Ю.В.Линник - текст
Ю.С.Ушаков - иллюстрации

ЗОДЧЕСТВО РУССКОГО СЕВЕРА
(фрагменты из книжки Ю.В.Линника "Зодчество Русского Севера", посвященной работам Ю.С.Ушакова)

Перечень фрагментов:
Каргополь, Юксовичи, Порженский погост, Кондопога, Кушерека, Турчасово, Бережная Дуброва, Ильинский погост, Печора, Мост через реку Кена, Пурнема.

Каргополь
Каргополь - это собор соборов, их небывалое вече: девять прекраснейших белокаменных церквей здесь разместились в непосоедственной близости друг от друга. Цепочкой они вытянулись вдоль Онеги. Двигаться вдоль их ряда - праздник для души. Главенствует в череде храмов Христорождественский собор.
Каргополь.
Рождественский собор. 46,5х50. Бумага, гуашь.
Воздвигался он во времена Ивана Грозного - с 1552 по 1562 гг. Прототипом для него был Успенский собор Московского Кремля. Однако в северном преломлении и пятиглавие и весь объем здания обрели максимальную простоту. Здесь все скупо и сдержанно - декор сведен почти на нет.

Водоносный горизонт близко подходит к основанию собора. По его стенам пошли трещины. Поэтому громаду пришлось подкрепить контрфорсами. Они сложены из бутового камня, а снаружи зашиты досками. Нарушая архитектурныцй замысел, контрфорсы тем не менее придают собору особую  живописность - вносят в него обертоны европейского Средневековья.

В 1652 г. на пути в Москву два дня стояли в соборе мощи митрополита Филиппа, задушенного Малютой Скуратовым за  то, что святитель не хотел быть потаковником царя. Алексей Михайлович молился у гроба Филиппа,  с христианским смирениеи взял на себя вину людей, живших 100 лет до него. Эти события отмечены приделом в честь Алексея и Филиппа. Он прилепился к северной стороне храма, далеко выступая на соборную площадь своим симметричным крыльцоми, имеющим два входа.

Верховье Онеги - Каргополь, а низовье - Кий-остров. Между ними по течению реки разворачивается сказочное действо народного деревянного зодчества.

Юксовичи
Лев Владимирович Даль, первооткрыватель северного деревянного зодчества, считал, что церковь Георгия в с. Юксовичи - старейшая. С даты её постройки — 1493 г. — он начинал хронологический ряд, который впоследствии удалось углубить в прошлое: церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря в Заонежье была возведена в 1464 г., а церковь Положения риз Богоматери из села Бородава на Вологодчине - в 1485 г. Тем не менее Георгиевский храм исключителен.
Юксовский погост. Георгиевская церковь. 1970. 49,8х36,8.
Современный исследователь И.Н.Шургин пишет со всем основанием: "В наши дни эта церковь остается главной хранительницей одного из древнейших приёмов достижения архитектурной выразительности клетских храмов". Имеется в виду удивительный силуэт церкви. Будто ритмическая волна пробегает по нему, сообщая формам живую пульсацию. Зодчий явно хочет внести разнообразие в своё строение - как-то выделить его из окружения, сообщить ему черты необычности. Желаемый эффект достигается благодаря тонкой игре повалов и переломов. Основной четверик: повал здесь повторён дважды — и поэтому завершение храма становится похожим на каскад с тремя уступами. На двух симметричных боковых прирубах мы тоже обнаруживаем повалы. Вся их сложно проработанная система находится в унисоне — единый ритм то усиливается при движении к центру, то ослабевает с перемещением взгляда на прирубы. Кажется, что формы дышат - будто они и впрямь принадлежат органическому миру.

Барабан главки вырастает прямо из конька клинчатой крыши. Снизу главка подвязана однорядовой епанчой. Очень ей идёт это украшение. Церковь смотрится в воды Юксовского озера. Это Подпорожский район Ленинградской области. Не так уж далеко находится Новгород Великий. Именно его архетипы проявила и закрепила Георгиевская церковь.

