Мелютина М.Н.,
канд. филос. наук, зам. директора КНП

МОНАСТЫРСКАЯ ТОПОГРАФИЯ НАГЛИМОЗЕРСКОГО ЛАНДШАФТНОГО КОМПЛЕКСА

В гуманитарной географии понятие «культурный ландшафт» достаточно активно рассматривается в пространственных, временных и антропологических измерениях. Предметом нашего исследования является топография Наглимозерской-Артовой пустыни, необитаемой иноческой территории Лекшмозерья, умолкнувшей во времени. Однако  чувство «безместья» не свойственно этой земле, и осознание этого позволяет размышлять о ландшафте, который способен жить благодаря памяти и привязанности человека к нему. Топография Наглимозерской-Артовой пустыни имеет пересечения монастырских и крестьянских компонентов. Жители окрестных деревень на протяжении XVIII-XIX веков использовали монастырские земли как по обоюдному согласию, так и без него. На территории возникло крестьянское поселение, жители которого имели абсолютную связь с землей.

В традиционной культуре «топофилия» (от греч. philia — любовь, склонность, привязанность к месту, автор термина И-Фу Туан) — чувство не только личностное, но и групповое, переживаемое человеком вместе с другими людьми. Глубокую привязанность к местам своего истока имеют сегодня наследники крестьянских первопоселенцев на монастырской земле. Хранителями памяти ландшафта являются жители деревни Морщихинской, для которых топография Наглимозерской-Артовой пустыни связана с сакральными («У нас свои Палестины») и хозяйственными зонами. Духовная связь местного населения с территорией является основой для сохранения, изучения и рекреационного использования ландшафтов.

Наглимозерская-Артова пустынь сберегала пространственную целостность Наглимозерского ландшафтного комплекса, включающего в себя культурный ландшафт крупных озер Наглимозеро, Сяргозеро и лесных территорий вокруг них. Само название пустыни хранит в себе некоторую тайну. На основе изучения известных нам документов по истории обители отметим, что смешение двух наименований пустыни — Аглимозерская и Наглимозерская - сопровождают описание ее с XVII до XIX века. По легенде местных жителей, исконным названием пустыни является Аглимозеро: «Его раньше называли Аглимозеро, говорили: "Пошли на Аглимозеро", получилось Наглимозеро».

Доминантой Наглимозерского ландшафтного комплекса является величественное Наглимозеро. 
Ландшафт озера — это широкие и камерные водные пространства с 15 островами. Озеро относится к бассейну Балтийского моря. Реки Колода и Водла соединяют его с Онежским озером. Сложный рельеф дна озерной чаши выражается в чередовании отмелей с резкими перепадами глубин от 6-7 до 22 м.

Наиболее глубоководной является южная часть озера. Второе по величине озеро комплекса — Сяргозеро. Ровная береговая линия очерчивает овальную форму озера. По сравнению с Наглимозером глубина озерной чаши меньше, составляет от 3 до 8 м. Длина Сяргозера — 2,2 км, наибольшая ширина — 1,2 км. Название «Сяргозеро» хранит информацию о6 особенностях его фауны — «Плотичье озеро». Вероятно, в древние времена этот водоем славился именно плотвой.

Для удобства сообщения между Сяргозером и Наглимозером на месте волока (водно-сухопутные пути, по которым шло освоение территории русскими людьми) был выкопан канал (местные жители называют его «копанец»), служивший для транспортировки лодок. Вероятнее всего, это был естественный ручей, расширенный ручным способом. Самое узкое место между двумя озерами рационально использовалось насельниками и жителями окрестных деревень. О существовании канала в 1745 году свидетельствуют документы: «Подле то же Наглимоозере межу Сяргозером в переволочке судовой».

Наглимозерский ландшафтный комплекс содержит уникальную микро-топонимию, сохраненную в устной истории коренных жителей Лекшмозерья и впервые зафиксированную на карте.

