Мелютина М.Н., Теребихин Н.М.

ПРИРОДНЫЕ САКРАЛИИ
(из книги "Сакральный ландшафт Кенозерья")

Универсум - совокупность объектов и явлений в целом,
рассматриваемая в качестве единой системы (Википедия)
Сакральный - относящийся к религиозному культу, ритуальный
(Общий толковый слова
рь русского языка)
Иеротопия - создание сакральных пространств,
рассматриваемое как особый вид духовного и художественного творчества, а также специальная область историко-культурных исследований, в которой выявляются и анализируются конкретные примеры данного творчества
(Википедия)

Сакральный универсум Кенозерья имеет свою архитектонику, центральными ландшафтными символами которого являются природные стихии и объекты. Ландшафтные сакралии - вода, земля, горы, пещеры, камни, деревья имеют символический смысл, порождающий сакрализированную среду обитания человека.

Одним из важнейших элементов сакрального пространства Кенозерья являются священные воды... В этом смысле, основание древних монастырских центров Кенозерской Фиваиды - Кирилло-Челмогорского монастыря и Кенской Пахомиевой пустыни у истоков рек может рассматриваться как иеротопический акт порождения христианского устроения («переустроения») северного мира. Священное пространство Кенозерья является поистине водной ойкуменой. Более трехсот водоемов - рек, озер, ручьев пронизывают его земную поверхность. Кенозерская система озер (Свиное, Долгое, Кенозеро) занимает громадную котловину, со всех сторон окруженную возвышенностями.
Кенозеро
Русский географ И.С.Поляков оставил следующее описание рельефа Кенозера: "Высокие холмы с определенными очертаниями, часто с крутыми впадинами и ложбинами, выступают здесь по всем направлениям, и самое озеро Кенозеро, разлившись между холмами, представляется состоящим из ряда как бы отдельных озёр, соединяющихся между собою множеством проливов, число которых во время половодья увеличивается...и многие из мысов, дробящих на отдельные части озеро, с половодьем становятся островами".

Геоморфологическая карта И.С.Полякова, описывающая рельеф земноводной территории или, точнее, акватории Кенозерья, раскрывает его островную образно-символическую метагеографию, в системе координат которой Кенозерье предстает в образе заповедного острова архипелага спасения - сбережения традиционных форм и ценностей Севера. Животворящая, очистительная, вещая сила вод Кенозера почиталась паозерами как подательница жизни и распорядительница человеческих судеб Мотив встречи, контакта человека с сакральным является одним из важнейших в геопоэтике и мифогеографии Кенозерья. Ритуал обращения к мифологическим персонажам, духам водной стихии - водянику и русалке - до сих пор сохраняется в Кенозерье.

Исключительное положение в водном пантеоне занимает водяник. Согласно преданиям, статус его так высок, что ему подвластны даже действия по преображению ландшафта. В легенде, записанной этнографом Н.Н.Харузиным, водяной владелец Кенозера забросал камнями дорогу между двумя озерами Кенозером и Водлозером по причине отказа водлозерского водяника выдать свою дочь замуж за водного царя Кенозера.

Взаимоотношения человека и водяного строились на обмене ценностями в обряде жертвоприношения (кормления воды хлебом). В качестве жертвы кенозеры для удачного улова отправляли в плавание по озеру продукты - яйца и хлеб. Обряд играл важную роль во взаимоотношениях водяника и связанного с водной стихией мельника. В мифологических рассказах преобладают образы зооморфной строительной жертвы (прежде всего, петуха черной масти), которая приносилась при сооружении плотины или самой мельницы. В текстах сохранены свидетельства о добрых отношениях между мельником и его мифическим покровителем, т.к. считалось, что недовольный водяной может снести мельницу во время половодья. Чтение особых заговоров на воду являлось неотьемлемой частью мельничного ритуала.

Мифологический образ водяника связан с царством смерти, В одном смысловом ряду находится поверье об опасности купаться в "черных" лесных озерах - местах проживания "водяника с длинными черными волосами". В каких бы религиозных системах мы не сталкивались с Водами, они везде сохраняют одну и ту же функцию: "смывание грехов".