Порженский погост
Попробуем набрать мысленно такую высоту, чтобы сразу - в одном охвате - увидеть три погоста: Кижский - Ильинский - Порженский. Храмы, которые украшают их, очень различны по своим архитектурным решениям, но мы сразу угадываем единый дух: перед нами сакральные пространства - они отъяты от мира и замкнуты на себя. 

Оградам наших северных погостов присуща своя поэтика.  Будучи в чем-то схожими, каждая из них имеет нечто неповторимое - только здесь, в Порженском, мы  можем увидеть сквозящую просвечивающую ограду. Конструктивно она устроена так: далеко расставленные башенки, рубленые в лапу, соединены поверху и понизу длинными брёвнами, между которыми мы видим частокол брусьев: посмотришь вдоль ограды — она сплошная, встанешь к ней лицом — и выявится ритм просветов.
Порженский погост. 50х57,1
Илл. ч/б.
За оградой возвышается Георгиевская церковь XVII в. Мало на севере сохранилось клетских храмов с клинчатой кровлей. Это наидревнейшая структура. И у основного сруба, и у прилегающей к нему апсиды кровли меняют угол: до перелома он широкий, а потом резко сужается, задавая храму взлётное устремление. Благодаря двойному использованию этого приёма восточная сторона церкви превращается в красивейший аккорд. Словно пред нами звучная парная рифма. Только вместо слов - заострённые скаты, вторящие друг другу.

Трапезная и шатровая колоколенка пристроены к храму позже. Но кажется, что весь комплекс был создан на одном выдохе — тут всё до предела органично. И всё веет поэзией. Порженскии погост заслуженно считается одним из лиричнейших мест Русского Севера. Торная дорога, которая от Лёкшмозерья шла через него на Кенозеро, давно растворилась в тайге - и Порженскии погост выпал из времени, оставшись один на один с Богом.

Кондопога
Успенская церковь - эталон красоты.
Построена она в 1774 году, когда петербургские влияния стали проникать в народное зодчество — но у местных мастеров был могучий иммунитет против этих влияний. Изначальное, национальное излилось тут в полную меру — выразило себя исчерпывающим образом. Дальше подниматься некуда: начинается — неземное.
Успенская церковь в Кондопоге. 1957. 30х21.
Бумага, акварель.
Возле кондопожского Успенья полезно поразмышлять об истоках шатрового зодчества. Когда-то бытовала теория, что оно вторично по отношению к западной готике - является её репликой. Но где вы видели, чтобы готические башни уширялись кверху? А в кондопожской церкви такое уширение происходит: на границе между четвериком и первым восьмериком, а потом на стыке двух восьмериков. Кому-то казалось, что от этих уширений столп храма обрёл неустойчивость — но ведь всё наоборот: его взлётная энергия только усилилась — гравитация побеждена бесповоротно. Пусть этот удивительный приём характерен только для прионежской школы деревянного зодчества. Но именно в ней шатровая архитектура достигла своей абсолютной кульминации. Русские шатры самобытны...

В кондопожском Успеньи кристаллизована русская духовность. Она устремлена к горнему, но при этом не отказывается от дольнего, желая высветлить и преобразить его. Русский человек спасается не в одиночку и даже не соборно: он озабочен ещё и спасением космоса, чью софийную красоту не может затенить печать грехопадения. Это максималистская философия. Её со всей адекватностью выражает народное зодчество Русского Севера.

