Мелютина М.Н.
кандидат филос. наук,
зам. директора КНП по науке
ПО СЛЕДАМ СТАРЫХ ФОТОГРАФИЙ
(Иконы из Свято-Троицкой
церкви Хергозерского прихода в коллекции музейного фонда Кенозерского
национального парка)
В разное историческое время на небольшой по площади территории Кенозерья
(понятие «Кенозеръе» рассматривается как название территории Кенозерского национального парка,
представляющее собой единое целое по природно-географическим, культурным и
социальным признакам)
располагались четыре монастырские обители:
Макарьевская Хергозерская пустынь (XVII в.), Кирилло-Челмогорская пустынь
(XIV в.), Пахомиева Спасо-Преображенская Кенская пустынь (XV в.),
Аглимозерская пустынь (XVII в.).
Религиозным центром и достопамятным
местом на протяжении многих столетий и вплоть до первой половины XX в.
являлась Макарьевская Хергозерская мужская пустынь, расположенная в 80
верстах к северо-западу от Каргополя. Монастырь был основан в память преп.
Макария Желтоводского и Унженского, устроителя Свято-Троицкого
Макарьево-Желтоводского монастыря на левом берегу Волги (1435). После
разорения монастыря монголо-татарами (1439) Макарий основал в костромских
землях на реке Унже новую обитель. Прожив долгую жизнь в монашестве, святой
скончался в 1444 г. В память о монахе и путешественнике преп. Макарии
иноками Сергием и Логгином в 1630-е гг. основан Макарьевский монастырь на
озере Херго. Устроение обители в честь святого, возможно странствовавшего по
Русскому Северу, - событие редкое. Исследователи пока не пришли к
определенному мнению о причине создания монастыря и точном происхождении
иноков, основавших его.
Макарьевский монастырь как святыня пользовался известностью на
достаточно обширной территории. Это определялось прежде всего тем, что
здесь находилась чудотворная икона преп. Макария Желтоводского и
Унженского, которая необычайно почиталась в Каргополье. О чудесах ее
было написано произведение «Сказание о преславных чудесех чудотворного
образа преподобнаго и богоноснаго отца нашего Макария Желтоводскаго и
Унженского чудотворца, в Каргопольских пределех, в Хергозерской
пустыни обретающегося».
Несмотря на уединенное
местонахождение, отделенное от сельских поселений, расположенных на
берегах крупных водоемов Кенозера и Лекшмозера труднодоступными
заболоченными водоразделами, к Хергозерской пустыни из всех окружающих
ее приходов были проложены тропинки. Дороги связывали обитель с
Ошевенским, Кирилло-Челмогорским и Кенским монастырями, деревнями Кучепалда,
Лядины, Морщихинская, Масельга, Думино, Видягино, Спицыно, Вильно и
Порженское.
Духовно-религиозным центром пустынь оставалась и после упразднения
(1764) и преобразования в Хергозерский приход Каргопольского уезда
Олонецкой губернии. Пространственную целостность
сакрального ландшафта сохраняли приписные
«церкви во имя Святого
Великомученика Георгия при деревне Федоровской и во имя Святого Пророка Илии
при деревне Думино». К приходу были приписаны д. Окатовская,
Федоровская и село Турово, составляющие Порженское, а также д. Думино,
Ожегово и Ольсиевская (Курмино, Херново, Наволок).
Служение Макарию продолжалось вплоть до середины XX в.
Монастырское наследие в настоящее время - это
«утраченная обитель», территория, где сохранилась в руинированном
состоянии лишь Свято-Троицкая церковь XIX в.
|
Свято-Троицкая церковь.
Фото GeoPhoto |
Однако нам представляются
необычайно важными выявление, систематизация и введение в научный оборот
памятников, исторической информации об архитектурном облике и внутреннем
убранстве храмов, а также предметов, связанных с обителью.
Воссоздание исторического и архитектурного образа
Макарьевского монастыря и Хергозерского прихода возможно сегодня на основе
письменных, литературных и изобразительных источников.
