Нечаев Александр Николаевич
О
БЫЛИНАХ И СКАЗКАХ
...Знакомиться со сказками в их живом исполнительском звучании я начал еще
до того, как научился читать и писать. Меня окружала и с детства питала
стихия народного поэтического творчества. Известный собиратель и
издатель северных былин профессор Петербургского университета А.Ф.Гильфердинг, побывавший на моей родине во второй половине XIX века,
писал, что в Кенозере самый воздух напоен былинами, песнями, сказками.
В начале XX века былины уже не имели широкого распространения, а
сказки и песни, заговоры и причитания составляли неотъемлемую часть
быта людей.
Сказки были желанными гостями на вечеринках и особенно в избах, где
семья коротала за работой долгие зимние вечера.
Как теперь, помнится наша большая изба. Темнеет на
Севере рано. Чуть ли не с трех часов пополудни зажигалась семилинейная
керосиновая лампа - по тем временам большая роскошь, ведь чаще люди
сидели с лучиной. После раннего ужина рассаживались по лавкам. Каждый со
своим рукодельем: женщины с прялками, с вязанием. Поближе к свету
ставились кроены - станок, на котором ткали холст, а иной раз и грубое
домашнее сукно. У мужчин свои занятия: чинили обувь, сбрую или
ремонтировали рыболовные снасти. Нередко на огонек, как говаривали, на
«супрядки», заходили соседи. Собиралась большая компания...
За окном стужа, мороз, а в жарко натопленной избе за
двойными рамами, да еще прикрытыми снаружи деревянными ставнями, тепло и
уютно. Жужжат веретена прях, тянется бесконечная нить, наматываясь на
веретено, бесшумно скользит между нитями челнок ткачихи...
Разговор начинался с обмена местными новостями.
Нередко речь заходила о нечистой силе; рассказывали разные случаи,
выдавая их за «истинную правду». Заводили и песни. Пели как протяжные
песни, так и шуточные, скорые. Часто на смену песням приходила сказка.
В минуту затишья кто-нибудь из умелых рассказчиков начинал: «Вот в
некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь да царица, и
росла у них единственная дочь...» И перед слушателями раскрывались одна
за другой картины из знакомой и одновременно неведомой жизни. Знакомой
- потому, что главный герой сказки родился в бедной крестьянской семье,
неведомой - потому, что героиня - дочь царя и царицы. Герой,
крестьянский сын, преодолевая все препятствия, борется со всяческим
злом, с хитрыми, завистливыми придворными, со страшными чудовищами.
Слушатели заинтересованно внимают рассказу, переживают, иной раз подают
реплики и, наконец, оживленно выражают радость, когда герой выходит
победителем из всех испытаний и достигает благополучия. Сказка радует
победой добра над злом и торжеством справедливости, чего в настоящей
жизни, как правило, видеть не приходилось.
Сказки рассказывались не только на вечеринках и семейных супрядках.
Большинство крестьян в дореволюционное время были неграмотными. Ни
радио, ни кино в ту пору не было. Почта в отдаленные районы приходила
только раз в неделю. Ни газет, ни журналов крестьяне не выписывали. О
театре слыхом не слыхивали. А потому сказка заменяла и театр, и книгу, и
газету. Поэтому и в рыболовецких артелях, и на лесозаготовках сказочник
пользовался известными льготами. Не ущемляя в заработке, определяли его
кашеваром, например, а за это в свободное от работы время сказочник
рассказывал сказки.
Мне доводилось наблюдать это самому.
Не забуду моей встречи со сказочником Поликарпом. Учился я во втором
классе, когда старик Поликарп с двумя молодыми подручными копал у нас
колодец. Поликарп знал множество сказок, умел и любил рассказывать,
сам увлекаясь их чудесным вымыслом. Обычно после раннего ужина начинал
он одну из своих долгих волшебных сказок и сразу же завоевывал внимание
всех, кто его слушал. Утомленный за день тяжелой работой, он вскоре
говаривал: «Эта сказка долгая, доскажу завтра», но молодые подручные
вместе со мной начинали упрашивать продолжить сказку. Поликарп обладал
таким мастерством рассказчика, что запомнился на всю жизнь. Думаю, в
какой-то степени встреча с ним повлияла на выбор моих занятий
народно-поэтическим творчеством, когда я стал студентом-филологом.
Впоследствии мне приходилось принимать участие во
многих научных экспедициях по изучению народной поэзии, встречаться со
многими замечательными сказочниками, от которых записано множество
сказок.
Русские народные сказки весьма разнообразны.
Возникшие в глубокой древности сказки о животных являются достоянием
детской аудитории, рассказываются взрослыми детям младшего возраста
или рассказываются самими ребятами. Хитрая лисичка, глупый волк,
трусливый зайчик, неуклюжий медведь, храбрый петух и другие животные
создают богатую галерею разнообразных типов и характеров. Поведение
животных в сказках напоминает чем-то поступки людей. Небольшие по объему
сказки о животных служат прекрасным средством эстетического и морального
воспитания детей...
Есть и еще некоторые виды русских народных сказок. Это «былички», или,
как их еще называют по-другому, «бывальщины», - рассказы о нечистой
силе: о встречах человека с лешими, с водяными, домовыми, русалками и
т. д. Сюда же относятся и рассказы о заколдованных кладах, о ведьмах.
Близко примыкают к народным сказкам предания и легенды.
Предания и легенды связаны с названием озер, рек,
городов, сел и деревень, различных приметных местностей, а также с
первыми жителями края, района. Нередко в исторических преданиях
содержится отзвук какого-либо исторического события....
Таков воистину огромный и разнообразный материал,
который можно объединить общим названием - русские народные сказки.
(Из газеты "Кенозерье" №3, май 2002 г.)