Ценным документом для определения территориальных границ обители, расположения строений и сельскохозяйственных угодий является подлинный план, изготовленный с целью «межевания, учиненнаго в 1783 году» в Аглимозерской пустыни. План, изготовленный на вержированной бумаге в XVIII веке, демонстрирует не только детальность изображения, но и прекрасное художественное оформление в технике акварели.
Важнейший документ передан Кенозерскому национальному парку жителем деревни Морщихинской Алексеем Петровичем Вавулинским. Реликвия долгое время хранилась в семье Поповых — Вавулинских. Анастасия Алексеевна Попова (Вавулинская) (1907-1993) была дочерью Алексея Дмитриевича Попова (1870-1937), старосты церкви Св. апостолов Петра и Павла в деревне Морщихинской. Наглимозерские храмы в 1834 году были приписаны к этой церкви, поэтому документы и хранились в этой семье.

Благодаря сохранившейся реликвии мы имеем возможность детального рассмотрения плана монастыря.

Возвышенная местность Большого острова на Наглимозере стала местом для возведения двух деревянных храмов: во имя Неопалимой Купины с приделом Св. Николая (1645 г.) и во имя Трех Святителей Вселенских - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (1690 г.). Отдельно стояла деревянная шатровая колокольня «осмиугольная».

Примечательно, что археологические артефакты позволяют говорить о более раннем поселении на этом месте. Исследование обнажений культурного слоя позволили выявить здесь наряду со следами средневекового селища и древние культурные остатки (кремневые отщепы коричневого цвета).

Храм во имя Неопалимой Купины был воздвигнут основателем пустыни, иноком Тимофеем, основавшим здесь в 1630-х годах Аглимозерскую (Наглимозерскую) пустынь. По опубликованным сведениям известно, что родоначальник пустыни «убогий чернец Тимофеище служил стрельцом в Архангельском городе, воевал с поляками в смутное время, много ранен, и в плену был, и в тюрме сидел, холод и голод терпел. И от тех ран и болезней постригсе».

Архивные источники сохранили для нас имена и последователей инока Тимофея. Вслед за строителем пустыни упоминается в 1653 году строитель Александр, при правлении которого возведен второй храм - во имя Трех святителей Вселенских. Храм с посвящением Трем Святителям состоял из трех равных по длине частей: сеней, собственно храма, который был намного выше алтаря, вся длина его заключала не более 8,5 метра, ширина - 2,5 м. Крыша была «на два ската; на ней единственная глава высотою 21 м».

На плане «межевания, учиненнаго в 1783 году» в Аглимозерской пустыни, наряду с указанием на расположение церквей показано место церковного строения. Братия пустынножителей на протяжении всего существования пустыни была немногочисленна. В 1712 году в обители была одна келья для иноков, а в ней - «монах Феодосий осмидесяти двух лет, монах Варлам семидесяти девяти лет, монах Иаарон сорока одного лета, да белцов Лекшмозерской волости Анфаловской деревни Иван Никитин пятидесяти пяти лет да Олонецкого уезда крестьянин Колодозерской волости деревни Спирины Григорей Алексеев пятидесяти пяти лет <...> келья поповская пустая». Сохранилось описание кельи 1890 года: «Саженях 80 от Тихвинского храма, на восток, в углу острова, саженях в 10 от берега стоит ветхий деревянный дом - место жительства иереев <...> Дом этот по виду та же крестьянская изба, крыт на два ската, лицевою стороною обращен к храмам; одна боковая стена (южная) и зад - к озеру».

Самостоятельной пустынь была только до 1702 года, позднее ее приписали к Спасо-Преображенскому монастырю города Каргополя (Строкиной пустыни). В 1760-х годах монастырь преобразовали в приходскую церковь. Первым священником церкви был Дмитрий, «который здесь и погребен». Далее служили в храме Иоанн Васильев Арефинский дважды (?-1796), (1819-1821), Стефан Евдокимов дважды: (1797-1806), (1825-1828), Александр Арефинский (1808-1818), Иван Андреев (1830-1834). Все священники назначались из ближайших обителей или храмов Олонецкой епархии.

