Мелехова Г.Н.,
кандидат исторических наук

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПРИХОДСКОЙ ЖИЗНИ НА ТЕРРИТОРИИ КЕНОЗЕРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА

Весь мир сегодня - христианский храм.
Высокая вершится литургия -
И я восторг души не передам.
В себе ты вечность слушаешь, Мария -
И будущее видишь наяву.
Вот вдалеке пробрезжила Россия!
 Ю.В. Линник. Утоли мои печали.


Православные устои и традиции Каргополья и Кенозерья складывались веками. На территории сформировалась развитая православная топография, включавшая приходские церкви, часовни, отдельно стоявшие кресты, особо почитаемые иконы, священные рощи, святые источники, осмысленные в христианском ключе чтимые камни и деревья.

Подлинными духовными центрами округи были монастыри - хранилища исторической памяти северян, средоточия почитания местных святых. Большое значение имели светские и духовные училища, церковно-приходские школы, храмовые библиотеки. В числе православных традиций северян: посещение церквей и участие в богослужениях, исполнение христианского долга исповеди и причастия, заботы о приходском храме, пожертвования на его благоустройство, строительство по своей инициативе и на собственные средства новых церквей и часовен, церковное хоровое пение, крестные ходы и молебны на полях и в домах, заветы (обеты, обещания Богу), паломничество. Православными устоями северян стали домашние благочестивые обычаи: устроение домашних божниц, регулярная молитва, соблюдение постов, исполнение обрядов жизненного цикла (крещения, венчания, отпевания)
православная топография и православный образ жизни подвергались уничтожению: закрыты и разрушены либо приобрели «внекультовый облик» храмы и все монастыри, снесены часовни, повалены кресты, вывезены или сожжены иконы, сняты и разбиты колокола, закрыты церковные учреждения, учебные заведения и библиотеки. Православная духовность объявлялась анахронизмом, враждебным новой жизни. Усилия по сохранению предпринимались по отношению к единичным церковным сооружениям, остальные были либо уничтожены, либо брошены на произвол судьбы. И все же, несмотря на многочисленные утраты, живая традиция православной веры пронизывает все XX столетие и дошла до наших дней. Комплексный характер имела лишь программа по реставрации деревянных часовен Кенозерья, которые воспринимались и восстанавливались как архитектурные памятники. С началом перестройки началась стихийная, силами отдельных жителей, установка крестов и простеньких часовен на их исконных местах. Деятельность организованных приходских общин придала этим инициативам планомерный и продуманный характер.

На территории Кенозерского национального парка (далее - КНП) сегодня зарегистрированы 3 приходские православные общины: в селениях Лекшмозеро Морщихинская) и Орлово Каргопольского района по Пудожскому тракту и в кенозерском селении Вершинино Плесецкого района. Кроме этого, православные традиции развиваются «вокруг часовен», которых особенно много в Кенозерье. Среди них можно выделить взятые на баланс администрацией Кенозерского национального парка часовни-памятники, состояние которых Парк контролирует, осуществляет реставрацию и текущий ремонт, на некоторых установлены колокола, у этих часовен есть оплачиваемые смотрители. Другие часовни, как правило, непритязательные с точки зрения архитектуры, восстановленные местными жителями по своей инициативе и на свои средства, находятся полностью на попечении населения. Но интенсивность религиозного использования часовни не зависит от ее памятниковедческой ценности: любая часовня свята.

Главным делом общин продолжает оставаться ремонт храма, т.к. Церковь получила в пользование полуразрушенные сооружения. На территории Кенозерского парка - это каменные церкви апп. Петра и Павла в с. Лекшмозеро, Успения Богородицы в с. Вершинино, св. Троицы на Макарье, деревянная церковь прп. Александра Свирского на Хижгоре. Все церкви являются памятниками XIX в. и центрами православной жизни. Кроме них, на территории Кенозерья располагаются два деревянных церковных комплекса-шедевра XVIII-XIX вв., поддерживаемые и реставрируемые Парком: Георгиевская церковь Порженского погоста и церковь Происхождения Честных Древ Христовых Почозерского погоста; сохранились и два деревянных храма начала XX в.: Ильи-пророка в с. Видягино и вмч. Георгия в Труфаново. Последние 4 храма не включены в приходскую жизнь (по большей части, ввиду отсутствия постоянных жителей в ближайших селениях). Ремонт храмов - общее дело, он осуществляется по мере сил общинами при благожелательной помощи Парка материалами, инструментами, транспортными средствами.

