Г.Н Мелехова, В.В.Носов
ТРАДИЦИОННЫЙ УКЛАД ЛЕКШМОЗЕРЬЯ
(фрагменты книги)
Tradinional Way of Life in Lekshmozerje by G.Melehova and V.Nosov

2. ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ЖИЛИЩА
Interiors of the home

Интерьер крестьянского жилища был прост и лаконичен: печь, лавки по стенам, "Большой угол" - так здесь называли Красный угол - с иконами, стол возле него. На тесаных, с закругленными углами стенах - фотографии родителей и детей, других родственников, на полах - полосатые половики. При входе в избу стояли ушат с холодной питьевой водой и, если в хозяйстве не было особой котельной, лохань для приготовления горячего пойла скоту. Для мытья и умывания предназначался покупной "рукомойник" -  небольшой, как правило, медный или глиняный сосуд с носиком наверху, подвешивавшийся над тазом; вода из него выливалась при его наклоне.

Спали раньше на лавках, а также на полатях; кровати вошли в обиход позже. Полати располагались над входом от печи до стены дома и могли наращиваться или разбираться в зависимости от необходимости. В летнее время, как правило, их убирали вовсе. Помимо сна, полати могли использоваться для хранения вещей. На них также часто находились дети; их, расшалившихся, бывало, "приводила в чувство" хлопочущая здесь же, у печи, мать с помощью ухвата, от которого они забивались в самый дальний угол.
Мебель состояла из лавок и полок, располагавшихся вдоль стен. Табуретки и шкафы появились позже. Стол ставили в "Большом" углу. Полы не красили; для очистки их "шаркали дресвой", т. е. растирали на них старыми лаптями раздробленные камни или, по другим сведениям, песок…
Подвеска люльки
Существовала и особая детская мебель: в Лекшмозере вспоминают стульчик под горшок ("с дыркой"), и "зыбку" - люльку. Люлька перемещалась вдоль жерди, вставленной в кольцо, которое висело на вбитом в потолок крючке.

Во многих домах в качестве перегородок использовали особые шкафы-стенки, немного не доходившие до потолка и вошедшие в употребление в начале XX века. Они были двусторонние, филенчатые, крашеные, а иногда и расписанные. Много таких расписанных шкафов, по рассказу Василия Макаровича Солодягина, имелось в домах Масельги. Ко времени начала работы экспедиции такой шкаф дошел в одном из сохранившихся домов; к сожалению, он не был зафиксирован, а к 1990 году уже не сохранился. Но подобные шкафы-стенки, правда не расписанные, имеются в нескольких гужовских домах.

По вечерам в доме жгли лучины - длинные плоские сосновые полоски. Лучину вставляли параллельно полу. Керосин экономили, и лампы зажигали, только когда садились ужинать.

У входной двери дома Василия Яковлевича Патракеева (по-деревенски Оськина, 1947 г.р., Масельга) есть так называемая "потайная заложка": рядом с дверью в стене сделано отверстие, в которое просовывали руку, чтобы открыть располагавшийся с внутренней стороны засов. Сообщают и элементы крепления дверей: это "постав" и "жиковина".
В нижних частях дверей некоторых лекшмозерских домов есть прорези для прохода кошек и собак.
Записаны и некоторые приметы, связанные с вселением в новый дом. Прасковья Федоровна Басова (1906 г. р.,Лекшмозеро) и Александра Дмитриевна Шуйгина (Гужово) сообщают, что в дом сначала впускают кошку, потом петуха; иногда - кого-нибудь одного из них. О том, как отмечали новоселье, рассказывают и сестры Зинаида Филипповна Корнякова и Анастасия Филипповна Пономарева (Лекшмозеро): "Новоселье - сперва молебен служат. Потом петуха занесут. Если закукарекает - значит к жизни".

