НЯНДОМА


Е.В.Кузнецов,
Е.Л.Герасимова
(г. Няндома, Арх. область)

ПО ДОРОГЕ В КЕНОЗЕРЬЕ - НЯНДОМА
(Из статьи "Проблемы сохранения участка Северной железной дороги «Вологда-Архангельск» как объекта историко-культурного наследия")

В конце XIX в. известный российский промышленник и меценат С. И. Мамонтов создал уникальный комплекс «Железная дорога и Мир вокруг нее». Ему удалось в полной мере осуществить социально-художественную задачу — преобразить отдельные станции в единый архитектурный ансамбль на расстоянии от Вологды до Архангельска.

Архитектурное решение железной дороги на упоминаемом участке создавалось одновременно с сооружением рельсового пути и в первые годы его эксплуатации как грандиозный «идеальный проект» протяженностью более 600 верст.
Типовой вокзал в Няндоме. Начало XX в.
Сколь большое значение уделял известный российский меценат созданию образа и оформления железной дороги, показывает то, что «составление проектов гражданских сооружений» Вологодско-Архангельской железной дороги было поручено одному из крупнейших московских архитекторов того периода — Л.Н.Кекушеву совместно с И.А.Ивановым-Шицем.

Архитекторами были разработаны типовые проекты деревянных пассажирских зданий для станций 3-4 классов, жилые дома, включая необходимые службы, путевые постройки, которые были представлены в специальном альбоме проектов, датируемым 1895 г. Здесь станция Няндома относилась к 3 классу.

После совместного с министром финансов С. Ю. Витте путешествия по Русскому Северу Савва Мамонтов отправил по тому же маршруту своих друзей-художников: его всерьез захватила идея создания «Русской Норвегии», продвижения цивилизации и культуры в край, «так щедро одаренный природой и так несправедливо обойденный людьми». По его мысли, работы художников, привезенные из уникальных северных земель, поселений и деревянных городов должны были украсить вокзалы Северной дороги, чтобы люди учились понимать окружающую их красоту и памятники. Таким образом, в зданиях вокзалов осуществлялось бы некое соединение технического прогресса, который они олицетворяли, и искусства — прогресса духовного.

Вплоть до перешивки железной дороги на широкую колею в 1915 г. комплекс построек оставался практически мало измененным и сохранял «мамонтовские» проекты. В дальнейшем строительство на станциях этой железной дороги велось уже без учета единства «красоты и пользы» архитектурных решений. И в каком-то смысле именно станция и часть города Няндомы является исключением, поскольку здесь строительство продолжалось вплоть до 1930-х гг. с учетом принятого мамонтовского проекта. Примером тому служит здание средней школы № 31 1922 г. постройки (ныне школа № 6), Клуб железнодорожников был построен в 1926 г. К сожалению, он не сохранился, но многие детали и конструкции подтверждают время появления этих и других сооружений: это упрощенная планировка зданий, гранитные фундаменты, большие характерного оформления окна, высокие вальмовые и полувальмовые крыши и практически отсутствие декора на фасадах.

В начале XX в. участок железной дороги «Вологда — Архангельск» поражал путешественников своей неповторимостью: «Дорога на Архангельск — узкоколейная, но поезда удобные и идут не так медленно, как я ожидал. Станции — в стиле английских коттеджей и приятно поражают глаз среди однообразия лесов...» Жилые дома изначально строились с расчетом на проживание семей, чтобы закрепить новоселов в этих местах. Застройка предусматривала создание полноценных жилых комплексов: при домах, огороженных заборами, устраивали дворы для размещения лошадей и экипажей, имелись сараи, погреба, туалеты и помойные ямы.
2-х этажный жилой дом в Няндоме. Фото 2011 г.
Малому городу Няндома, надо признать, повезло: именно здесь наиболее полно сохранился комплекс «мамонтовских» построек. Но местные жители даже и не подозревали, что это сооружения начала века и что они связаны с именем известного предпринимателя.  И очевидно, что только недавно пришло понимание ценности всего комплекса перечисленных сооружений и необходимости их поддержания, ремонта и реставрации.

В 2005 г. проблемами сохранения архитектурного ансамбля города дороги стал заниматься образовавшийся краеведческий музей «Дом Няна». Понимая необходимость фиксации современного состояния архитектурного ансамбля, сотрудники музея начали проводить работу по составлению реестра сохранившихся зданий, и в результате было выявлено не менее пятидесяти сооружений. Позже с собранными и наработанными материалами мы познакомили местных жителей и в первую очередь тех, кто имеет отношение к работе на железной дороге, и даже ветераны труда узнали для себя много нового и интересного.
Школа в Няндоме. Фото 2011 г.
Официальное подтверждение значимости исторической застройки было получено 21 ноября 2013 г. на научно-методическом Совете при Министерстве культуры Архангельской области, где было вынесено решение о том, что здания и сооружения железнодорожного поселка ст. Няндома обладают признаками памятников истории и культуры.

Сегодня, к сожалению, деревянные памятники и уникальные дома быстро меняют свой первоначальный вид: жители устанавливают пластиковые окна и увеличивают размеры оконных проемов, утрачиваются элементы декора, меняются объемы зданий... Не только сами дома, но и инфраструктура железнодорожного поселка требует сохранения и осторожного поддержания: развалившиеся сараи, годами не чистящиеся туалеты (выполненные когда-то в соответствии со всеми особенностями сооружений), выгребные ямы, заросшие сточные канавы... Все это говорит о разрухе и необходимости вмешательства в сохранение и развитие городской среды.

Важным для музея с целью продвижения идеи сохранения архитектурного комплекса стало участие в конкурсе проектов регионального значения в июне 2014 г. Наш проект «Эта станция в окне...» получил поддержку губернатора Архангельской области, и мы надеемся, что в ходе его реализации нам удастся объединить интересы города, района, области и железной дороги.
Няндома сегодня. Фото из интернета
Таким образом, прокладка дороги на Русский Север, безусловно, была важным политическим и культурным событием в дореволюционной России, способствовавшим развитию северных территорий. Известный российский промышленник и меценат С. И. Мамонтов и привлекаемые им специалисты с самого начала работ закладывали в проект не только строительство железнодорожной магистрали, но и продумывали социальный контекст жизнедеятельности тех людей, которые будут обслуживать эту дорогу и станции. Город Няндома — пример тому, какие условия были созданы для проживания большого числа сотрудников, обслуживающих дорогу, и их семей. Сохранение архитектурного комплекса и железнодорожных сооружений города начала XX в. в определенных границах позволит считать эту территорию историческим поселением и придать ему значимый статус в будущем.

Примечания:
1. Текст статьи - из сборника "Актуальные проблемы изучения и сохранения арх.-градостр. наследия исторических поселений", Москва - Каргополь, 2016 г.
2. Текст сокращен.
3. Фотографии - из статьи.
4. Библиография опущена.