Деревня ПУРНЕМА

(Из книги В.Матонина и др. "Не век жить - век вспоминать")

- Пурнемский приход состоит из одного селения Пурнема и расположен в 30 верстах от Нижмозерского к северу, при устье реки того же имени, впадающей в Онежский залив. Дворов в селении к 1 января 1895 г. было 132, жителей мужского пола 374 человек, женского пола — 453.

Одна церковь, во имя Николая Чудотворца, построена в 1618 г. Она обшита тесом, окрашена белилами и, несмотря на свои 277 лет, прочна. Другая церковь — теплая, построена в 1860 г. Имеет два престола: главный — во имя Рождества Христова, и другой — во имя свм. Власия. Церковь эта тоже обшита и окрашена белилами.

(Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1896. Вып. 3.)


- Село расположено на высоком берегу Онежской губы. Время основания неизвестно. Название финно-угорского происхождения. Первую часть следует сравнить с «пурр», «пуэрнэ» — добрый, хороший; «порр» — острый гребень горы, «поро», «пуро» — олень, олененок. Вторая часть «ниема» — часть суши, выдающаяся в море, мыс. Пурнема может переводиться как удобное хорошее место на мысу, наволоке, удобный мыс или возвышающийся мыс, или олений мыс.

(Харлин Л.А. Поморье — промыслы (Лямца, Малошуйка, Унежма, Тамица) 1991-1992 гг. IIОИММ. On. 3).

 


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Село Пурнема («Пурьема») расположено на берегу в устье одноименной реки.
Согласно Описанию приходов за 1896 г., время возникновения поселения неизвестно, но в 1618 г. Никольский храм уже построен. В 1860 г. освящена церковь Рождества Христова с приделом Власия. Утварью и ризницей церкви небогаты.

Освящение местной приходской церкви во имя Святителя Николая местные жители объясняют тем, что...икона преподобного чудотворца оказалась в пустом карбасе, который был выброшен морем на берег.
Никольская церковь, 1618 г.
Фото С.Рапенковой 1990 г.
Христорождественская церковь,
1860 г. Фото И.Демина, 2001 г.
Власия местные жители называли «скотским богом». Его почитание восходит к языческому культу Белеса (или Волоса) — покровителя скотоводства на Руси.

После 1896 г. в Христорождественской церкви построены еще два придела: во имя иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радость и Святителя Николая.

Состояние храмов в 1917 г. оставалось хорошим. На содержание церквей поступали средства за аренду сенокосной земли...

3 февраля 1889 г. в наемной квартире (за плату от общества 15 рублей в год) открыта церковно-приходская школа, где в 1894 г. обучалось 26 мальчиков и 6 девочек.

По сравнению с 1895 г. к 1917 г. Пурнема значительно выросла: до 185 дворов, 616 мужчин и 633 женщин. «Тщанием прихожан» в 1880 и 1915 гг. были построены дома, переданные в собственность священнику и псаломщику.

При церкви открылась библиотека, насчитывавшая 120 томов. Церковно-приходская школа в 1917 г. перешла в ведение земства и переименована в Пурнемское земское училище, на содержание которого церковь отпускала 160 рублей в год.Местное население не считало учебу важным занятием. В 1917 г. в школе обучалось 17 мальчиков и 23 девочки — на три человека больше, чем в 1894 г., хотя население в приходе увеличилось на 422 человека.

О старообрядцах и сектантах в документах не упоминается...
Старый мост
через овраг.
Фото Панкратова, 1991 г.
В XVI-XVII вв. в Пурнеме находились солеварни, земельные владения, рыбные тони Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря. Крестьяне за плату пользовались монастырскими тонями. Женщины шили для монахов белье. Почти в каждой семье кто-либо из мужчин или детей работал в монастыре по обету. «В середине - второй половине XIX в. число обетников на Соловках достигало 500-600 человек» Соловки для жителей Пурнемы и Лямцы — «центр богомолия и благолепия, предмет гордости, созданный трудом всего поморского населения».

По словам Розы Михайловны Ташлыковой (1924 г.р.), в домах было много икон, привезенных из соловецкой «мужицкой обители». Зимой связь с монастырем прерывалась. У берегов нарастал ледовый припай в 5-6 верст. Полностью море не замерзало...

Пасху, Рождество и Крещение тайно праздновали даже «после колхозов». Икон в домах было много. Когда церкви сломали, из икон сделали «засеки» — отсеки для хранения зерна. При этом местные крестьяне продолжали верить в силу молитвенного слова и действенность религиозного обряда. Даже при советской власти на Иванов день, в Петров день и в Ильин день народ крестным ходом обходил поля, чтобы вызвать дождь.

Пахотной земли в Пурнеме было 157 десятин. Ни одно хозяйство в 1917 г. не оставалось без посевов. Наибольшее количество земли занято посевами ячменя — 85,3 десятины, картофеля — 20 десятин и озимой рожью — 24 десятины...

В 1917 г.  в каждой семье было в среднем по одной лошади, корове с теленком и по несколько овец. Снижение поголовья лошадей (сравнительно с 1896 г. — на 150 голов), возможно, вызвано тем, что их привлекали для использования вне деревень в связи с войной 1914-1918 гг.

Местные крестьяне ставили в море рюжи. Всё лето и часть осени их необходимо было проверять один-два раза в сутки. Большие приливы-отливы и пологий берег определили именно такую форму промысла корюха, камбалы, сельди.


Примечания:
1. Статья из книги "Не век жить - век вспоминать". Авторы В.Матонин и др., ТСМ, изд-во Фолиум, 2006 г.
2. С небольшими сокращениями.
3.  Фотографии - из книги.
4. Библиография опущена.