убранства памятника, они
водворялись на место, так как в большинстве памятников отдельные вещи интерьера были сняты со своих мест и беспорядочно валялись  где попало.                      

Основная рабоса экспедиции заключалась в выявлении и учете произведений искусства, так как никаких учетных сведений ни в г.Каргополе ни на местах не имеетс.

 В результате произведенной работы экспедицией во всех обследованных 25 памятниках архитектуры учтено 923 произведения искусства. Из них, в целях охраны и дальнейшей реставрации, 101 произведение вывезено в Каргопольский Краеведческий музей.

Из этого количества в Москву на реставрацию вывезено 61 произведение, представляющее особо ценное  значение, как в художественном, так и в историческом отношениях. Интересно отметить, что экспедицией были обнаружены ценнейшие произведения там, где по указанию местного работника охраны памятников и сотрудника Госэрмитажа значилось, что ценных памятников там нет.
В практике ГЦХРМ обычно осуществлялись лишь командировки в музеи, а такое комплексное обследование большого количества памятников, укрепление их на песте и вывоз столь значительного количества произведений в Москву, потребовали от сотрудников мастерской большой оперативности и умения работать в "полевых" условиях.


Ужасное состояние памятников, лишенных в большинстве случаев какой бы то ни было охраны, привело находившиеся в них произведения искусства в катастрофическое состояние.

До некоторых произведений буквально нельзя было прикоснуться, тая как их живописный слой и вздувшийся левкас, отслоившийся от дерева, висели клочьями, еле держась. Только путем укрепления таких произведений на месте, уничтожения плесени,  сплошь покрывающей доску, можно было их вывезти в музейные хранилища, сняв со стен.

Из вывезенных вещей большинство находилось в самом  угрожаемом состоянии.

Достаточно сказать, что даже в музее /в особенности на иконах, находившихся в полуподвальном каменном помещении первого этажа используемой музеем церкви) была произведена обработка от плесени 155 икон, не говоря уже о ценных произведениях  живописи и прикладного искусства, находящихся на местах.
Профилактическая заклейка живописи, производившаяся в трудных "полевых" условиях, сделана на 839 вещах. Участниками экспедиции и двумя дополнительно командированным в Каргапопьский краеведческий аузей реставраторами Громовой И
.М. и Егоровым А.П. уже в музейных условиях сделано  основательное укрепление 127 произведений живописи. Эта большая работа, выполненная в столь короткие сроки, позволила спасти от гибели  ценнейшие произведения древнерусской живописи.  .

Одновременно с этим участниками Экспедиции произведена экспертиза и разбор произведений живописи, хранящихся в фондах музея, а также дана консультация директору музея тов. Евстафьеву В.Ф. по вопросам хранения и экспозиции с учетом более целесообразного показа ценнейоих экспонатов, имеющихся в музее.
Дополнительно следует отметить, что Экспедицией сфотографированы не только наиболее ценные произведения древнерусского искусства и быта, но также сделаны фотографии,  фиксирующие состояние отдельных произведений и условия их хранения.

Значительный интерес представляют путевые зарисовки, попутно сделанные участниками Экспедиции. 
     
 
Ввиду отсутствия на местах надлежащей охраны памятников Экспедиции пришлось обратить особое внимание на необходимость разъяснения значения памятников лицам, имеющим к ним непосредственное отношение, а также лицам и организациям их использующим.

Изъятие вывозимых с мест произведений оформлялось актами, оставляемыми на местах копиях/ и врученных директору Каргопольского музея ввиду того, что все выявленные Экспедицией  вещи сначала сосредотачивались в Музее.

Учитывая плохое состояние живописи большинства вещей  из числа наиболее значительных произведений, вывозимых
в Москву, Экспедиция считала наиболее целесообразным направить  их в Государственную Центральную Художественно-Реставрационную мастерскую, так как они не только  требовали дополнительного укрепления, но и расчистки живописи, сплошь покрытой многочисленными записями.  Некоторые из вещей сплошь покрыты настолько потемневшей, загрязненной олифой, что с трудом различается сюжет произведения, К тоиу же некоторые из них, как теперь оказывается, имеют совершенно другой сюкет, чем тот, который значился в Музейном инвентаре.

Указанное обстоятельство вызывает необходимость сделать в срочном порядке на некоторых вещах пробные раскрытия авторской живописи-, без него не могут быть сделаны / как это
требуется Министерствов/ даже краткие  аннотации, содержащие историко-худотественнув характеристику каждому произведению, тем более не мокет быть дана рекомендация по  их
дальнейшему использованию.  /Копия акта  приемки произведений ,
вывезенных в Москву Онежской  Экспедицией   в 1958 г., прилагается.
/  

