Д.А.Соколов, В.В.Носов, Н.Д.Соколова (Москва) 

СЕВЕРОРУССКАЯ КУРНАЯ ИЗБА.
ОПЫТ  
ИССЛЕДОВАНИЯ
 
Изучая народную деревянную архитектуру Русского Севера, занимаясь реставрацией отдельных памятников деревянного зодчества и создавая новые постройки на основе традиций, последние годы, мы особое внимание стали уделять проблеме дома— жилища как в широком смысле, так и, в частности, его архаической русской форме — курной или рудной, т.е. отапливаемой по-черному избе. Именно курная изба, по нашему мнению, является одним из ярких сохранившихся до наших дней свидетельств глубокого проникновения духовности и традиций в каждодневный быт человека. Эти свидетельства, на первый взгляд, не столь наглядны, как, например, орнаментация праздничного крестьянского костюма, полная знаков и символов. Однако при ближайшем рассмотрении скромного и сурового облика черной избы их можно увидеть во множестве. 
д.Майлахта.
Фото из книги Г.В.Алферовой
д.Гужово.
Фото 50-х гг. из книги И.В.Маковецкого
Внутреннее устройство курной избы дает представление о внутрисемейных, родовых отношениях (у каждого члена семьи было свое законное место, определенное статусом, родом деятельности), ныне неузнаваемо изменившихся под влиянием городского уклада жизни. Изба белая, т. е. имеющая дымоход, в погоне за комфортом и модой города, начинает задавать строй всего «домашнего бытия» — терять эту нагрузку. Расстраивается особый порядок планировки, связанный именно с топкой по-черному, меняются облики внешний и внутренний: увеличиваются окна, опускается и становится плоским потолок, бревенчатые стены начинают маскироваться побелкой или обоями, единое пространство разделяется на комнаты - клетушки, нарушается монументальность и величественность, исчезает ощущение нахождения в буквально храмовом пространстве... 

Картину же настоящего древнего северного дома ярко рисует перед нами один из крупнейших исследователей деревянного зодчества  А.В.Ополовников: «Курная изба поражает. Прежде  всего рушатся привычные и, надо сказать, весьма поверхностные представления о том, что в такой избе всегда темно и грязно, что повсюду зола, сажа, копоть. Ничего похожего! Полы, гладко обтесанные бревенчатые стены, широкие лавки, печь — всё сверкает чистотой, столь обычной для изб северных крестьян. На чистом столе — белая скатерть, на стенах вышитые полотенца и одежда, в «красном» углу — традиционный иконостас с начищенными до блеска окладами икон. И лишь несколько выше человеческого роста проходит граница, за которой царит чернота закопченных верхних венцов сруба и потолка — блестящая, отливающая синевой как вороново крыло».

Вплоть до начала ХХ столетия Архангельский Север сохранял прекрасные образцы крестьянских черных изб. А.Б.Пермиловская объясняет столь длительную приверженность древним традициям несколькими причинами. Одна из них — климатические условия, а именно высокая влажность. «Открытый огонь и дым из печи просушивали и пропитывали стены сруба, происходила своеобразная консервация древесины, в результате век черных изб был более длительным». Также «курная печь лучше обогревала помещение, создавала температуру в избе до 25 градусов, не требуя при этом много топлива (…) черная печь была удобна для ведения хозяйства, дым просушивал одежду, обувь, сети. Сети, пропитываясь дымом, служили в 5-6 раз дольше, чем сети, просушиваемые на воздухе». Есть и социально-культурная причина длительного сохранения черных изб — преобладание исповедующих старообрядчество: «в раскольничьей среде дольше всего сохранились старые традиции, бытовой уклад, материальная культура допетровской Руси».
Рудная изба Черепановых.
д. Малый Халуй.
Из книги Г.В.Алферовой
Дом в д.Гарь.
Из книги А.В.Ополовникова
Снаружи облик северной крестьянской избы суров и неприступен. Курная изба, как правило, имела самцово-слеговую конструкцию крыши. Благодаря наличию  подклета  небольшие окна в массивных косяках высоко подняты над уровнем земли. От окон до нижнего самца — 5-7 венцов. В холодное время года окна закрывались особыми «зимними» рамами, делавшими дом еще более замкнутым. декор экстерьера минимален, его почти нет. Зато есть художественно обработанные конструктивные элементы. Заушины-коники в верхних углах косяков (признак ХVIII столетия) служили замком, закрепляющим косящатые колоды.
Дымник.
Из книги
А.В.Ополовникова
Мощный выразительный охлупень, венчающий конской головой в разных вариациях, прижимал тес кровли. Весьма живописные курицы из коряжистых еловых корней, с упругой грудью, с нарядными зубчатым орнаментом и даже птичьими головками удерживали тяжеловесный поток, вытесанный из единого бревна. Завершал крышу резной  деревянный  дымник, символически изображающий избу в миниатюре. 

