Мелехова Г.Н.,
кандидат исторических наук

ПРАВОСЛАВНАЯ ТОПОГРАФИЯ КАРГОПОЛЬЯ
в XIX-начале ХХ века

Православная топография Каргополья складывалась веками. С древности и вплоть до 1828 г. церковное управление Каргопольской землей осуществляли новгородские архиереи… В 1911 г. было учреждено Каргопольское викариатство, т.е. Каргополье получило своего епископа... В 1919 г. Олонецкая губерния (и, соответственно, епархия) была расформирована, и Каргопольский уезд приписан к Вологодской губернии. В ее составе он находился до 1929 г., когда был приписан к Архангельской области, где числится отдельным районом и поныне. Особенная приходская структура сложилась в уездном административном и духовном центре — г. Каргополе.

Каргополь — древний город, к ХIХ в. уже переживший свой экономический расцвет, но продолжавший славиться своими православными традициями. Все население города не превышало 3000 человек, а приходов в разные периоды было 6—9, в каждом насчитывалось 100—400 прихожан, т.е. все городские церкви были «малоприходными». В городе было 17 храмов, не считая монастырских, с 64 престолами... Купцы, в предшествующие века выстроившие, в основном, храмы города, и в ХIХ в. продолжали жертвовать на них средства: поддерживали их ежедневное существование, делали крупные вклады на их нужды, устраивали на свои средства поминовения и службы. Радением купечества появились в этом веке и новые храмы (прпп. Зосимы и Савватия Соловецких на Горке, Введенская церковь на Соборной площади), серьезно перестраивались некоторые старые церкви (Владимирской Богоматери, Троицкая). Все горожане любили и гордились своими многочисленными и прекрасными храмами, воспринимали свой город как «один из редких уголков нашей необъятной матушки России», собирались в них по праздникам, ходили крестными ходами, почитали иконы, участвовали в службах и требах, помогали в чтении и пении.

Доминантой древнейшей части города, вытянутой вдоль р. Онеги, была Соборная площадь, с наиболее старинными и духовно значимыми сооружениями. Сгустком храмов был отмечен Городок — место древней Каргопольской крепости. Целый храмовый комплекс вырос на месте Старого торга. Окраины обозначались двумя монастырями — мужским Спасо-Преображенским (за рекой) и женским Успенским в южной части, а также кладбищем с церковью…
 
В храмоименованиях в городе были представлены все, даже редкие группы посвящений (архангельская) и полный круг вселенских и русских праздников. Монастырские храмы обогащали все группы, особенно господскую, богородичную, местных святых. Среди городских чудотворных икон, почитаемых в храмах и носимых по домам для молебнов, — святыня Христорождественского собора Казанская икона Богородицы, икона Всемилостивого Спаса Нерукотворного из церкви Спаса на Валушках, икона свт. Николая из Воскресенской церкви. Имелись иконы местных святых: большой образ каргопольских чудотворцев в городской Иоанно-Предтеченской церкви, храмовый образ прп. Александра Ошевенского в приделе городской Троицкой церкви. Очень любимы были резные образы свт. Николая Можайского, их в городе было не менее 3-х; особенно чтился образ из Свято-Духовской церкви. Плотность православной топографии усиливалась названиями улиц, происходивших от посвящений храмов: Никольской, Пятницкой, Ивановской, Благовещенской, Воскресенской, Предтеченской, Федоровской, Духовской. Развитая сеть духовного и светского образования в конце века включала мужские духовное и трехклассное городское училища, женское начальное училище. Свою роль играли Каргопольское духовное правление, с конца ХIХ в. — Каргопольское отделение Александро-Свирского братства, имевшее обширную библиотеку и высылавшее книги читателям даже по почте, с начала ХХ в. — Каргопольское викариатство.
 
Вокруг города простиралась территория обширного уезда, сохранявшего, в основном, свою приходскую структуру на протяжении всего ХIХ века. Каргопольский уезд, самая восточная часть Олонецкой губернии, занимал территорию площадью почти 20.000 кв. верст. Население его в начале ХХ в. достигло 100 тыс. человек, подавляющее большинство (95%—97%) было крестьянами, почти все (без 1%—2%) — православные. Все население распределялось между примерно 50 приходами…Во всем Каргополье служили около 60 священников, примерно 15 диаконов и около 60 церковнослужителей (псаломщиков, причетников), всего до 140 человек…
 
