А.Г.Носкова (Санкт-Петербург)

ОНЕЖСКО-ЛАДОЖСКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ ХVII-ХVIII вв.

Все побережье Онежского озера и прилегающую к нему зону в несколько десятков километров принято называть Обонежьем. Оно включает в себя Прионежье — юго-западную часть побережья, Заонежье — Заонежский полуостров с близлежащими островами, и Пудожье — восточное побережье. Термином «Межозерье» мы обозначим пространство между Ладожским и Онежским озерами. Интересующий нас хронологический период ограничивается XVII-ХVIII вв. Такие географические и хронологические рамки выбраны потому, что на всей этой территории в обозначенный период существовали шатровые храмы, которые исследователи относят к так называемой «прионежской школе» или «прионежскому типу»....
Наиболее развитыми представителями «прионежского типа» считаются Богородицкая церковь в Гимреке и Успенская в Кондопоге. Их характеризуют: подчеркнутая высотность, трехъярусный основной объем, состоящий из двух восьмериков на четверике, расширение кверху храмового столпа за счет тройных повалов и наличие фронтонных поясов. Всего же к настоящему моменту хорошо освещены в литературе 16 памятников, отнесенные разными исследователями к «прионежской школе» (семь из них сохранились), однако до сих пор не представлено полного, комплексного исследования этого архитектурного направления.

Зарождение типа шатрового храма, называемого «прионежским», происходило, по всей видимости, в начале ХVII в. в северной части Обонежья и Межозерья. Процесс складывания прионежских форм можно условно разделить на несколько этапов:

1) Появление здесь типа храма «восьмерик на четверике» и поиск оптимального расположения храмового столпа, наблюдающийся в самом начале ХVII в.
Уже в 1600 г. в Петропавловском соборе в Повенце (фото Ф.А.Каликина, 1910-е годы) в основных чертах воплотилась идея достижения высотности стопы здания за счет постановки нескольких объемов друг на друга: над клетью, вмещающей собственно церковь и алтарь, был поставлен значительно меньший по площади четверик, а на него — восьмерик. Повенецкий собор во многом напоминал известную Никольскую церковь Муезерского монастыря (1602 г.) и церковь Богоявления в Челжужах (на период после ее реконструкции 1605-го или 1607 г.), расположенную всего в 50 км к югу от Повенца. Все три памятника относятся к типу «восьмерик на четверике», а точнее, восьмерик повенецкой и челмужской церквей стоит даже на двух четвериках. Храмовый столп всех построек относительно основания расположен нерегулярно и сужается кверху за счет постановки значительно меньших объемов на большие. Наконец, все три сооружения не имеют отдельного алтарного прируба. Учитывая все это, а также короткий временной отрезок всего в 5-7 лет, за который были созданы памятники, можно предположить, что церкви в Повенце и Челмужах строились одной артелью. Различия же между ними представляются следствием поиска наилучшего решения. Возможно, вариант построения храмового столпа, при котором на четверик основания ставился восьмерик, несущий шатер, был распространен в других регионах и раньше, но складывается впечатление, что в северном Обонежье он, действительно, появился только в начале ХVII в.

2) Строительство в Обонежье и Межозерье храмов с четкой объемно-пространственной структурой, широко распространенной на Русском Севере: основной столп церкви, состоящий из объемов с общей центральной осью, с примыкающими к нему срубами алтаря и трапезной. Наиболее ранние из известных построек такого типа относятся к первой трети ХVII в.: это церковь Свв. Флора и Лавра в Мегреге (1613 г.) и Петропавловский храм на Лычном острове (1620 г.) на первом этапе своего существования (фото автора, 2006 г.).

3) Формирование уже к 1630-м гг. архитектурных особенностей, характеризующих «прионежский тип»: использование повалов на стыке ярусов основного объема, обуславливающее его расширение кверху, и оформление его фронтонными поясами. Самое раннее известное нам применение обоих этих приемов относится к 1630 г. и встречается в разных постройках в отдаленных друг от друга регионах.

Старейший выявленный памятник с расширением храмового столпа — это Никольская церковь на острове Брусно (1630 г.). В исследовательских работах она упоминается лишь мельком. Остров Брусно находится в западном Прионежье, приблизительно посередине между Петрозаводском и истоком Свири, и лежит в километре от берега. В начале ХVII в. здесь существовал монастырь (в ХVIII столетии превращенный в приход), в котором остался древний Никольский храм. Из описания 1872 г. мы узнаем, что на тот момент постройка состояла из трех клетей: церкви длиной 13 аршин и шириной 8 аршин и одинаковых по размеру паперти и алтаря длиной по 5,5 аршин и шириной по 4 аршина. Колокольня, располагавшаяся к западу от церкви, видимо, соединялась с ней переходом.... По фотографии хорошо прочитывается устройство центрального объема храма: на повал высокого четверика был установлен массивный и более широкий восьмерик....Дата гибели памятника не установлена (фото С.А.Макарьева, 1930-е годы).

