Н.А.Макаров,
кандидат исторических наук
«Кенский монастырь, — писал известный русский этнограф Е.В.Барсов, — владел жалованной грамотой от царя Ивана Васильевича (1495 г.)»
Уже при жизни Пахомия последовали в Кенскую обитель вклады. Так, пожертвовано «от Ивана Исакова, да Михаила Сумарокова на каргопольское дворовое место, что в Каргополье, на Иванской площади». Кенские монахи устроили свое подворье, которое упоминалось еще в царской грамоте «О неимании со шти дворов монастырских стрелецких денег, 7190 (1682) г., декабря 15 дня»
К середине XVI в. Пахомиева пустынь стала набирать силу, приобретать новые, порой лучшие земли. В 1555 или 1556 г. Кенской обителью была испрошена у царя Ивана IV жалованная несудимая грамота «на белые три обжие земли под монастырь и в Кенской волости»
Это подтверждает и сошное письмо «Платежница Якова Сабурова и Ивана Кутузова с товарищи, лета 7164», то есть 1556 г.: «На реке на Кене монастырь Пахомиева пустыня, а к монастырю [приписаны] 3 деревни без четверти деревни. А сошные пашни 3 обжи...». В 1559 г. дьяками Казарином Дубровским и Леонтием Ананьиным была составлена опись оброчных податей с Каргопольского уезда. Среди «оброков мелких с озер и рек за рыбную ловлю и с пустошей и с пожен и с дворов непашенных» упоминаются подати с Кенозера и Пахомиевой пустыни...
Из вкладной книги Спасо-Преображенского Каргопольского монастыря,
Строкиной пустыни, мы узнаем, что при настоятеле Кенского монастыря
Геннадии (в 1569 г.) пустынь жила со средствами...Через 10 лет настоятель Пахомиевой пустыни Дионисий внес
очередной вклад в Спасо-Преображенский Каргопольский монастырь, что еще
раз говорит о благополучии Кенской пустыни. В 1584 г. Кенскому монастырю
была дана жалованная грамота царя Федора Ивановича.
В 1615 г. пустынь подверглась нашествию иноземных захватчиков. «...Приходили... в их монастырь польские и литовские люди... и старцев и служек побили насмерть, и живот (имущество. - Н.М.) всякой пограбили... и разорили до конца. А осталось де их в монастыре только 7 старцев...»
В апреле 1616 и в марте 1621 г. монастырь был жалован грамотами царя Михаила Федоровича, подтвержденными царями Алексеем Михайловичем и Федором Алексеевичем.... Из «Писцовой книги 1621-1622 годов» Ивана Воейкова и дьяка Третьяка Копнина мы узнаем, что владениями пустыни были «за рекою за Кеною, двор скоцкой (деревня Коровий двор. - Н.М.). Да к монастырю же три четверти деревни Першлахты (в пяти километрах от монастыря. — Н.М.), а в ней двор монастырский... Да в деревне, около монастыря, за рекою пашня паханная 38 четвертей, да 76 четвертей сенокосных угодий». По грамоте от 9 ноября 1682 г. видно, что монастырь владел и соляной варницей аж в Пияльской волости Онежского уезда. Только по сведениям за 1735 г. имелось в соляном амбаре «Кенского монастыря у прикащика — монаха Иоакима 144 пуда» соли... Пустынь владела также землями вдоль рек Кены, Чурьеги и Сондолы (впадает в реку Кену. — Н.М.). «В деревне Олеховской монастырский двор... да деревня Захаринская». Кроме того, кенские монахи имели права на рыбную ловлю на лучших тонях реки Кены и Кенозера: «Се тони владеют Кенского монастыря старцы»
26 февраля 1684 г. жалованная грамота от имени Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича подтвердила все льготы и права Пахомиевой обители...
В 1681-1697 гг. настоятелем пустыни был строитель Филарет. Филарет — это единственный из известных немногочисленных настоятелей Кенского монастыря, как по своему продолжительному управлению обителью, так и по приобретению значительных угодий и рыболовных тоней для монастыря. Филарет писал: «Кенская де пустыня стоит в диких лесах...»
Жалованная царская грамота от 15 января 1687 г. на челобитную строителя Пахомиевой пустыни старца Филарета с братией подтвердила права Кенского монастыря на деревни — Олеховскую (ныне Корякине. — Н.М. и Ивановскую - в Кенорецкой волости, Самсоновскую и Захарьевскую — в Троицкой волости
В результате челобитной Филарета по царской грамоте Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича от 6 февраля 1691 г. Пахомиева пустынь получила «в оброчное содержание земли по обе стороны реки Кены, вверх до Кено-озера и по Кену озеру до Толстого Наволока...
Кенская обитель владела и многочисленными сенными покосами и в
Кенорецкой волости, и под Каргополем, за рекой Онегой, напротив
Чудотворной церкви Зосима и Савватия Соловецких, и по Ольской дороге, и
по реке Онеге у озера Лача.
К середине XVIII в. Пахомиева пустынь пришла в упадок. В марте 1748 г.
при строителе иеромонахе Макарии — последнем настоятеле монастыря (умер
в ноябре 1756 г.) — пустынь утратила свою самостоятельность и была
приписана к Спасо-Каргопольскому монастырю...
В ноябре 1761 г. настоятелем Пахомиевой
пустыни был определен «Каргопольского уезда, Троицкой волости священник
Никита Федоров», который принял пустынь от иеромонаха Спасо-Каргопольского
монастыря Серафима. А в 1764 г. Кенский монастырь был
упразднен. «Пахомиева пустынь, — писал Е.Барсов, — до самого ея
уничтожения... ладан, масло и свечи получала из Сийского монастыря».
Монастырь был обращен в Кенский приход.
Примечания:
1. Из монографии Н.А.Макарова "Церковные приходы и монастыри
Кенозерья и Среднего Поонежья", Архпнгельск, 2007.
2.
С некоторыми сокращениями.
3. Библиография опущена.