Число церквей было в 2 раза больше, чем приходов (в разные периоды — 105—111), т.к. по северной традиции храмы размещались парами: летняя холодная церковь и зимняя теплая, между ними высилась отдельно стоящая колокольня (северные так называемые «тройники»)… Кроме того, почти в каждом приходе были приписные церкви, удовлетворявшие нужды удаленных деревень и не имевшие собственного причта, — в них службы совершались приходским духовенством в определенные дни. Приписные церкви становились центрами большой приходской зоны, в которую входили и часовни: их, имевших огромное значение в деревенской жизни, было в 2 раза больше, чем церквей. Часовни часто были связаны со священными рощами, свидетельствующими о сакрализации территории вокруг святыни. Видимо, еще больше было крестов, освящавших перекрестки и источники, речные и озерные берега, холмы и леса, поля и полянки. Возле некоторых крестов находились осмысленные в христианском ключе чтимые камни, деревья. Все эти порой разбросанные на десятки верст сооружения включали и освящали природные и рукотворные объекты сельской округи.

Все приходы были объединены в 6 благочиний: одно градское и пять уездных (с 1-го по 5-е). В благочинии находилось 7—12 самостоятельных, или приходских, церквей, от 4 до 15 приписных церквей, а также 35—45 часовен. Благочинный обозревал свои приходы 2—4 раза в год и ежегодно (а в некоторые периоды и дважды в год) сообщал в Консисторию о состоянии, нуждах и происшествиях церковной жизни своего округа. Обязанности благочинного исполнял один из приходских или монастырских священников.

В мирскую православную топографию крупными включениями входили мона-стырские зоны, образованные монастырями и бывшими, упраздненными в конце ХVIII в., но продолжавшимися почитаться пустынями. Они вносили в приходскую структуру исторический контекст и были дополнительными духовными центрами округи, хранилищами исторической памяти северян, средоточиями святынь, центрами почитания местных святых. В них содержались мощи (прпп. Александра Ошевенского, Кирилла Челмогорского, Пахомия Кенского в одноименных монастырях) и могилы основателей, их вещи, исторические святыни и чудотворные иконы…

Одной из характеристик православной топографии является круг наиболее почитаемых святых и праздников, запечатлевшийся в церковных и часовенных наименованиях, или посвящениях. Посвящения церкви связаны со святыми и праздниками, в честь которых оснащены ее престолы; посвящения часовни определяются ее наиболее чтимыми иконами…

Широко были распространены посвящения святым и святыням: почти 54%престолов и почти 58% часовен, причем выделяются посвящения Кресту: среди часовен их на порядок больше, чем среди храмов. Это обусловлено тем, что часовни часто возникали на местах крестов и перенимали их посвящения; в основном, это — Крестовоздвиженские часовни. В группе святых и святынь значительная часть посвящений связана с Богородичными иконами, из них особенно распространены часовни во имя Казанской Божией Матери (их почти половина). Присутствует и архангельская группа. Из отдельных святых выделяются: свт. Николай, Илья-пророк (его в ХIХ в., как и раньше, считали «патроном Каргопольщины»), а также святые покровители крестьянского хозяйства мчч. Флор и Лавр, вмч. Георгий, сщмч. Власий, вмц. Параскева Пятница.

Со всеми византийскими святыми связаны 1/3 престолов и 1/3 часовен, посвященных святым; русским святым посвящены 1/9 часть престолов и 1/10 часть часовен, т.е. северяне глубоко освоили византийское наследие и воспринимали общехристианских святых как близких и родных. Из русских святых исключительное значение имеет прп. Макарий Унженский и Желтоводский. Его почитание связано с глубинными пластами народной религиозности: часовен, посвященных прп. Макарию, особенно много, и они встречались во всех благочиниях, а престолов — всего 2, в городе и в бывшем монастыре его имёни. Усиленное обращение к заступничеству этого святого — яркая особенность часовенных посвящений. Поистине прп. Макарий может быть назван заступником Каргополья. Распространены престолы и часовни во имя прп. Александра Ошевенского и прпп. Зосимы и Савватия Соловецких, прочные связи с которыми зиждились на живой традиции хождения «к Соловецким» на богомолья.
В часовенных посвящениях отразилась приверженность крестьян к излюбленным местным и региональным угодникам, ведь при устроении часовни, более простом, по сравнению с храмом, с чисто технической стороны, имелось больше возможностей и в выборе посвящения, а крестьяне отдавали предпочтение тем святым, чье покровительство ощущали в своей жизни…
 
…Многие из древних икон Каргополья находятся ныне в собраниях Русского музея, Эрмитажа, музеев Архангельска,  Петрозаводска, Вологды. Во многих приходах присутствовали образы местных и региональных святых: прпп. Александра Ошевенского, Кирилла Челмогорского, Пахомия Кенского, Александра Свирского, других олонецких преподобных, особенно почитались резные образы свт. Николая (имелись, в частности, в Лугах, Волосове, Лядинах).