В истории приходской жизни упраздненной пустыни особое положение занимал Александр Арефинский. В 1811 году на пожертвования благотворителей, собранные в Петербурге, на месте обветшалой деревянной церкви Богоматери Неопалимой Купины трудами и тщанием священника был построен новый каменный храм с посвящением во имя иконы Тихвинской Божия Матери с теплыми приделами на правой стороне - во имя святителя Николая и на левой стороне - иконы Божия Матери Неопалимой Купины. Одноглавая с восьмигранным куполом каменная церковь с колокольней была построена в «одной связи» с теплыми приделами. Над ними и алтарем также поставлены главки. Колокольня увенчана куполом с иглой. Церковь с колокольней в длину достигала 25 м, в высоту 17 м, высота колокольни с шестью колоколами - 21 м. Главный холодный престол был освящен в 1817 году.

Иконостас в Наглимозерском храме написал «иконник Максимов Григорий Федоров», ученик и последователь крестьянской иконописной артели И.И.Богданова-Карбатовского. Многоярусный иконостас церкви Тихвинской Богоматери был изрядно украшен резьбою. Нижний местный ряд декорирован колонами, капителями и карнизами. Для совершения церковной службы из Спасо-Преображенского Каргопольского монастыря приезжал иеромонах. Внутренним убранством, литургической утварью и одеждой священнослужителей храм был весьма обеспечен, о чем свидетельствует опись 1819 года. В ветхой деревянной церкви Трех Святителей Вселенских в 1890 году, по описанию краеведа К.А.Докучаева-Баскова, «стена, составлявшая иконостас, была еще цела, но образов уже не было; однако "царские двери" имелись: в алтаре св. Престол еще стоял». В конце XIX века древний храм доживал свой век.

В 1834 году приход закрыли «за скудостию содержания» и приписали к Лекшмозерской Петропавловской церкви. Последний священник прихода Иоанн Андреев был «уволен от должности на пропитание родственников».

По рассказам местного жителя Виктора Федоровича Подгорних, стены каменного храма в 1946 году на острове еще были. Церковь разбирали на кирпич для строительства скотного двора и кладки печей. По воспоминаниям старожилов, большие иконы сжигали вблизи монастыря.

Деревянная ветхая «поповская келья» была перестроена на Большом острове Наглимозера в 1915-1916 годах местным жителем Федором Ивановичем Подгорних. Здание имело три помещения: сени, трапезную и комнату. По фасаду у кельи (со стороны подъема в гору) было четыре окна и одно окно находилось сбоку (со стороны перевоза - «Подгороховище»). Справа от кельи стояла баня. Местные жители до сих пор это место называют «баинька». В 1960-х годах баню разобрали местные жители. В 10-15 м от берега недалеко от храмов до сих бьет святой родник.

Келья была местом уединения иеромонаха Александро-Ошевенского монастыря Василия Алексеевича Лебедева (1861 - предположительно 1940-е гг.). После закрытия монастыря он ушел в затвор и с 1922 по 1932 год проживал в Наглимозерской пустыни. Среди местных жителей до сих сохранился рассказ о том, что на Монастырском острове жительствовал поп Василий. Уходя из кельи в деревню Морщихинскую, он оставлял записку - «Старца нет». Когда монах не покидал остров, он писал иные слова - «Старец дома». Несмотря на то, что на Монастырском острове еще оставался храм Тихвинской Богоматери, на моления монах ходил в Кирило-Челмогорский монастырь, Петропавловскую церковь в деревне Морщихинской и в Хижгорскую церковь. Вероятно, он был свидетелем вандализма, происходящего в Наглимозерском храме. В 1932 году В.А.Лебедев был арестован как участник «контрреволюционной группировки духовенства». Через четыре года после освобождения он проживал в деревне Горке на Кене (вблизи Кенозера). За совершение тайных богослужений в 1938 году был арестован вновь, но через год освобожден в связи с прекращением уголовного дела из-за преклонного возраста. Иеромонаху было в это время уже 78 лет. В 1960-х годах часть кельи разобрали местные жители, в таком состоянии сохранилась она до наших дней.

