Мелютина М.Н.,
канд. филос. наук,
зам. директора Кенозерского национального парка по науке
КЕНОЗЕРЬЕ В СУДЬБЕ РУССКИХ УЧЕНЫХ-ЭТНОГРАФОВ
Н.Н. и В.Н. ХАРУЗИНЫХ
«Народные рапсодии» Кенозерья – былины, исторические песни, духовные стихи, сказки – с середины XIX века стали предметом особого интереса собирателей русской народной поэзии. Причинами сохранности древних фольклорных традиций на кенозерской земле русский ученый А.Ф.Гильфердинг считал свободу и глушь: «Побывавши в Олонецкой губернии, особенно в северной и восточной ее частях, легко уяснить себе причины, по которым могла сохраниться здесь в народной памяти эпическая поэзия, давно исчезнувшая в других местах России. Этих причин две, и необходимо было их совместное действие; эти причины – свобода и глушь… Здесь могли удержаться в полной силе стихии, составляющие необходимое условие для сохранения эпической поэзии: верность старине и вера в чудесное».
Магия великого русского слова, сохраненного в заповедном Кенозерье, привлекала ученых Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Архангельска и других городов. Необычайно важные материалы фольклорно-этнографических экспедиций, проведенных как в XIX, так и в XX веке, хранятся в российских архивах, музеях и, к сожалению, не доступны широкому кругу. Одним из путей решения этой проблемы станет организация в д. Вершинино музея «В начале было Слово», который планируется открыть в старинном крестьянском доме – памятнике гражданской архитектуры 1861 года. Этот дом передан Парку в дар проживающими в Санкт-Петербурге владельцами – О.А.Шишкиной и Э.В.Шишкиным. Здание музея нуждается в капитальном ремонте, на данный момент подготовлен план реставрации дома и планы приспособления его для экспозиции.
В залах музея будут показаны фотографии кенозерских сказителей, исследователей, копии их рукописей, писем, научные издания. Однако при создании музея мы встречаемся с большими сложностями в поисках разных материалов. Пока мы обнаружили несколько фотографий мастеров-сказителей 1920-х гг. – Капустиной Н.Ф., Лоскутова П.С., Лоскутовой М.В., Сидорова И.Ф. Раритетные книги XIX века – А.Ф.Гильфердинга, И.С.Полякова, П.С.Рыбникова, которые нам удалось приобрести, давно уже стали библиографической редкостью.
В конце XIX века на территории Кенозерья выдающимися учеными Николаем Николаевичем (1865-1900) и Верой Николаевной (1866-1931) Харузиными был собран ценнейший этнографический материал. Научное наследие первых русских ученых-этнографов крайне разрозненно, располагается во многих архивах, частных коллекциях, издано отдельными публикациями в журналах и книгах. В процессе поиска сведений о семье Харузиных мы обнаружили несколько статей Мариям Мустафаевны Керимовой, московского исследователя, старшего научного сотрудника Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая Российской академии наук. Известие о том, что в 2011 г. вышла в свет монография М.М.Керимовой «Жизнь, отданная науке. Семья этнографов Харузиных» стало для нас очень важным событием.
Автор на основе выявленных многочисленных архивных документов и публикаций представляет общественности ученых Н.Н. и В.Н.Харузиных, чьи труды вошли в золотой фонд отечественной научной мысли. Информация, опубликованная в книге М.М.Керимовой, по полноте сведений не имеет себе равных. Впервые обстоятельно проанализированы материалы о семье Харузиных, которая была явлением уникальным: трое сыновей и дочь московского купца 1 гильдии Николая Ивановича Харузина – Михаил, Алексей, Николай, Вера стали известными учеными.
Судьба подарила Николаю Харузину всего 35 лет жизни. В 1887 г. студент 2 курса Московского университета по заданию Этнографического отдела Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете (ИОЛЕАЭ) был направлен в Олонецкую губернию. Это была первая самостоятельная экспедиция Н.Харузина, принесшая важные для русской этнографической науки результаты. За экспедицию Харузин был удостоен серебряной медали вышеназванного общества.
На основании личных наблюдений им была написана статья «Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда Олонецкой губернии». Именно в этой статье опубликована необыкновенная легенда о владельце Кенозера – водяном, который забросил камнями дорогу между двумя озерами – Кенозером и Водлозером по причине отказа водлозерского водяника выдать свою дочь замуж за водного царя Кенозера.
Этнограф Н.Н.Харузин в конце XIX века записал драгоценные для нас свидетельства о святых рощах: «Рощи, по мнению крестьян принадлежат тому угоднику, в честь которого в роще выстроена часовня, роща является его собственностью, которую он оберегает и охраняет ревниво. У крестьян существует традиция и поверье обсаживать вновь построенные часовни деревьями; если деревья принимаются, то значит, Угодник желает, чтобы его храм стоял в тени посаженных деревьев. Примечательно, что у часовни св. Николая Чудотворца в деревне Вершинино крестьяне неоднократно сажали деревья, но они либо не принимались, либо уничтожались бурей. В том случае, если лес не растет около часовни, земля ее окружающая считается все-таки достоянием святого и местные жители остерегаются ее запахивать. Рубить деревья, брать из рощи хворост считается тяжким грехом. Несмотря на то, что крестьянин нуждался в земле, он предпочитал дать место роще, чем раздражать святого и грозного владельца рощи».
