М.И.Мильчик,
кандидат искусствоведения, профессор,
зам. ген. директора НИИ «Спецпроектреставрация»,
г.Санкт-Петербург

АНСАМБЛЬ ДЕРЕВЯННОГО
НИКОЛО-КОРЕЛЬСКОГО МОНАСТЫРЯ

...Николо-Корельский монастырь — один из самых значительных в бассейне Белого моря... К началу ХХ в. здесь сохранился великолепный каменный ансамбль XVII в., состоящий из пятиглавых Никольского собора (1670-1676 гг., трапезной Успенской церкви (1667 г.), соединенных переходами, (1684 г.) и шатровой колокольни (1700 г.), - поздняя интерпретация композиции Соловецкого монастыря.

...Монастырь возник в конце XIV в. на левом берегу Корельского (позднее Никольского) устья Северной Двины, у Белого моря, или, как говорит

По преданию, здесь на пустынном берегу, были найдены тела утонувших в море двух сыновей новгородского боярина Филиппа Григорьевича и жены его Марфы (позднее монастырская легенда отожествила ее с новгородской боярыней Марфой Борецкой), на пожертвования которых была приобретена земля Корельского наволока. Там Марфа «...поставила есми церковь храм святаго Николы в Карельском [устье] на гробех детех своих Онтона да Филикса». Судя по летописной записи 1571 г....это был шатровый храм («церковь... древяна вверх»), необычайно высокий: около 30 саженей (б5 м). Даже если эта цифра несколько завышена, то нет сомнения, что на рубеже XV-XVI вв. в монастыре было возведено одно из самых величественных среди известных нам деревянных строений. Наверное, не случайно в описной книге 1657 г. соборная церковь названа - редкий случай - «высокой». Столь необычная высота объясняется необходимостью в своего рода маяке для судов, приближавшихся к монастырскому берегу. Все они, шедшие в Белое море из дельты Северной Двины и возвращавшиеся обратно, проходили мимо и нередко останавливались здесь, в бухте св. Николая....

Природная же ситуация для монастыря была невыгодной: голый берег моря, сильные, а подчас и шквалистые ветры, с трех сторон болота, леса расположены далеко, до ближайших селений десятки верст.

Здесь на временных причалах-пристанищах товары перегружались на речные плоскодонные суда и по мелководью отправлялись в Холмогоры - центр Двинской земли, откуда по Северной Двине и Сухоне, через Устюг товары доставлялись в Вологду, а затем уже на подводах их везли в Москву.

До XVII в. сведения о монастыре скудны, хотя, видимо, именно через него вплоть до основания Архангельска в 1583 г.  поддерживались связи с Западной Европой, тогда еще нерегулярные....

Итак, к концу 1550-х гг. монастырский комплекс, центральным ядром которого была величественная трехшатровая композиция, сформировался полностью.
Прорись плана Николо-Корельского монастыря (составлена Н.Л.Крашенинниковой)

Прошло всего десять с небольшим лет, как «в лето 7079 [1571]-м году майя в 31 день сломило бурею Николин храм, помост церковной. А высота была храму от земли до креста 30 сажень [около б5 м]. А в то время пели молебен, а не вредило никакова человека». Новый храм строили долго - целых пять лет: начали в сентябре того же года, что необычно для деревянного строительства, а освящение состоялось поздней осенью 1576 г. - 14 ноября, в связи с чем царь Иван Грозный пожертвовал в монастырь церковные сосуды и облачения.

Несомненно, что в основных чертах новый храм повторял прежний, сгоревший. Это был по-прежнему высокий шатровый храм с восьмериковым срубом от земли...Судя по позднейшей описи, он весь был крыт лемехом (чешуею).

Ракулы на Сев. Двине.
Ближайший аналог колок-ни
Николо-Кор. мон-ря.

В 1588 г. нанятый мастер Петр с монастырским плотником Яковом, кореляниным, т. е. жителем Корельского берега, срубил шатровую колокольню «о девяти столбах с верхом». На ней повесили восемь колоколов и на следующий год укрепили «часы железные боевые с получасием и с указкам колесом» - циферблатом.

Колокольня относилась к типу столбовых, некогда широко распространенных как на Русском Севере, так и в Норвегии, до которой по морю от Никольского монастыря было не очень далеко. Число столбов в таких колокольнях колебалось от пяти до семнадцати. Такой верх делал силуэт особенно живописным: это главная вертикаль погоста, которая должна была не потеряться на фоне открытого пространства широкой реки. Позднее каркас...колокольни был закрыт срубом...

После возведения главного храма и колокольни, служившей одновременно и часовой башней, строительная активность в монастыре пошла на убыль. В начале XVII в. за его стенами появилась лишь группа хозяйственных построек: воловий и конюшенный дворы, овин, кузница, «гостин двор на приезд проезжих людей», «да у пристанища на берегу две кельи и сарай, [где] лотки ставят». Иными словами, к этому времени сложился развитый монастырский комплекс со всеми присущими ему функциональными группами построек как внутри монастырских стен, так и за их пределами.

В начале 1660-х гг. игумен Козьма (165730-1674) начинает большое каменное строительство в монастыре, растянувшееся на два десятилетия. Обветшавшая к этому времени трапезная Успенская церковь была заменена каменной (1664-1667 гг.), затем с запада к ней пристроили шатровую колокольню, а несколько позднее — в 1670-1674 гг. каменным стал и собор св. Николая. В 1684 г. их, как и в Соловецком  монастыре, а также и в деревянном Ошевенском, соединили каменными переходами, на которые вели два крыльца....