Рудная северная изба стоит на  высоком подклете, лишенном окон.  Подклет, в который  иногда попасть можно лишь из избы, служит не только хозяйственным, утилитарным нуждам, но и в первую очередь поднимает жилую часть над промерзающей зимами землей и защищает ее от нанесенных сугробов. 

В разных вариантах изб вход внутрь осуществляется по-разному. Низкая дверь может вести в нижний ярус сеней, а далее следует подъем по внутренней лестнице.  Последняя  может быть и снаружи, с высоким крыльцом, прилегающим к сеням (мосту). 

Сени служат узловой частью дома, через них можно попасть и во двор, и на чердак, и собственно в избу. Планировка избы —жилой отапливаемой части дома — имеет четкое деление на куты (углы), которые определяли место каждому члену семьи и гостям. Полатный кут - «притвор» избы - располагается сразу у входа, прямо под полатями, дающими название этой части помещения. Любой добрый человек мог войти туда без спроса, без стука в дверь. Здесь находится лавка-коник, на которую присаживался сам хозяин. Это было его постоянное рабочее место — особенно зимними вечерами, когда мужики работали дома, плели лапти, сети, занимались резьбой и другими хозяйственными делами. Полати, теснящие кут, одним краем опираются на стену прямо над дверью, другим — на полатный брус, за который уже гостю можно войти лишь по приглашению хозяйки. Полати — место детей и стариков, особенно зимой.
Курная изба
в музее
"Малые Корелы".
Фото В.В.Носова,
 2006
 — красный угол, трапезная, освещенная обычно тремя окнами, низко расположенными над лавками, протянувшимися вдоль стен до угла со святынями. Нижняя светлая часть стен с окнами гладко вытесана, она резко контрастирует с верхней, зачерненной дымом, рубленной из круглого леса. Нижний ярус отделяется от верхнего полками-воронцами, охватывающими, «стягивающими» весь трапезный кут по периметру. Хозяин занимал свое законное место — в красном углу, под образами — только во время трапезы. В иное время кут пустовал - в крестьянской избе было не принято «сидеть дома», тем более мужикам, сфера деятельности которых охватывала двор, поля, луга, водоемы, лес. 

Красный угол от следующего, бабьего, кута отделяет пирожный брус. 

Бабий кут
в курной избе.
Музей
"Малые Корелы".
2008 г.

Бабий и печной кут — наиболее таинственные и священные, по нашему мнению, части избы. В них не допускались не то что вхожие гости, но и самому хозяину дома не принято было там находиться. Здесь располагается своего рода домашний алтарь —глинобитная печь, у которой хозяйничала баба-«большуха». Ритуальными предметами (хлебная лопата, помело, ухват, квашня и т. д.) она претворяет плоды земли, неба, крестьянского труда в пищу духовно-материального свойства. Несомненно, что для наших предков принятие пищи было особенным ритуалом. 