Одновременно с бруснинским храмом, в 1630 г., в Олонце была построена церковь Николая Чудотворца, введенная в научный оборот М.И.Мильчиком и Ю.С.Ушаковым. Олонецкий храм не сохранился, но изображения и документальные свидетельства позволяют нам приблизительно представить, как он выглядел... Это был шатровый храм с алтарем, трапезной и крыльцом, а главное, интересным двухуровневым зубчатым поясом, показанным на сужающейся кверху части у основания шатра. В настоящее время уже установлено, что основной объем не был восьмериковым от земли, а относился к типу «восьмерик на четверике»....После прихода советской власти со здания сняли купола, а в послевоенные годы разобрали....

Наконец, третий памятник, построенный в 1630-х гг. и знаменовавший окончательное оформление «прионежского архитектурного типа»,— это Никольская церковь в Линдозере (1634 г.)

Этот храм (фото нач. ХХ в.) объединил в себе все названные в начале статьи особенности, присущие наиболее развитым представителям «прионежской школы». Показательно видное невооруженным глазом сходство линдозерской церкви с Успенским храмом в Кондоноге, образцом для которого она вполне могла послужить.
Село Линдозеро расположено на левом берегу реки Суна, в 60 км к северо-западу от Кондопоги. О строении основного объема церкви и алтаря мы можем судить по фотографиям, зафиксировавшим восточный фасад здания. Главным нововведением по сравнению с храмом на острове Брусно стало наличие у линдозерской церкви еще одного восьмерика в составе центрального объема. Каждый сруб был шире нижележащего, так как ставился на его повал...Постройка имела гораздо более стройные пропорции, чем ее предшественники...
В самом конце ХIХ в. церковь пришла в ветхость, что явствует из отчетной ведомости за 1898 г., а в 30-х гг.  ХХ в. ее разобрали.

Итак, на основании сведений об известных нам семи памятниках мы попытались представить, как могли складываться уникальные формы архитектуры «прионежского типа». Очевидна тенденция к развитию вертикальной структуры храмов, а также стремление достичь возможно большего богатства и сложности объема и силуэта здания. В этом направлении и шел поиск композиционных и конструктивных решений....

После длительного периода относительного затишья, в начале 1680-х гг. строительство шатровых храмов возобновляется в южном Обонежье и Межозерье. С 1682-го по 1692 г. в Обонежье было построено четыре близкие по типологии церкви: в Горнем Шелтозере, в Деревянном, в Великой Губе и в Самино. Все они принадлежали к типу «восьмерик на четверике» и имели те же композиционные и конструктивно-декоративные особенности, что и памятники первой трети ХVII в.

Первым построенным в западном Прионежье после перерыва шатровым храмом была либо Ильинская церковь в Горнем Шелтозере (1682 или 1685 гг.) - (фото А.П.Удаленкова, 1918 г.) внизу слева, либо Никольская в селе Деревянное (1683 г.) - (обмер Л.В.Даля) внизу справа.
Обе они имели двухъярусный четвериково-восьмериковый храмовый столп, расширяющийся кверху, к которому примыкали отдельные срубы алтаря и трапезной, перекрытые на два ската. Горнешелтозерский храм на всех предстает в обшивке с полицами над повалом четверика. Это решение относится к 1822 г., когда постройка была поставлена на каменный фундамент и общита тесом, а «шея под шатром украшена набивными зубчатыми кокошниками». В храме в Деревянном, о котором мы можем судить по рисунку и плану Л.В.Даля и нескольким фотографиям 1928 г., переход от центрального высокого четверика к восьмерику осуществлялся через мощный повал с помощью конструктивного фронтонного пояса (по три фронтона на каждую грань), который здесь после обшивки не был обрублен и устроен заново поверх нее, а, видимо, остался первоначальным.

При сравнении построек 1680-х гг. с известными предшественниками становится очевидным их сходство с церковью на острове Брусно. Налицо использование одного и того же решения башенной части и в целом аналогичного объемно-пространственного построения. Скорее всего, такое сходство построек, появившихся с разницей в полстолетия, объясняется непосредственным заимствованием форм. Горнее Шелтозеро и Деревянное — ближайшие к острову Брусно поселения. Их жители, безусловно, знали находящийся на острове храм и вполне могли взять его в качестве образца. В таком случае перед нами пример сохранения традиции, наследования и воспроизведения старых архитектурных решений новым поколением зодчих, из чего можно сделать вывод об отсутствии творческих нововведений в архитектуре Прионежья до начала 1690-х гг.