Письменные источники свидетельствуют:
«Лета 1653 освящена церковь
Живоначальныя Троицы в Хергозерской пустыни по благословению
преосвященного митрополита Макария Новгородского. Того же году освящен
придел Преподобного отца нашего Макария Желтоводского и Унженского
Чудотворца... Через пять лет после построения Троицкого храма уже воздвигнут
другой, также деревянный, двухпрестольный храм во имя Введения Пресвятой
Богородицы с приделом Святого Николая Чудотворца, который был освящен в
1658 году. Спустя еще два года построен третий храм во имя Трех Святителей
Московских» «В 1769 году, согласно документам, в Макарьевском монастыре
располагались только две деревянные церкви: Троицкая с приделом Макария
Желтоводского и Введенская с нижним приделом Николая Чудотворца и двумя
верхними приделами: в честь московских святителей Петра, Алексея и Ионы и в
честь Александра Свирского»". «В 1782 году на месте сгоревшей церкви,
выстроенной в 1658 году, был построен теплый каменный храм Введения
Богородицы» ". «В 1857 году деревянный Троицкий храм сгорел "со всею утварью
и иконами", и вместо него в i860 году была начата постройка каменного храма»
На рубеже XIX-XX вв. комплекс строений Макарьевской пустыни окружала
деревянная стена с башнями, которая подходила к берегам Хергозера. В центре
архитектурного ансамбля располагался «
пятиглавый каменный собор во имя
Святой Животворящей Троицы, построенный в 1865-1872 годах и освященный
25 июля 1872 года». Храм был трехпрестольным: главный престол освящен
во имя Св. Животворящей Троицы, престол на правой стороне - во имя свв. мчч.
кнн. Бориса и Глеба, левый престол - во имя преп. Макария Желтоводского и
Унженского. В храм вели три входа: с западной, южной и северной сторон.
Вблизи южного входа храма отдельно была поставлена каменная восьмиугольная
колокольня, высотой не более 8 сажен. Рядом с ней располагался каменный
пятиглавый (?-М.З.) теплый храм во имя Введения во храм Божьей Матери с приделом по
левой стороне во имя свт. Николая Чудотворца, построенный в 1782-1790 гг.
«обещанием усердствующих благодетелей и по сборным книгам, выданным от
начальства». Южнее храмов, под большим деревянным навесом, обнесенном
перилами, находился деревянный крест. Внутри ограды монастыря были построены
«холодные чуланы», которые за плату сдавались паломникам. За
монастырской оградой располагались дома священников и псаломщика. Далее, у
самого начала мыса на росстани труфановской и ошевенской дорог, стояла
«часовня во имя Честного Животрящего Креста Господня, богослужение в которой
совершалось 14 сентября»
Каменные храмы и память о святом месте сохранялись на этой территории и в
послевоенное время. По воспоминаниям жительницы д. Морщихинская З.Я.Нефедовой, только зимой 1965 г. в связи с организацией лесозаготовительных
работ и укрупнением хозяйств насильно стали выселять местных жителей из д.
Макарьевская. В это время начали разбирать на кирпичи Введенскую церковь
XVIII в.
Судьба распорядилась так, что нам представилась уникальная возможность
увидеть фотографии двух храмов, интерьера и иконостасов
Свято-Троицкой церкви Хергозерского погоста.
|
Свято-Троицкий (слева) и Введенский храмы. Фото
Н.Н.Померанцева |
|
|
Иконостас притвора
Свято-Троицкой церкви. Фото Н.Н.Померанцева
|
Иконостас главного престола Свято-Троицкой церкви. Фото Н.Н.Померанцева
|
В отделе научно-реставрационной документации ВХНРЦ им. акад. И.Э.Грабаря
хранятся фотографии Онежских экспедиций Н.Н.Померанцева - крупного теоретика
и практика музейного дела, реставратора и исследователя памятников
древнерусского искусства
:.
Фотофиксация «Макария» была
сделана Н.Н.Померанцевым во время Первой Онежской экспедиции по выявлению,
охране и собиранию произведений древнерусского искусства в 1958 г. Участники экспедиции под руководством Н.Н.Померанцева - Н.А.Крошечкин, Г.Н.Кузнецов, И.Н.Петров - вывезли наиболее ранние памятники из Свято-Троицкой
церкви: северную дверь «Мария Египетская, Праведник Зосима, с клеймами
жития» (XVII в.) и икону выносную «Богоматерь Знамение, избранные святые»
(конец XVII - начало XVIII в.), которые хранятся сегодня в собрании ГМО
«Художественная культура Русского Севера». В отделе научно-реставрационной
документации ВХНРЦ содержится копия документа о передаче этих памятников
местными жителями Я.В.Ушаковым и Л.И.Федотовой художникам-реставраторам.