Довольно долгую историю имеет приход с. Лекшмозеро: 1-й молебен в приходе был отслужен в 1992 г., вскоре создана и православная община. Этот приход образован по инициативе людей, не живущих в селе постоянно, но заинтересованных в сохранении и возрождении в нем жизни. Каменный лекшмозерский храм апп. Петра и Павла реставрируется почти полностью на средства, собранные в Москве.  Богослужения в храме бывают примерно раз в месяц, в праздники; в сентябре 2005 г. совершилось первое за много лет венчание. В последние годы реставрация храма была фактически остановлена из-за отсутствия средств; с помощью добровольцев из Реставроса построен приходской дом. Летом 2007 г. наметились некоторые позитивные изменения: на средства благотворительного фонда «Вольное дело» (Москва) ведется ремонт центрального барабана главы и кровли алтаря храма; областной бюджет выделил Парку средства на подготовку проекта реставрации церкви.

К Лекшмозерскому приходу относится и деревянная церковь прп. Александра Свирского на Хижгоре, отреставрированная в 1990-е годы  строительным объединением «Строй».  В ближайших деревнях - Масельга, Гужово и др. не осталось постоянных жителей, поэтому службы в церкви проходят 1-2 раза в год, в частности, в престольный праздник (12 сентября), Администрация Парка ежегодно организует доставку людей к богослужению.

Приход в кенозерском с. Вершинино (при церкви Успения Богородицы) создан лишь два года назад  и возрождается с помощью нынешнего петербуржца Владимира Александровича Калитина. Он имеет в Кенозерье родовые корни: его отец жил в д. Мыза, где у Калитиных был большой деревянный дом. Владимир Александрович по обету уже восстановил часовню св. кн. Александра Невского в родной деревне, для часовни по его заказу в Александро-Невской лавре написана икона святого князя с частицами его мощей. До недавнего времени члены общины собирались в воскресные и праздничные дни в часовне св. Николая, теперь - в храме. После освобождения храма от складских функций прихожане провели самый необходимый ремонт, подготовили молитвенное помещение и чердак («семь телег мусора вывезли») для совершения служб. В августе 2006 г. прошла первая после многих десятилетий литургия. Теперь богослужения регулярно (примерно раз в месяц) совершает коневский или плесецкий священник; большое участие: в делах общины принимает московский иерей Владимир Кутикин, (из церкви Рождества Христова в Измайлове): он несколько раз в год бывает в Кенозерье, подарил приходу несколько старинных и современных икон. Изыскиваются средства на восстановление церкви, разрабатывается проект ее реставрации.

Современный приход, как и прежде, стремится быть компактным, чтобы молитвенное здание для всех прихожан было на расстоянии пешеходной достижимости. Именно поэтому возникла самостоятельная община в Орлове (на базе часовни, а не храма), хотя исторически Орлово было приписано к Лекшмозерскому приходу. Ныне в Орловской общине произошли серьезные изменения: она существенно расширена за счет Труфановских деревень; в сферу внимания расширенной общины входит ныне нежилое селение Макарьевское (где до конца XVIII в. располагался Макарьевский Хергозерский монастырь) и не сохранивший ни одного строения бывший Кирилло-Челмогорский монастырь.

Председатель общины - уроженец и житель Макарья, ныне житель Каргополя Николай Яковлевич Ушаков, правнук последнего макарьевского священника. Сегодня на Макарий регулярно совершаются паломнические походы с участием семей Ушаковых, прихожан и причта приходов иер. Виктора (Пантина), детей и взрослых Ошевенского летнего детского православного лагеря, московских и петербургских гостей. В полуразрушенной Троицкой церкви (Макарьевского Хергозерского монастыря - М.З.)несколько раз служилась литургия, молебны, приобретена икона прп. Макария. Паломники начали уборку и облагораживание храма. С помощью администрации Парка решаются все вопросы о выделении необходимых материалов для укрепления грунтовой дороги, прокладки гатей в болотистых местах, осуществления срочного ремонта.