Н.Н.Харузин указывает на уникальное пространственное соположение мест обитания водяников - "божественных духов природы" с христианской иеротопикой. Записанные им истории о водяниках, живущих у погостов, позволили думать о том, что сами церкви построены на местах, на которых в давние времена, быть может, стояли священные рощи, остатки которых сохранились и до сих пор в разных местах Пудожского уезда. Вероятно, христианская святыня лишь заменяла собой языческую. Ни сила православного креста, ни близость церкви не были в состоянии изгнать, по преданию, живущего именно здесь водяного; он только утратил часть своей силы, но все-таки остался и не убоялся креста.

Древние мифологические представления человека о священных водах связаны с божественным ритмом начала и окончания сезона омовения (купания). Снятие запрета на купание сополагается со временем активизации водяного. Период купания и оживление водяного после зимы совпадает с весенне-летними праздниками православного календаря: "Сошествие Святого духа на Апостолов", "Вознесение Господня", "День апостола и евангелиста Иоанна Богослова", "Рождество св. Иоанна Крестителя" и других. С целью очищения "на воду ходили купаться в Иванов день", который со временем слился с христианским праздником "Рождества св. Иоанна Крестителя". "Купала" - летние святки, по мнению А.М.Веселовского, изначально был общинно-родовым праздником, знаменовавшимся браками и принятием в род. В православный праздник "День святых первоверховных апостолов Петра и Павла", по народным представлениям, происходила встреча с духом-хозяином воды.

Традиция запрета на купание после Ильина дня связывается с водяным, жаждущим человеческой жертвы. Замещением жертвы служат Ильинские братчины или «Бараньи воскресенья, когда крестьяне жертвуют св. Илье Пророку "по обещанию""завиченных" бычков или баранов. Праздник Преподобного Макария также связан с запретом на купание и жертвоприношением "завиченных" животных.

Эквивалентом мужского персонажа - водяника является женский мифический образ русалки. Мотив встречи человека с русалкой, широко известный в южнорусских традициях, не характерен для севернорусского фольклора. Кенозерье, однако, являет собой исключение: наряду с водяником этот персонаж имел здесь широкое распространение. В народном представлении русалка связана с миром мертвых; в зафиксированных в Кенозерье рассказах она является духом-покровителем священной рощи. По верованиям кенозеров, сюжет встречи с русалкой, расчесывающей волосы около священной рощи, является предсказанием несчастья. Во избежание печали, в озерах, расположенных вблизи святых рощ, необходимо было обязательно умыться: "старушки ходят к озеру: умываются, заходят в воду прямо в обуви". О связи русалки с миром усопших свидетельствует устойчивая соотнесенность её с луной, символизирующей ночь и смерть. Встреча с русалкой наиболее вероятна при лунном свете: "луна освещает озеро, русалка голая, тело черно, и прыг-прыг, на ногах какие-то широкие, как ласты".

Святость вод актуализируется в одном из важнейших актов преображения человека - Таинстве Крещения. В Кенозерье это Таинство могло совершаться на священной земле, пронизанной священными водами. По воспоминаниям старожилов, в Шишкинской святой роще рядом с часовней Тихвинской Божией Матери была вырыта купель для крещения (М.Н.Кулешова).

Празднование дня "Тихвинской Божией Матери" в деревне Шишкино обязательно включало обход полей со священником и крестным ходом (Г.Н.Мелехова). "Хождение на воду с крестным ходом" в часовенный праздник является традицией в Кенозерье. По свидетельству очевидцев, в Петров день обязательно делали "плавенки" - плот, на котором священник освящал воду. Из деревни Вершинино по берегу Кенозера традиционно организовывался Крестный ход на воду. Водосвятные молебны совершались на берегах озер, где "Ердан делали" (Иордан - место для купания в ночь Крещения - прим. М.З.) - колодец из теса с мостиками для купания. Во время водоосвящения верующие стояли по пояс в воде, ожидая троекратного погружения креста. Затем "омовались" и по возвращению в часовню, все, кто погружался в воду, служили молебен во второй раз.
 
