Нечаев Александр Николаевич

О БЫЛИНАХ И СКАЗКАХ

...Знакомиться со сказками в их жи­вом исполнительском звучании я начал еще до того, как научился читать и писать. Меня окружала и с детства питала стихия народного поэтического творчества. Известный собиратель и издатель северных былин профессор Петербургского университета А.Ф.Гильфердинг, побывавший на моей родине во второй половине XIX века, писал, что в Кенозере самый воздух напоен былинами, песнями, сказками. В начале XX века былины уже не имели широкого распространения, а сказки и песни, заговоры и причитания составляли неотъемлемую часть быта людей.

Сказки были желанными гостями на вечеринках и особенно в избах, где семья коротала за работой долгие зимние вечера.

Как теперь, помнится наша большая изба. Темнеет на Севере рано. Чуть ли не с трех часов пополудни зажигалась семилинейная керосиновая лампа - по тем временам большая роскошь, ведь чаще люди сидели с лучиной. После раннего ужина рассаживались по лавкам. Каждый со своим рукодельем: женщины с прялками, с вязанием. Поближе к свету ставились кроены - станок, на котором ткали холст, а иной раз и грубое домашнее сукно. У мужчин свои занятия: чинили обувь, сбрую или ремонтировали рыболовные снасти. Нередко на огонек, как говаривали, на «супрядки», заходили соседи. Собиралась большая компания...

За окном стужа, мороз, а в жарко натопленной избе за двойными рамами, да еще прикрытыми снаружи деревянными ставнями, тепло и уютно. Жужжат веретена прях, тянется бесконечная нить, наматываясь на веретено, бесшумно скользит между нитями челнок ткачихи...

Разговор начинался с обмена местными новостями. Нередко речь заходила о нечистой силе; рассказывали разные случаи, выдавая их за «истинную правду». Заводили и песни. Пели как протяжные песни, так и шуточные, скорые. Часто на смену песням приходила сказка. В минуту затишья кто-нибудь из умелых рассказчиков начинал: «Вот в некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь да царица, и росла у них единственная дочь...» И перед слушателями раскрыва­лись одна за другой картины из знакомой и одновременно неведомой жизни. Знакомой - потому, что главный герой сказки родился в бедной крестьянской семье, неведомой - потому, что героиня - дочь царя и царицы. Герой, крестьянский сын, преодолевая все препятствия, борется со всяческим злом, с хитрыми, завистливыми придворными, со страшными чудовищами. Слушатели заинтересованно внимают рассказу, переживают, иной раз подают реплики и, наконец, оживленно выражают радость, когда герой выходит победителем из всех испытаний и достигает благополучия. Сказка радует победой добра над злом и торжеством справедливости, чего в настоящей жизни, как правило, видеть не приходилось.

Сказки рассказывались не только на вечеринках и семейных супрядках. Большинство крестьян в дореволюционное время были неграмотными. Ни радио, ни кино в ту пору не было. Почта в отдаленные районы приходила только раз в неделю. Ни газет, ни журналов крестьяне не выписывали. О театре слыхом не слыхивали. А потому сказка заменяла и театр, и книгу, и газету. Поэтому и в рыболовецких артелях, и на лесозаготовках сказочник пользовался известными льготами. Не ущемляя в заработке, определяли его кашеваром, например, а за это в свободное от работы время сказочник рассказывал сказки.

Мне доводилось наблюдать это самому.

Не забуду моей встречи со сказочником Поликарпом. Учился я во втором классе, когда старик Поликарп с двумя молодыми подручными копал у нас колодец. Поликарп знал множество сказок, умел и любил рассказывать, сам увлекаясь их чудесным вымыслом. Обычно после раннего ужина начинал он одну из своих долгих волшебных сказок и сразу же завоевывал внимание всех, кто его слушал. Утомленный за день тяжелой работой, он вскоре говаривал: «Эта сказка долгая, доскажу завтра», но молодые подручные вместе со мной начинали упрашивать продолжить сказку. Поликарп обладал таким мастерством рассказчика, что запомнился на всю жизнь. Думаю, в какой-то степени встреча с ним повлияла на выбор моих занятий народно-поэтическим творчеством, когда я стал студентом-филологом.

Впоследствии мне приходилось принимать участие во многих научных экспедициях по изучению народной поэзии, встречаться со многими замечательными сказочниками, от которых записано множество сказок.

Русские народные сказки весьма раз­нообразны.

Возникшие в глубокой древности сказки о животных являются достоянием детской аудитории, рассказываются взрослыми детям младшего возраста или рассказываются самими ребятами. Хитрая лисичка, глупый волк, трусливый зайчик, неуклюжий медведь, храбрый петух и другие животные создают богатую галерею разнообразных типов и характеров. Поведение животных в сказках напоминает чем-то поступки людей. Небольшие по объему сказки о животных служат прекрасным средством эстетического и морального воспитания детей...

Есть и еще некоторые виды русских народных сказок. Это «былички», или, как их еще называют по-другому, «бывальщины», - рассказы о нечистой силе: о встречах человека с лешими, с водяными, домовыми, русалками и т. д. Сюда же относятся и рассказы о заколдованных кладах, о ведьмах.

Близко примыкают к народным сказкам предания и легенды.

Предания и легенды связаны с названием озер, рек, городов, сел и деревень, различных приметных местностей, а также с первыми жителями края, района. Нередко в исторических преданиях содержится отзвук какого-либо исторического события....

Таков воистину огромный и разнообразный материал, который можно объединить общим названием - русские народные сказки.
 (Из газеты "Кенозерье" №3, май 2002 г.)