Печь — сердце дома, и прилегающие к ней элементы представляют собой сложную систему — как конструктивную, так и духовно-обрядовую, которую мы предлагаем именовать термином «печной комплекс». Он включает в себя всё, что связано с топкой избы по-черному: непосредственно способствующее сооружению печи, обеспечивающее наилучший обогрев помещения, распределение дыма, его вывод на воздух, а также некоторые атрибуты, раскрывающие особое культовое значение печи или намекающие на него. Наиболее полно и взаимосвязано эта система представлена именно в курной избе. 
Печной комплекс в курной избе. Реконструкция.
Рис. В.В.Носова. 2012 г.
Печной комплекс  включает в себя: печь (более архаическая форма — глинобитная) на деревянном подпечье (в черной избе печь не имела специального фундамента, вся ее нагрузка ложилась на подпечье, стоящее непосредственно на полу), печной столб с прилегающим к нему на уровне шестка коником, систему воронцов, сходящихся к печному столбу и разделяющих пространство избы, «пинежский элемент» — резную деталь (встречается, по нашим наблюдениям, лишь на реке Пинеге и наиболее полно завершает печной комплекс), голбец с подпечным пространством. 

Смысловым центром названной композиции, а также всей избы в целом является печной столб, к которому прислонена печь. К нему же сходятся и воронцы. Печной столб представляет собой, как правило, колоду с выбранным углом или просто доску. Скорее всего, изначально, когда печь сбивалась в углу помещения, с двух сторон ее подпирали стены избы и только один угол нуждался в дополнительной опоре, которой и служил столб с выбранным пазом. Однако данный элемент остается в печном комплексе, когда печь уже отстоит от стен и даже когда в более позднем варианте складывается из кирпича. Печной столб, занимая центральное положение в избяном помещении, связывая воедино все его составляющие, по-видимому, несет символическую нагрузку. Во многих избах встречается резная доска, приставленная к столбу снизу на уровне печного шестка и заканчивающаяся коником или иным солярным знаком. 

К сожалению, мы не знаем примеров  подпирания  матицы печным столбом — во всех известных нам случаях по высоте он не доходит до нее, И мы можем лишь предполагать, что это яркая символическая конструкция была когда-то возможна. 

"Пинежский
элемент".
Фото В.В.Носова,
2006 г.


Одно из доказательств особого положения печного комплекса в пространстве избы мы обнаружили в 2004 г. во время экспедиции по Архангельской области, при исследовании прибрежных деревень реки Пинеги: «...в деревнях  Смутово,  Кушкопала,  Еркино, Гасниково,   Едома  и  Церкова  (район  Верколы — Карпогор) нами был зафиксирован названный выше [печной]  комплекс, дополненный одним новым, никогда ранее не встречавшимся нам ни на Пинеге, ни в других  регионах  элементом. Он не описан и никак не отражен и в известной нам литературе. Местные жители не только не смогли хоть как-то объяснить его значение, но и сами взирали на него с недоумением, как будто видели впервые. Это вертикальный элемент, вставленный между опертым на печной столб воронцом и матицей. Он может быть выполнен в виде объемного бруска или доски различной ширины… Чаще он имеет декоративную резьбу, выполненную вручную или даже на токарном станке.... «Пинежский  элемент»  не имеет никакого утилитарного значения, матица не нуждается в подпоре такой небольшой дощечкой. Кроме того, последняя, по-видимому, вставлялась уже после усадки сруба. Очевидно, что «пинежский элемент» несет в себе исключительно символически-обрядовую нагрузку. Несмотря на то, что резная доска с явными конскими головками или образами берегинь, как правило, несколько отстоит от объема печи и печного столба, она продолжает начатую последним  вертикаль — центральную связующую и идеологическую ось избы.

Несравнимо более распространенный элемент, нежели «пинежский»,— коник, резная  доска, вертикально врезанная в печной столб и идущая вдоль боковой стороны шестка, самая яркая и, наверное, единственная декоративная деталь интерьера северной русской  избы. В этой малой форме словно сосредоточена вся до поры сдерживаемая фантазия  мастера-язычника, который украшал доску солярными, огненными знаками - собственно  головками коней, одинарных или даже спаренных, давших название этому элементу,  прорезными кругами, спиралями, крестами. Известный исследователь Б.А.Рыбаков приводит наглядный ряд графических зарисовок великолепных припечных коников, замысловатых, полных несомненной зооморфно-солярной символики. Близость такого полнокровного рукотворного образа к непосредственному вдохновителю и оригиналу — живому огню в печи — не кажется случайной. Декорированный коник в глазах наших предков, несомненно, являл собой священное изображение почитаемого Огня, Солнца. 