Своих поборников в восстановлении имеет и бывший Кирилло-Челмогорский монастырь. ...Среди местных жителей (лядинцев и труфановцев) родилась идея установки часовни на месте пустыни, возникло даже что-то вроде конкуренции..., но, безусловно, часовня - наиболее традиционная для Русского Севера и близкая местным жителям форма молитвенной памяти о святыне и проявления благочестия (и часовня установлена - М.З.).

Собственные разыскания по истории Челмогорского монастыря и его монашества проводила уроженка с. Лекшмозера, ныне живущая в Северодвинске, Наталья Юрьевна Варшавская, чей дед похоронен на Челме-горе. Она проследила историю монастыря со времени его основания, составила ведомость монашествующих, в которой представила данные о судьбах последних монахов и монахинь в советское время; среди них - мученики, исповедники; примечательно немалое число монашествующих из жителей труфановской д. Казариновской; удалось найти довольно много фотографий челмогорских подвижников...

Может быть, наиболее заметными сооружениями Русского Севера являются часовни и кресты. Часовни издавна были излюбленной частью православного уклада жизни этого региона в силу его природно-географической и историко-культурной специфики. Это яркая, никогда не умиравшая форма народно-религиозной жизни. Сегодня, как и прежде, жители проявляют особую любовь к своим часовням: почти все они обустроены, ухожены, посещаемы. Женщины моют и украшают часовню перед часовенным праздником: каждая из них почитает это своим долгом перед Богом. Во многих часовнях, восстановленных КНП в населенных деревнях, налаживается православная жизнь. Продолжается сложившаяся в древности и не прерывавшаяся в советские годы традиция установки часовен. Пожалуй, часовни - самая распространенная форма проявления православного сознания на Русском Севере, сегодня она шире собственно приходской жизни, т.к. поддерживается людьми разных мировоззрений, в т.ч. невоцерковленными и даже атеистами: в их восприятии часовни являются элементом традиционной культуры. Так, в д. Екимово, где родился писатель-сказочник А.Н.Нечаев, по образцу самой маленькой на Кенозерье Успенской часовни (при д. Тырышкино) Кенозерским парком установлена памятная, как дань традиции, и пока не освященная часовня.

Инициаторами строительства часовен нередко становятся иногородние. Жительница г. Архангельска Светлана Ефремова летом 2004 г. на лесной поляне Лекшмозера по обету и на свои средства поставила деревянную часовню во имя блаж. Ксении Петербургской (проект Д.В.Тормосова)... Это архитектурно выразительное сооружение, выполненное в традициях северорусского деревянного зодчества, размещено рядом со скромной дощатой часовней Богородицы Целительницы (праздник 1 октября), построенной жителями на старом месте в 1990-е годы. Как кажется, положение новой часовни недостаточно органично, возникла неестественная музеефикация поляны, на которой как бы размещаются разные «экспонаты». Кроме того, при всем уважении к блаж. Ксении, нельзя не отметить, что у этой святой - свой ареал почитания, а лекшмозеры не ей приносили свои воздыхания и молитвы. Важно и то, что часовня Богородицы Целительницы связана с памятью репрессированного приходского старосты Ефима Федоровича Пономарева (арестован и расстрелян в 1937 г . - Г.Н.Мелехова), который и ввел перед войной на Погосте праздник 1 октября. Так что памятник - это вопрос не только памяти и веры, но и верности. И хотя сегодня заветы висят в обеих часовнях, что говорит появлении у петербургской святой своих почитателей, оснований надеяться на полную переориентацию народной традиции нет (в силу монистического характера часовни, связанной с тем святым или праздником, которому она посвящена).

О причинах и времени возведения старинных часовен сегодня помнят редко, но память об обетном характере некоторых часовен на территории Парка сохранилась. Одна из таких часовен - св. Параскевы в д. Тырышкино. «Парасковия - праздник скотины, завет такой был дан: "что вот именно Парасковию будем праздновать только постную, только постную...." В конце 1990-х гг. зафиксирован обетный характер еще одной часовни - в д. Херново (не сохранилась): ее ставили по причине бывшего когда-то падежа скота. Возле этой часовни  и на памяти наших современников происходили молебны о здоровье скота и посдующие общинные трапезы.