Кушерека
История кубоватых храмов сегодня прослеживается с Пятницкой церкви села Шуерецкого (Карелия). Она была построена в 1666 г. Силуэт её куба по очертаниям сильно походил на шатёр. Церковь увенчивалась одной главой. Двигаясь от Шуерецкого по берегу Белого моря в восточном направлении, мы попадаем в село Кушерека, которое тоже оказалось в зоне новых архитектурных веяний. Там в 1668 г. возвели кубоватую Воскресенскую церковь. Идея получила развитие. И сколь блистательное! Куб стал менее экспрессивным, обретя спокойные и плавные очертания. Теперь он нёс на себе пятиглавие, отвечая каноническим нормам, о которых твёрдо напомнил патриарх Никон. Однако народ не захотел пассивно повторять шаблонную схему. Он разнообразил её настолько ярко, что пятиглавие приобрело фантастические черты. Все шейки чешуйчатых главок — и центральной, и боковых - вырастают из крещатых бочек. Живая геометрия куба оказалась на редкость плодоносной для формотворчества. Стало ясным, что внутри него живёт неисчерпаемая вариативность - и потому кубоватые церкви словно соревнуются между собой: какая оригинальней? Вот случай, когда стеснение художника оборачивается его раскрепощением: никоновские тиски были разжаты — и архитектурная фантазия забила с новой силой.

В.В. Суслов сфотографировал кушерецкое Воскресенье в 1886 г. в его естественном окружении. Теперь церковь перенесена в музей «Малые Корелы», находящийся поблизости от Архангельска. Ю.С.Ушаков успел опередить это перемещение. Свою картину Село Кушерецкое. Вознесенская церковь он написал непосредственно в Кушереке 8 августа 1962 г.
Село Кушерецкое. Вознесенская церковь.
1962 г. Бумага, гуашь.
Поднимаясь над широким повалом, куб являет невесомость: кажется, что он вот-вот оторвётся от четверика — и воспарит в небо. Храм этот двууровневый — он совмещает зимнюю и летнюю церкви. Необходимость дополнительных лестниц усложнила структуру западного фасада. Скаты пристроек последовательно расширяют свой угол - и этот процесс завершается в прямой линии повала. Будто птица раскрывает свои крылья! И наконец возносится ввысь. Шатры - это высотность и полётность. Кушерецкая Воскресенская церковь не уступает им в этих качествах.

Турчасово
Когда-то Турчасово было большим городом. С правого берега Онеги его защищала крепость, возведённая новгородцами - отсюда топоним: «тур» - башня, «час» - дозор; получается — «дозорная башня». Эту этимологию оспаривают, но тем не менее она раскрывает сущность: Турчасово стояло на страже Русского Севера. Выделенности этого места соответствовало величие возведённого здесь церковного ансамбля. Турчасовская триада была поднята на почти пятидесятиметровую высоту сравнительно быстро — за девять лет: кубоватая Преображенская церковь - 1786 г., шатровая колокольня - 1793 г., Благовещенская церковь — 1795 г. Река Онега в те годы была похожа на непрерывную сказку: что ни село — затейливые деревянные храмы. А сёл таких на нитку реки было нанизано очень много! Онежские зодчие отличались богатством воображения и смелостью решений. За каждым поворотом нас ожидала новизна.

Турчасово по этому критерию первенствует!
Село Турчасово на р.Онеге. 1962 г. 30,05х45,7
 
Его Благовещенская церковь - истинное дерзание. Увы, в 1964 г. молния спалила её — из триады выпало бесценное звено. Ю.С.Ушаков успел запечатлеть ансамбль в его целостности. В его коллекции (МРС) представлены зарисовки Благовещенской церкви. В чём её уникальность? Тут совмещены формы, ранее существовавшие раздельно - куб и шатёр. Сколь необычен их симбиоз! И сколь гармоничен. Вероятно, московское неприятие шатров было в те годы прочно забыто, но народ всё же сохранил любовь к кубоватым покрытиям, которые появились в годы гонений на его любимую архитектурную форму.

Посмотрим на Преображенскую церковь сбоку. Её приземистая трапезная имеет необычно большую длину - изнутри она поддерживалась не двумя и даже не четырьмя, а сразу шестью мощными столпами, получившими замечательную декоративную обработку. Два придела фланкируют переход из трапезной в храм. Приделы эти покрыты одноглавыми кубами, стоящими на четвериках - парная симметрия здесь работает очень убедительно. Будто двустороннее зеркало рассекает здание по его оси! За приделами — могучий шатёр: восьмерик на четверике. Углы четверика украшены теремками; грановитая апсида покрыта бочкой с главкой.