 2.6. Помощь местных организаций Экспедиции
Несмотря на то, что Министром культура СССР т.Михайловым Н.А.  22 февраля 1958 года было  направлено в Архангельский Обком КПСС письмо  с просьбой дать указания соответствующим областным организациям о направлении в Архангельскую область Экспедиции, и несмотря также на то, что перед отъездом Экспедиции в г. Каргополь Управлением музеев и охраны памятников Министерства культуры РСФСР также было направлено в Архангельск письмо, никаких указаний об экспедиции на место, в гор. Каргополь, Архангельском не было дано, Мало того, представитель охраны памятников архитектор гор. Каргополя тов.Коренева К.И. не была информирована даже и о том, что охрана памятников Архангельской облаоти решением Архангельского облисполкома передана органам Управления культуры и изьята из       Госстроя,   Не информирована была об этом и заведующая отделом культ
уры Каргопольского Райисполкома тов. Kpyткoвa М.А. Поэтоиу областной отдел  по делам архитектуры Госстроя продолжал предъявлять свои требования на оплату аренды занимаемых памятников , включая и музей, занимающий в Каргополе быв. Введенскую церковь. Не считая наши полномочия действительными, тов. Коренева тормозила работу Экспедиции, настраивая против нее Секретаря Райисполкома тов. Лапина B.C. и председателя Горисполкома. Все это крайне тормозило работу Экспедиции. 16 сентября пришлось дать в Министерство культуры РСФСР т.Ханукову  А.С. следующую телеграмму:

"Представитель охраны памятников архитектуры Каргополя препятствует работе экспедиции и вывозу в Москву на реставрацию произведений живописи из памятников. Требуется телеграфное распоряжение архитектуры и культуры области. Померанцев".
Никакого распоряжения из Архангельска в Каргополь в связи с посланной в Москву
телеграммой не последовало. Снова продолжались препятствия Кореневой. Только благодаря  обращению к зав. Отделом Агитации и Пропаганды Каргополъского Райкома тов. Попову И.В. , оказавшему большую поддераку Экспедиции, удалось продолжить работу по обследованию памятников по намеченным  марарутам.

Однако  вывоз икон в Москву, привезенных с мест в музей и упакованных в  ящики, не был разрешен зав. Отделом культуры Каргопольского  райисполкома тов. Крутковой М.A. под влиянием агитации Кореневой , которая в данном случае выставляла   себя истинным патриотом и  защитником интересов гор. Каргополя, из которого, по ее мнению, , москвичи безвозвратно,  без согласования с органами архитектуры,  незаконно" увозят наиболее ценные произведения искусства, хотя последние доведены до катастрофического состояния вследствие  отсутствия должной охраны и заботливого  к ним отношения.

Ограниченность  средств и времени не дали возиожности на месте добиться разрешения -вывоза вещей.

Только после приезда в Москву, в результате энергичных мер и получения дополнительных средств, удалось послать в г. Каргополь представителя Мастерской  тов. Струкова М.И., снабдив его соответствующими дополнительными полномочиями, полученными  из  Министерства культуры РСФСР на вывоз в Москву собранных произведений искусства.

Таким образом, после большой канители, имевшей место в результате плохо поставленного в Архангельской области дела охраны памятников и полнейшей неразберихи - в чьем ведении оно находится органах Госстроя или же Управления  культуры/, веши, обнаруженные Экспедицией, подвергшиеся плохому хранению в сыром помещении, после двух месяцев нудных и лишних хлопот, наконец прибыли в    Москву.

Подобное, из рук вон плохое состояние Дела охраны ценнейших памятников, находящихся в значительном количестве в Архангель­ской области, вызывает саше серьезные опасения, т.к. они в полном смысле слова брошены на произвол судьбы и никак не охра­няются.

В целях надлеяащей охраны памятников и имеющихся в них произведений искусства необходимо серьезное вмешательство в это дело Министерства культуры.
 

2.7 Почему Онежской Экспедицией был намечен маршрут обследования памятников Каргопольского района Архангельской области (задачи Экспедиции и условия ее осуществления)

В истории древнерусского искусства большой интерес представляет выяснение малоисследованного вопроса о так называемых "северных письмах".
0 произведениях живописи этого круга мы почти ничего не знаем. До сих пор искусствоведам были известны лишь четыре замечательных "праздничных" иконы последней четверти 15 века, считающиеся подлинными шедеврами русского искусства. Это две иконы хранящиеся в Государственной Третьяковской галерее ("Снятие со креста" и "Положение во гроб"), и две иконы "Тайная вечеря" и "Усекновение главы Иоанна Предтнчи", хра­нившиеся в Киевском музее русского искусства. Указанные иконы недавно воспроизведены в большом красочном альбоме  журнала "ЮНЕСКО".

Происхождение этих икон, по словесным преданиям, связывалось с гор. Каргополем Архангельской области.  Однако насколько это верно, точно не было известно - нужны были основательные подтверждения. Состояние данного вопроса было аналогично белому пятну на географической карте.

Другие произведения живописи лишь по близости своих  характерных особенностей к указанным четырем иконам считались принадлежащими к этому кругу памятников.

По словам М.В.Алпатова, иконах "северных писем", происходящих из таких мест, где скрещивались влияния Иосквы  и Новгорода, бросаются в глаза яркость красок, резкость контуров, обобщенность силуэтов". Он говорит, что "самые искусные новгородские мастера XV века не в состоянии были подняться до высоты того эпического чувства, которое проявилось в указанных произведениях".