К печному столбу сходятся полки-воронцы (пирожный и полатный брусья), разделяющие избу на куты. Впоследствии они были заменены сначала перегородкой-шкафом с филенками или занавесками, а затем и внутренними стенами. Образно печной столб собирает воронцы в единый неразрывный узел, задает тон и ритм всему избяному пространству как модели вселенной. 
Сама печь была одной из важнейших составляющих как жилища, так и жизни крестьянина — и не только благодаря своим отопительным, согревающим функциям. Как известно, в печи могли париться-мыться (обновляться духовно и телесно), «печь тесно связана с символикой и практикой родов, в знахарских обрядах печь символизировала материнское лоно, в печном углу проводили и обряды, направленные на сохранение семьи, в народных верованиях и фольклоре печь — постоянный символ материнства, ее называют «матенка», «матущка», «мать родная». В бабьем куте проводили обряд приготовления невесты перед свадьбой. Само приготовление пищи в русской печи — священнодействие. 

Рядом с печным столбом, сбоку от печи, находится дощатая пристройка — голбец, из которой ведет вход в подпол, также именуемый голбцом. Голбец непосредственно не связан с функциями печи, однако мы считаем его непременным атрибутом печного комплекса и одним из ритуальных составляющих бабьего кута. Прежде всего, в голбце, конечно, хранились продукты, например, там находилась картофельная яма. Однако известно, что в голбце могли хоронить умерших членов семьи. Не случайно и совпадение названий — голбец припечный и столбик-голбец намогильный. 

Таким образом, печной комплекс представляет собой сложную систему, синтезирующую утилитарно-практическое и духовное начала, вообще тесно связанные и переплетенные в крестьянской культуре. Являясь активным полем деятельности хозяйки, печной комплекс демонстрирует нам всю важность женщины в Доме, в Семье, в матриархальном традиционном мире, который имеет глубочайшие исторические корни и который так и не смогла  принципиально  изменить привнесенная позже христианская культура. 
Стенной дымоволок.
Музей "Малые Корелы",
2008 г.

Особенный интерес представляет в курной избе потолок. Это своего рода небо, свод, осеняющий всё жилое пространство. Этому впечатлению способствует не только таинственная дымная чернота, в которой теряется высокий потолок, но и главным образом его нередко трапециевидная в сечении форма, образованная плахами, опирающимися на балки и стены избы. Это способствовало лучшему распределению дыма, который, выходя из печи, распространялся по потолку, отталкивался от воронцов вдоль стен и постепенно выходил, охлажденный, в специальное отверстие-дымоволок, расположенный над дверью, и уже окончательно удалялся за пределы дома через деревянную трубу над сенями. А.Б.Пермиловская  отмечает, что «в устройстве высокого трапециевидного потолка прослеживается связь северного народного творчества со строительными традициями финноугорских  племен, ранее населявших эти места. Черные избы Карелии также имеют высокий трапециевидный потолок. Несмотря на сходство, русские и карельские курные избы различаются способом дымоудаления. У карел дым из избы удалялся через потолочный дымоволок и устроенную из дуплистого ствола (реже набранную из дощечек) круглую дымницу на чердаке. У русских дым удалялся в стенной дымоволок и дощатую дымницу в стене сеней. В русских районах Карелии курные избы соединяли особенности русских и карельских построек. дым в них выходил через потолочный дымоволок, но дымница делалась не круглой, а прямоугольной, подобно  дымницам Русского Севера». 

Вертикальную ярусную структуру северного русского дома завершает чердак (или вышка), используемый как дополнительное холодное хозяйственное помещение, на которое вела еще одна лестница из сеней. В курной избе чердак всегда оставался глухим, тогда как над белой избой нередко устраивается светелка. Возможность ее появления, по-видимому, связана с тем, что печной дым через сени уже не мог случайно проникнуть на этот верхний ярус. 

