Деревня ПУРНЕМА
(Из книги В.Матонина и др. "Не век жить - век вспоминать")
-
Пурнемский приход состоит из одного селения Пурнема и расположен в 30
верстах от Нижмозерского к северу, при устье реки того же имени,
впадающей в Онежский залив. Дворов в селении к 1 января 1895 г. было
132, жителей мужского пола 374 человек, женского пола — 453.
Одна церковь, во имя Николая Чудотворца, построена в 1618 г. Она обшита
тесом, окрашена белилами и, несмотря на свои 277 лет, прочна. Другая
церковь — теплая, построена в 1860 г. Имеет два престола: главный — во
имя Рождества Христова, и другой — во имя свм. Власия. Церковь эта тоже
обшита и окрашена белилами.
(Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии.
Архангельск, 1896. Вып. 3.)
-
Село расположено на высоком берегу Онежской губы. Время основания
неизвестно.
Название финно-угорского происхождения. Первую
часть следует сравнить с «пурр», «пуэрнэ» — добрый, хороший; «порр» —
острый гребень горы, «поро», «пуро» — олень, олененок. Вторая часть
«ниема» — часть суши, выдающаяся в море, мыс. Пурнема может переводиться
как удобное хорошее место на мысу, наволоке, удобный мыс или
возвышающийся мыс, или олений мыс.
(Харлин
Л.А. Поморье — промыслы (Лямца, Малошуйка, Унежма, Тамица) 1991-1992 гг.
IIОИММ.
On.
3).
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Село Пурнема («Пурьема») расположено на берегу в устье одноименной реки.
Согласно Описанию приходов за 1896 г., время возникновения поселения
неизвестно, но в 1618 г. Никольский храм уже построен. В 1860 г.
освящена церковь Рождества Христова с приделом Власия. Утварью и
ризницей церкви небогаты.
Освящение местной приходской церкви во имя Святителя Николая местные жители
объясняют тем, что...икона преподобного чудотворца оказалась в пустом
карбасе, который был выброшен морем на берег.
|
|
Никольская церковь, 1618 г.
Фото С.Рапенковой 1990 г. |
Христорождественская церковь,
1860 г. Фото И.Демина, 2001 г. |
Власия местные жители называли «скотским богом». Его
почитание восходит к языческому культу Белеса (или Волоса) —
покровителя скотоводства на Руси.
После 1896 г. в Христорождественской церкви построены еще два придела: во
имя иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радость и Святителя Николая.
Состояние храмов в 1917 г. оставалось хорошим. На содержание церквей
поступали средства за аренду сенокосной земли...
3 февраля 1889 г. в наемной квартире (за плату от общества 15 рублей в
год) открыта церковно-приходская школа, где в 1894 г. обучалось 26
мальчиков и 6 девочек.
По сравнению с 1895 г. к 1917 г. Пурнема значительно выросла: до 185 дворов,
616 мужчин и 633 женщин. «Тщанием прихожан» в 1880 и 1915 гг. были
построены дома, переданные в собственность священнику и псаломщику.
При церкви открылась библиотека, насчитывавшая 120 томов.
Церковно-приходская школа в 1917 г. перешла в ведение земства и
переименована в Пурнемское земское училище, на содержание которого
церковь отпускала 160 рублей в год.Местное население не считало учебу
важным занятием. В 1917 г. в школе обучалось 17 мальчиков и 23 девочки —
на три человека больше, чем в 1894 г., хотя население в приходе
увеличилось на 422 человека.
О старообрядцах и сектантах в документах не
упоминается...
|
Старый мост
через овраг. Фото Панкратова, 1991 г. |
В XVI-XVII вв. в Пурнеме находились солеварни,
земельные владения, рыбные тони Соловецкого Спасо-Преображенского
монастыря. Крестьяне за плату пользовались монастырскими тонями. Женщины
шили для монахов белье. Почти в каждой семье кто-либо из мужчин или
детей работал в монастыре по обету. «В середине - второй
половине XIX в. число обетников на Соловках достигало 500-600 человек»
Соловки для жителей Пурнемы и Лямцы — «центр
богомолия и благолепия, предмет гордости, созданный трудом всего
поморского населения».
По словам Розы Михайловны
Ташлыковой (1924 г.р.), в домах было много икон, привезенных из
соловецкой «мужицкой обители». Зимой связь с монастырем прерывалась. У
берегов нарастал ледовый припай в 5-6 верст. Полностью море не
замерзало...
Пасху, Рождество и Крещение тайно
праздновали даже «после колхозов». Икон в домах было много. Когда церкви
сломали, из икон сделали «засеки» — отсеки для хранения зерна. При этом
местные крестьяне продолжали верить в силу молитвенного слова и
действенность религиозного обряда. Даже при советской власти на Иванов
день, в Петров день и в Ильин день народ крестным ходом обходил поля,
чтобы вызвать дождь.
Пахотной земли в Пурнеме было 157
десятин. Ни одно хозяйство в 1917 г. не оставалось без посевов.
Наибольшее количество земли занято посевами ячменя — 85,3 десятины,
картофеля — 20 десятин и озимой рожью — 24 десятины...
В 1917 г. в каждой семье
было в среднем по одной лошади, корове с теленком и по несколько овец.
Снижение поголовья лошадей (сравнительно с 1896 г. — на 150 голов),
возможно, вызвано тем, что их привлекали для использования вне деревень
в связи с войной 1914-1918 гг.
Местные крестьяне ставили в
море рюжи. Всё лето и часть осени их необходимо было проверять один-два
раза в сутки. Большие приливы-отливы и пологий берег определили именно
такую форму промысла корюха, камбалы, сельди.
Примечания:
1. Статья из
книги "Не век жить - век вспоминать". Авторы В.Матонин и др., ТСМ, изд-во
Фолиум, 2006 г.
2. С небольшими сокращениями.
3. Фотографии - из
книги.
4. Библиография опущена.