ПО СЛЕДАМ Г.П. ГУННА
(путевые заметки Юрия Огурцова)
Многоуважаемые посетители этого прекрасного Кенозерского
сайта,
на этой странице я хочу представить на Ваше обозрение свои
фотографии из некоторых интересных, на мой взгляд, районов
Русского Севера. По большей части планы моих поездок
строились по книгам Г.П.Гунна: "Каргопольский озерный край" и
"Каргополье - Онега", и данная подборка, в
основном, является некоей современной иллюстрацией к этим
трудам. Поэтому я не буду подробно останавливаться на описании
объектов, ограничусь общими данными и состоянием в настоящий
момент.
Каргополь
- Первое упоминание о Каргополе относится к 1380 году.
При населении 11,5 тысячи человек на данный момент город имеет 9
сохранившихся церквей и 2 в разрушенном состоянии.
Церкви сильно отличаются друг от друга по замыслу и художественному исполнению:
- Древнейшим в городе является Христорождественский собор 1552-1562 гг. В настоящее время собор закрыт и открывается достаточно редко.
В здании собора отличная акустика, поэтому в нем происходят репетиции местного хора.
В соборе также сохранились прекрасный иконостас, входные двери, расписанные известными художникам Богдановыми-Карбатовскими и кронштейн паникадила в виде вытянутой руки.
- Единственная до недавних пор действующая церковь –
Богородицерождественская, 1680 г.
В церкви множество древних икон «Северного письма», свезённых из закрывшихся и разрушенных храмов.
- Благовещенская церковь – создаёт по словам И. Грабаря «впечатление ошеломляющей нарядности», по форме каменносечной резьбы в ней нет ни одного повторяющегося окна!
- Наиболее мне понравилась одноэтажная Воскресенская
церковь конца 17 в.
Единственная, сохранившая позакомарное завершение.
С тяжёлыми массивными куполами и мощными стенами, на мой взгляд, она наиболее отражает «лицо» сурового славного Северного города.
- Самой большой по площади является церковь Иоанна
Предтечи, 1740-1751 гг. с интересными двойными главками, то- есть на основной
главе есть ещё маленький восьмеричок, который также завершается главкой.
Этим летом церковь также начала действовать.
|
- Есть в городе также заслуживающие внимания Троицкая церковь, 1790-1802 гг. , построенная в неовизантийском стиле,
Зосимо-
Савватьевская ц., 1819 г., в классическом, и колокольня.
По моим наблюдениям, проблема сохранности культурного фонда в городе и его окрестностях стоит довольно остро, так как некоторые восстанавливаемые объекты стоят на балансах разных субъектов с разными уровнями доходов (города, музея, церкви), поэтому полное восстановление, например, Благовещенской церкви откладывается на совершенно неопределённый срок, а Воскресенская церковь вообще ни к кому не относится и здание медленно приходит в упадок.
Каргополье
Представляет собой до сих пор, хотя и сильно поредевший, но всё-таки кладезь
чудесных образцов деревянного зодчества.
- Саунино – ц. Иоанна Златоуста, 1665 г., шатровая, с отдельно
стоящей колокольней. Не действует. Сохранилось «небо».
Большая Шалга – название бывшей деревни, ныне посёлок Казакова.
Церковь Рождества Христова, шатровая, 1745 г., в совершенно аварийном состоянии.
Здание трапезной почти развалилось, «небеса» вывезены.
- Красная Ляга – Сретенско-Михайловская церковь, шатровая, восьмерик
от земли, 1655 г. Вход закрыт, «небеса» вывезены.
- Кучепалда – нежилое село, 12 км от дороги, застройка села производилась
кругами вокруг озера. Озеро ушло, опустела деревня.
Последний житель - сторож, с ручным журавлём.
- Лядины – с. Печниково, тройной ансамбль из Богоявленской (зимней)
церкви 1793 г., Покровско – Власьевской шатровой, 1761 г., с небом, и колокольни.
- Ошевенская слобода - это ряд деревень с северными
избами, которые называют еще «дома-корабли»:
1.Развалины Александро-Ошевенского
монастыря, 15 в.
2. Село Погост – Богоявленская (Иоанна Богослова) церковь, шатровая,
1787 г. Одна из наиболее радующих душу церквей. И зимой и летом проходят
службы,
на которых присутствует довольно много людей.
3. Село Низ – часовня Георгия, 19 в.
4. Село Большой Халуй – практически нежилое.
Рядовая застройка фасадами к реке, обетные кресты у реки.
5. Село Малый Халуй – Воздвиженская часовня с сильно искаженным, но сохранившимся
«небом».
- Село Архангело – единственная в Каргополье кубоватая Сретенская
ц., 1715 г., с небом, а также ярусная ц. Михаила Архангела.
Опускаю описание памятников Кенозерского парка, так прекрасно проиллюстрированного
на этом сайте.
Средняя и нижняя Онега
Здесь все еще можно увидеть сильно поредевший ряд прекрасных
экспонатов деревянного зодчества, в т.ч. остатки бывших «Онежских тройников»:
- Бережная Дуброва – Никольская церковь, кубоватая, 1678 г.
- Ярнема – замечательное поонежское село со старыми избами, большинство из которых сохранили «взвоз» (Фотографий,
к сожалению, нет).
- Турчасово – Преображенская церковь, кубоватая, 1786 г.,
с колокольней. Внутри не был, так как закрыта на здоровый болт. Рядовая
застройка в южной части села.
- Нермуша – Георгиевская часовня; закрыта, ключей в деревне
нет.
- Пияла – Вознесенская церковь, 1651 г., шатровая. Закрыта,
внутри не был.
По форме сильно схожа с церковью Вознесенья в Коломенском – высшим достижением каменного шатрового зодчества.
- Подпорожье – Владимирская церковь, кубоватая, 1757 г. Закрыта.
Состояние довольно плохое, без крестов, внутри сохранились «небеса».
- Кий-остров – Крестовоздвиженский монастырь, 1656 г.
Сейчас в нем располагается база отдыха.
- Малые Корелы – большой музей деревянного зодчества.
Кубоватая Вознесенская церковь из села Кушерека, 1669 г.
В заключение хотелось бы представить некоторые «деревяхи»
Карелии:
- Кемь - Успенский собор, 1711 г., трёхшатровый, действующий.
- Кондопога – Успенская церковь, 1774 г., шатровая, с уникальным «небом».
А закончить хотелось бы фотографией из Кижей, где
на одном снимке можно увидеть и самую древнюю деревянную постройку –
церковь Воскрешения Лазаря 14 в. из Муромского монастыря и самую совершенную
постройку – 22-главую Преображенскую
церковь Кижского погоста, 1714 г.
(фотографии Юры интересно сопоставить с рисунками А.Б. Бодэ.
и иллюстрациями в других книгах)Вернуться на страницу Генрих Гунн. Жизнь. Призведения. Память.