В 2005 г. в деревне Большой Халуй близ известного села  Ошевенск  Каргопольского  района  Архангельской области мы по цене дров приобрели у хозяина А.М.Третьякова черную избу без двора. Изба, заинтересовавшая нас своей несомненной принадлежностью к рудному типу, была частично разрушена (сохранность составляла около 70%, были провалены крыша и потолок) и уже в ту же зиму должна была сгореть в печи. Через несколько лет после покупки мы получили возможность осуществить давнюю нашу мечту — заняться созданием музея курной избы. Силами добровольцев изба была разобрана и перевезена в село Воздвиженское Сергиево-Посадского района Московской области. Это наиболее удачное расположение будущего музея — на Ярославском тракте, на пути в Северные земли. Идентичен родному и ландшафт, ныне окружающий  избу. В деревне Большой Халуй она стояла на высоком берегу ушедшей под землю одноименной речки, в Воздвиженском стоит на краю крутого оврага, откуда начинаются дали и сергиевопосадские леса. 
Курная изба
А.М.Третьякова.
д.Большой Халуй.
Фото. В.В.Носова.
2005 г.

Изба Третьякова представляет собой классический образец северной курной избы. Однако она имеет как яркие характерные черты постройки такого типа, так и свои конструктивные особенности. Скаты крыши достаточно круты, что нехарактерно для курной избы. Это свидетельствует о переходной, более поздней форме. Охлупень, курицы и потоки, к сожалению, отсутствовали.  Высокий, в  9  венцов, подклет имеет небольшие щелевидные просветы. Видно, что  подклет срублен из более тонкого леса. Жилая же часть сложена из массивных бревен. Скорее всего, это объясняется большим вниманием к жилому верхнему ярусу, который должен быть более теплым. Окон в доме много — 8 штук в самой избе (4 на главном южном фасаде, 1на западном, З на восточном), кроме того — 1 окно в сенях и 2 в сенной горнице. Окна маленькие, свойственные избе, топящейся по-черному. Косяки, обрамляющие окна, поздней конструкции — из нетолстых брусков, соединенных не «в ус», а под прямым углом (размеры окон в просвете 55х65 см; внешние размеры косящатого обрамления 80х90 см). Полукруглые подтески на бревнах у косяков окон и дверей сделаны не везде. 

Изба Третьякова, являясь переходным образцом, имеет несколько дополнительных внутренних помещений. Более ранние курные избы были проще. В избе из деревни Большой Халуй  насчитывается восемь внутренних объемов, разделенных стенами и перекрытиями и лежащих в трех ярусах: подклет, первый ярус сеней с дополнительной хозяйственной клетью, второй ярус сеней и прилегающая к ним горница, собственно изба, чердак-вышка, разделенный на две части. 
Курная изба
А.М.Третьякова.
д.Большой Халуй.
Жилой уровень.
Рис. В.В.Носова.
2012 г.
  VIII-ХIII вв. (Новгород, Старая Ладога,  Берестъе) показывают, что основания жилых клетей того времени представляли собой небольшого размера срубы с дверью и без окон. Можно предположить, что подклет сеней (несмотря на то, что они —  пристройка, а не ядро жилого дома) в крестьянском доме ХIХ столетия являет собой прообраз жилища. В любом случае, подклет дает наглядное представление об устройстве и атмосфере древнего жилого помещения.
 
Окна в интерьере избы характерно расположены очень низко по отношению к полу — на высоте 0,5 м. Обычно верх окна в курной избе по высоте совпадает с верхом двери, в избе Третьякова он ниже верха двери. В избе находятся две двери —входная и связывающая прилуб (пространство между печью и стеной) с сенной горницей. Размер избы увеличен за счет прилуба в бабьем куте. 

В интерьере присутствуют яркие, характерные для рудной избы элементы — впечатляющий закопченный трапециевидный потолок-свод, опирающийся на три балки-матицы и на стену сруба, полки-воронцы по периметру, наглядно отделяющие черный нетесаный верх от светлой тесаной нижней части стены, дымоволок над входной дверью с доской-задвижкой. Сама деревянная  труба не сохранилась, однако имеются протески на стене чердака и вертикальные углубления - штрабы (поперек венцов), в которых крепился  дымник. Печь в избе глинобитная, впоследствии переделанная в белую — были пристроены кирпичный колокол и привычная труба. 

