Н.А.Макаров,
кандидат исторических наук
О КЕНСКОМ ВОЛОКЕ
В эпоху неолита (начало II тыс. до н.э.) возникли,
по-видимому, экономические связи между угро-финскими народностями, жившими в
бассейнах Онежского, Ладожского озер и Кенозерья (емь, весь, чудь и др.).
Возможно, что уже в ту историческую эпоху был проложен водный путь,
связывавший Ладожское озеро с Кенозером и рекой Онегой. Этот путь в период
политического и экономического расцвета государственности Господина Великого
Новгорода (XII-XV
вв.) приобрел большое значение, являясь крупнейшей водной
торгово-хозяйственной артерией, связывавшей через Новгород Восток и Север с
Западом.
Географ П.Ф.Ваганов
считал, что «важнейшими путями продвижения новгородцев на север было три: 1.
От Онежского озера... через Повенец к рекам Выгу, Суме и Нюхче; 2. От
Онежского озера... по реке Водле, ее притоку Череве, озерами к рекам Кене
и... Онеге, а оттуда... к морю или по реке Емце к Северной Двине; 3. По реке
Вытегре к озеру Лача...».
Нельзя не согласиться
с С.Я.Забелло, которая на основании тщательного изучения результатов
экспедиции Академии архитектуры СССР считала, что «наиболее правильным
предположение следующей трассы Новгородского водного пути в Заволочье: река
Волхов - Ладожское озеро - река Свирь - Онежское озеро - река Водла - ее
приток река Мышьи Черевы - «Кенский» волок (5 верст) - озеро Волоцкое - река
Волошева - река Поча - Кенозеро - река Кена -река Онега - по реке Онеге
спускались вниз к Белому морю или через Ямецкий волок у деревни Нижние
Маркомусы (Плешковская) переходили на реку Емцу, по которой спускались вниз
по течению в Северную Двину».
Существование этой трассы движения
находит подтверждение в происходящих от общего корня «волок» наименованиях
на Кенском волоке - озеро Волоцкое, река Волошева, деревня Заволочье.
В XI в. по этому водному пути двинулся первый значительный поток
новгородских крестьян. Именно по этой трассе тогда же был налажен и торговый
путь, связавший Великий Новгород с богатым солью, пушниной, рыбой Севером.
По Онеге и через Кенозеро шли суда (ушкуи), груженные богатыми товарами. Им
не угрожали набеги. Трудно было только преодолевать водораздел: ушкуи там
тащили волоком. Вслед за новгородскими крестьянами, с XIII в. началось
движение по Новгородскому пути в Кенозерье и Поонежье монашествующих
миссионеров. В конце XIV в. началась новая волна монастырского проникновения
на Север. Она была связана с подвижнической деятельностью учеиков и
последователей Св. Сергия Радонежского (ок. 1321-1391),
миссионерско-просветительская деятельность которых подготовила почву для
новой волны монастырской колонизации, начавшейся в XV в. Если вначале
православные миссионеры искали уединенного монашеского подвига (Александр
Ошевенский, Пахомий Кенский и др.), то второе поколение странствующих иноков
(Антоний Сийский и др.) уже осознавало необходимость совмещения
миссионерского служения с созданием крупных монастырей, которые могли бы
стать духовными и хозяйственно-политическими центрами.
Снаряжение дальних торговых походов на Север было по
карману лишь богатым новгородцам и монастырям, которые стали на Севере
крупными землевладельцами. Известно, что в XV в. Кенозеро входило в обширные
владения новгородской боярыни Настасьи Ивановны, жены Григорьева.
Новгородский водный путь продолжал использоваться в качестве важной
транспортной магистрали и после присоединения Новгорода к Московскому
государству, вплоть до второй половины
XVI в., когда...
торговый путь через Кенозеро утратил свое значение.
В XVII в., в условиях складывания всероссийского рынка,
и особенно, с начала XVIII в., в ходе преобразований Петра I, Новгородский
водный путь вновь заработал интенсивной жизнью. Известная исследовательница
водных путей России во второй половине XVIII - начале XIX в. Э.Г.Истомина
считает, что вплоть до завершения строительства Мариинской водной системы
Кенский волок на Кенозеро сохранял важное экономическое значение. Ежегодно в
последней четверти XVIII - начале XIX в. «приходили 30 - 40 судов с сушеной
рыбой, которую вывозили с ближайших озер. Часть этих судов грузилась на
Водлозере, спускались р. Верхней Водлой до р. Черева и поднимались по ней до
пятиверстного волока, идущего к Кенозеру».
В 1801-1803 гг. под руководством директора Департамента
водяных коммуникаций Франца Павловича Деволана (1759-1818) были проведены
изыскания и подготовлен проект водного пути Онежское оз. - р. Водла - р.'
Черева - оз. Волоцкое - р. Волошева - р. Поча - оз. Кенозеро - р. Кена - р.
Онега. Но этот проект строителя Мариинской и Тихвинской водных систем,
Сясьского (Ладожского) канала, также как и его проект обходного Онежского
канала, не получил развития
К идее совершенного водного сообщения, важного в
экономическом и гидротехническом отношении, по маршруту древнего
Новгородского водного пути вновь вернулись в 70- гг. XIX в. В 1876 г. под
руководством талантливого инженера-гидротехника, помощника начальника 2-го
(Вытегорского) округа путей сообщения Людвига Станиславовича Мысловского
были проведены серьезные изыскания водного сообщения по Кенскому волоку.
Также были обследованы Долгой Ручей, река Тамбица, озера Долгое и Кенозеро
(от устья Тамбицы до Першлахты), Ровдручей, река Кена. В районе Першлахты
даже были проведены частично гидротехнические работы. Но дальше изысканий
дело не пошло. Идея создания водного сообщения по древнему Новгородскому
пути постоянно будировалась общественностью и в начале XX в. Так,
корреспондент «Вестника Олонецкого губернского земства» в 1913 г. писал: «В
будущем, когда Онега будет путем с оживленным пароходным движением,
желательно будет иметь благоустроенным водный путь... по р. Кене ... и
Кенозеру».
Кенский волок и сегодня заслуживает пристального
внимания. Он сохранил свой исторический ландшафт, включающий в себя дорогу,
часовню, маркирующую начало волока, два средневековых селища (в т.ч.
Заволочье на месте заброшенной деревни на левом берегу реки Черевы, лодочные
пристани.
Примечания:
1. Из
монографии Н.А.Макарова "Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего
Поонежья". Архангельск, 2007.
2. Библиография опущена.