Иконы более позднего времени участники экспедиции оставили в храме.
В середине 1960-х гг. значительная часть икон из иконостаса Свято-Троицкого
собора, вероятно, по предложению Н.Н.Померанцева, была перевезена в церковь
Свв. апп. Петра и Павла в д. Морщихинская... Позднее, в конце
1970-х гг., сотрудники Каргопольского музея-заповедника переправили иконы из
д. Морщихинская в Каргополь. Вероятно, информация о происхождении памятников
к этому времени была утрачена, и коллекция икон XIX в. поступила в музей с
надписью «Лекшмозеро» на обороте. Предположение доктора
искусствоведения Т.М.Кольцовой о принадлежности памятников к Свято-Троицкой
церкви Хергозерского прихода подтвердилось благодаря выявленной ею
уникальной фотографии Н.Н.Померанцева.
В 1995 г. из Каргопольского музея-заповедника в коллекцию музейного
фонда Кенозерского национального парка поступили 25 икон, происходившие из
Свято-Троицкого храма Хергозерского прихода. На основе экспедиционной
фотосъемки мы имеем возможность реконструировать иконостас Свято-Троицкой
церкви и определить местоположение в нем икон из коллекции музейного фонда
Кенозерского национального парка.
По свидетельству
историка и краеведа К.А.Докучаева-Баскова, «
иконостас Троицкой церкви
был создан в 1872 году к моменту освящения храма». Композиция иконостаса
не соответствует классической структуре. По свидетельству Т.М.Кольцовой,
«в XIX веке вполне допускались нарушения традиционного порядка рядов
иконостаса».
Иконостасный комплекс объединял три престола: главный - во
имя Св. Животворящей Троицы, левый престол - во имя преп. Макария
Желтоводского и Унженского, правый - во имя свв. мчч. кнн. Бориса и Глеба.
Алтарная преграда имела трехъярусную конструкцию с декорированными тумбами в
основании и украшалась многочисленными резными накладными деталями. Иконы
первого и второго ярусов объединялись по вертикали и разъединялись по
горизонтали колонками. Местный ряд каждого из трех престолов объединялся в
единую иконостасную конструкцию. По составу икон иконостасы престолов были
самостоятельными, исключение составлял единый праздничный ряд. Проем Царских
врат имел углубленную арочную форму. Створки врат украшала пропильная
плоскорельефная резьба, в орнамент включались шесть круглых живописных
клейм, где согласно канону помещались композиция Благовещения и изображения
четырех евангелистов - Иоанна, Матфея, Марка, Луки. Упомянутые живописные
клейма отсутствуют на фотографии: вероятно, они не сохранились. В состав
каждого ряда главного престола иконостаса входили 14 икон.
На основании изобразительных источников удалось определить, что
иконостасная конструкция Свято-Троицкого храма, состоящая из трех
престолов, имела тридцать девять икон. Двадцать две иконы, входившие в
состав главного иконостаса храма, находятся на хранении в музейном фонде
Кенозерского национального парка. Три иконы из коллекции музейного фонда
Парка помещались, вероятно, в иконостасе притвора. По фотографии Н.Н.Померанцева можно определить, что икона «Троица» располагалась в нижнем
ряду иконостаса. Иконы с образом Спасителя и «Введение во храм Пресвятой
Богородицы» находились, вероятно, там же. Все они в 1995 г. были
укреплены и законсервированы художником-реставратором А.П.Мурашовым.
Представленные в статье...
документальные фотографии Н.Н.Померанцева и письменные источники
являются ценной историко-культурной информацией. В единстве эти
материальные свидетели исторических событий выступают в качестве
значимой и созидающей силы в изучении, сохранении и интерпретации
монастырского наследия Кенозерья.
Примечания:
1. Статья - из каталога выставки "Небеса ручной работы.
Расписные потолки и иконы из храмов Кенозерского национального парка".
Москва, 2010.
2. С небольшими сокращениями.
3. Фотографии - из статьи и архива сайта.