Д.А.Соколов, В.В.Носов, Н.Д.Соколова (Москва)
СЕВЕРОРУССКАЯ КУРНАЯ ИЗБА.
ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучая народную деревянную архитектуру Русского Севера, занимаясь реставрацией отдельных памятников деревянного зодчества и создавая новые постройки на основе традиций, последние годы, мы особое внимание стали уделять проблеме дома— жилища как в широком смысле, так и, в частности, его архаической русской форме — курной или рудной, т.е. отапливаемой по-черному избе. Именно курная изба, по нашему мнению, является одним из ярких сохранившихся до наших дней свидетельств глубокого проникновения духовности и традиций в каждодневный быт человека. Эти свидетельства, на первый взгляд, не столь наглядны, как, например, орнаментация праздничного крестьянского костюма, полная знаков и символов. Однако при ближайшем рассмотрении скромного и сурового облика черной избы их можно увидеть во множестве.
|
|
д.Майлахта.
Фото из книги Г.В.Алферовой |
д.Гужово.
Фото 50-х гг. из книги И.В.Маковецкого |
Внутреннее устройство курной избы дает представление о внутрисемейных, родовых отношениях (у каждого члена семьи было свое законное место, определенное статусом, родом деятельности), ныне неузнаваемо изменившихся под влиянием городского уклада жизни. Изба белая, т. е. имеющая дымоход, в погоне за комфортом и модой города, начинает задавать строй всего «домашнего бытия» — терять эту нагрузку. Расстраивается особый порядок планировки, связанный именно с топкой по-черному, меняются облики внешний и внутренний: увеличиваются окна, опускается и становится плоским потолок, бревенчатые стены начинают маскироваться побелкой или обоями, единое пространство разделяется на комнаты - клетушки, нарушается монументальность и величественность, исчезает ощущение нахождения в буквально храмовом пространстве...
Картину же настоящего древнего северного дома ярко рисует перед нами один из крупнейших исследователей деревянного зодчества А.В.Ополовников: «
Курная изба поражает. Прежде всего рушатся привычные и, надо сказать, весьма поверхностные представления о том, что в такой избе всегда темно и грязно, что повсюду зола, сажа, копоть. Ничего похожего! Полы, гладко обтесанные бревенчатые стены, широкие лавки, печь — всё сверкает чистотой, столь обычной для изб северных крестьян. На чистом столе — белая скатерть, на стенах вышитые полотенца и одежда, в «красном» углу — традиционный иконостас с начищенными до блеска окладами икон. И лишь несколько выше человеческого роста проходит граница, за которой царит чернота закопченных верхних венцов сруба и потолка — блестящая, отливающая синевой как вороново крыло».
Вплоть до начала ХХ столетия Архангельский Север сохранял прекрасные образцы крестьянских черных изб. А.Б.Пермиловская объясняет столь длительную приверженность древним традициям несколькими причинами. Одна из них — климатические условия, а именно высокая влажность. «Открытый огонь и дым из печи просушивали и пропитывали стены сруба, происходила своеобразная консервация древесины, в результате век черных изб был более длительным». Также «курная печь лучше обогревала помещение, создавала температуру в избе до 25 градусов, не требуя при этом много топлива (…) черная печь была удобна для ведения хозяйства, дым просушивал одежду, обувь, сети. Сети, пропитываясь дымом, служили в 5-6 раз дольше, чем сети, просушиваемые на воздухе». Есть и социально-культурная причина длительного сохранения черных изб — преобладание исповедующих старообрядчество: «в раскольничьей среде дольше всего сохранились старые традиции, бытовой уклад, материальная культура допетровской Руси».
|
|
Рудная изба Черепановых.
д. Малый Халуй.
Из книги Г.В.Алферовой |
Дом в д.Гарь.
