Г.Н.Мелехова,
кандидат ист. наук,
доцент кафедры философии, социологии и политологии МИРЭА


О ПРЕПОДОБНОМ МАКАРИИ, ХРАМЕ И ДЕРЕВНЕ

Крупнейшим духовным центром округи был когда-то Макарьевский Хергозерский монастырь, обращенный в приход еще в 1764 г. и называемый жителями просто Макарье, «Макарий». К Хергозерскому приходу были приписаны деревни Окатовская, Федоровская и Турово Село, составляющие Порженское, а также деревни Думино, Ожегово и Ольсиевская — таково было общее название долгозерских деревушек Курмино, Херново, Наволок. На Макарий были проложены прямые дороги из Думина, Порженского, Масельги, Лекшмозера, Вильно, Труфанова. Празднование дня памяти преподобного Макария (7 августа), бывшего любимейшим в этих местах святым, становилось ярким событием во всем Каргополье, хотя Макарьевское расположено в значительном отдалении от всех других деревень на восток (20—25 километров), и дороги к нему идут по болотам. Сведения о праздновании на Макарье получены от Ольги Васильевны Ушаковой (1911 гр., Лекшмозеро) и ее дочери Марии Яковлевны Патракеевой (по-деревенски Харичевой, 1931 г.р., Лекшмозеро), подолгу живших в Макарье, а также от Татьяны Александровны Подгорних (1911 г.р., Лекшмозеро).

В Макарье были две каменные церкви: св.Троицы, построенная в 1873 г., и Введения Богородицы, построенная в 1790 г., а также колокольня и деревянные сооружения. Церкви стояли «на островке», где, по преданию, явилась икона. На колокольне имелся большой колокол весом в сорок пудов. «Тогда еще звонили, и праздники отмечали торжественно, — вспоминает Ольга Васильевна, — приезжало священство из Думина, Ошевенска, Колодозера». В детстве она видела в Макарье монашек, жили там и так называемые «заветные» — работавшие на церковь «по завету» (обету) бесплатно, некоторые до полугода, церковь их кормила. После войны постоянной службы уже не было, только по праздникам.

У входа на макарьевский полуостров стояла часовня (сведения О.В.Ушаковой). Вблизи церкви был хутор, где жили богатые, зажиточные хозяева, семейств шесть, почти все, связанные с церковью: священники, псаломщики; впоследствии многие были раскулачены и высланы.

В Макарьев день сюда сходилась вся округа, приходили даже из Ошевенска (за 30 километров). Упоминаемый И.Ф.Токмаковым) Крестный ход в Хергозерскую обитель из Каргополя, с которым несли чудотворный образ преп. Макария Унженского, еще хранится и в памяти местных жителей. Рассказывают, что он шел по дороге на Челму, затем на Труфаново, торжественно проходил мимо местной церкви и поворачивал на труфановскую дорогу на Макарий. Вот рассказ труфановки Анны Никитичны Макаровой (Лекшмозеро): «Седьмого августа ходили на Макарье, 19—20 километров. С Каргополя шел Крестный ход: от Лядин будет Половинное озеро, потом километра два — и свертка (поворот-М.З.), Труфановская свертка. Шел по Труфанову, по Середке. Один раз была на Макарье — в семнадцать годов, а ныне уж девяносто».

Этот Крестный ход, которым начиналось празднество, помнит и Анастасия Ивановна Макарова (Лекшмозеро), а также и Василий Дмитриевич Первушин (Гужово): «Крестный ход: встречались все деревни со всей округи у часовни на росстани».

По рассказам Татьяны Алексавдровны Подгорних, ходили на Макарье целыми деревнями, ибо святой Макарий почитался в Лекшмозерье как самый скорый и надежный заступник и избавитель от всех болезней и напастей. Выходили накануне во второй половине дня: «До обеда поработаем, а к вечеру пойдем, — вспоминает Анастасия Ивановна Макарова (Лекшмозеро). Собираясь в дорогу — а путь был неблизкий, — пекли «колобушки , то есть колобки. Там всем завет: обойти вкруг озера и выкупаться три раза. Для купания устраивалось особое место, которое в память крещения Иисуса Христа называлось «Иордан», »Иордань», а также «Ердан». Купались все, даже старухи — «для сбережения», — хотя бывало уже и холодно. Но если завет сделан, подтверждает и Мария Степановна Пономарева (1906 г.р., Лекшмозеро), надо купаться. Верили: выполнишь завет — больной оправится, ребенок окрепнет, «пойдет к тебе работать», — говорят, боль пройдет. О том, как делался завет, рассказывает Мария Яковлевна Патракеева: «Я заболела, завет делаю дома: ,,Макарий преподобный, помоги, а я схожу к Макарию, тебе завет положу”».