Известны традиции совершения к часовням межприходских крестных ходов с водосвятием. По воспоминаниям старожилов, в часовню Владимирской Божией Матери в деревне Хвалинская "священство ехало на тарантасах из Каргополя и Ошевенска". Исключительное значение "Ердану" придавалось в связи со значимостью акта омовения, возвращающего человека к исходной чистоте. На Русском Севере существовала ритуальная практика обязательного очистительного (воскресительного) погружения в крещальные воды "Иордана".

Особый молебен от болезней и "сглазу скота", сопровождаемый окроплением животных святой водой и крестным ходом от часовни к озеру, называли "Мольбы". Это действо начиналось в первое воскресенье после праздника "Успение Пресвятой Богородицы" и длилось два дня. В первый день молебен служился в церкви, а во второй день - в часовне, чтобы не пал скот;. Обряд заканчивался закланием бычка или барана и общественной трапезой - "братчиной".

В южной части Кенозерья, называемой Лекшмозерье, исследователями отмечена практически исчезнувшая на других территориях традиция древнего жертвоприношения - "оползание" на коленях "обетного" Хергозера, на мысу которого располагалась христианская святьня - Хергозерская Макарьевская пустынь. Этот обряд совершался по "обещанию", данному в благодарность за исцеление или во избежание несчастья.

В ритуально-мифологической модели кенозерского мира священные воды соотносятся с образом острова, который в религиозно-мифологических представлениях многих народов мира является границей, разделяющей пространство на посюстороннее и потустороннее.

Кенозерская островная топография - это сакральный центр "мира мертвых". Островные кладбища имеют свои особые названия, связанные с топонимией островов: некроним "Ряпусное" локализируется на Ряпусном острове, некронимы Боровое, Могильна прямо указывают на островное пространство смерти. Могильники - "Скоморошье", "Под Ивана", "Плакида", "Под Марью", "Гагарье", "Монастырь", "Бабье" расположены на озерных мысах. Семантика этих некронимов разнородна по генезису, но весьма архаична. Местные жители относятся к ним как к островным кладбищам. Вероятно, это связано с тем, что путешествие человека в «страну мертвых» также происходит на «древнейших видах повозки» — лодке и погребальных дровнях — санях, семантика которых обусловлена «зимним» и «водным» характером дороги, ведущей в мир мертвых. В переправе покойника через священные воды озера прослеживается архаичный мотив водной границы, разделяющей мир живых и мертвых.

По мнению исследователя похоронной обрядности А.П.Конкка, особенностью погребальной традиции Кенозерья является зрительная связь некрополя с деревней, ориентация захоронения в зависимости от визуальных связей с ней, наличие на "священном острове мертвых" индивидуальной пристани поселения. Празднество души умершего человека - "сорочины" включает несколько действ: поездка на кладбище за душой, мытье ее в бане, участие в пиршестве и возвращение обратно на экипаже. В описании указано, что справлять "сорочинный обед" можно не только на 40 день, но и через год, два, до сорока. Но если в течение продолжительного периода времени родные не позаботятся об этом, то жизнь умершего становится "на том свете" невыносимой: его умершие собратья не только лишат его угощений, но будут еще "дразнить".

Земля является материнским лоном всего живого - растений, животных, человека. Символами "Центра Мира", являются Мировая Гора и Мировое древо. По замечанию немецкого религиоведа Фридриха Хайлера, всюду в религиях встречается почитание священной горы как центра силы земли. Паломничество к священным горам в культурах народов мира сополагается с духовным вознесением (восхождением) человека.

