< Кенозерье

Н.А.Макаров,
кандидат исторических наук

О КЕНСКОМ ВОЛОКЕ

В эпоху неолита (начало II тыс. до н.э.) возникли, по-видимому, экономические связи между угро-финскими народностями, жившими в бассейнах Онежского, Ладожского озер и Кенозерья (емь, весь, чудь и др.). Возможно, что уже в ту историческую эпоху был проложен водный путь, связывавший Ладожское озеро с Кенозером и рекой Онегой. Этот путь в период политического и экономического расцвета государственности Господина Великого Новгорода (XII-XV вв.) приобрел большое значение, являясь крупнейшей водной торгово-хозяйственной артерией, связывавшей через Новгород Восток и Север с Западом.

Географ П.Ф.Ваганов считал, что «важнейшими путями продвижения новгородцев на север было три: 1. От Онежского озера... через Повенец к рекам Выгу, Суме и Нюхче; 2. От Онежского озера... по реке Водле, ее притоку Череве, озерами к рекам Кене и... Онеге, а оттуда... к морю или по реке Емце к Северной Двине; 3. По реке Вытегре к озеру Лача...».

Нельзя не согласиться с С.Я.Забелло, которая на основании тщательного изучения результатов экспедиции Академии архитектуры СССР считала, что «наиболее правильным предположение следующей трассы Новгородского водного пути в Заволочье: река Волхов - Ладожское озеро - река Свирь - Онежское озеро - река Водла - ее приток река Мышьи Черевы - «Кенский» волок (5 верст) - озеро Волоцкое - река Волошева - река Поча - Кенозеро - река Кена -река Онега - по реке Онеге спускались вниз к Белому морю или через Ямецкий волок у деревни Нижние Маркомусы (Плешковская) переходили на реку Емцу, по которой спускались вниз по течению в Северную Двину».

Существование этой трассы движения находит подтверждение в происходящих от общего корня «волок» наименованиях на Кенском волоке - озеро Волоцкое, река Волошева, деревня Заволочье.

В XI в. по этому водному пути двинулся первый значительный поток новгородских крестьян. Именно по этой трассе тогда же был налажен и торговый путь, связавший Великий Новгород с богатым солью, пушниной, рыбой Севером. По Онеге и через Кенозеро шли суда (ушкуи), груженные богатыми товарами. Им не угрожали набеги. Трудно было только преодолевать водораздел: ушкуи там тащили волоком. Вслед за новгородскими крестьянами, с XIII в. началось движение по Новгородскому пути в Кенозерье и Поонежье монашествующих миссионеров. В конце XIV в. началась новая волна монастырского проникновения на Север. Она была связана с подвижнической деятельностью учеиков и последователей Св. Сергия Радонежского (ок. 1321-1391), миссионерско-просветительская деятельность которых подготовила почву для новой волны монастырской колонизации, начавшейся в XV в. Если вначале православные миссионеры искали уединенного монашеского подвига (Александр Ошевенский, Пахомий Кенский и др.), то второе поколение странствующих иноков (Антоний Сийский и др.) уже осознавало необходимость совмещения миссионерского служения с созданием крупных монастырей, которые могли бы стать духовными и хозяйственно-политическими центрами.

Снаряжение дальних торговых походов на Север было по карману лишь богатым новгородцам и монастырям, которые стали на Севере крупными землевладельцами. Известно, что в XV в. Кенозеро входило в обширные владения новгородской боярыни Настасьи Ивановны, жены Григорьева.

Новгородский водный путь продолжал использоваться в качестве важной транспортной магистрали и после присоединения Новгорода к Московскому государству, вплоть до второй половины XVI в., когда... торговый путь через Кенозеро утратил свое значение.

В XVII в., в условиях складывания всероссийского рынка, и особенно, с начала XVIII в., в ходе преобразований Петра I, Новгородский водный путь вновь заработал интенсивной жизнью. Известная исследовательница водных путей России во второй половине XVIII - начале XIX в. Э.Г.Истомина считает, что вплоть до завершения строительства Мариинской водной системы Кенский волок на Кенозеро сохранял важное экономическое значение. Ежегодно в последней четверти XVIII - начале XIX в. «приходили 30 - 40 судов с сушеной рыбой, которую вывозили с ближайших озер. Часть этих судов грузилась на Водлозере, спускались р. Верхней Водлой до р. Черева и поднимались по ней до пятиверстного волока, идущего к Кенозеру».

В 1801-1803 гг. под руководством директора Департамента водяных коммуникаций Франца Павловича Деволана (1759-1818) были проведены изыскания и подготовлен проект водного пути Онежское оз. - р. Водла - р.' Черева - оз. Волоцкое - р. Волошева - р. Поча - оз. Кенозеро - р. Кена - р. Онега. Но этот проект строителя Мариинской и Тихвинской водных систем, Сясьского (Ладожского) канала, также как и его проект обходного Онежского канала, не получил развития

К идее совершенного водного сообщения, важного в экономическом и гидротехническом отношении, по маршруту древнего Новгородского водного пути вновь вернулись в 70- гг. XIX в. В 1876 г. под руководством талантливого инженера-гидротехника, помощника начальника 2-го (Вытегорского) округа путей сообщения Людвига Станиславовича Мысловского были проведены серьезные изыскания водного сообщения по Кенскому волоку. Также были обследованы Долгой Ручей, река Тамбица, озера Долгое и Кенозеро (от устья Тамбицы до Першлахты), Ровдручей, река Кена. В районе Першлахты даже были проведены частично гидротехнические работы. Но дальше изысканий дело не пошло. Идея создания водного сообщения по древнему Новгородскому пути постоянно будировалась общественностью и в начале XX в. Так, корреспондент «Вестника Олонецкого губернского земства» в 1913 г. писал: «В будущем, когда Онега будет путем с оживленным пароходным движением, желательно будет иметь благоустроенным водный путь... по р. Кене ... и Кенозеру».

Кенский волок и сегодня заслуживает пристального внимания. Он сохранил свой исторический ландшафт, включающий в себя дорогу, часовню, маркирующую начало волока, два средневековых селища (в т.ч. Заволочье на месте заброшенной деревни на левом берегу реки Черевы, лодочные пристани.


Примечания:
1. Из монографии Н.А.Макарова "Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья". Архангельск, 2007.
2.
Библиография опущена.

 
Перейти на страницу Н.А.Макарова.