Как уже говорилось, монастырь был обнесен заплотной оградой еще в середине XVI в. Таковой она оставалась и в начале следующего столетия. В начале 1640-х гг. ограда была перестроена и стала теперь тыновой или, как ее называют переписные книги, стоячей. Над Святыми воротами, обращенными к морю, возвели третью церковь в монастыре — Богоявления. Ее освящение состоялось летом 1646 г....

В конце 1680-х гг. игумен Иоасаф начал большие работы по перестройке ограды и переносу Святых ворот на западную сторону монастыря. Чем была вызвана столь радикальная переориентация монастыря? Почему потребовалось главные ворота монастыря переносить на противоположную от моря сторону?

С появлением каменных построек существенно изменилась планировка всего монастырского комплекса: местоположение Никольской церкви по сравнению с прежним было отодвинуто дальше от берега в юго-западном направлении почти на 100 м (видимо, чтобы избежать подмыва основания, а также с целью расширения всей территории), в результате чего ее главное, западное, крыльцо оказалось ближе к западным воротам, нежели к восточным. Основная композиционная ось проходила по линии восток - запад, от одних ворот к другим и была подчеркнута длинными переходами, соединившими оба каменных храма. Теперь главными воротами становились западные.

Вторая причина переориентации монастыря заключалась в возросшей роли сухопутной дороги, шедшей на Архангельск и начинавшейся как раз от западных ворот. Напомним, что с возвышением Архангельска, ставшего главным портом, или, по словам царя Алексея Михайловича, первыми воротами Российского государства, «порт св. Николая» потерял свое былое значение и... «отвернулся» от моря.

Хотя эта церковь своей высотой и размерами уступала каменным храмам, по своему месту и мемориальному значению она для монастыря она имела особое значение, что вольно или невольно отразил рисованный план: там она изображена особенно большой, лишь немногим меньше собора.

Конструкция стены и, в частности, кровли на удивление подробно описаны в порядной: «...в ысподе и вверху срубить [...] связи по два ряду и поперег деревье класть, а на деревье поставить столбы, а на столбы положить подольные бревна для скату кровелного». Иными словами, продольные стены городней вверху и внизу были соединены парными бревнами-связями. В них с внутренней стороны врубались столбы (они видны на рисованном плане), по которым лежали прогонные бревна - опора двускатной кровли, покрывавшей городни. В результате этого промежутки между городнями можно было использовать для хранения дров и для других хозяйственных нужд. Кроме того, с этой же целью использовали и сами городни. Таким образом, с конструктивной точки зрения эта рубленая ограда стала третьей по счету после заплотной и тыновой (стоячей) в строительной истории монастыря.
Воротная башня Николо-Корельского
 монастыря в музее "Коломенское"
В порядной особо оговорено устройство двух ворот. Западный воротный проем не имел столбов и был вырезан в бревенчатой стене в виде арки. Более того, сам свод проезда был сложен из бревен. Как и раньше, до переноса надвратного храма, справа и слева под папертями находились два сруба, показанные на планах середины XVIII в. По отношению к линии ограды ворота были слегка заглублены, в результате чего перед ними образовалась небольшая площадь.

Если о конструкции ограды и ее воротных башен мы знаем достаточно подробно, то этого нельзя сказать о плане. Весьма возможно, что в XVI-XVII вв. он был, как и у других деревянных монастырей, многоугольным. Теперь же, в 1691---1692 гг., он стал регулярным с четко выявленной осью симметрии, ощущение которой усиливается благодаря башням: четыре по углам и три посредине стен (с западной стороны - безбашенные Святые ворота). На всех чертежах стены представляют собой прямоугольник, вытянутый по оси восток - запад. Длина стен, указанная в описи 1764 г., 88 х 66 сажен (187,4 х 140,5 м), т. е. по периметру получается более полукилометра, а если точнее, 655 м. Следовательно, монастырь был больше деревянной крепости в Коле, несколько уступая лишь Архангельской. o:p>

Указанные размеры трех сторон в основном близки к данным, полученным в результате шагомерной съемки, проведенной П.Д.Барановским в 1933 г.: 176,9 х 162,4 х 135,8 м. Однако если основываться на его обмере, то в плане ограда представляла собой трапецию...

В целом ограда, конечно, напоминала деревянные крепости, но никакой оборонительной роли не играла, хотя в ее пряслах и были просечены бойницы, служившие, однако, для наблюдения за территорией вокруг монастыря. Не случайно у стены не было боевого хода, а у восточной башни бойниц, облама и соответствующего ему боевого яруса. Угловые же башенки вообще играли исключительно декоративно-композиционную роль.

Ограда вместе с башнями и возвышающимися над нею храмами, как и в любом монастыре, имела, прежде всего, символическое значение и одновременно как бы противостояла низким берегам и водной глади Двинской дельты.
Воротная башня Николо-Корельского 
монастыря в музее "Коломенское"
Теперь же от деревянных построек монастыря, некогда сыгравшего исключительную роль в установлении связей межу Россией и Западной Европой, не осталось и следа, если не считать сохраненной в музее Коломенского надвратной башни с примыкающими к ней фрагментами стены. Тем не менее использованные здесь документы позволяют говорить о Николо-Корельском монастыре как о6 одном из самых значительных деревянных монастырских комплексов Русского Севера.

Примечания:
1. Из межвузовского сборника "Народное зодчество". Изд-во Петрозаводского ГУ.  2007.
2. С  сокращениями.
3. Иллюстрации  - из статьи М.И.Мильчика.