...До сегодняшнего дня в Обонежье сохранился только один столпообразный шатровый храм ХVII в., расширяющийся кверху центральный объем которого состоит из одного восьмерика на четверике.

Это Ильинская церковь в деревне Самино, находящаяся на юго-восточном берегу Онежского озера. Она была построена в 1692 г., накануне появления в западном Прионежье храмов с трехчастным столпом...Саминский храм является переходным: конструктивно он принадлежит к группе построек с одним восьмериком на четверике, а пропорционально тяготеет к сооружениям с повышенным трехчастным храмовым столпом. Кроме того, из реконструкции Б.П.Зайцева видно, что первоначально храм обладал двумя фронтонными поясами: нижний располагался в области перехода от четверика к восьмерику, сочетаясь с двускатным вогнутым покрытием углов четверика, а верхний делил прямостенную часть восьмерика (ниже венчающего повала) примерно пополам. Выделяется саминская церковь своим высоким алтарем с каскадным покрытием. Сейчас облик Ильинского храма искажен обшивкой и другими поздними изменениями. Церковь в Самино типологически и хронологически прекрасно вписывается в ряд как западно-прионежских, так и заонежских памятников (фото автора, 2007 г.)

В 1690-е гг. в Межозерье были возведены две уникальные постройки: Никольская церковь в Согиницах и Преображенская в Пидьме. Их основной объем был восьмериковым от земли и соединял в себе ярусное и шатровое завершения. Впервые это архитектурное решение встречается нам в Тихвине у известной Знаменской церкви, изображенной на плане Тихвинского посада 1678 г...

Никольская церковь в Согиницах (фото автора, 2007 г.) сохранилась и стоит в среднем течении Свири на ее притоке Важинке. Дата ее создания 1696-й или 1698 г.
В 1973—1976 гг. храм был отреставрирован по проекту М.И.Коляды и И.А.Мачерет. В плановой композиции согиницкая церковь представляет собой восьмерик с двумя прирубами: алтарем и притвором (почти равной величины), соединенный через паперть с шатровой колокольней. Основной несущий шатер столп имеет ярусное решение: на высокий восьмерик, идущий «от пошвы» и заканчивающийся повалом, поставлен второй меньший восьмерик. Переход между ними осуществляется с помощью конструктивного фронтонного пояса: по два фронтончика над каждой гранью. То есть по сравнению с тихвинской церковью в согиницкой было уменьшено число ярусов и увеличено количество фронтончиков на грань. Трапезная и алтарный прируб перекрыты двускатной крышей. Интерес представляет уникальная шестириковая колокольня, соединенная с храмом галереей-переходом. По словам М.И.Коляды, детально обследовавшего памятник, колокольня старше самой церкви и может датироваться ХVI в.

Церковь Преображения в селе Пидьма (1691-й или 1696 г.) находилась на правом берегу Свири, чуть более чем в 50 км от Согинец, и являлась прямым аналогом стоящей там Никольской церкви. Различие их состояло лишь в форме покрытия алтарного прируба — Преображенский храм имел каскадное двускатное покрытие, подобное сохранившемуся в саминской церкви. Высокая степень сходства наряду с близкими датами создания дает основание предполагать общего мастера.... Погиб этот замечательный памятник в середине ХХ столетия (фото С.М.Прокудина-Горского, 1909 г.)....

Большинство исследователей сходятся во мнении, что многогранный план стопы является наидревнейшим приемом пространственного построения шатровых храмов. Он также использовался при строительстве крепостных башен (Олонецкая крепость) и, скорее всего, был широко распространен. Во всяком случае, для Межозерья и Приладожья округлые планы построек были не в новинку.

Характерными представителями «прионежской школы» принято называть церкви в селах Гимрека и Рыбрека, расположенных недалеко от истоков Свири. Однако, как мы увидим, они были скорее творческим нововведением в традицию, экспериментом, не получившим дальнейшего развития. Это два очень похожих храма, построенных в 90-х гг. ХVII в. Какой из них был первым, сказать однозначно нельзя, но, поскольку разница между ними составляла всего два-три года и оба они имели почти одинаковое решение, это не столь существенно.

