Н.А.Макаров,
кандидат исторических наук
«Во Владимире-Ополье,
В Вологодской-Белозерье...
Мы поедем в
Каргополье
И заглянем в Кенозерье...»
Кенозеро — самое глубокое озеро в Архангельской области — 91 метр.
Площадь водной глади — 68,6 км2. Озеро находится в
юго-западной части Плесецкого района.
В XI—XVI веках через Кенозеро, как мы уже говорили, проходил водный
путь новгородского освоения Севера.
-----
Остатки Успенской церкви
сохранились до наших дней.
------
------
-----
Жизнь Кенозера текла размеренным чередом. Его берега превратились в естественный заповедник
народного быта и творчества.
Подлинное открытие Кенозера как уникального места бытования былин
принадлежит выпускнику Московского университета, известному русскому
фольклористу и этнографу Павлу Николаевичу Рыбникову (1831—1885). В 1859
году он был сослан в Петрозаводск за революционную пропаганду, где
служил секретарем статистического комитета, а с 1863 года — советником
при губернском правлении. Во время служебных разъездов по Олонецкой
губернии в 1860 году ему удалось записать на Кенозере былины, исторические
песни, баллады эпохи Киевской Руси. Сборник «Песни, собранные
П.Н.Рыбниковым» в 4 томах выдержал несколько изданий и составил целую
эпоху в русской фольклористике и был удостоен Демидовской премии.
П.Н.Рыбников открыл для науки и культуры замечательных исполнителей
былин — И.П.Сивцева-Поромского, И.М.Кропачева-Лядкова, М.И.Тряпицына и
других. Характеристику эпических традиций Кенозера П.Н.Рыбников дал в
«Заметках собирателя» в 1864 году.
------
Вера в водяных, леших, в дворовых — память о культах
древнейших обитателей края. Мифические эти существа представлялись
крестьянам даже не духами, а кем-то вроде людей, только «почерней
нашего». Следы язычества были заметны в обряде «увода невест»,
обожествлении камней и животных и т. п. Даже православие причудливо
уживалось здесь с пережитками более древней религии. Устные сказания
отражают не только поверья местных охотников и рыболовов, некоторые из
них восходят к истокам общерусского эпоса.
Н. Н. Харузин позднее, с 1898 года, первым в России читал курс этнографии в Московском
университете и Лазаревском институте восточных языков. Он автор
известного сочинения в четырех томах «Этнография» (СПб. 1901—1905), в
котором есть ссылки на примеры, связанные с Севером, с Кенозерьем.
По свидетельству В. Н. Харузиной (1866—1931), первой женщины-профессора
этнографии в России, высокий холм, возвышающийся над селом Вершинино,
является заповедным. По старинной традиции, в летние вечера молодежь
собиралась на холме на гулянье. Место это называлось «полем».
Как проходили гулянья в «поле», можно лишь догадываться, но вид с холма
сейчас такой же, каким описывала его В. Н. Харузина в книге «На Севере.
Путевые воспоминания» (М., 1890): «Светлыми струями капризно и
грациозно разлилось Кенозеро в мягких, низких и зеленых берегах. Тут
большой залив; там узкий, длинный наволок (мыс). Вот оно пропадает
совсем, и вдруг с другой стороны поля покажется снова, светлое,
смеющееся. Вот опять забежит за большой зеленый остров и снова блеснет
уже в третьей стороне. Вот на горизонте мелькнет едва заметная светлая
полоска... и это Кенозеро».
В. Н. Харузина также отмечала, что
«...крестьяне с любовью относятся к небольшой рощице, окружающей
часовню. Такую любовь к так называемым «священным рощам» мы замечали и в
других местах. Некоторые из них действительно отличались своим
живописным местоположением, как, например, Священная роща около деревни
Шишкино на Кенозере». Исследовательница сделала вывод: «Нет сомнения,
что тут мы имеем дело с местами, освященными раньше языческими
святилищами...»
Впоследствии, с 1907 по 1923 год, В. Н. Харузина читала в Москве
курс этнографии на Высших женских курсах, в Археологическом
институте, в Московском университете
------
Летом 1903 года на Кенозере по заданию этнографического отдела Русского музея
побывал художник Иван Яковлевич Билибин (1876—1942). Выполненные им
многочисленные фотоснимки и зарисовки кенозерских часовен, образцов
резьбы по дереву, вышивок, набоек, лубочных картинок вошли в важнейшие
научные издания: «Историю русского искусства», «Русское деревянное
зодчество Севера», «Историю русской литературы», «Известия
императорской археологической комиссии». По результатам поездки И. Я.