Наряду с культовыми зонами хозяйственные участки Наглимозерской пустыни также четко указаны на уникальной карте 1783 года. Сопроводительная надпись свидетельствует о величине участка - 2100 саженей в линейной величине, т.е. длина периметра участка составляла примерно 4,5 га. На плане отображена хозяйственная принадлежность угодий: пашни и залесенные территории (мелколесье, кустарник на заболоченных почвах и др.). О занятии иноков и крестьян земледелием свидетельствуют наряду с картой и архивные документы: «Подле Наглимозера у перевозу к Лекшмозеру лесной пашни и пожато и складено в две кущи примером два овина, пахана Лекшмозерской волости Конечезерского десятка деревни Анфаловской крестьяне Козма Трофимов Мяндин да подле той деревни с...> Василей Гаврилов вс...> Подле ту же нив посечено лесу к пребудущему году тем же Козмой примером на четверть с...> От лодейной пахты по дороге в боры к монастырским стенам пожато рожь и кучею складено примером полтора овина <...> Подле то же Натлимоозере межу Сяргозером в переволочке судовой попахано и ржи в кучу складено примером полтора овина, а пахано тое же Анфаловской деревни Иваном Тимофиевым».

Монастырь имел ригу для обмолота и сушки зерна: «посещением Божиим в ноче рига загорелась. А хлеба была насажена полна, и хлеб выняли цел, а пламень хлеба не коснулся». На карте отмечены и сенные покосы пустыни, имевшие 100 десятин на Большом острове Наглимозера. По сведениям священника Михаила Воскресенского, в 1874 году «земли при церкви пашенной и сенокосной 43 десятины, лесные зоны и болота занимают 60 десятин 1540 сажен. Часть земли «по неудобству» пустует». В 1890 году севернее монастырской кельи сохранялось «старое, раскрытое гумно».

Леса на территории Наглимозерского ландшафтного комплекса в XVII-XVIII веках были в основном сосновые со значительной примесью сибирской лиственницы. По указу Петра I участки лесов с высокоствольными деревьями лиственницы и сосны выделялись в корабельные рощи с запретом рубки для иных, нежели судостроение, целей. Одна из таких рощ - Наглимозерская - была общей площадью 1778 десятин, или 1942 га. Роща давно вырублена, и сегодня на ее месте вновь сформировались насаждения высокой продуктивности.

В истоке ручья Пороги (юго-западное побережье Наглимозера) находилась монастырская мельница «подошвенного» типа, т.е. использующая энергию свободно протекающей снизу колеса воды без плотины. О существовании наглимозерской мельницы, находящейся по колодозерской дороге, свидетельствуют документы XVII-XVIII веков. Таких водяных мельниц на территории Лекшмозерья было всего три из 20, когда-то расположенных здесь. Преобладали мельницы наливные - так называемые «верхобойки», их конструкция предполагает подачу воды на колесо сверху. Наглимозерскую мельницу уже не помнят местные жители, хотя ее остатки сохранились на Наглимозере. В известных нам документах она фиксируется еще в 1920-х годах.