Церковь Рождества Богородицы в Гимреке сохранилась (фото автора, 2006 г.). Есть несколько вариантов датировки памятника: между 1682-м и 1689 г., 1693 г., а во многих документах повторяется дата 1695 г., которая и принята как наиболее вероятная. Сейчас церковь предстает в том виде, который получила после реставрации 1970-х — первой половины 1980-х гг. по проекту архитектора В.С.Рахманова, при участии М.И.Коляды и В.П.Веркулича. Всему ансамблю гиморецкого погоста был возвращен приближенный к первозданному облик.
Рождественская церковь состоит из основного объема с примыкающими прямоугольными в плане срубами алтаря и трапезной. На одной оси со зданием расположено крыльцо, обращенное всходами на север и юг. Главное отличие гиморецкой церкви от рассмотренных двухчастных храмов - в конструктивном решении ее стопы. Несущий шатер столп, так же как в линдозерском памятнике, состоит из двух восьмериков на четверике и расширяется кверху, но верхний восьмерик уже не является продолжением повала нижележащего, а вставлен в его «раструб». Повалы четверика и нижнего восьмерика заканчиваются конструктивно-декоративными фронтонными поясами. В.П.Орфинский называет такой тип храмового столпа «слитно-расчлененно-ярусным ,,пульсирующим'' за счет повалов» и пишет, что этот вариант прионежских храмов «можно рассматривать как гибрид людиковских построек (Никольская в Линдозере) с ярусными, сужающимися кверху храмами, подобными Никольской церкви в Согиницах». Церковь имеет приземистые срубы основания иочень высокий шатер. Алтарный прируб перекрыт несколько приплюснутой бочкой, увенчанной небольшой главкой. На сегодняшний день гиморецкий памятник вместе с колокольней и оградой является уникальным примером ансамблевого строительства конца ХVII в. в Обонежье.

Очень близкая Богородицкому храму церковь Варлаама Хутынского в соседнем с Гимрекой селе Рыбрека датируется либо 1697-м, либо 1693 г. (фото А.П.Удаленкова, 1918 г.) Погибла она во время пожара в 1930-х гг. Впервые памятник был запечатлен Л.В.Далем: зарисован вид храма с северо-запада и его двери. Сохранились фотографии и подробнейшие описания конструкций и убранства памятника конца ХIХ в. Благодаря этому стало возможным создание его графической реконструкции, что и было осуществлено Т.Л.Макаровой.
В настоящее время храм воссоздается на новом месте — в парке «Богословка» под Санкт-Петербургом....

Итак, в последние 20 лет ХVII в. в южной части Обонежья и в Межозерье наблюдается всплеск строительства. Как минимум восемь храмов были поставлены один за другим. Все они обладали общими, только им присущими, особенностями (ярусными столпами с решением переходов между ярусами с помощью фронтонных поясов), но делились на три типологически различные группы: 1) двухчастные слитно-ярусные, 2) трехчастные слитно-расчлененно-ярусные, З) «округлые» расчлененно-ярусные. Две из них имели общий ареал — южное Обонежье, а третья была локализована в Межозерье. Однако определить взаимосвязи между этими группами довольно трудно. Все осложняется тем, что практически все храмы имеют двойную, а подчас и тройную датировку, и понять, в какой последовательности они возводились, и, соответственно, какие формы сложились раньше, в полной мере не удается....

В целом все три типа многими исследователями были отнесены к единому масштабному архитектурному направлению — «прионежской школе» (А.В.Ополовников, М.И.Коляда и др.). Однако сопоставительный анализ всех известных памятников последней трети ХVII в. показывает, что понятие «школа» к этому кругу построек применять не вполне корректно. Этому есть несколько причин: во-первых, разница между самой ранней и поздней постройками не превышает пятнадцати лет, а значит, нельзя говорить о преемственности между поколениями мастеров, которая и составляет буквальный смысл понятия «школа». Во-вторых, уже сам тот факт, что мы смогли выделить три различных типа построек, говорит об отсутствии даже на протяжении коротких полутора десятилетий устойчивой повторяемости форм. Более вероятно предположить, что мы наблюдаем здесь соединение и плодотворное взаимодействие направлений, имеющих различные истоки. Объединялись же исследователями все эти памятники, возведенные «на одной волне», потому, что обладали своеобразием, обусловленным сходными решениями. На этом основании и мы будем рассматривать их как одну группу, но не более того.

С начала ХVIII в. центром строительства шатровых храмов в Обонежье становится его северная часть, и в особенности Заонежский полуостров. Заонежская архитектура ХVIII в. продолжает местные традиции предыдущего столетия, о чем свидетельствует церковь Богоявления в Великой Губе.
Все шатровые церкви, построенные в ХVIII в. в Заонежье, относились к типу «восьмерик на четверике», в средней части стопы они расширялись за счет повала и имели фронтонные пояса. Как мы знаем, все эти черты были присущи более ранним южноонежским памятникам (Остров Брусно, Шелтозеро, Деревянное, Самино), а значит, можно говорить как минимум о близости архитектурных традиций этих областей, а возможно, и об их взаимовлиянии. Несмотря на существование к тому времени церквей с различными конструктивными вариантами трехчастных храмовых столпов, все заонежские постройки имели двухчастную структуру. И даже после появления церквей на Лычном острове и в Кондопоге, в Заонежье устоявшийся архитектурный тип остался неизменным.