Билибин опубликовал несколько статей: «Народное творчество Русского
Севера» в журнале «Мир искусств» (№ 11 за 1904 год), «Остатки искусства в
русской деревне» в «Журнале для всех» (октябрь 1904 года), «Несколько
слов о русской одежде XVIII века». Билибин собрал на Севере
замечательную коллекцию произведений художественных ремесел, составившую
основу этнографического отдела Русского музея. И. Я. Билибин
написал серию пейзажей северной русской природы.
------
------
------
Один из участников экспедиции искусствовед, архитектор Михаил Андреевич Ильин исследовал жилые
постройки села Вершинино, опубликовал статью, в которой подробно
описал крестьянскую избу на материале не дошедших до нашего времени
курных домов начала XIX века.
------
------
Летом 1939 года в деревне Першлахта известный ленинградский
фольклорист В.Попов (открывший знаменитую русскую сказительницу М. С.
Крюкову) записал множество былин, сказаний и песен от девяностолетней
сказительницы Агафьи Васильевны Артемовой.
------
------
------
------
------
------
Известны росписи домов и прялок на Кенозере
работы
живописцев братьев Таракановых из Малого Конево Александровской волости
Каргопольского уезда.
------
------
------
В. Я. Дерягин является автором более полутора сотен научных трудов, значительная часть
которых посвящена исследованию памятников письменности Русского
Севера.
Многие годы В.Я.Дерягин работал в Институте русского
языка Академии наук, профессором Московского государственного
историко-архивного института, с 1972 года участвовал в издании
фундаментального многотомного труда «Словарь русского языка XI—XVIII веков». 32 года он
вел популярную ежемесячную воскресную передачу на Всесоюзном радио «В мире слов».
При содействии В. Я. Дерягина в Поморском государственном университете
создана кафедра истории русского языка и диалектологии, на
филологическом факультете — отделение лингвистического краеведения.
В работе В. Я. Дерягина «Топонимика Кенозера» (по результатам
поездок ученого в 1983—1985 годах) мы находим расшифровку таких
топонимов, как Першлахта — Задний залив (по отношению к Карелии),
Тамбичлахта — Дубовый залив, Почозеро — Свиное озеро, Майлахта — залив
с жилищем, Ровручей — Железный ручей (указывает на существование
болотной железной руды), Куклахта — Петушиный залив, Тырнаволок — мыс,
поросший осокой, Найдовский ручей — ручей колдуна, Лепручей — ольховый
ручей, Мяндручей — ручей с берегами, поросшими молодой редкослойной
сосной, Шуй-лахта — залив с заболоченными берегами, Каренгской
(Каренской) ручей — ручей, по берегам которого растут низкорослые сосны,
Мневец — мыс, Совисельской ручей — ручей, стекающий с глиняной горы...
------
А после того как в 1977 году побывала группа известных специалистов: академик, историк Б. А.
Рыбаков, академик, художник А. А. Пластов, писатель О.Волков,
искусствовед Г.В.Алферова, архитектор А.В.Ополовников и другие, о
Кенозерье стали говорить как о будущем национальном парке.
В 1982 году началось комплексное обследование территории будущего
национального парка и учеными Архангельского педагогического института
(ныне Поморского государственного университета).
Археологическая экспедиция под руководством А. Я. Мартынова открыла семь новых и
обследовала четыре уже известные стоянки неолита — III - I
тысячелетия до н. э. Несколько известных по литературе мест случайных
находок каменных орудий труда оказались местами стоянок с солидным
культурным слоем и большим количеством наконечников стрел, скребков,
ножей, проколок — на Свином озере, на острове Медвежьем, в деревнях
Глущевская, Карпово, Першлахта и других.
-----
Значительный вклад в изучение Кенозера внесли также этнограф А.Н. Давыдов, гидролог
Б.В.Ермолин, филолог Л.В.Федорова и другие.
-----
28 декабря 1991 года Постановлением правительства России был образован Кенозерский национальный парк
площадью 121 тысяча гектаров, в т. ч. на территории Плесецкого района —
76 789 гектаров.
Примечания:
1.Текст - из книги Н.А.Макарова "Земля Плесецкая", Архангельск, 2002.
2.
С некоторыми сокращениями.
3. Перейти на страницу
Н.А.Макаров.