Экспедицией, благодаря обнаруженным памятникам живописи, подтверждена действительная принадлежность четырех указанных произведений не только к гор. Каргополю, но и, точнее, каргопольскому собору, существовавшему в 15 и первой половине 16 веков (до постройки современного собора),

Одновременно с указанным вопросом стоял такав вопрос об отыскании памятников живописи близких к работам прославленного мастера замечательных фресок Ферапонтова швастыря - Дионисия, так как этот монастырь находился если не в сравнительной близости, то на пути  к водной Онежской магистрали, соединяющей Москву с Севером.

Найденный в церкви села Волосово Праозерского района  небольшой стройный "чинок" с изображением 9 деисусных фигур, обрамленных красочной орааментсльво-декоративной рамкой, а также и некоторые другие иконы,  при взгляде на них заставляют вспомнить знакомые черты дионисьевской манеры. Это была первая проблема большого научного значения, поставленная Онежской экспедицдей.

Вторым, не менеевакным вопросом, был сбор памятников живописи 16-го и в особенности 17 веков, в которых продолжались древние градации ыестных мастеров, отражающих, в отличие  от ыоековских придворных изографов Оружейной Палаты и строгановских иастеров, народные худояеетвеннне вкусы, их любовь к более красочной палитре, к тонким переливам светлых, ярких, радостных праздничных тонов. Ряд найденных памятников из  числа частично привезенных в Москву, позволяет считать удачными поиски, произведенные Экспедицией в этой области.

Третьим вопросом, представляющим такке большой исторический и худокественный интерес, следует считать поиски изображений иконографического характера, в которых запечатлены  портретные черты местных, мало известных в центральных областях страны святых (Александра Ошевенского, Пахомия Кенского и др.).

К этому падо добавить, что наличие связи гор. Каргополя  с  Никоновским крестным  монастырем, осуществляемой по реке Онеге, ставило перед Экспедицией вопрос о необходимости поисков "парсунных изображений" 17 века царя Алексея Михайловича, патриарха Пикона и др. лиц.

В данной области Экспедицией был обнаружен ряд ценных, весьма редких, произведений живописи на полотне 17 века, требующих реставрации. 

Имеющиеся в архивных источниках известия об олонецких  резчиках, выдвигали на очередь вопрос о поисках памятников  резьбы и скульптуры.

Экспедицией были обнаружены резвые фигуры святых и декоративная резьба 16-18 веков, представляющие большую художественную ценность,

В области декоративного искусства в Северном крае и, в частности, в памятниках, расположенных по реке Онеге,  озеру Лача и др. местам, можно было предположить наличие произведений, выполненных из олова и слюды.

Иллюстрацией данной, мало освещенной, темы древнерусского декоративного искусства служат найденные Экспедицией произведения 17 века (выносные фонари, слюдяные оконницы, царские двери, киоты и др. предметы).

Шестой темой, заслуживающей большого внимания,  являлся вопрос о розыске предметов бытовой обстановки, игравших немаловажную роль в вопросе установления характера древнерусского интерьера, составляющего внутреннее убранство памятников, столь  красочно оформленных разнообразными художественными предметами и мебелью.

На изучение этого вопроса Экспедицией было обращено особое внимание. В результате поисков был сфтографирован ряд интереснейших и малоизвестных предметов быта.

Наконец последний (7) вопрос, стоявший перед Экспедицией, заключался в регистрации и фотофикеации ценнейших и еще неизвестных памятников архитектуры и их оригинальных деталей.

Таковы интереснейшие в научном отношении и еще не решенные, а частично малоразработанные, искусствоведческие проблемы, (осуществление которых намечалось Онежской Экспедицией). Однако следует отметить, что организация Экспедиции, несмотря на  важность этого дела, чуть было не сорвалась из-за отсутствия необходимых средств особенности безлюдного фонда в размере 1000 рублей), а также при наличии многих других препятствий; скучное перечисление которых, заняло бы много времени.

Привезенные в Каргопольский краеведческий музей, а также вывезенные в Москву художественно ценные произведения (в количестве 61) окупили средства, затраченные Министерством культуры на реализацию этого важнейшего мероприятия*.

На привезенных произведениях Государственной Центральной Художественно-Реставрационной Мастерской начаты реставрационные пробы.

Руководитель Онежской экспедиции
Померанцев Н.Н.

-------------------------

3. Фотографии Н.Померанцева,   сделанные в Онежской экспедиции

Внутр. вид часовни д.Киселевской
около с.Лядины
Дорога к Макарьевской пустыни
от д.Масельга
Церковь Казанской Божией Матери
на Плакиде у Хижгоры
Лекшмозеро Каргопольского р-на.
Макарьевская пустынь на Хергозере.
 Каргопольский р-он
Вид c колокольни церкви 
Александра Свирского
 XVIII века на Хижгоре

Примечания:
1.  Все  материалы из каталога выставки "Небеса ручной работы. Расписные потолки и иконы из храмов Кенозерского национального парка".  Москва, 2010.
2.  ГЦХРМ - Государственная  Центральная художественно-реставрационная мастерская.
3. ВХНРЦ - Всероссийский художественный научно-реставрационный центр.