К особенностям заонежских памятников, не характерным для прионежских храмов их предшественников, относятся крытые бочкой пятистенные алтари. Кроме того, повалы их центральных объемов были не столь выразительными, как у известных нам южных церквей. Важнейший конструктивный элемент прионежских храмов — фронтонный пояс — здесь использовался скорее как дань традиции или просто заимствованный красивый мотив. Такое превращение конструктивных элементов в декоративные в процессе их эволюции было очень характерным явлением для ХVIII в.

Около 1710 г. в селе Яндомозеро, находящемся в нескольких километрах от Великой Губы, появляется практически полный аналог великогубского храма - церковь Великомученицы Варвары (фото В.Шелемина, 2010 г.). В это время Варваринская церковь была преобразована из клетской церкви 1650-х гг. в шатровую (историю реконструкций храма подробно осветил Е.В.Вахрамеев) и, несомненно, была однотипной с представителями южноонежской группы и храмом в Великой Губе. Алтарь ее имел двускатную каскадную крышу, активными элементами декора в экстерьере храма были два фронтонных пояса: нижний, решенный в крупном ритме, отмечал переход четверика к восьмерику, верхний, расположенный под повалом восьмерика, вторил ему в более частом ритме. Вспомним, что точно такими же особенностями обладала и саминская церковь.
В конце ХVIII в. с запада с небольшим смещением с оси храма к нему была пристроена шатровая колокольня. Было сооружено новое крытое крыльцо-галерея, соединяющее церковь с колокольней. Крышу алтаря выполнили в форме бочки. Сейчас церковь предстает в виде, приобретенном после реставрации 1951-1957 гг., проводившейся под руководством А.В.Ополовникова. Здание освобождено от поздней обшивки, но фронтонные пояса воссозданы не были, и на алтарном срубе осталась бочка.

В 1720 г. в центре Заонежского полуострова, в селе Космозеро строится церковь Успения Богородицы (фото Ф.А.Каликина, 1920 г.)
Она не сохранилась, но до нас дошло немало ее изображений. На снимках здание церкви (правое-М.З.) предстает в тесовой обшивке 1875 г., углы четверика покрыты на два ската, что, однако, не исключает возможности первоначального существования здесь фронтонных поясов. Так же как и в Яндомозере, обращенное всходами на север и юг крыльцо соединялось переходом с аналогичной колокольней. В космозерской церкви мы впервые встречаемся с пятистенным алтарным срубом с соответствующим пятискатным покрытием и небольшой бочкой над ним — решением, впоследствии ставшим характерной особенностью всех заонежских храмов.

Покровская церковь - неотъемлемая составляющая всемирно известного Кижского ансамбля - не всегда была такой, какой мы ее знаем. Благодаря основательным архивным и натурным исследованиям, проводившимся в последние десятилетия Л.М.Лисенко, В.А. и Б.А.Гущиными, А.Т.Яскеляйненом, В.А.Крохиным и другими, удалось в значительной степени погрузиться в историю преобразований памятника (фото автора, 2007 г.).
В период с 1720-го по 1749 г. Покровская церковь, скорее всего, венчалась шатром и обладала всеми характерными особенностями заонежских храмов. Судя по реконструкции В.А.Крохина, она в это время практически не отличалась от Варваринской церкви в Яндомозере. Кроме воссозданного сейчас фронтонного пояса по низу восьмерика проходил еще один ряд фронтончиков, сочетающихся с двускатными покрытиями углов четверика. Небольшой алтарный прируб оставался четырехгранным и венчался бочкой. В паперть, равную по ширине трапезной и перекрытую общей с ней двускатной кровлей, вело высокое крыльцо. В третий строительный период (1749 г.) церковь приблизилась к современному облику. Постройку перебрали и реконструировали: шатер был заменен на многоглавое завершение, вместо четверикового сруба алтаря был сделан более массивный, пятистенный, исчез нижний фронтонный пояс на стыке восьмерика с четвериком.

Следующий памятник — церковь Рождества Богоматери в Кузаранде— был построен на побережье Повенецкого залива на месте прежнего храма, сгоревшего в 1761 г., а освящение его состоялось в 1765 г. Храм не сохранился, но мы можем хорошо его себе представить благодаря подробному освещению в архивных источниках и фотографиям, сделанным во время поездки по Заонежью в 1912 г. К.К.Романовым и В.И.Машечкиным.
К началу ХХ в. постройка имела традиционный для заонежских памятников «послеремонтный» облик, приобретенный во время реконструкций 1853-1854-го и 1867 г. После обшивки никаких следов фронтонных поясов не осталось, но, скорее всего, они были здесь, как во всех предыдущих и последующих аналогичных постройках. Церковь отличалась выразительной пластикой объемов. Центральные четверик и восьмерик завершались сильными повалами. Пятистенный алтарь первоначально имел традиционное пятискатное покрытие с бочкой, которая была разобрана в конце ХIХ в. Трапезная храма была довольно просторной и одновременно являлась теплым Варваринским приделом. Колокольня была срублена в 1831 г. к северо-западу от церкви. Переход же из паперти в колокольню появился в 1864 г. Западный фасад храма украшало крыльцо с лестницами на север и юг.
Церковь Рождества Богородицы в Кузаранде стоит в одном типологическом ряду с храмами первой трети ХVIII в....