В самом узком месте между Большим островом Наглимозера и материком монахами был построен ряжевый мост «подле Наглимозера у перевозу к Лекшмозеру», служивший для сообщения между пустынью и Лекшмозерским приходом. Мост имеет оригинальную ряжевую конструкцию, восходящую к глубокой древности. Основы моста, его опоры - ряжи - имели в плане форму сруба, который заполнялся валунным камнем. Срубы в верхней части имели консольные повалы, на которые клалась повальная часть. Такие конструкции моста оказывали сопротивление ледоходу и весенним паводкам. В середине мост был повыше, чтобы могли пройти неводные лодки - они больше, чем обычные. Остатки этого моста сохранились. В 2004 году мост был восстановлен местными жителями В.В. Боголеповым, А.В.Башкиревым, А.С. Боголеповым под руководством В.А. Нефёдова.

Место, где находился «коровий двор» пустыни, пока обнаружить не удалось. Традиционно такие дворы не располагались на территории монастыря. В документах 1712 года мы нашли подтверждение: «Да за монастырем двор коровей», пастухом в котором был «Кенозерской волости деревни Усть Почи Матфей Павлов с женой и коровница той же волости вдова Анна Ивановская».

По описанию краеведа К.А.Докучаева-Баскова, обитель имела ограду. Главные святые ворота располагались с западной стороны, ворота с востока были удобны для сухопутного движения, т.к. пересекая ряжевый мост, дорога с востока на запад шла по Большому острову к пустыни.

Наглимозеро, входящее в состав монастырских и церковных земель, не имело до середины ХIХ века самостоятельных исторических поселений. Единственным крестьянским селением в окрестностях Наглимозера является Наглимозерскиi выселок (хутор), основанный братьями Мяндиными, выходцами из деревни Морщихинской, на западном побережье озера. В 1896 году первый поселенец Федор Лукич Мяндин проживал здесь со своей семьей, состоявшей из 14 человек. В усадьбе находилось два дома, амбар, баня, кузница. Сложенные камни («камеленки») и сегодня являются немыми свидетелями обработки земель под пашню.

Федор Лукич Мяндин (по местному - Кузнецов) и два его сына, Антон и Михаил, на хуторе слыли мастеровыми кузнецами. Сын Михаила, Николай Михайлович, также владел кузницами на Наглимозере и в деревне Морщихинской. Мяндины выполняли заказы от крестьян на сельскохозяйственные и промысловые орудия: косы, серпы, капканы, остроги, а также предметы бытового назначения: кочерги, светцы, дверные ручки и др. Наглимозерский выселок был связан дорогами с деревнями Гужово, Пялозеро, Корбозеро, Колодозеро и другими, поэтому править колеса, чинить повозки и телеги, ковать лошадей необходимо было тоже кузнецу. Семья Мяндиных имела торговые связи с Каргополем, где, вероятно, покупался металл. В 5 км от Макарьевской Хергозерской пустыни также былс особое место - «Котлы», где выплавляли из болотного торфа железную руду.

Во второй половине ХХ века в связи с развитием промышленного производства потребность в деревенских кузницах постепенно исчезает и кузнечное семейное ремесло утрачивает свое значение. По подворной книге 1925-1937 годов известно, что на хуторе проживал Александр Михайлович Мяндин (1901 г. р.) с женой Агриппиной Ивановной и Николай Михайлович Мяндин (1884 г. р.) с матерью, женой, четырьмя детьми, невесткой и двумя внучками. В усадьбе находилось два дома, амбар, сарай, хлев, баня и кузница. Хозяйственный уклад был традиционным. Пахотной земли имелось 280 га, сенокосной земли - 300 га. Сеяли овес, ячмень, лен. Побочным семейным заработком была лесная охота.

Отдельный дом принадлежал семье Василия Ивановича Кляпинина, имевшего родственные связи с Мяндиными. Занимались хуторяне Мяндины и традиционным промыслом - смолокурением. В окрестностях Наглимозерского выселка сохранились остатки четырех смолокуренных ям. Смола и деготь получали разнообразное применение в крестьянской среде. Они использовались при деревянном судостроении, в сапожном деле, при обработке кожаной сбруи и смазывании тележных колес, а также в рыбной ловле.

