(Коротко о монастыре - здесь.)
На Монастырском острове Наглимозера располагалась Наглимозерская (Аглимозерская)
Пустынь. «Аглимозерская пустынь стоит на острову Аглим озера, который остров длины имеет по положению его от востока на запад на две версты и поперек на версту, пограничная с Пудожским уездом, от города Каргополя на 80 в[ерст], а от Лекшмозерскаго погоста 7 верст, на месте пустом и уединенном, по положению же приятном, имеющим правильный скат на все стороныо озеро на южном краю острова. В начале она имела название Аглимозерская-Артова Пустыня, как значится по списку с грамоты царской данной 7161 года» (А.Н.Старицын, А.В.Пигин). Устроителем
Пустыни в 1640-е годы был инок Ошевенского (?) монастыря Тимофей. Монашеская жизнь прекратилась в обители еще до реформы секуляризации монастырских земель 1764 года. В ХVIII веке здесь жили «беглые господские люди, и крестьяне землю пахали, а церкви стояли без службы».
Обустройство монастыря
Возвышенная местность острова стала местом для возведения двух деревянных храмов: во имя Неопалимой Купины с приделом св. Николая (1645 г.) и во имя Трех святителей — Василия Великого, Иоанна Богослова и Иоанна Златоуста (1690 г.). Описания первого храма обители пока не удалось выявить, известно только, что от царя Алексея Михайловича в 1653 г. на колокольню были пожалованы колокола. Храм Трех святителей состоял из трех равных в длину частей: сеней, собственно храма, который намного был выше алтаря, вся длина его заключала не более 8,5 метра, ширина — 2, 5 м, вышина паперти и алтаря 4 м, молельной части —6 м, с крышею около 8 м, «крыша на два ската; на ней единственная глава, широкая лестница вела через широкие же двери в сени храма. При ней отдельно стояла колокольня деревянная, осмиугольная, шатровая вышиною 21 м». По описанию К.А.Докучаева-Баскова, понятно, что в конце ХIХ века древний храм доживал свой век.
После преобразования Пустыни в 1760-е гг. в приходскую церковь, священником был поставлен Дмитрий, который здесь и погребен, а на его место произведен Иоанн Васильев Арефинский, пономарь Лекшмозерской церкви Петра и Павла.
В истории приходской жизни упраздненной Пустыни Иоанн Арефинский занимал особое положение. В 1811 году трудами и тщанием священника от благотворителей на собираемую в Петербурге сумму на месте обветшалой деревянной церкви Богоматери Неопалимой Купины был построен новый холодный каменный храм с посвящением во имя иконы Тихвинской Божией Матери с теплыми приделами — во имя святителя Николая на правой стороне и иконы Божей Матери Неопалимой Купины на левой стороне. Одноглавая с восьмигранным куполом каменная церковь с колокольней была построена в «одной связи» с теплыми приделами. Над ними и алтарем также поставлены главки. Колокольня увенчана куполом с иглой. Церковь с колокольней в длину достигала 25 м, в высоту 17 м, высота колокольни с 6-ю колоколами 21 м. Главный холодный престол был освящен в 1817 году.
Иконостас в храме написал иконник Максимов Григорий Федоров, ученик и последователь крестьянской иконописной артели И.И.Богданова-Карбатовского.
Сакральные ценности
Сакрально-предметный комплекс интерьера храма во имя Богоматери Тихвинской включал: иконостас, мемориальные предметы устроителя обители, чудотворные иконы.
Многоярусный иконостас изрядно был украшен резьбою. Нижний местный ряд декорирован колонами, капителями и карнизами. Особое местоположение в нижнем ряду иконостаса занимал храмовый образ Тихвинской Божией Матери в серебрянной ризе. На северной стене южного придела Никольского алтаря помещался небольшой шкафик, содержащий реликвии — кольчугу и два железных пояса основателя
Пустыни — инока Тимофея.
Особо почитаемыми были и чудотворные иконы обители. Чудеса входили, по терминологии А.М.Панченко, в обиходный слой русской духовной культуры. В Аглимозерской
Пустыни славилась чудотворная икона Божией Матери Неопалимая Купина. О чудесах, произошедших от этого образа, рассказывается строителем пустыни Тимофеем в челобитной царю Алексею Михайловичу в сентябре 1653 года.
Судьба Пустыни
В музейном фонде Кенозерского национального парка хранится подлинная карта
Пустыни, изготовленная с целью «межевания учиненнаго в 1783 году», обители.
Примечания:
1. Из книги М.Н.Мелютиной, Н.М.Теребихина "Сакральный ладшафт Кенозерья". Архангельск, 2013.
2. С небольшими сокращениями
3. Авторы: Теребихин Н.М. - канд. ист наук, докт. философ. наук, проф., член-кор. РАЕН. Работает в Поморском ГУ, Архангельск..
Мелютина М.Н. - канд. философ. наук, зам. дир. Кенозерского нац. парка по
науке.
3. Библиография опущена.
3. Разбивка текста на разделы и подразделы, значения слов в начале текста и выделения в тексте сделаны ведущим сайта.
4. Фотографии - из книги и архива сайта.
Перейти на страницу "География, история и культура Кенозерья".
Перейти на страницу "Монастыри и церкви Кенозерья".