В 1769-1770 гг. в селе Космозеро рядом с храмом Успения была построена его уменьшенная копия, в целом отличавшаяся от него лишь пропорциями,— церковь Александра Свирского, дожившая до наших дней (см. выше - Космоозеро). В 1978-1982 гг. храм реставрировался по проекту архитектора В.А.Крохина. Церковь освободили от обшивки, восстановили по следам фронтонные пояса, по которым можно судить о поясах других заонежских храмов ХVIII в. Верхний из них опоясывает восьмерик ниже его повала, а нижний прерывается полицами на углах четверика. По сути эти накладные пояса являлись декоративными, а не конструктивными элементами здания.

Последним известным памятником заонежской архитектуры ХVIII в. является храм Вознесения в селе Типиницы (фото Л.Петтерссона, 1944 г.). Он не сохранился, но довольно подробно освещен в различных документах. Построен он был в период с 1761-го по 1781 г. и освящен в 1781 г. Здание было по-настоящему монументальным: его высота составляла почти 50 м, что достигалось за счет основания храма, поставленного на подклет.
Вознесенская церковь типологически сходна со всеми рассмотренными выше. Центральный ее столп имел совсем незначительные повалы. Храм украшал по крайней мере один фронтонный пояс, следы от него на восьмерике просматривались после снятия обшивки. Алтарь церкви был пятистенным и имел бочечное завершение. Уникальной его особенностью являлись две главы на скатах бочки, зафиксированные на фотографиях и описанные в архивных документах. Они отмечали два придела, располагавшихся в алтарном срубе,— Вознесенский и Ильинский. Интересно была устроена паперть с крыльцом: она не имела основания от земли, а опиралась на выпуски бревен из стен трапезной. Также на рундук опирались обращенные на север и юг лестничные марши. Запечатленная на фотографиях колокольня, соединявшаяся переходом с церковью, датируется 1833—1835 гг. до нее здесь стояла другая звонница, в деле 1831 г. названная ветхой. В 1960-х гг. типиницкая церковь была отреставрирована, а уже в следующем десятилетии сгорела....
 
Каковы же истоки рассматриваемого заонежского архитектурного направления ХVIII в.? Представляется наиболее правильным считать его продолжением местной традиции предыдущего столетия. Это подтверждается, во-первых, существованием уже в 1685 г. Богоявленской церкви в Великой Губе, а во-вторых, сведениями о возведении в Заонежье в первой половине ХVII в. большого количества шатровых храмов, на которые могли ориентироваться мастера в ХVIII в. Таким образом, заонежская архитектура должна рассматриваться в общем обонежском контексте, но своеобразие ее форм, их устойчивая повторяемость на протяжении как минимум ста лет несколькими поколениями мастеров, локализованность ее в пределах небольшого полуострова (с примыкающими островами) — все говорит о том, что вполне можно выделять самостоятельную заонежскую школу.

По прошествии более чем ста лет, в середине ХVIII в., зодчие села Лычный остров возродили как будто забытое решение Никольской церкви в Линдозере (расстояние между Линдозером и Лычным островом — около 30 км) — первого и единственного известного нам памятника ХVII в. со слитно-ярусным храмовым столпом, состоящим из двух восьмериков на четверике и расширяющимся за счет повалов. Церковь Петра и Павла на Лычном острове, существовавшая с 1620 г., была существенно перестроена: ее небольшой притвор сменила более просторная трапезная с сенями (см. фото в начале статьи). Видимо, по той причине, что по сравнению с новой трапезной храмовый столп оказался непропорционально низким, на повалы существующего восьмерика решено было поставить еще один более широкий восьмерик с новым шатром. По мнению В.П.Орфинского, таким путем укладки новых венцов на повалы существующего объема и возникли первоначально необычные формы храмов «прионежской школы», во всяком случае, северной (людиковской) ее ветви. При реставрации 1951—1955 гг. наряду с древнейшими элементами здания А.В.Ополовников сохранил разновременные наслоения, к которым относится и верхний восьмерик. В 2003-2004 гг. лычноостровская церковь была отреставрирована во второй раз по проекту В.Г.Копнина. Реставраторы постарались максимально сохранить подлинные элементы постройки, не заменяя их новыми без крайней необходимости. Сейчас по объемно - планировочным характеристикам Петропавловская церковь представляет собой храмовый столп, состоящий из двух восьмериков на четверике, с двумя прирубами. Центральный четверик и вышележащий восьмерик ее обладают общими гранями, тогда как оба восьмерика завершаются новалами, создавая расширение верхней части столпа. По верху четверика проходит фронтонный пояс. Прямоугольный в плане алтарный прируб, относящийся к первому строительному периоду, представляется очень маленьким на фоне выросшей трапезной. Перекрывает его двускатная кровля, на коньке которой установлен крест. Трапезная и сени лычноостровского храма сливаются в мощный монолитный объем под общей двускатной кровлей. С юга к трапезной примыкает обширное висячее крыльцо (ориентиром при его воссоздании послужили крыльца Успенской церкви в Кондопоге).