Благовещенская церковь хороша сама по себе. Но как её обогащал ансамблевый контекст! Два куба на приделах звучали в резонанс кубу Преображения. Бочечные покрытия обеих церквей гулким эхом отзывались друг в друге. Шатры Благовещенья и колокольни взаимно усиливали свою полётность. Заметим, что сегодня колокольня имеет так называемое «кумполыюе» покрытие — замена им шатров
прошла дурным поветрием по Северной Руси в XIX - XX веках...

Но вернёмся к Благовещенской церкви: четверик, восьмерик, шатер, куб, бочка, теремки — сколь разнообразные элементы тут увязаны в одно целое! Звучание её форм было воистину симфоническим.

Бережная Дуброва
Кубоватая Никольская церковь была построена в селе Бережная Дуброва в 1687г. Богатейший потенциал поонежской архитектуры она раскрывает в неповторимом ключе. Сколько возможностей таит в себе куб! Он поразительно пластичен в плане как силуэтности, так и архитектоники — охотно отзывается на дерзкие новации.
Бережная Дуброва на р.Онеге. Никольская церковь.1962. Картон, гуашь, тушь. 30,5х45 г.
В Бережной Дуброве мастера проделали небывалое: крест на крест они прорезали огромный куб двумя бочками. Говоря другими словами, крещатая бочка тут не просто совместилась с кубом, а проросла сквозь него — образовала с ним беспрецедентное единство...

Куб в своих пучинах легко поддаётся внедрению новых структур, словно предощущая, что они небывало обогатят его звучание. Формы здесь подвергнуты своего рода гибридизации — их тканевая совместимость оказалась абсолютной. Родилась новая гармония.

Девять глав украшают куб Никольской церкви — четыре в углах куба, четыре на бочках, одна на центральной оси. Основания шеек на кубе и бочках орнаментированы треугольными фронтончиками — в этом скромном узорочье сказалось чувство детали, присущее народным мастерам.

В Шуерецком — одноглавие, в Кушереке — пятиглавие, в Бережной Дуброве -девятиглавие. Чувствуете тенденцию? Она закономерно ведёт к кижскому многоглавию. Никольскую церковь часто сравнивают с кижским Преображением. Она является его как бы малым подобием. Пусть это чисто внешнее впечатление, но оно очень и очень значимо в эстетическом отношении. В самом деле, девятиглавие Никольской церкви естественно накладывается на верхние ярусы кижского Преображения - мнится, что оно совпадает с ними один к одному. Это первичное зрительное ощущение. При точном анализе оно ослабеет. И что же? Пусть две церкви структурно весьма различны, но они выражают одну идею - и потому их наружное сходство является ярчайшим примером архитектурной конвергенции.

Ещё недавно у Никольской церкви была и десятая главка - она поднималась над мощной бочкой, украшающей пятигранную апсиду. Когда многоглавие появилось в Заонежье? Троицкая церковь в Клименецком монастыре на два года старше кижского Преображения. Она была девятиглавой. Возможно ли влияние Поонежья на Заонежье?
...Поонежские и заонежские многоглавия имеют разную композиционную основу. Но в нашем сознании — на плане непосредственного восприятия — они стоят рядом.

Когда я шёл к Никольской церкви в Бережной Дуброве, мне повстречалась пожилая жен­щина - её приветливых слов я никогда не забуду: «Погостите у нас - добра наберётесь!»

Ильинский погост

Исследуя Ильинский погост на Водлозере, Ю.С.Ушаков обошёл едва ли не всю береговую линию, посетил многие острова. Пристально и всесторонне он изучал положение погоста в окружающем пространстве. Двенадцать деревень, разбросанных окрест, находятся на зрительных лучах, идущих от погоста. Он являет из себя как бы сакральный фокус местности - стягивает к себе всё окружение, ясно и чётко организуя его. По классификации Ю.С.Ушакова, это выдающийся пример «центрической композиции с круговым восприятием в приозёрных селениях». Будто в Малый Колгостров вставлена ножка гигантского циркуля - его вращением создан захватывающий своей масштабностью кругозор. Здесь ощущаешь себя в центре мироздания - и радуешься тому, что в нём дышится так легко и свободно.