Из книги А.В.Ополовникова |
Снаружи облик северной крестьянской избы суров и неприступен. Курная изба, как правило, имела самцово-слеговую конструкцию крыши. Благодаря наличию подклета небольшие окна в массивных косяках высоко подняты над уровнем земли. От окон до нижнего самца — 5-7 венцов. В холодное время года окна закрывались особыми «зимними» рамами, делавшими дом еще более замкнутым. декор экстерьера минимален, его почти нет. Зато есть художественно обработанные конструктивные элементы. Заушины-коники в верхних углах косяков (признак ХVIII столетия) служили замком, закрепляющим косящатые колоды.
|
Дымник.
Из книги
А.В.Ополовникова |
Мощный выразительный охлупень, венчающий конской головой в разных вариациях, прижимал тес кровли. Весьма живописные курицы из коряжистых еловых корней, с упругой грудью, с нарядными зубчатым орнаментом и даже птичьими головками удерживали тяжеловесный поток, вытесанный из единого бревна.
Завершал крышу резной деревянный дымник, символически изображающий избу в миниатюре.
Рудная северная изба стоит на высоком подклете, лишенном окон. Подклет, в который иногда попасть можно лишь из избы, служит не только хозяйственным, утилитарным нуждам, но и в первую очередь поднимает жилую часть над промерзающей зимами землей и защищает ее от нанесенных сугробов.
В разных вариантах изб вход внутрь осуществляется по-разному. Низкая дверь может вести в нижний ярус сеней, а далее следует подъем по внутренней лестнице. Последняя может быть и снаружи, с высоким крыльцом, прилегающим к сеням (мосту).
Сени служат узловой частью дома, через них можно попасть и во двор, и на чердак, и собственно в избу. Планировка избы —жилой отапливаемой части дома — имеет четкое деление на куты (углы), которые определяли место каждому члену семьи и гостям. Полатный кут - «притвор» избы - располагается сразу у входа, прямо под полатями, дающими название этой части помещения. Любой добрый человек мог войти туда без спроса, без стука в дверь. Здесь находится лавка-коник, на которую присаживался сам хозяин. Это было его постоянное рабочее место — особенно зимними вечерами, когда мужики работали дома, плели лапти, сети, занимались резьбой и другими хозяйственными делами. Полати, теснящие кут, одним краем опираются на стену прямо над дверью, другим — на полатный брус, за который уже гостю можно войти лишь по приглашению хозяйки. Полати — место детей и стариков, особенно зимой.
|
Курная изба в музее
"Малые Корелы".
Фото В.В.Носова, 2006 |
— красный угол, трапезная, освещенная обычно тремя окнами, низко расположенными над лавками, протянувшимися вдоль стен до угла со святынями. Нижняя светлая часть стен с окнами гладко вытесана, она резко контрастирует с верхней, зачерненной дымом, рубленной из круглого леса. Нижний ярус отделяется от верхнего полками-воронцами, охватывающими, «стягивающими» весь трапезный кут по периметру. Хозяин занимал свое законное место — в красном углу, под образами — только во время трапезы. В иное время кут пустовал - в крестьянской избе было не принято «сидеть дома», тем более мужикам, сфера деятельности которых охватывала двор, поля, луга, водоемы, лес.
Красный угол от следующего, бабьего, кута отделяет пирожный брус.
|
Бабий кут в курной избе.
Музей "Малые Корелы". 2008 г. |
Бабий и печной кут — наиболее таинственные и священные, по нашему мнению, части избы. В них не допускались не то что вхожие гости, но и самому хозяину дома не принято было там находиться. Здесь располагается своего рода домашний алтарь —глинобитная печь, у которой хозяйничала баба-«большуха». Ритуальными предметами (хлебная лопата, помело, ухват, квашня и т. д.) она претворяет плоды земли, неба, крестьянского труда в пищу духовно-материального свойства. Несомненно, что для наших предков принятие пищи было особенным ритуалом.
Печь — сердце дома, и прилегающие к ней элементы представляют собой сложную систему — как конструктивную, так и духовно-обрядовую, которую мы предлагаем именовать термином «печной комплекс». Он включает в себя всё, что связано с топкой избы по-черному: непосредственно способствующее сооружению печи, обеспечивающее наилучший обогрев помещения, распределение дыма, его вывод на воздух, а также некоторые атрибуты, раскрывающие особое культовое значение печи или намекающие на него. Наиболее полно и взаимосвязано эта система представлена именно в курной избе.
|
Печной комплекс в курной избе. Реконструкция.