Церкви Успения Богородицы в Кондопоге— без преувеличения самому известному деревянному шатровому храму России — посвящено огромное количество публикаций. В них содержится подробное описание ее истории, внешнего облика, технического состояния и рассматривается целый комплекс связанных с ней вопросов.
Объемно-пространственное ее построение принято считать образцовым для «прионежской школы»: увенчанный шатром слитно-ярусный столп состоит из двух расширяющихся кверху восьмериков, поставленных на меньший по ширине четверик (фото автора, 2006 г.). Алтарь венчает небольшая упругих очертаний бочка с главкой, а трапезная с сенями покрыты общей двускатной безгвоздевой кровлей. С юга и севера от трапезной расположены одновсходные висячие крыльца на кронштейнах, обращенные всходами на восток и уравновешивающие композицию сооружения. Благодаря своей сравнительной молодости церкви удалось избежать значительных перестроек и ремонтов.
Наиболее интересным является вопрос о том, как в кондопожской церкви совместились традиционные черты и новации конца ХVIII столетия. В отличие от храмов-предшественников, при строительстве которых в основу пропорционального строя ложились иррациональные числа, входившие в древнерусскую систему мер, в Успенском храме преобладают простые кратные отношения. О высоком уровне мастерства строителей церкви Успения свидетельствует ряд примененных ими новых технических решений, которые подробно описывают А.В.Ополовников и Е.В.Вахрамеев. Выверенный образный строй здания был достигнут в результате долгих поисков оптимального решения. Зодчие как будто стремились воплотить в одной постройке все лучшее, что сложилось за многовековую историю обонежской деревянной архитектуры. Сейчас храмовый столп украшает один набивной фронтонный пояс, размещенный на уровне промежуточного повала восьмерикового яруса. Но можно с уверенностью говорить о том, что раньше церковь обладала и вторым рядом фронтончиков, объединявшимся с угловыми кровлями четверика, подобно тому, какэто сделано в храме Александра Свирского в Космозере и, видимо, было в ряде других заонежских построек. То есть, несмотря на возвращение к трехчастному варианту храмового столпа, схему и вид фронтонных поясов зодчие Успенской церкви применяют заонежские.

Главным доказательством традиционности церкви Успения Богоматери в Кондопоге является ее поразительное сходство с храмом в Линдозере. Их сопоставление наводит на мысль о прямом копировании, что вполне вероятно, так как оба храма находятся в одном регионе — северо-западном Обонежье. К сожалению, обшивка, покрывавшая линдозерский храм, не дает возможности узнать, как первоначально выглядел его фронтонный пояс (а может, и два) и сравнить их с кондопожскими.

Таким образом, распространенное мнение о том, что кондопожская церковь стала венцом эволюции «прионежской школы», то есть всей архитектуры Обонежья и Межозерья за 150 лет, не совсем верно. Она была не результатом последовательного развития архитектуры, а обращением к формам одной из старейших местных построек. Параллельно в других регионах существовали свои храмостроительные традиции. Так, после ее создания в Обонежье продолжали строить церкви с двухчастными столпами, достигая при этом и большей высотности. Примерами тому служат храмы в Типиницах (1781 г., высота около 50 м) и Ладве (1779 г., высота около 59 м). В то же время зодчие Успенской церкви заимствовали черты памятников разных лет и регионов и привнесли в ее облик, конструктивное решение и пропорциональный строй целый ряд новаций...

Пока, помимо лычноостровской и кондопожской церквей, нам известно еще только об одном шатровом храме, который мог входить в один с ними типологический ряд и поэтому требует пристального внимания и изучения. Церковь Успения Богоматери в Сямозере была построена в 1762 г. и находилась примерно на одинаковом расстоянии от Лиыдозера и Кондопоги (около 60 км). Пока удалось обнаружить лишь очень краткое ее описание, не дающее полного представления. Церковь была шатровой с алтарем и «папертью». Алтарный сруб венчался бочкой, а притвор был покрыт на два ската и «коридором» соединялся с колокольней. Размеры храма, приведенные в деле 1872 г., в точности соответствуют указанным там же размерам церкви в Яндомозере.