Рассказывает о заветах, вере в их целительную силу и помощь св. Макария и Прасковья Федоровна Басова (Лекшмозеро): »Заветы кладут, у кого кака болезнь или чего просят, и приговаривают:

Пошли мне, Господи, свет в глазах
За то, что завет кладу.
Вот тебе свечка, святой Макарий.

Это если у меня глаза болят. Заветы разные делали: если голова болит — платок на икону вешали, если тело — отрез, если ноги — чулки. Вот у нас старушка была, она ходила к Макарию, клала завет, повесила в церкви платок и отрез. Потом вокруг всего озера еще на коленях проползла. И все прошло. А прошлый год мне Оля-то жаловалась: ,,Ничего не болит, а не могу — плохо, и врачи не лечат”. А у нее завет был кладен. Она должна была к Макарию сходить, и две вещи у нее были на завет. Она их на икону повесила, три тонкие свечи зажгла в трех местах — она знала, где поставить, — на колени стала, молилась. А тут я ее встретила: совсем другая, не болеет, поправилась — то все худая была. Така хорошенька стала».
 
Почти каждый, если речь заходит о Макарье, рассказывает, как некто, по завету, дабы Бог дал здоровье больной жене, обошел озеро на коленках.

Макарий считался также и покровителем животных, поэтому туда гоняли много скота, лошадей, чтобы выкупать их в этот день в озере. «Кони нагонят на телегах, купали», — рассказывает Анастасия Ивановна Макарова (Лекшмозеро). Коней купали, садясь на лошадь верхом без седла и заводя ее в воду. Также к Макарию обращались по поводу пропажи скота. Так, Полина Павловна Калинина (1912 г.р., Лекшмозеро) рассказывает: «Не пришла корова с поскотины. Я и молилась: ,,Преподобный отец Макарий-батюшка! Доведи меня до коровушки. Уж самой-то мне не бывать, а масла-то я пошлю в монастырь. И следы увидела коровьи».

Неподалеку разворачивалась ярмарка. В качестве даров и для продажи несли в Макарье «даньку»: яйца, масло, шерсть - как говорит Татьяна Александровна Подгорних, - колобушки, пироги, шишку масла, шерсти клок». В благодарность Макарию, а также для сохранения своего хозяйства, по завету, жертвовали церкви и живую скотину: телку, жеребчика, овцу. Рассказывают, что дары распродавались, а деньги шли на обустройство церкви. После закрытия церквей, когда служб уже не было, а крестьяне все равно ходили и носили «подаяние», его, по словам Василия Дмитриевича Первушина (Гужово), «прикарманивали местные власти». Здесь же работали ларьки, в которых продавали всяческие сладости, в частности пряники. Свои вещи в корзинах и коробах не боялись оставлять прямо на траве, под деревьями.

Готовились к празднику и хозяева, хуторяне: пекли рыбники, калитки, шаньги, ставили множество самоваров. После службы зазывали родственников, друзей, знакомых. Гостей бывало так много, что все не входили в избу, и для их приема, бывало, строили специальные избы — «чуланы», которые потом иногда использовали для содержания скота. Чуланы распределялись по деревням: гужовский чулан, масельгский чулан. Об этих макарьевских чуланах, видя в них, правда, склады для товаров, упоминает и И.И.Рудометов.
 