Рис. В.В.Носова. 2012 г. |
Печной комплекс включает в себя:
печь (более архаическая форма — глинобитная) на деревянном подпечье (в черной избе печь не имела специального фундамента, вся ее нагрузка ложилась на подпечье, стоящее непосредственно на полу),
печной столб с прилегающим к нему на уровне шестка
коником, систему воронцов, сходящихся к печному столбу и разделяющих пространство избы,
«пинежский элемент» — резную деталь (встречается, по нашим наблюдениям, лишь на реке Пинеге и наиболее полно завершает печной комплекс),
голбец с
подпечным пространством.
Смысловым центром названной композиции, а также всей избы в целом является печной столб, к которому прислонена печь. К нему же сходятся и воронцы. Печной столб представляет собой, как правило, колоду с выбранным углом или просто доску. Скорее всего, изначально, когда печь сбивалась в углу помещения, с двух сторон ее подпирали стены избы и только один угол нуждался в дополнительной опоре, которой и служил столб с выбранным пазом. Однако данный элемент остается в печном комплексе, когда печь уже отстоит от стен и даже когда в более позднем варианте складывается из кирпича. Печной столб, занимая центральное положение в избяном помещении, связывая воедино все его составляющие, по-видимому, несет символическую нагрузку. Во многих избах встречается резная доска, приставленная к столбу снизу на уровне печного шестка и заканчивающаяся коником или иным солярным знаком.
К сожалению, мы не знаем примеров подпирания матицы печным столбом — во всех известных нам случаях по высоте он не доходит до нее, И мы можем лишь предполагать, что это яркая символическая конструкция была когда-то возможна.
|
"Пинежский
элемент".
Фото В.В.Носова,
2006 г.
|
Одно из доказательств особого положения печного комплекса в пространстве избы мы обнаружили в 2004 г. во время экспедиции по Архангельской области, при исследовании прибрежных деревень реки Пинеги: «...в деревнях Смутово, Кушкопала, Еркино, Гасниково, Едома и Церкова (район Верколы — Карпогор) нами был зафиксирован названный выше [печной] комплекс, дополненный одним новым, никогда ранее не встречавшимся нам ни на Пинеге, ни в других регионах элементом. Он не описан и никак не отражен и в известной нам литературе. Местные жители не только не смогли хоть как-то объяснить его значение, но и сами взирали на него с недоумением, как будто видели впервые. Это вертикальный элемент, вставленный между опертым на печной столб воронцом и матицей. Он может быть выполнен в виде объемного бруска или доски различной ширины… Чаще он имеет декоративную резьбу, выполненную вручную или даже на токарном станке.... «Пинежский элемент» не имеет никакого утилитарного значения, матица не нуждается в подпоре такой небольшой дощечкой. Кроме того, последняя, по-видимому, вставлялась уже после усадки сруба. Очевидно, что «пинежский элемент» несет в себе исключительно символически-обрядовую нагрузку. Несмотря на то, что резная доска с явными конскими головками или образами берегинь, как правило, несколько отстоит от объема печи и печного столба, она продолжает начатую последним вертикаль — центральную связующую и идеологическую ось избы.
Несравнимо более распространенный элемент, нежели «пинежский»,— коник, резная доска, вертикально врезанная в печной столб и идущая вдоль боковой стороны шестка, самая яркая и, наверное, единственная декоративная деталь интерьера северной русской избы. В этой малой форме словно сосредоточена вся до поры сдерживаемая фантазия мастера-язычника, который украшал доску солярными, огненными знаками - собственно головками коней, одинарных или даже спаренных, давших название этому элементу, прорезными кругами, спиралями, крестами. Известный исследователь Б.А.Рыбаков приводит наглядный ряд графических зарисовок великолепных припечных коников, замысловатых, полных несомненной зооморфно-солярной символики. Близость такого полнокровного рукотворного образа к непосредственному вдохновителю и оригиналу — живому огню в печи — не кажется случайной. Декорированный коник в глазах наших предков, несомненно, являл собой священное изображение почитаемого Огня, Солнца.