Подведем итоги. Рассмотрев широкий круг памятников деревянного зодчества, создававшихся в Обонежье и Межозерье в ХVII-ХVIII вв., мы пришли к выводу, что их возведение проходило не равномерно, а с периодами спада и подъема. В первой трети ХVII в. активное строительство шло в северном Обонежье и Межозерье, затем на протяжении 50 лет оно практически не велось, а с 80-х гг. возобновилось главным образом в южном Обонежье. В ХVIII столетии центром создания шатровых храмов становится Заонежье и северо-западное Обонежье.

При сравнительном анализе всех известных построек становятся очевидными принципиальные различия объемно-пространственного и конструктивного решений их храмовых столпов. Основываясь на них, мы выделили пять типологических групп, представители каждой из которых, к счастью, сохранились.
1) Церкви с нерегулярным расположением храмового столпа — северное Обонежье (Повенец, Челмужи).
2) Церкви типа «восьмерик на четверике» со слитно-ярусным, расширяющимся кверху храмовым столпом — южное Обонежье и Заонежье (остров Брусно, Горнее Шелтозеро, Самино, все заонежские храмы).
3) Церкви с расширяющимся кверху слитно-ярусным храмовым столпом, состоящим из двух восьмериков на четверике — северо-западное Обонежье (Линдозеро, Лычный остров, Кондопога).
4) Церкви с расширяющимся кверху слитно-расчлененно ярусным храмовым столпом, состоящим из двух восьмериков на четверике —. юго-западное Обонежье (Гимрека, Рыбрека).
5) Церкви с расчлененно-ярусным сужающимся кверху храмовым столпом, состоящим из нескольких восьмериков — Межозерье (Тихвин, Согиницы, Пидьма).
Налицо непосредственная связь между географическим положением и типологией храмов, из чего можно сделать вывод об устойчивых местных локальных архитектурных традициях. По-видимому, это связано с культурной самобытностью различных этносов, населявших рассматриваемую нами территорию.

Общими чертами всех памятников является ярусность их храмовых столпов с нарастанием или убыванием объемов и фронтонные пояса (со временем превратившиеся из конструктивных элементов в декоративные). На основании этого сходства многие исследователи и объединяли все постройки под знаком одной школы.
Очевидно, что на изучаемой нами обширной территории в разных ее регионах параллельно могли действовать несколько строительных артелей. Это убедительно демонстрирует хотя бы одновременное возведение в 1630 г. трех удаленных друг от друга памятников: Никольской церкви в Олонце, Воскресенской в Важинах и Никольской же на острове Брусно. Причем два Никольских храма обладали по крайней мере одной из уникальных особенностей местной архитектуры: один — фронтонными поясами, другой — расширением основного объема. То есть уже к тому времени эти черты были широко распространены. С другой стороны, вполне вероятны перемещения мастеров из одного региона в другой. Подтверждением тому служат очень похожие церкви в Самино и Яндомозере. Наконец, одна и та же артель могла строить различные по типу сооружения: например, храмы в Согиницах и Гимреке.

Таким образом, все рассмотренные памятники на пространстве от Ладожского озера до Онежского имели различную типологию и различные конструктивные решения деталей. Создавались они несколькими, напрямую не связанными преемственностью опыта плотницкими артелями, действовавшими в разное время в отдаленных регионах. Все это не позволяет определять все шатровые храмы Обонежья и Межозерья как представителей одной школы. Однако все они обладают единой образностью, общими принципами композиционного построения и устойчивыми уникальными формами, что объясняет их иконографическую близость. Поэтому наиболее правильным было бы говорить о существовании на этой территории общей храмостроительной традиции, внутри которой проявлялись сложные и разнообразные взаимосвязи. Исходя из географических границ распространения этой традиции, представляется более корректным по отношению к ней применять термин «онежско-ладожская», нежели «прионежская».
Помимо храмов, принадлежащих к основной традиции, в Обонежье и Межозерье периодически возводились шатровые церкви, обладавшие собственными уникальными особенностями: многошатровые храмы в Заонежье и Олонце, Флоролаврская церковь в Мегреге, Воскресенская в Важинах, Успенская в Ладве и другие. Возможно, они были следствием влияния архитектуры других областей или творческими экспериментами местных мастеров, не получившими дальнейшего распространения.

Примечания:
1. Статья опубликована в сборнике «Деревянное зодчество», вып. II, Изд. дом «Коло», 2011 г.
2. Автор - Носкова Арина Георгиевна, искусствовед, научный сотр. НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства.
3. С небольшими сокращениями. Библиография опущена..
3. Черно-белые фотографии - сканированы из книги.
4. Еще две публикации о Заонежских храмах:
- В.Карсаков Заонежский полуостров
- Деревянные храмы Заонежья