Формы православной жизни вокруг часовен...при нехватке в провинции церквей и священников  приближает часовни к храмам. Но особенности использования часовен в религиозном быту сохраняются: преимущественное обращение к тому святому, которому посвящена часовня, территориальная приближенность к деревне, расширенный состав почитаемых мирянами молитвовословий, связь с заветами (обетами) и поминаниями родителей.

Степень включенности часовен в приходскую жизнь разная. В Орлове часовня - центр прихода, также было в Вершинино до передачи верующим церкви. Религиозное пользование часовен и их сохранение в кенозерских деревнях поддерживается администрацией Парка, которая оплачивает труд смотрителей часовен. часовенных функций выделяются:1) пространственно-религиозная функция - освящение и организация пространства; 
2
) богослужебная функция - совершение священниками богослужений и мирянами разрешенных служб и молитвословий (чтение часов, канонов, Листов, Псалтири и др.) в часовне и вокруг нее; это - соборные моления;
3) молитвенно-обетная функция - частная молитва, поминание родителей, исполнение обетов (заветов);
4
) празднично-общественная функция - празднование дней часовенных святых и традиции гостевания;
5
) окормительно-наставническая функция - наставление, просвещение, поддержка прихожанами друг друга, передача знаний, обычаев, навыков, веры;
6) организационно-хозяйственная функция - покупка свечей, уборка в часовне, ее ремонт, регистрация общины...

Чрезвычайно распространен на Севере обычай заветов - обещаний и особых приношений Богу при испрошении помощи и здоровья. Исполнение заветов повсеместно и ныне. В часовнях висят многочисленные юбки, фартуки, отрезы, платки с нашитыми крестами (пелены) и приколотыми нательными крестиками, порой для них устраиваются особые перекладины. В тканых привесах, являющихся продолжением древней традиции, - проявление искренней веры, они понимаются как воплощенная молитва: «Молимся, так вроде Богу жертва». Смысл завета объясняют так: «Господь проверял нашу совесть - выполнишь, нет». Заветы давали за себя, детей, родных, за скотину. Считается, «платяной завет лучше, чем свеча». Нередко приносили особую пелену - плат или кусок ткани с нашитым крестом. По материалам Каргополья выявлено, что, молясь перед иконой о выздоровлении, верующие вешали к иконе соответствующий больной части тела «покров» - чулок с ноги, варежку с руки, платок с головы, отрез, платье или юбку с туловища; для молитвы о домашних животных приносили масло от коровы, шерсть от овцы и пр. В Кенозерье такой связи между характером заболевания и видом привеса не фиксируется: может быть, она давно утеряна...

Порой традицию заветов относят к проявлениям язычества. Однако сегодня уже обосновано, что обычай заветных привесов - христианская традиция, стоит лишь вспомнить происхождение иконы Богоматери Троеручицы, связанной с православным подвижником св. Иоанном Дамаскиным, который в благодарность за исцеление руки привесил к иконе Богородицы отлитую из серебра руку. Почитаемые иконы многих московских храмов увешаны крестиками, цепочками, кольцами. «Почитание икон в форме дарения разного рода привесок, шитья выполняют функцию материализованной молитвы об исцелении и благодарности за выздоровление», - подытоживает свои исследования К.В.Цеханская.

Заветы прежде всего имеют духовную природу, связаны с обещанием святому и молитвой; человек совершенно свободен и в самом завете, и в выборе его вида, т.е. это не ритуал, а обряд...

Распространена на Русском Севере традиция установки крестов. Деревянные обетные и памятные кресты, бывшие последними оплотами православных чувств населения, стали и первыми свидетельствами религиозности местных жителей в первые перестроечные годы. В 2003 г. в с. Вершинино на бывшем кладбище напротив церкви Успения был освящен поклонный крест в память всех похороненных на этом месте кенозеров. К традиции установки крестов присоединились москвичи, уже около 20 лет приезжающие в Лекшмозерский приход Каргопольского района: силами прихода и строительного объединения под управлением Д.А.Соколова выполнен в Москве и водружен крест на Пудожском тракте, у поворота на Кирилло-Челмогорскую пустынь (на «Труфа-новской свертке»). Огромный трехметровый голгофский крест с высоким основанием, заваленным камнями, с надписью на мраморной табличке, гласящей о посвящении прп. Кириллу, освящен Архангельским владыкой Тихоном 16 августа 2005 г.

