< Кенозерье

Н.А.Макаров,
кандидат исторических наук

КЕНОЗЕРСКИЙ ПРИХОД В XVI - XX веках.
(из книги "Культурное и природное наследие Европейского Севера")

Кенозерский приход располагался в 115 верстах к востоку от г. Пудожа на берегу озера Кенозеро. Кенозерский приход был центром Вершининской волости Пудожского уезда и Кенозерской волости Каргопольского уезда. Впервые упоминается в «Платежной книге Каргопольского уезда, 1555/56 гг.»,  из которой мы узнаем, что уже в XVI в. в «Кенозерской волости на Кено озере на острове погост...».

В 1619 г. на Кенозере, на Тыр-Наволоке попытался основать пустынь монах Соловецкого монастыря Дамиан, позднее, в 1637 г., принявший схиму с именем Диодора (в миру Диомид Ерофеев, родился в селе Турчасово на Онеге  около 1586-1593 гг.). Но местные крестьяне изгнали его, изломали келью и карбас, а самого били и грозились убить...[Позднее]Дамиан простил крестьян, но на Кенозере не остался, а перешел на Почозеро, откуда по реке Волошеве поднялся в Волоцкое озеро, а оттуда Кенским Волочком перешел на реку Мышьи Череву, по ней спустился на Водлозеро, а с Водлозера по реке Верхняя Водла (ныне Илекса) к Юрьевой Горе, где основал Дамианову Юрьегорскую (Царскую) пустынь. Умер Диодор 27 ноября 1633 г. в Каргополе.

В XVII в. [в Вершинино] на месте утраченных (по преданию) храмов были построены две деревянные церкви — холодная в честь Успения Богородицы постройки 1670 г. и теплая во имя Апостолов Петра и Павла постройки 1690 г.  В 1842 г. обе церкви сгорели.

22 декабря 1859 г. в Олонецкую губернскую палату государственных имуществ из Каргопольского окружного управления поступил предоставленный Вершининским волостным правлением приговор крестьян Вершининского и Ряпусовского сельских обществ, о желании на добровольный сбор денег... на строительство новой Успенской церкви в каменном исполнении.

31 мая 1862 г. на приходском сходе крестьяне приняли решение заготовить самим камень для бута, выкопать траншеи и ямы под фундамент и вывезти к месту строительства церкви необходимые лесоматериалы...

В 1868 г. началось и в 1875 г. успешно завершилось строительство двухпрестольной Успенской церкви.

Храм был построен в связи (в одну линию -М.З.) с каменной одноярусной колокольней высотой 9 саженей (19 метров - М.З.). Вокруг церквей была построена каменная ограда.

Но 17 июля 1875 г.  деревянный теплый храм во имя Богоявления Господня после пожара сгорел, а каменная Успенская церковь была повреждена.

Лишь в 1876 г. в Успенской церкви был освящен придельный теплый престол во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла. И только в 1880 г.  освящен был главный холодный, престол во имя Успения Божией Матери.

Храм сохранился до наших дней. Утвари, книг и ризницы в церкви было достаточно. Кровля церкви была покрыта железом и покрашена зеленой масляной краской. Длина Успенской церкви была 9,5 сажени (19,5 м), ширина - 4,5 сажени (9 м), высота - 6 саженей (12,5 м). Церковь венчали одна большая главка и четыре малые. В церкви было 20 окон, три наружных створчатых и пять внутренних дверей. Теплый придел отапливался одной печью.

Украшением главного престола церкви был иконостас длиною - 20 аршин (14 м) и  высотой - 12 аршин (8,5 м)...

В 1890 г. в Кенозерском приходе насчитывалось 34 часовни (cейчас во всем Парке часовен - 39 - М.З.) Многие из них сохранились до наших дней и представляют историко-архитектурную ценность. Часовни как функциональный тип культовых построек издавна были распространены по всему Русскому Северу, но далеко не везде в XVIII—XIX вв. (а именно к этому времени относятся описываемые памятники) их концентрация была столь же высокой, как в районе Кенозера.

Часовня - это небольшая культовая постройка для молений, богослуженицй с иконами, но в отличие от церкви, без алтаря. Богослужение в ней проводил приходский священник.