Последние жители хутора Николай Михайлович Мяндин с женой Анной Матвеевной были выселены в деревню Морщихинскую перед Великой Отечественной войной. Сегодня в этой деревне проживают их внуки - Надежда Александровна Антуфьева и Василий Александрович Попов, которые являются хранителями памяти Наглимозерского выселка.

К памятникам культурного наследия монастырской топографии мы также относим объекты, расположенные на исторической монастырской дороге-тележнице, ведущей от пустыни к деревне Морщихинской. Эти памятники имеют не только пространственную, но и духовную связь с монастырем. На росстани, разделяющей пути в обитель, в Лебяжью пахту Наглимозера и на озеро Лебяжье, находится Николин крест. Функции и семантика придорожных крестов тесно связаны с образом «пути-дороги». «Ставили кресты, чтобы помолиться по всем дорогам, - говорили лекшмозеры. - Без Бога не до порога».
Николин крест Николин камень
По дороге-тележнице расположена почитаемая в народе святыня - Николин камень. Во многих культурах мира камень является символом божественной власти. Ритуал излияния на его поверхность божественной влаги на Древнем Востоке привел к осмыслению камня как алтаря. Исследователи трактуют такие камни как жертвенники. У вогнутой чаши святыни, напоминающей след человека, местные жители совершают ритуал крещения: «Вот я и Андрюшеньку, внука своего дак крестила. Святая вода, а я сходила с камушка купила водушку А туды денежку спустила, на камешок».

Каменный валун и крест, сохраняя посвящение святителю Николаю, оберегают еще одну тайну Наглимозерской пустыни. Главная служба в Наглимозерской пустыни совершалась в пустыни в дни (по старому стилю) святителя - 9 мая и 6 декабря. Сходились богомольцы окрестных волостей, для совершения церковной службы из Спасо-Преображенского Каргопольского монастыря приезжал иеромонах, и устраивалась трапеза. На «зимнего Николу» (6 декабря) в XVIII веке сходились богомольцы окрестных волостей. «Замечательно, - пишет К.А.Докучаев-Басков, - что ни в храмовый праздник - Неопалимая Купины, ни в праздник Тихвинской иконы Божией Матери - богослужение не отправляется <...> Богослужение совершается здесь только дважды в год <...> во дни святителя Николая - 9 мая и 6 декабря». Придел, посвященный святителю Николаю, был в деревянном соборном храме Неопалимой Купины и каменной церкви Тихвинской иконы Божией Матери. В описании плана межевания земель 1783 года содержатся сведения о «Каргопольскаго уезду Лекшмозерской волости упразненой прежней церкви Николая Чудотворца». Других подтверждений о расположении в пустыни Никольского храма мы не обнаружили.

Наглимозерский ландшафтный комплекс мы отнесли к категории «умолкнувших» ландшафтов. Утраченные памятники: бывшие монастырские храмы и строения, покинутый Наглимозерский выселок вновь обрели содержание благодаря памяти, устным рассказам локального сообщества и обнаруженным документальным источникам.

Информцентр "Лесное отходничество"

Научное описание объектов культурного и природного наследия Наглимозерского ландшафтного комплекса мы проводили с целью включения их в маршрут экологической тропы Кенозерского национального парка «Тропа предков». Информационный центр «Лесное отходничество», расположенный на тропе, посвящен монастырской топографии Наглимозера. Экспозиционные «залы» не только представляют тему, но и служат навигацией для желающих посетить эти объекты в естественном ландшафте. Наглимозерский ландшафтный комплекс не предан забвению, он обретает свою постисторию.


Примечания:
1. Из сборника "Кенозерские чтения - 2013", Архангельск, 2015.
2. С небольшими сокращениями
3. Библиография опущена.

4. Фотографии - из статьи и архива сайта.

Перейти на страницу "География, история и культура Кенозерья".

Перейти на страницу "Монастыри и церкви Кенозерья".