Кенозерский ареал представляет собой всхолмленную водно-ледниковую равнину с множеством озер и разнообразных ледниковых форм рельефа, что способствовало созданию здесь не только островов, но и высоких холмов на озерных системах. Мысы Кенозера, пишет И.С.Поляков, всегда более или менее холмисты, чашевидно округлены или несколько столовидны, с обрывистыми крутыми скатами; среди окрестных холмов озеро представляется лежащим в узких, но глубоких впадинах.
Хергозеро. Макарьевская пустынь
Согласно исследованиям ландшафтной топонимии, топоним "Гора" ("Горка") является широко распространенным в Кенозерье. На возвышенных местах воздвигались христианские сакральные объекты (часовни, церкви, кресты). Монастырские обители также основаны на гористых или высоких береговых уступах. На горе Челме (береговой уступ над рекой Челмой) располагался Кирилло-Челмогорский монастырь (ХIV век), на высоком холме Монастырского острова Наглимозера - Аглимозерская (Наглимозерская) пустынь (ХVII век), на мысе Хергозера основана Макарьевская Хергозерская пустынь (ХVII век). Каждая местность, по утверждению М.М.Бахтина, должна быть объяснена, начиная от ее названия и до особенностей ее рельефа. "Местность это след события, ее оформившего. Такова логика всех местных мифов и легенд, осмысливающих пространство историей". В древности поселок Поча, расположенный на выступе крутого берега долины одноименной реки, именовался "мыс Болван". В этом районе, по предположению В.Я.Дерягина, вероятно, существовало дохристианское капище. Название мыса "Скоморошье" или "Скоморохово" с крутым песчаным обрывом рядом с деревней Шлепино (Косицына - прим. М.З.) также соотносится с древним культовым местом. На горах располагаются некрополи и священные рощи.

Возвышенности, холмы и горы наделяются сакральной семантикой центра мира, достижение которого сопряжено с различными запретами, испытаниями, преодолением тягот "земного притяжения", борьбой со "стражами порога", охраняющими границу сокровенного пространства Полюса. Поэтому в Кенозерье некоторые всхолмления почитались в качестве страшных мест. Восхождение человека на крутую гору нередко сопровождается нечистой силой, которая подсаживается в повозку и отличается неподъемной тяжестью. Н.Н.Харузин в конце ХIХ века зафиксировал информацию о том, что "у часовни св. Николаю Чудотворцу в деревне Вершинино, расположенной на высокой горе, крестьяне неоднократно сажали деревья на крутом ее подъеме, но они либо не принимались, либо уничтожались бурею".

Высоким сакральным и семиотическим статусом в священном пространстве Кенозерья обладают культовые камни - следовики. По мнению немецкого философа Густава Меншинга, "святость камня обусловлена репрезентацией им святого". Во многих религиях мира камень является символом божественной власти. Ритуал излияния на его поверхность божественной влаги привел к осмыслению камня как алтаря. Исследователи трактуют такие камни как жертвенники. На территории Кенозерья, в некотором удалении от Аглимозерской (Наглимозерской) пустыни, почитается Николин камень - крупный гранитный валун. У вогнутой чаши "святыни", напоминающей след человека, местные жители совершают ритуал крещения.
Николин камень

Посвящение камня св. Николаю Чудотворцу имеет особую историю. В описании плана Аглимозерской пустыни, созданного с целью "межевания учиненнаго в 1783 году", содержатся сведения об упраздненной в обители церкви Николая Чудотворца. Вероятно, каменный валун не только был местом дохристианского культа, но и заместил впоследствии утраченный храм, доныне являясь доминантным элементом памяти ландшафта. В местном сообществе сохраняются легенды о священных свойствах Николина камня, способствующих деторождению.

"Вынашивание и порождение Землей живых существ относится к общераспространенному верованию. Люди верят, что дети "приходят" из недр Земли, из гротов, пещер, расщелин или из прудов, родников, рек. В форме легенд, суеверий или просто метафор подобные верования еще сохранились и в Европе. В каждой области и почти каждом городе, в каждой деревне есть скала или родник, что "приносят" детей. Это не что иное, как религиозный опыт". Согласно локальным преданиям, сакральный статус имели камень в исчезнувшей деревне Бор ("Бог ступил"), валун на Мамоновом острове, к которому ходили для исцеления от экземы, камни-следовики в деревнях Зехново и Кумбасозеро.

Ритуал умывания водой с поверхности камня с целью крещения, исцеления, деторождения  и др. означает чудо «спасения» человека через приобщение к глубинным силам, заключенным внутри камня.