По утверждению одного из крупнейших исследователей Каргополья Г.В.Алферовой, деревянные часовни являются «...подлинно народной архитектурой, в которую вложены эстетические воззрения каргопольских плотников и в которых нашло свое выражение двоеверие местных охотников... [Они] строились без всякого надзора со стороны церковных властей в лесах, на полянах, на косогорах...».
 
Кенозерские часовни поражают удивительным разнообразием форм, от самых простых, почти  и конструктивной сложностью.ничем не отличающихся от хозяйственных построек, до объемов поражающих изощренностью и конструктивной сложностью.... 

В 1890 г. в Кенозерском приходе, в 45 деревнях насчитывалось 510 дворов, проживали 3758 человек. Одной Успенской церкви было недостаточно. Тогда же, в июле 1890 г., из Кенозерского прихода выделились в самостоятельный Ряпусовский приход 9 деревень Ряпусовского сельского общества  с населением более 800 человек.

По постановлению Олонецкого губернского по крестьянским делам присутствия от 14 апреля 1890 г. было «разрешено Каргопольскому уездному присутствию с 1 января 1891 г. образовать из деревень Федоровской, Турова-Сельца и Окатовской Климовского общества Кенозерской волости особое общество под названием «Порженское».
В начале XX века из Кенозерского прихода выделился в самостоятельный Ведягинский приход. Приходская церковь была освящена во имя Сретения Господня.

В конце XIX века из-за значительного прироста населения в приходе встал вопрос о необходимости строительства еще одной церкви. Оно стало возможным лишь после денежного пожертвования двух тысяч рублей торгующим крестьянином А.Ф.Нечаевым, который несколько лет был ктитором Кенозерской Успенской приходской церкви. Помимо этого А.Ф.Нечаев построил каменную ограду вокруг Кенозерского погоста, приобрел праздничный (главный) колокол для колокольни весом почти 1750 кг, устроил помещение для церковно-приходской школы.

Решение о строительстве нового храма было принято на церковно-приходском  сходе 13 февраля 1898 г., а 6 августа того же года был заложен деревянный трехпридельный храм с приделами в честь Святителя и Чудотворца Николая, Благовещения прсв.  Девы Марии  и мученицы царицы Александры, в память коронования Николая II и императрицы Александры Федоровны. Для храма на пожертвования был приобретен ценный иконостас.

Летом 1902 г. строительство храма было завершено, и в середине декабря 1902 г. произошло освящение нового храма (на нижнем снимке - справа. М.З.)

Кенозерский погост. Начало XX в.

К сожалению, Никольский храм погиб от пожара поздней осенью 1972 г.

Основу жизни крестьянина составляли не праздники, а ежедневный многочасовой труд. Результаты этого труда попадали на ярмарки, которые учреждались властью, а с 1864 г. в Олонецкой губернии - земством. Они проводились в крупных населенных пунктах, лежащих на пересечении торговых путей, имевшие возможность дать ночлег приезжим торговцам, покупателям, разместить товар для хранения. Таким центром была деревня Вершинино - центр крупного Кенозерского прихода и погоста.

В течение года в Кенозерье проводилось 7 ярмарок  У стен Кенозерского погоста в XIX - XX вв. шумели весело Благовещенская ярмарка и торжки. Кенозерские ярмарки по продолжительности торговли и торговым оборотам являлись самыми большими в Пудожском уезде. Благовещенская ярмарка первоначально была четырехдневной,, в 1890-е гг. - семидневной, в начале XX в. - пятидневной, Не менее известны на Кенозере трехдневные: Крещенская (19-21 янв., нового. стиля), Успенская (28-30 августа), Покровская (14-16 сент.), двухдневная Петропавловская (12-13 июня) и однодневные Троицкая и Пречистенская (на другой день Пасхи).

Таковы лишь некоторые штрихи из истории этого прихода.

 

Примечания:
1. Пересказ текста из сборника "Культурное и природное наследие Европейского Севера". Поморский ун-т, Архангельск, 2009 г.
2. Фотографии без указания  автора - из архива сайта.
4. Библиография опущена.
5. Дни праздников даны по новому стилю.


Перейти на страницу Н.А.Макаров.