С конца ХIХ в. в приходской топографии большое значение имели сельские училища, которые стали размещаться в специально построенных для них домах. В это время в уезде было 10 церковно-приходских школ, 45 земских и 10 министерских училищ. Немало стало библиотек: кроме издавна существовавших при храмах церковных библиотек со скромными собраниями в 10—20 книг, выдававшихся крестьянам на дом, появились народные бесплатные библиотеки, формировавшиеся на земские средства или жертвователями. Они открывались с молебнами и водоосвящениями и пользовались большим спросом. Популярность библиотек росла с повышением грамотности и осознанием необходимости и благотворности чтения, и в начале ХХ в. они открывались по инициативе и на средства (полностью или частично) самих крестьян.

В распространенной, многообразной, насыщенной топографии Каргополья все зоны — городская, малая, большая, монастырская — были функционально значимыми: олицетворением соборных усилий прошлых и нынешних поколений, связующим звеном с общегосударственными структурами воспринимался город. Пересекаясь, обогащали друг друга зоны сельской местности: издалека были видны храмы, стоявшие на особых местах; подступы к монастырям оформляли стены и башни; всюду — в лесу, в поле, в деревне — встречались часовни и кресты. Вся территория была освоена, осмыслена, любовно обозвана (каждый ручеек и полянка имели имена), одухотворена и освящена, наполнена воспоминаниями о Боге. Занимая исключительное положение, храмы и храмовые ансамбли повсюду были зримым воплощением Божественной сущности мира, являли собой мироощущение создателей, служили символами единения населения прихода: «Колокола звонили для всех, и каждый ощущал себя членом одной большой семьи односельчан». Визуально-пространственные и духовно-религиозные связи объединяли разные приходы. «Так весь необъятный мир, вся Вселенная включались в сознание человека, — пишут М.И.Мильчик и Ю.С.Ушаков, — который, и внутри сравнительно небольшой волости, идя из одной деревни в другую, постоянно перемещался от «дольнего» — земного к «горнему» — небесному. Всякий путь, а тем более к святому месту, имел и религиозно-нравственный смысл».
 
Сакральный характер всего обжитого приходского пространства стал существенным фактором формирования регионального этнического сознания северных русских и восходит к особому свойству древнерусской культуры, в которой «снятие противоречий между богословско-церковным и повседневно-практическим уровнями сознания происходило в форме сакрализации представлений, отражающих развитие структур повседневности социума». Эта приходская топография, как отмечает А.В.Камкин, «отчетливо осознавалась и усваивалась крестьянским сознанием, и для каждого на всю жизнь становилась символом своей родины»….

После 1917 г. православная топография как система подвергалась уничтожению: были закрыты, разрушены либо приобрели «внекультовый облик» (с удаленными завершениями — барабанами, главами, крестами) большинство храмов, закрыты и разрушены все монастыри, снесены часовни, повалены кресты, вывезены или сожжены иконы, сняты и разбиты колокола, переименованы улицы, закрыты церковные учреждения и духовные учебные заведения и библиотеки. Главное — истреблялась православная духовность, которая объявлялась анахронизмом и пережитком прошлого. Лучше других сохранилась пространственная среда города, где часть храмов была музеефицирована и законсервирована: сохранилось 10 каменных церковных сооружений, еще две церкви в глубине Каргополя — в руинированном состоянии. Это — существенная часть историко-архитектурных ансамблей, которые и сегодня формируют неповторимую городскую среду и имеют важное градостроительное значение. В городе действовала единственная на все Каргополье церковь Рождества Богородицы. В сельской части уезда усилия по сохранению предпринимались по отношению к единичным церковным сооружениям (в Саунино, Порженском, Архангело); остальные были либо уничтожены, либо брошены на произвол судьбы. Комплексный характер имела лишь программа по реставрации деревянных часовен Кенозерья, которые воспринимались и восстанавливались как архитектурные памятники, И все же сакрализация пространства на Русском Севере, несмотря на многочисленные утраты, явственна и ныне. С началом перестройки началась стихийная, силами отдельных жителей, установка крестов и простеньких часовен на их исконных местах. Деятельность организованных приходских общин придала этим инициативам планомерный и продуманный характер.


Примечания:
1. Из сборника "Уездные города России: историко-культурные процессы и современные тенденции". Материалы Х Каргопольской научной конференции. Каргополь, 2009 г.
2. Текст - с небольшими сокращениями.
3. Другие материалы из этого сборника - тут.
3. Общепринятые сокращения: мчч - мученики, вмч - великомученик, сщмч - священномученик, вмц - великомученица, прп - преподобный, прпп - преподобные, свт - святой.

Другие статьи Г.Н.Мелеховой на нашем сайте - здесь.