К печному столбу сходятся полки-воронцы (пирожный и полатный брусья), разделяющие избу на куты. Впоследствии они были заменены сначала перегородкой-шкафом с филенками или занавесками, а затем и внутренними стенами. Образно печной столб собирает воронцы в единый неразрывный узел, задает тон и ритм всему избяному пространству как модели вселенной.
Сама печь была одной из важнейших составляющих как жилища, так и жизни крестьянина — и не только благодаря своим отопительным, согревающим функциям. Как известно, в печи могли париться-мыться (обновляться духовно и телесно), «печь тесно связана с символикой и практикой родов, в знахарских обрядах печь символизировала материнское лоно, в печном углу проводили и обряды, направленные на сохранение семьи,
в народных верованиях и фольклоре печь — постоянный символ материнства, ее называют «матенка», «матущка», «мать родная». В бабьем куте проводили обряд приготовления невесты перед свадьбой. Само приготовление пищи в русской печи — священнодействие.
Рядом с печным столбом, сбоку от печи, находится дощатая пристройка — голбец, из которой ведет вход в подпол, также именуемый голбцом. Голбец непосредственно не связан с функциями печи, однако мы считаем его непременным атрибутом печного комплекса и одним из ритуальных составляющих бабьего кута. Прежде всего, в голбце, конечно, хранились продукты, например, там находилась картофельная яма. Однако известно, что в голбце могли хоронить умерших членов семьи. Не случайно и совпадение названий —
голбец припечный и столбик-голбец намогильный.
Таким образом, печной комплекс представляет собой сложную систему, синтезирующую утилитарно-практическое и духовное начала, вообще тесно связанные и переплетенные в крестьянской культуре. Являясь активным полем деятельности хозяйки, печной комплекс демонстрирует нам всю важность женщины в Доме, в Семье, в матриархальном традиционном мире, который имеет глубочайшие исторические корни и который так и не смогла принципиально изменить привнесенная позже христианская культура.
|
Стенной дымоволок.
Музей "Малые Корелы",
2008 г. |
Особенный интерес представляет в курной избе потолок. Это своего рода небо, свод, осеняющий всё жилое пространство. Этому впечатлению способствует не только таинственная дымная чернота, в которой теряется высокий потолок, но и главным образом его нередко трапециевидная в сечении форма, образованная плахами, опирающимися на балки и стены избы. Это способствовало лучшему распределению дыма, который, выходя из печи, распространялся по потолку, отталкивался от воронцов вдоль стен и постепенно выходил, охлажденный, в специальное отверстие-дымоволок, расположенный над дверью, и уже окончательно удалялся за пределы дома через деревянную трубу над сенями. А.Б.Пермиловская отмечает, что «
в устройстве высокого трапециевидного потолка прослеживается связь северного народного творчества со строительными традициями финноугорских племен, ранее населявших эти места. Черные избы Карелии также имеют высокий трапециевидный потолок. Несмотря на сходство, русские и карельские курные избы различаются способом дымоудаления. У карел дым из избы удалялся через потолочный дымоволок и устроенную из дуплистого ствола (реже набранную из дощечек) круглую дымницу на чердаке. У русских дым удалялся в стенной дымоволок и дощатую дымницу в стене сеней. В русских районах Карелии курные избы соединяли особенности русских и карельских построек. дым в них выходил через потолочный дымоволок, но дымница делалась не круглой, а прямоугольной, подобно дымницам Русского Севера».
Вертикальную ярусную структуру северного русского дома завершает чердак (или вышка), используемый как дополнительное холодное хозяйственное помещение, на которое вела еще одна лестница из сеней. В курной избе чердак всегда оставался глухим, тогда как над белой избой нередко устраивается светелка. Возможность ее появления, по-видимому, связана с тем, что печной дым через сени уже не мог случайно проникнуть на этот верхний ярус.