Образ Мирового древа относится к архетипам, которые являются универсальным языком человечества. Это язык вне времени и пространства. Мировое древо - мифопоэтический образ, воплощающий универсальную концепцию мира, является моделью культуры в целом. В сакральном ландшафте Кенозерья важное место занимают священные или "заветные" рощи, восходящие к образу "Мирового Древа". Феномен святых рощ или "лесного культового места"(Т.А.Бернштам) известен различным культурно-мировоззренческим комплексам мира: библейскому, античному, средневековому. По ее мнению, наиболее распространенными признаками расположения лесных культовых мест являются: природная особенность - остров, гора, возвышенность, мыс; маргинальное положение по отношению к поселению, лесу, озеру, реке, труднодоступность, обращенность к южному направлению. Английским исследователем лесной мифологии Александром Портеусом была выдвинута концепция о расположении первых святых рощ на холмах как местах более близких к богу. Эта теория находит подтверждение во многих культурах мира. В архаическом обществе образ священной рощи воспринимался как "многопридельный хвойный храм" (Н.Клюев), символ святости. Сакральным центром рощи являлось капище - место, где устанавливались идолы богов, располагались алтари и куда нисходили боги. Святые рощи, сохранившиеся на разных территориях Европы и России, по мнению исследователей, являются остатками священных лесов как пространства встречи человека с персонажами "иного мира".
д.Шишкина. Справа - Священная роща

В Кенозерье сакрализация рощ была связана с почитанием лесных божеств и духов аборигенов Севера - местных финноугорских народов, соотносимых с Весью и Заволочской Чудью. Редкий для Кенозерья текст былины "Нашествие чуди белоглазой" был зафиксирован фольклористами Юрием и Борисом Соколовыми во время экспедиции в Кенозеро в 1927 году.

В Кенозерье святые рощи стоят в одном семантическом ряду с православными святынями - крестами, часовнями, церквами. Все сохранившиеся на территории Кенозерья священные рощи соотносятся с расположенными рядом часовнями, которые являлись ритуальными локусами для совершения жертвоприношений. Н.Н.Харузин в конце ХIХ века записал драгоценные для нас свидетельства: "Рощи, по мнению крестьян, принадлежат тому угоднику, в честь которого в роще выстроена часовня, роща является его собственностью, которую он оберегает и охраняет ревниво. У крестьян существует традиция и поверье обсаживать вновь построенные часовни деревьями; если деревья принимаются, то значит, угодник желает, чтобы его храм стоял в тени посаженных деревьев". Согласно выводам Н.М.Теребихина, "роща была вторичной производной от храма, но схема их отношений могла иметь обратный характер в том случае, когда храм возводился в старой священной роще".

Культовые лесные места неразрывно связаны с водным пространством. В мифологических преданиях воде отводилась особая роль, она становилась причиной преображения пространства, человека или животного. Непременным спутником священного дерева является родник. Отголоски обращения к воде можно встретить в сказке "Правда и кривда", записанной А.Н.Афанасьевым. Текст повествует об ослепшем праведнике, который прозрел, омыв лицо и глаза в ручье священной рощи. Сказка "про сестрицу Аленушку", записанная на Кенозерье, продолжает этот смысловой ряд. Выделение священных рощ водными границами - берегом реки, озера, ручья - раскрывает метафизическую связь геоморфологии Кенозерья с морфологией его сакрального пространства.

Часовенные рощи - это место вселенское, здесь проводились обряды, связанные с периодом летнего солнцеворота. "Роща есть место соборное, где проводились сельские обрядовые праздники" - отмечает фольклорист Н.М.Ведерникова. Н.С.Шайжин в начале ХХ века зафиксировал "случаи игрищ, устраиваемых в Ивановскую ночь около часовенных и церковных рощ, например, у часовни св. Николая на Кенозере". "В деревнях она (молодежь - прим. авторов) гуляет преимущественно в часовенных рощах". "В праздник "Иван-день" в ночь искали в "заветных" местах святых рощ папоротник, в праздник "Егория" у часовни в деревне Минино устраивали в святой роще пляски под балалайку и гармонь,...в престольный праздник Тихвинской Богоматери в деревне Горы вечером шли к святой роще и там было гуляние",- сообщает этнограф А.Н.Давыдов. Зафиксирована информация о ритуальных трапезах в святых рощах, посвященных православным угодникам. В урочище Немята, где располагается часовня с посвящением Трем Святителям, на "утреннюю беседу" - общий завтрак с пирогами - собирались жители близлежащих деревень. Трапезу организовывали и в святой роще у часовни в деревне Челме - варили кашу в общем котле, чтобы есть всем "собором", а затем призывали святых: "Кузьма-Демьян, идите ести к нам!" До конца 1960-х годов в деревне Глазово сохранялась традиция танцев на мосту, отделяющем священную рощу от деревни.