Печи

Важнейшая часть внутреннего устройства избы - печь. Печь играла огромную роль в крестьянском жилище, обеспечивая тепло, горячую пищу, ночлег. Несомненно, что она являлась и украшением интерьера дома и складывалась, исходя не только из функциональных и практических, но и эстетических потребностей. Об этом говорит очень красивая печь, украшенная с задней стороны классицизированными четырехгранными столбиками-колонками, на втором этаже дома Сухаревых в Думине.  Печь с аналогичными колонками сохранилась и в одном из домов Ожегова. Несколько иная печь стоит на первом этаже того же думинского дома.
Печь на 2 этаже дома Сухаревых
в д. Думино.
Печь на 1 этаже дома Сухаревых
в д. Думино.
Печь в сохранившихся избах располагается и справа и слева от входной двери, чаще всего, в соответствии севернорусской традицией, устьем к противоположной входу стене дома, т. е. к окнам главного фасада; реже - посередине избы, устьем к боковой стене (по-карельски). Редко печь стоит вплотную к стене; такая постановка, как объясняет Алексей Петрович Басов (Ожегово), небезопасна в пожарном отношении: в его доме печь была передвинута после случившегося возгорания стены дома. Свободное пространство между печью и стеной образует "прилуб", в котором размещалась домашняя бытовая утварь. В прилубе хозяйка при свете керосиновой лампы готовила пищу.
Здесь же, в углу, находилось "жерновище" - небольшой столик или полочка, на которой стояли ручные жернова для помола зерна в небольших количествах. Жернова изготавливал по заказу "свой мастер", т.е. крестьянин из своей или ближайшей деревни. Также в прилубе или вблизи него на стене висел "заблюдник", состоящий из двух-трех полок и нескольких поставленных перпендикулярно им дощечек, между которыми сушили посуду.

Печи были как глинобитные - в них выкладывался из кирпича только колокол, по-местному "палатка", для вытяжки дыма, а основным материалом служила глина, - так и кирпичные. Устройство их в общих чертах совпадает. Печь ставилась на деревянное рубленое основание (опечек) и имела следующие основные части:
1) голзун: для перекрытия выхода тепла;
2) дверка в трубу: через нее просовывают в дымоход круглые, по диаметру трубы, крышки, чтобы полностью перекрыть выход тепла; делается это по окончании приготовления пищи, когда надо сохранить тепло в доме;
3) отдушина: в нее вставляется труба самовара, если его ставят в комнате; отдушину открывают также и тогда, когда в доме становится слишком жарко;
4) палатка: для втягивания дыма, выходящего из устья печи;
5) устье;
6) шесток или шосток: на нем ставят посуду и готовят пищу;
7) коник;
8) жараток: в него собирали золу, образующуюся в печи, которую использовали как удобрение, особенно под картошку; в колхозное время золу специально собирали по всем домам для колхозных земель;
Основные части печи
9) печурки: за счет них увеличивается площадь поверхности печи и, следовательно, ее теплоотдача; печурки используются также для сушки мелких вещей - носков, варежек и т.д.;
10) подпечник: в нем зимой держали кур; детей заставляли забираться туда, чтобы доставать снесенные яйца;
11) приступок: для лазания на печь, на нем при необходимости можно было строгать;
12) заслон: для закрытия устья печи;
13) захапчик: щелевидное углубление с полочкой для сковородок.

Низ устья назывался "подом", а задняя стенка и свод - "кутом". Чистили устье мокрым "помелом" - веником из сосновых веток…. На чисто выметенном, "голом" поду пекли хлеб, сушили рыбу. К печи часто примыкает "лежанка", в которой есть устье для растопки. Использованные угли сохраняли в особых "тушилках" – металлических цилиндрах на трех ногах с крышкой; водой угли не заливали.

Много еще помнят о "рудных", или курных, избах. О них отзываются по-разному. Вот свидетельство Анастасии Николаевны Пономаревой (Лекшмозеро): "Были курные избы. Курна изба лучше, теплее. Запереть трубу, так зимой дети в одной рубахе ползают. Белые пошли из-за моды". А Нина Макаровна Смолко (Лекшмозеро), родившаяся и выросшая в рудной избе (дом ее отца М. А. Солодягина в Масельге перестраивался в "белый" в военные годы), вспоминает вечный дым, копоть и сажу. О рудной печи рассказывает и Клавдия Никитична Телепнева (Труфаново): "Рудная печь больше. Края белились, а палатка - нет. Дым по полкам бывал, по воронцам. С помощью Нины Макаровны Смолко (Лекшмозеро) удалось сделать рисунок рудной печи и выделить ее основные узлы, которые, по большей части, совпадают с "белой":
Основные части рудной печи
1) пыльник: на нем  держали дрова для просушки, иногда на него клали детей;
2) голбик;
3) жараток или опечек;
4) подпечник;
5) причилина: доска, поставленная на ребро, за нее держались, забираясь на печь;
6) печурки;
7) коник.

(дополнительно о печах в северном доме)

Перейти к подборке ПОСЕЛЕНИЯ КЕНОЗЕРЬЯ