В 2005 г. в деревне Большой Халуй близ известного села Ошевенск Каргопольского района Архангельской области мы по цене дров приобрели у хозяина А.М.Третьякова черную избу без двора. Изба, заинтересовавшая нас своей несомненной принадлежностью к рудному типу, была частично разрушена (сохранность составляла около 70%, были провалены крыша и потолок) и уже в ту же зиму должна была сгореть в печи. Через несколько лет после покупки мы получили возможность осуществить давнюю нашу мечту — заняться созданием музея курной избы. Силами добровольцев изба была разобрана и перевезена в село Воздвиженское Сергиево-Посадского района Московской области. Это наиболее удачное расположение будущего музея — на Ярославском тракте, на пути в Северные земли. Идентичен родному и ландшафт, ныне окружающий избу. В деревне Большой Халуй она стояла на высоком берегу ушедшей под землю одноименной речки, в Воздвиженском стоит на краю крутого оврага, откуда начинаются дали и сергиевопосадские леса.
|
Курная изба А.М.Третьякова.
д.Большой Халуй.
Фото. В.В.Носова. 2005 г. |
Изба Третьякова представляет собой классический образец северной курной избы. Однако она имеет как яркие характерные черты постройки такого типа, так и свои конструктивные особенности. Скаты крыши достаточно круты, что нехарактерно для курной избы. Это свидетельствует о переходной, более поздней форме. Охлупень, курицы и потоки, к сожалению, отсутствовали. Высокий, в 9 венцов, подклет имеет небольшие щелевидные просветы. Видно, что подклет срублен из более тонкого леса. Жилая же часть сложена из массивных бревен. Скорее всего, это объясняется б
ольшим вниманием к жилому верхнему ярусу, который должен быть более теплым. Окон в доме много — 8 штук в самой избе (4 на главном южном фасаде, 1на западном, З на восточном), кроме того — 1 окно в сенях и 2 в сенной горнице. Окна маленькие, свойственные избе, топящейся по-черному. Косяки, обрамляющие окна, поздней конструкции — из нетолстых брусков, соединенных не «в ус», а под прямым углом (размеры окон в просвете 55х65 см; внешние размеры косящатого обрамления 80х90 см). Полукруглые подтески на бревнах у косяков окон и дверей сделаны не везде.
Изба Третьякова, являясь переходным образцом, имеет несколько дополнительных внутренних помещений. Более ранние курные избы были проще. В избе из деревни Большой Халуй насчитывается восемь внутренних объемов, разделенных стенами и перекрытиями и лежащих в трех ярусах: подклет, первый ярус сеней с дополнительной хозяйственной клетью, второй ярус сеней и прилегающая к ним горница, собственно изба, чердак-вышка, разделенный на две части.
|
Курная изба А.М.Третьякова. д.Большой Халуй. Жилой уровень.
Рис. В.В.Носова. 2012 г. |
VIII-ХIII вв. (Новгород, Старая Ладога, Берестъе) показывают, что основания жилых клетей того времени представляли собой небольшого размера срубы с дверью и без окон. Можно предположить, что подклет сеней (несмотря на то, что они — пристройка, а не ядро жилого дома) в крестьянском доме ХIХ столетия являет собой прообраз жилища. В любом случае, подклет дает наглядное представление об устройстве и атмосфере древнего жилого помещения.
Окна в интерьере избы характерно расположены очень низко по отношению к полу — на высоте 0,5 м. Обычно верх окна в курной избе по высоте совпадает с верхом двери, в избе Третьякова он ниже верха двери. В избе находятся две двери —входная и связывающая прилуб (пространство между печью и стеной) с сенной горницей. Размер избы увеличен за счет прилуба в бабьем куте.
В интерьере присутствуют яркие, характерные для рудной избы элементы — впечатляющий закопченный трапециевидный потолок-свод, опирающийся на три балки-матицы и на стену сруба, полки-воронцы по периметру, наглядно отделяющие черный нетесаный верх от светлой тесаной нижней части стены, дымоволок над входной дверью с доской-задвижкой. Сама деревянная труба не сохранилась, однако имеются протески на стене чердака и вертикальные углубления - штрабы (поперек венцов), в которых крепился дымник. Печь в избе глинобитная, впоследствии переделанная в белую — были пристроены кирпичный колокол и привычная труба.