Многочисленные источники свидетельствуют не только о почитании, но и неприкосновенности святых деревьев у народов различных культур. Античный, библейский, средневековый контексты изобилуют подобными примерами. У коренных народов Севера священные рощи были объектом поклонения и страха одновременно. Сакральное значение святой рощи выражалось в том, что она воспринималась как обиталище божества, поэтому в рощах нельзя было ломать деревья и срывать листья. Деревья рощи считались неприкосновенными, потому что верили, что отрубленный сук лишает жизни божество, являющееся покровителем человека. Важное наблюдение фиксирует петрозаводский этнограф А.П.Конкка: "только на старых кладбищах практически все большие деревья...носят следы обрубки сучьев или их вершин".

Местные традиции до настоящего времени запрещают любую хозяйственную деятельность в святых рощах. Кенозеры относятся к рощам с суеверным страхом: "Туды с топором не сунешься - грех большой" (Н.П.Капустин, д. Зехново). Устные повествования сохранили свидетельства "кары за святотатство": «Несколько лет назад двое мужчин срубили дерево в священной роще в деревне Тырышкино. У одного из них вскоре слезли ногти на руках и ногах, а его помощника разбил паралич" (В.Ф.Федотов, д.Тырышкино).

Запрещается разрушение и перевоз часовен, расположенных в святых рощах: "Часовню-амбаронку Кирика и Улиты в Немяте купили как лес, один старичок и перевез на Погост. После того, как часовня была разобрана и перевезена, старик, купивший и перевезший ее, умер" (А.М. Копытова, д.Немята).

Особое место занимают рощи - некрокульты, расположенные на кладбищах. Т.А.Бернштам приходит к выводу что святые рощи появляются с целью "обретения духов-покровителей"...(посредством различного рода жертноприношений, часто объединяемых с "предками").
Священная роща, д.Федоровская.
Одной из разновидностей такого культового места были "поминальные рощи". Встреча человека с потусторонним миром имеет особое значение в "поминальных" рощах, расположенных на территории некрополей Почезерского погоста, у церкви св. Георгия Победоносца в деревне Федоровская, Ряпусовского острова, церкви св. апостолов Петра и Павла в деревне Морщихинская, Плакиды и другие. На кладбище нельзя было совершать никаких деструктивных действий: рубить деревья, собирать ягоды или грибы, ломать ветки, рвать листву: "нельзя никакого дерева брать с кладбища, говорят, нечистая сила ходить будет". Располагаются рощи-некрокульты на возвышенных песчаных "веселых" местах в деревнях Морщихинская, Орлово, Плакида, др. Священной границей поминальных рощ служат естественные водоемы или рубленые ограды. В Кенозерье в деревнях Филипповская и Федоровская сохранились рощи-некрокульты, обнесенные рубленой оградой ХVII-ХIХ веков. "Кенозерье,- отмечает А.П.Конкка,- в отличие от характерной для северо-запада традиции интересно тем, что рощ, являющихся кладбищами, здесь незначительное количество. Из 48 кенозерских заветных рощ только 8 располагается на кладбищах. Данный вывод основан на информации о сохранившихся кладбищах. Однако топонимика, свидетельствующая о бытовании лексем "лес", "роща", "боровина", "урочище", связанных с названиями древних могильников и функционирующих кладбищ, наводит на мысль о более развитой связи святых рощ с некрополями".

Для различных религиозных систем характерно сопоставление образа "святой" рощи с вечнозелеными растениями. В русской мифологии "святым лесинкам" - ели, сосне и можжевельнику - отдавалось особое предпочтение. Согласно бытовавшим верованиям, "наполненность вечной силой проявляется в них в большей степени, чем у опадающих на зиму лиственных". Народное поверье подтверждается текстом частушки середины 1940-х годов: "На германскую границу посадила елочку, чтобы эта елочка сберегла миленочка". Между деревнями Роймово и Бояриново еловая роща была посажена в 1914 году мужчинами, уходящими на войну.

