И.В.Маковецкий

РЕЗНЫЕ НАДГРОБНЫЕ СТОЛБИКИ НА БЕЛОМОРЬЕ


Среди памятников народного творчества на беломорском побережье особое место занимают надгробные столбики-часовни, или, как их называют на Севере, «голубцы». Эти произведения народного творчества, столь широко распространенные на северных погостах до конца XIX в., теперь почти исчезли, а случайно обнаруженные отдельными исследователями образцы давали далеко не полное представление о художественных достоинствах этих небольших сооружений. Поэтому несомненный научный интерес представляет обнаруженный нашей экспедицией старообрядческий погост близ сел. Шуерецкое, сохранивший редчайшие произведения народного искусства тёски и резьбы по дереву.

Кладбище в селе Шуерецком Кемского р-на Карелии.

В новгородских летописях XV и XVI вв. имеются упоминания о многочисленных крестах-часовенках, стоявших на мостах, улицах и площадях Новгорода Великого. Отдельные новгородские кресты, например, «Чудный крест» (XVI в.) у Волховского моста, а также «Поклонный крест» (XIV в.) на одной из улиц Софийской стороны, представляли собою замечательные образцы искусства резьбы по дереву. «В 1594 г. голландцы отмечали, что видели на Медынском завороте Мезенского полярного побережья «множество крестов», из которых один с удивительным искусством украшен был русскими письменами»  — сообщает исследователь Северного края А.Морозов.

Во второй половине XIX в. точеный столбик-часовня привлек внимание известного историка русской архитектуры академика В.И.Даля. В журнале «Зодчий» за 1875 г. он опубликовал рисунок резного столбика, обнаруженного им в Ветлужском уезде Костромской губернии. По мнению В.И.Даля, подобные столбики относятся к древнейшему периоду истории нашей культуры. Несколько образцов подобных столбиков приводит Н.Н.Соболев, отмечая их важную роль в развитии русской народной резьбы по дереву. Однако отсутствие достаточного материала не позволило этим исследователям широко осветить богатство архитектурных форм и орнаментальных украшений такого рода произведений народного искусства.

Среди столбиков очень редко встречаются одинаковые. Они поражают разнообразием архитектурных форм и орнаментальной резьбы. Наиболее часто столбики обработаны орнаментом в виде бусин, веревочки, горбыльков, городков, желобков, грибовидных форм и других мотивов, которые можно увидеть и на самых древних памятниках, и на современных этим голубцам избах Заонежья. Резные столбики-голубцы подразделяются на два типа: круглые, обработанные со всех четырех сторон, и плоские, с резным контуром. Наиболее ранние — столбики круглой формы. Они ставились на погостах до середины XIX в. Затем появились плоские столбики.

Наиболее художественны круглые и четырехгранные столбики. Они состоят обычно из трех частей. Основание, сохраняющее форму круглого, необработанного бревна, почти целиком уходит в землю. Затем идет ствол столбика, которому плотник и резчик уделяли наибольшее внимание, и, наконец, киот — верхняя часть столба, закрытая двускатной крышей с фигурным коньком.
Несколько иным, весьма своеобразным характером художественной обработки дерева обладают плоские столбики. Орнамент у них имеется только с лицевой стороны. Композиционное построение столба, по существу, такое же, как и у круглых: основание, центральная часть и киот с крышей.
Однако все эти элементы получают другие формы и обработаны другими декоративными приемами. Основание, как правило, значительно сильнее выступает над поверхностью земли и украшается рядом стройных вертикальных бороздок. Иногда к ним добавляется роспись, композиционно повторяющая силуэт самого столбика. За шейкой начинается центральная часть, имеющая овальную, несколько вытянутую вверх форму, завершенную под киотом двумя красивыми завитками. Украшение этой части состоит из резных букв текста — фамилии, имени, отчества и даты смерти похороненного под столбиком лица. Из всех частей голубца этого типа наиболее разработан киот. Он имеет обычно крупный резной крест, расписную рамку, широкий резной подзор по линии двускатного покрытия и фигурный крашеный конек. У плоских столбиков встречаются наиболее архаичные формы украшения: неглубокие круглые отверстия, звездообразный геометрический рисунок и слегка нанесенный на поверхность растительный орнамент.

Шуерецкое славилось своими плотниками с давних пор. Шуерецкие мастера в XIX в. ходили работать в Архангельск, в деревни по Северной Двине, Мезени и даже на Печору. Они не только строили баркасы, но рубили избы, тесали голубцы на погостах. Последнюю работу выполняли почти все плотники, но особенно отличались, как рассказывают местные жители, Григорий Хлынов, мастер Зосима, Матвей Сименков, Михаил Богданов. Обтесанный с четырех сторон столб под топором и долотом резчика приобретал скульптурную форму, вероятно приближающуюся по характеру обработки дерева к столбам на языческих мольбищах дохристианской эпохи, изготовлявшихся также мастерами из народа. Заменившие эти столбы столбики-часовни сохраняют следы старой техники исполнения и привычные художественные формы, созданные далекими предками. Эти приемы устойчиво передавались народными мастерами из поколения в поколение. 

Примечания:
1. Фрагмент из книги И.В.Маковецкого "Памятники народного зодчества Русского Севера". Изд-во АН СССР, Москва, 1955.
2. Фотографии - автора текста.