Вечером — гулянье. В девичестве Марии Яковлевны Патракеевой, в конце 40-х годов, молодежь собиралась в сарае ее отца, так как она была единственной девицей на Макарье: плясали, пели, гуляли чуть не всю ночь. Ночевали — кто в чулане, кто в телеге, кто на траве, кто у знакомых в сарае или на лавке кто где уляжется, а кто и вовсе не ложился, хотя ночи уже темные; как говорит Мария Егоровна Харина (1928 г.р., Лекшмозеро), «после Макарья в двух шагах за кустом белую корову не видно».
Возвращались на следующий день. На подходе к селу, на последней остановке (вблизи Лекшмозера на мельнице), припасенные колобки «бабы клали мужикам в шапки, девки — своим парням». (Свидетельство Т.А.Подгорних.)

После коллективизацни макарьевские угодья принадлежали думинскому колхозу, и туда отправлялась на работу особая бригада.
 
Макарьевские церкви простояли до послевоенного времени. Когда церкви были закрыты, все разорили, колокола «сронили», как говорит Ольга Васильевна Ушакова. В зимней церкви жили лесорубы — вблизи велись лесозаготовки, — в результате она приобрела внутри вид сарая; потом ее и колокольню разрушили, после войны отсюда вывозили кирпичи. Ольга Васильевна рассказывает, как приехал какой-то представившийся уполномоченным из Москвы мужчина, взял в сельсовете лошадь и вывез всю золоченую церковную утварь. Позже оказалось, что это был вор. «А возразить никто не смел, — говорит Ольга Васильевна, — жили в страхе».

До наших дней в Макарье дошла лишь каменная церковь Троицы ХIХ в., а также фрагменты нижнего яруса колокольни. На месте второго храма, алтарная часть которого была завершена, как восстанавливает Г.В.Алферова, двумя деревянными бочками, ныне заросший холм; на нем валяются деревянные кружала. В открытом всем ветрам, разоренном, но все еще величественном храме Троицы в нишу вблизи алтаря кем-то поставлена бумажная иконка Троицы, возле нее — погашенная свеча и алюминиевая кружка, куда макарьевские паломники складывают свои скромные пожертвования. От хутора остался один дом, еще дающий представление о своей былой крепости и слаженности. Но каждый год в день преподобного Макария, несмотря на плохо проходимые дороги и преклонные лета, идут сюда старики, ведут своих детей и внуков, чтобы поклониться и по- молиться святому угоднику.

АРХИВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРЕПОДОБНОМ МАКАРИИ УНЖЕНСКОМ И ЖЕЛТОВОДСКОМ И О ДЕРЕВНЕ МАКАРИЙ

Преподобный Макарий родился в 1349 году в Нижнем Новгороде от благочестивых родителей. Его родители: отец — Иван, мать — Мария. В 12 лет Макарий принял монашеский постриг, в Нижегородском Печерском монастыре решил посвятить свой жизненный путь на служение Господу. Святым Макарием Унженским и Желтоводским были созданы три обители:
1) Близ сельца Решмы при владении Добрици в Лух;
2) Недалеко от озера Желтые Воды на левом берегу реки Волга (1438 год);
3) На правом берегу реки Унжа (1439 год).
Умер Макарий 25 июля 1444 года на 95 году жизни. В монашестве он прожил 83 года. Тело святого было погребено в Унже, где над могилой была учреждена обитель под именем Макарьевского Унженского монастыря.
Деревня Макарий была основана в 1640 году двумя монахами Ошевенского монастыря Сергием и Логгином.
В Макарье существовали две деревянные церкви: Троицкая и Введенская, затем в 1660 году был построен третий храм во имя трех Святителей Московских.
В 1658 году на месте сгоревшего деревянного храма был построен каменный храм Введения Пресвятой Богородицы. А в 1872 году освящен еще новый каменный Троицкий храм (деревянный храм сгорел в 1860 году). Вблизи южного входа находилась колокольня.
В монастыре хранилась чудотворная икона святого Макария Желтоводского и Унженского.
Монастырь существовал до 1764 года, когда на его месте возникла Макарьевская деревня, а церкви монастыря были сделаны приходскими. К приходу были приписаны также деревни села Порженское (Окатовская, Федоровская, Турово Сельцо), а также Думино, Ожегово и Ольсиевская (Курмино, Херново и Наволок).

Статья опубликована в сборнике Традиционный уклад Лекшмозерья. Ч. 2. Библиотека российского этнографа. М. 1994.
С. 123—129.

Перейти на страницу МАКАРЬЕВСКАЯ ПУСТЫНЬ.