Ель являлась сакральным символом. Она была священным деревом богини Артемиды, ей поклонялись кельты, ханты, удмурты и другие народы. Образ ели, связанный с небом и божеством, хорошо известен в финнно-угорской эпической поэзии. Знаменательно, что дерево обладало амбивалентной семантикой жизни и смерти. В устном рассказе об умершем человеке кенозеры подчеркивают, что он "в елях лежит".
д.Телицина.
Поклонный крест,
часовенка-столбовка
и можжевельник...


Небесным знамением отмечен уникальный по возрасту (более 200 лет) и форме можжевельник в деревне Телицыно, к которому, по рассказам местных жителей, ходили "ворожить". Исследование символического "дендрария" (В.Шарапов) "святых" рощ Кенозерья действительно показало доминирование в них хвойных пород деревьев. Современные "святые" березовые рощи, по мнению биологов, это остатки утраченных еловых или сосновых древостоев.

Естественно-научные исследования показывают, что святые рощи Кенозерья - это действительно участки растительности, где никогда не велась хозяйственная деятельность. Настоящий древостой сформировался на рубеже ХVIII-ХIХ веков. Рост деревьев происходит здесь под воздействием естественных процессов. В отличие от лесного массива, все процессы в роще происходят иначе, формируется другой микроклимат. В роще существует священный центр: древнейшее дерево, которое подчиняет себе весь прилегающий к нему участок леса. Старое дерево или деревья, имеющие возраст более 200-х лет, дают жизнь новому поколению древостоя. Благодаря консерватизму религиозных устоев локального сообщества, на территории Кенозерья сохранилось сорок восемь святых рощ, являющихся памятником историко-культурного и природного наследия.

Священными почитались и отдельно стоящие деревья. В Кенозерье отмечен обычай сажать деревья у дорог по случаю рождения ребенка: если родится мальчик, сажали ель, и иву - если девочка. Место выбирали нахоженное, "где люди больше ходили, чтобы ребенок здоровел, чтоб помнил, в заветном месте, где люди больше ходят". Особым почитанием пользовались деревья "с проемом", "воротцами" - большим дуплом, куда путники складывали свои приношения. По дороге из деревни Захарово в деревню Рыжково находится святое дерево, куда обязательно кладут монетку в качестве подношения "лесовику". Дерево и бревно с дуплом, "куда человеку можно зайти", называли "дуб". Сквозь такие "дубы" пронимали детей от грыжи, щетинки и прочих младенческих болезней, сопровождали эти манипуляции чтением заговора. Громадная древняя сосна в деревне Зехново стоит на "росстани", рядом с деревянным крестом. Ей приписывают целебные свойства: "Если прислониться к сосне, все хвори уйдут". Могучая ель, которая, вероятно, является остатком древнейшей священной рощи, почитается на святой горе Кирилло-Челмогорского монастыря.
Сосна с ленточками...

В севернорусском культе священных рощ и деревьев поражает органичное сочетание архаики с живым религиозным творчеством.

Практики почитания и маркирования святых деревьев транслируются до сегодняшнего дня. Живописная сосна, возраст которой более 200 лет, у автомобильной дороги Конево — Усть-Поча приобрела ритуальное значение в новейшее время. На дереве привязаны многочисленные ленточки, которые оставляют местные жители, уезжая из родных мест. По мнению Н.В.Дранниковой, сосна стала своеобразным деревом исполнения желаний или "современным аналогом обетного крест.


Примечания:
1. Из книги М.Н.Мелютиной, Н.М.Теребихина "Сакральный ладшафт Кенозерья". Архангельск, 2013.
2. С небольшими сокращениями
3. Авторы: Теребихин Н.М. - канд. ист наук, докт. философ. наук, проф., член-кор. РАЕН. Работает в Поморском ГУ, Архангельск..
Мелютина М.Н. - канд. философ. наук, зам. дир. Кенозерского нац. парка по науке.
3. Библиография опущена.
3. Значения слов в начале текста и выделения в тексте сделаны ведущим сайта.

4. Фотографии - из архива сайта.

Перейти на страницу "География, история и культура Кенозерья".