продолжается и по сей
день, мы поставили перед собой задачу максимально полно сохранить старый подлинный материал. Была сделана попытка провести множественные локальные вычинки пострадавших от времени бревен. В ходе реставрации окладных (нижних) венцов избы, которые подлежали практически полной замене, был применен нестандартный прием работы. Самые нижние из сохранившихся венцов были собраны, затем перевернуты, и на них вверх нарубались новые нижние венцы. Таким образом было достигнуто точное совпадение старого и нового материала. Косяки окон также по возможности сохранены в подлинности, в работе с ними была проведена локальная детальная вычинка. В настоящее время полностью собран и подведен под временную кровлю сруб избы.
Впоследствии, после окончания многочисленных, еще предстоящих работ, мы планируем восстановить подлинную глинобитную печь и «оживить» избу — начать топку по-черному.
Расположение будущего музея в непосредственной близости от столицы, по нашему мнению, актуально и своевременно. Разумеется, мы не претендуем на масштаб ни «Малых Карел», ни «Витославлиц», но в случае успешного осуществления замысла наш музей будет отличаться своеобразием и иметь особую ценность. Насколько нам известно, ни в одном музее деревянного зодчества в России нет действующих черных изб, не так давно еще широко распространенных в русских деревнях и являющихся важной составляющей отечественной культуры. Планируя создание музея курной избы, мы
постарались абстрагироваться от привычного представления о старине как о чем-то архивном, хранящемся в запасниках, показывающемся за витринами на выставках. Мы хотим создать живой музей, в котором посетитель мог бы непосредственно соприкасаться с подлинностью. Предполагается, что изба не только будет функционировать, но и послужит базой для мастеров, сохраняющих традиции народных промыслов, что будет органично сочетаться с архитектурой памятника.
Кроме того, планируется создание традиционного историко-культурного окружения. В будущем мы надеемся приобрести на Севере несколько амбаров и организовать в музее своеобразную деревенскую улицу, возможно — соорудить колодец. Начало созданию среды положено — в непосредственной близости от избы в настоящее время находятся часовня Св. Мученика Кронида, ограда с въездными воротами, действующая черная баня. Это новые постройки, образно приближенные к интересующему нас культурному и хронологическому пласту.
В работе над курной избой, которая проводится на уже традиционных субботниках, главным образом участвуют добровольцы-курсанты, а также при необходимости подключаются специалисты. Добровольческие начала особенно важны. Иной человек приезжает в Воздвиженское лишь несколько раз, но это уже оказывает немалое влияние на его образ мыслей. Постоянные же участники (главным образом это москвичи) не только проходят процесс обучения, но и непосредственно соприкасаются с особенной, одухотворенной средой общего труда, контакта с деревом стариной, с истоками нашей подлинной культуры и национальности, наконец.
Мы москвичи. Судьба в свое время разными путями направила нас на Русский Север. И сейчас мы хотим показать жителям столицы их корни, которые оказались совсем забытыми. Работа длится уже семь лет и немало предстоит еще сделать, чтобы замысел был осуществлен.
Примечания:
1. Статья опубликована в сборнике «Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия». Вып. III М.-С.-Петербург, Изд. дом "Коло". 2013
2. Авторы:
В.В.Носов - Занимается исследованием и реставрацией памятников деревянного зодчества Русского Севера.
Д.А.Соколов - Бывший сотрудник Общества охраны памятников (ВООПИК), организатор музея курной избы в Сергев-Посадском р-не Московской обл.
Н.Д.Соколова - аспирантка Российской академии ЖВЗ И.Глазунова.
3. Фотографии и рис.- сканированы из книги. Цветные фото - М.Зака - из архива сайта.
4. Все фотографии сделаны в Каргопольском районе Архангельской обл., не считая снимков из музея "Малые Корелы".
5. Другие материалы о северном доме и о курных избах на нашем сайте - в подборке Северный дом.