Памятник ушедшим на фронты Великой Отечественной войны перед зданием вершининской школы исполнен тоже в виде креста, но со сломанной центральной перекладиной: с левой и правой сторон столба она выполнена на разных уровнях. Думается, что столь важный и широко распространенный христианский символ должен использоваться для реализации творческих замыслов очень осторожно, модернизм не допустим особенно на Русском Севере. При столь развитой традиции установки крестов сама его форма здесь никогда не подвергалась искажению. Независимо от устремлений авторов (по-видимому, стремившихся воплотить прерванную жизнь погибших), сломанный крест воспринимается в антихристианском и богоборческом ключе.

Таким образом, на территории КНП, как и всюду на Русском Севере, православные приходы развиваются весьма интенсивно: растет число общин, расширяется их территория, реставрируются и ремонтируются храмы, восстанавливаются часовни, воздвигаются кресты. Специфической особенностью приходов является их существование на охраняемой территории национального парка, в связи с чем необходимо учитывать научные и нормативно-правовые  аспекты в ходе строительных и ремонтных работ и организации приходской жизни. По числу прихожан современный приход, безусловно, невелик и не охватывает, как прежде, большинства жителей, поэтому для выполнения работ приходится привлекать мужчин трудоспособного возраста на платной основе. Общины только формируются как союзы единомышленников и духовного родства, осваивают канонические богослужебные требования и молитвенную практику, набирают опыт самостоятельной организационной и хозяйственной дея­тельности по восстановлению, строительству, ремонту храмов, часовен, приходских домов. Но усилия членов прихода (часто женщин пенсионного возраста) объединяются с самодеятельными инициативами пока не воцерковленных северян. На Севере особенно заметно, что на Руси церкви - не только для тех, кто в них ходит, но и тех, кто пока проходит мимо, но имеет, по сути, православное мировоззрение.

Серьезную проблему составляет отсутствие священников: их гораздо меньше, чем требуется; на территории КНП ни один из приходов не имеет собственного священника, все общины являются дополнительными к собственным приходам батюшек. Это - очень существенный фактор, т.к. опыт свидетельствует, что с прибытием священника жизнь прихода выходит на новый уровень. Большое значение имеет помощь (организационная, материальная, духовная) извне, со стороны людей, не живущих в селениях постоянно, но заинтересованных в сохранении и возрождении в них жизни. Это - выходцы из северных'деревень, переехавшие в разное время в крупные города (Москву, Петербург, Архангельск), а также иногородние, имеющие с Севером не кровно-родственные, а духовные связи. Значение их усилий увеличивается современным обнищанием сельского населения и дороговизной на строительные материалы и работы, при которых северянам не по силам крупный ремонт, а в нем нуждаются почти все сохранившиеся храмы. Очень важны добросердечное отношение и реальная помощь администрации Парка.

Все это обуславливает важность совместных усилий приходских, церковных, государственных, муниципальных, частных, общественных структур по восстановлению и поддержанию храмов и формированию действующей и действенной общины, ибо вера способствует развитию духовно-нравственной сферы личности, углублению мировосприятия, повышению ответственности человека за свое дело, окружение, среду обитания, формированию самодеятельности населения. Православный приход, и через него Церковь, становятся важным партнером Парка в деле сохранения культурного наследия. Будем надеяться, что вскоре, говоря словами священника начала XX в., мы «общими усилиями поднимем упавшее, подкрепим пошатнувшееся, подновим приходящее в ветхость, исправим недостатки и приведем в возможно приличный и относительно благолепный вид наши святые храмы».


 Примечания:
1.  Из сборника "Культурное и природное наследие Европейского Севера".Архангельск, Поморский университет. 2009.
2. С небольшими сокращениями. Убраны имена наставников в приходах.
3. Другие статьи Г.Н.Мелеховой на нашем сайте -
здесь.

Перейти к подборке МОНАСТЫРИ И ЦЕРКВИ КЕНОЗЕРЬЯ