Блестящая одаренность, трудолюбие, энергия ученого поражала современников. Значителен вклад Н.Н.Харузина в создание первого в России специализированного журнала «Этнографическое обозрение», который он сам редактировал на протяжении ряда лет. С 1896 г. Н.Н.Харузин начал читать курсы лекций по этнографии в Московском университете и Лазаревском институте восточных языков. Преподавание он сочетал с работой в должности помощника хранителя в Императорском Российском историческом музее (Москва). Выход в свет четырехтомной «Этнографии» Н.Н.Харузина вызвал огромный общественный резонанс.
Сведения о дружеских отношениях Н.Н.Харузина и выдающегося русского художника В.В.Кандинского стали настоящим открытием в монографии М.М.Керимовой. Исследовательница, обнаружив 12 писем В.Кандинского Н.Харузину, опубликовала их в своей книге. Судьба причудливо соединила тесной дружбой этнографа и основателя абстракционизма в изобразительном искусстве. Н.Н.Харузин и В.В.Кандинский – выпускники юридического факультета Московского университета и действительные члены Этнографического отдела Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. В автобиографической книге «Ступени. Текст художника» В.Кандинский, вспоминая поездку в Вологодскую губернию, описывает свои впечатления со свойственной художнику образностью: «Я еду на какую-то другую планету. В этих необыкновенных местах я повстречался с чудом. Стол, лавки, важная и огромная печь, шкафы. Поставцы – все было расписано пестрыми, размашистыми орнаментами. По стенам лубки:…богатырь, сражение, красками переданная песня».
Жестокий удар судьбы прервал в расцвете научное творчество молодого ученого Н.Харузина. В память о друге, в 1903 году В.Кандинский подарил Харузиным цветную гравюру на дереве с символическим названием «Прощание».
«Светом и счастьем моей жизни» называла брата Вера Николаевна Харузина. В 1887 г. она, восемнадцатилетняя выпускница гимназии, вместе с Николаем совершила свое первое ученое путешествие на Русский Север. По итогам поездки она написала книгу «На Севере». Современники причисляли книгу В.Харузиной к сочинениям, проникнутым «духом народолюбия и народничества».
Маршрут путешествия определил композицию книги, состоящую из 7 глав: четвертая глава посвящена Кенозеру. Автор эмоционально описывает свои впечатления при встрече с озером: «Светлыми струями капризно и грациозно разлилось Кенозеро в мягких, низменных и зеленых берегах». В Кенозерье Вере Николаевне удалось записать народные поверья о знахарстве: «Из ольхи, березы и можжевельника вяжут «иваньские венички», которые служат при лечении коровы. Ольховые ветки втыкают также в картофель, чтобы он лучше уродился». Этнографом зафиксирован древний обычай «умыкания невесты», происходивший, когда родители дочери были настроены против жениха: «Наступает назначенный день: жених с товарищами приходит на "беседу" и схватывает невесту. Парень успевает увезти девушку к "сватье", у которой девушка остается до сих пор, пока жених не помирится с родителями ее. В случае окончательного нежелания родителей, девушка возвращается к ним. Если же парень сумел умилостивить их, он идет с невестой венчаться и из церкви отправляется к ее родителям "прощаться".
Кроме ценного этнографического материала, путевые впечатления молодой исследовательницы с описанием двухэтажного дома с интерьерами, садом с беседкой урядника Фофанова в д. Тамбич-Лахта, являются для нас также очень важным материалом.
Вера Николаевна как человек, страстно увлеченный этнографией, подготовила объемную, иллюстрированную работу «Игры и игрушки у малокультурных народов», где поставила совершенно новые вопросы о связи игрушки с человеческой психикой, верованиями и спецификой быта народов. Например, игры в кости, в мяч, различные виды погремушек, волчок, ходули она рассматривает как обязательную часть обрядовых действий религиозного характера. С темой игры связаны и другие обстоятельные исследования автора «Об участии детей в религиозно-обрядовой жизни и «Примитивные формы драматического искусства». В Кенозерье она записала игры холостых парней с девушками, детские забавы с нежными названиями в «Оленя», «Бабушку и ее барашков». Большим достижением в просветительской деятельности ученого стало составление и издание сборника «Сказки русских инородцев», в который вошли сказки 24 народов.
Судьба Веры Николаевны Харузиной уникальна в том, что не получив высшего образования, она стала первой в России женщиной-профессором этнографии, автором курса лекций «Этнография», который следует причислить к золотому фонду российской этнографии. Она читала лекции в Московском и Смоленском отделениях археологического института и на Высших женских курсах в Москве, в советское время с 1919 по 1924 годы в Московском университете.
Любовь и преданность служению науке освещала всю жизнь членов замечательной семьи Харузиных. Их огромный вклад в становление и развитие российской этнографии не подлежит сомнению. Собранные М.М.Керимовой по крупицам сведения об этой семье, позволяют раскрыть деятельность выдающихся русских ученых, работающих на рубеже XIX-XX веков.
В Музее «В Начале было Слово» мы обязательно представим ученых-этнографов Н.Н. и В.Н.Харузиных. С чувством глубокой благодарности к Мариям Мустафаевне Керимовой сообщаем читателям о том, что исследовательница любезно передала для музея копии фотографий и документов, опубликованных в ее монографии «Жизнь, отданная науке. Семья этнографов Харузиных».
(из газеты КНП "Кенозерье" №№ 1-2 за 2012 г.)
Примечания:
1. Подборку материалов о В.Н. и Н.Н.Харузиных см. здесь.