 продолжается и по сей  день, мы поставили перед собой задачу максимально полно сохранить старый подлинный материал. Была сделана попытка провести  множественные  локальные  вычинки  пострадавших от времени бревен. В  ходе  реставрации окладных (нижних) венцов избы, которые подлежали практически полной замене, был применен нестандартный прием работы. Самые нижние из сохранившихся венцов были собраны, затем перевернуты, и на них вверх нарубались новые нижние венцы. Таким образом  было достигнуто точное совпадение старого и нового материала. Косяки окон также по возможности сохранены в подлинности, в работе с ними была проведена локальная детальная  вычинка. В настоящее время полностью собран и подведен под временную кровлю сруб избы. 

Впоследствии, после окончания многочисленных, еще предстоящих работ, мы планируем восстановить подлинную глинобитную печь и «оживить» избу — начать топку по-черному. 

Расположение будущего музея в непосредственной близости от столицы, по нашему мнению, актуально и своевременно. Разумеется, мы не претендуем на масштаб ни «Малых Карел», ни «Витославлиц», но в случае успешного осуществления замысла наш музей будет отличаться своеобразием и иметь особую ценность. Насколько нам известно, ни в одном музее деревянного зодчества в России нет действующих черных изб, не так давно еще широко распространенных в русских деревнях и являющихся важной составляющей отечественной культуры. Планируя создание музея курной избы, мы постарались абстрагироваться от привычного представления о старине как о чем-то архивном, хранящемся в запасниках, показывающемся за витринами на выставках. Мы хотим создать живой музей, в котором посетитель мог бы непосредственно соприкасаться с подлинностью. Предполагается, что изба не только будет функционировать, но и послужит базой для мастеров, сохраняющих традиции народных промыслов, что будет органично  сочетаться с архитектурой памятника. 

Кроме того, планируется создание традиционного историко-культурного окружения. В будущем мы надеемся приобрести на Севере несколько амбаров и организовать в музее своеобразную деревенскую улицу, возможно — соорудить колодец. Начало созданию среды положено —  в непосредственной близости от избы в настоящее время находятся часовня Св. Мученика Кронида, ограда с въездными воротами, действующая черная баня. Это новые постройки, образно приближенные к интересующему нас культурному и хронологическому пласту. 

В работе над курной избой, которая проводится на уже традиционных субботниках, главным образом участвуют добровольцы-курсанты, а также при необходимости подключаются специалисты. Добровольческие начала особенно важны. Иной человек приезжает в  Воздвиженское лишь несколько раз, но это уже оказывает немалое влияние на его образ мыслей. Постоянные же участники (главным образом это москвичи) не только проходят процесс обучения, но и непосредственно соприкасаются с особенной, одухотворенной средой общего труда, контакта с деревом стариной, с истоками нашей подлинной культуры и национальности, наконец. 

Мы москвичи. Судьба в свое время разными путями направила нас на Русский Север. И сейчас мы хотим показать жителям столицы их корни, которые оказались совсем забытыми. Работа длится уже семь лет и немало предстоит еще сделать, чтобы замысел был осуществлен.


Примечания:
1.  Статья опубликована в сборнике «Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия». Вып. III М.-С.-Петербург, Изд. дом "Коло". 2013
2. Авторы:
В.В.Носов - Занимается исследованием и реставрацией памятников деревянного зодчества Русского Севера.
Д.А.Соколов - Бывший сотрудник Общества охраны памятников (ВООПИК), организатор музея курной избы в Сергев-Посадском р-не Московской обл.
Н.Д.Соколова - аспирантка Российской академии ЖВЗ И.Глазунова.
3. Фотографии и рис.- сканированы из книги. Цветные фото - М.Зака - из архива сайта.
4. Все фотографии сделаны в Каргопольском районе Архангельской обл., не считая снимков из музея "Малые Корелы".
5. Другие материалы о северном доме и о курных избах на нашем сайте - в подборке Северный дом.