Ю.С.Ушаков писал о том, что христианские храмы часто воздвигались на месте языческих капищ — избранность Малого Колгострова была осознана задолго до того, как тут задули новгородские ветры. Загадочные сейды возвышались на месте Ильинского храма. Финно-угорская подслойка и сегодня ощущается в этнографическом срезе Водлозерья. Двоеверие тут со всей очевидностью проявляется в народной магии.
Водлозеро. Ильинский погост. 1966.
Картон, гуашь.
49,5х70.
Ильинская церковь была построена в 1798 г. Она свидетельствует, что поонежское влияние дошло до Водлозерья — это один из самых поздних кубоватых храмов. Немного западнее его находится кубоватая Петропавловская церковь в Вирме. Примерно на этой линии воздействие Онеги остановилось. Как это свойственно кубоватым храмам, церковь и на Малом Колгострове имеет свои исключительные особенности: четыре боковых главки располагаются не на самом кубе, а по углам на полицах четверика. Этой конструктивной особенностью Ильинская церковь отличается от всех без исключения кубоватых храмов.

Впечатляет четверик Ильинской церкви. В нём есть что-то богатырское — идущее от народного эпоса, который бережно хранился в этих местах. Сравнительно небольшие размеры куба подчёркивают мощь колоссальной четырёхгранной призмы, которая явно доминирует - и это необычно - при восприятии церкви как целого. Причём четверик вовсе не умаляет куба, но вступает с ним в совершенно особые пропорциональные соотношения, для которых нет прецедента.

От вертикали перейдём к горизонтали. Она в архитектонике церкви тоже уникальна: сень, трапезная, четверик, алтарная апсида растягиваются в неф, имеющий двадцатипятиметровую длину. Погост окружён архаичной оградой. Соседством высоких елей создаются дополнительные ритмические эффекты. Природа и зодчество здесь образуют один аккорд. Два разных состояния - торжественность и минорность — соединяются в нём.

Печора
Погост — городишка — могильник: так на Русском Севере назывались кладбища. Церковный раскол XVII века вызвал большие
миграции населения. Далеко не все согласились принять никоновское поновление древних устоев. Желая сохранить от разора старую веру, русские люди часто покидали обжитые места - и старались уйти как можно дальше от нагляда властей. Для многих из них прибежищем стала суровая Печора. Они жили, умирали и хоронили по-старому.
Печора. Усть-Цильма. 1964. 50х37,5
Бумага, гуашь.
Вот на этом погосте — под схожим надгробным знаком — мог бы покоиться протопоп Аввакум. Но он был сожжён заживо. Это была насильственная смерть. Однако Север печально прославился своими гарями» — их было немало: старообрядцы через огонь добровольно уходили к Богу. Рассеянные на гарях кости собирали - и хоронили на таких погостах: когда в наземной домовине — когда под голубцом — когда под крестом. У креста обычно имелось подобие крыши. Возносясь к Богу, христианская душа не жалеет о дольнем — и все же какая-то малость на Земле ей остаётся нужной. Поэтому старообрядческое надгробье порой - это как бы минимальная часовня: душа может её посетить - и помолиться здесь. Архетип креста - и архетип жилища: они совмещаются в подобных надгробьях.

Мост через реку Кена

Дно у северных рек каменистое. Иногда кажется, что вода катится по булыжной вымостке — сваи тут забить невозможно. Как же соединить два берега? Народ находит мудрое решение: установив на течении мощные ряжи, перебрасывает по ним мост. Ряжи — городни — быки: это всё синонимы. Форма у кенорецких ряжей весьма экспрессивная. Это как бы сдавленные по бокам шестиугольные соты - своими заостренными краями они встречают лёд. И раскалывают его на части — весной тут громоздятся целые айсберги. Но мост выдержит ледяной натиск. Заглянув внутрь ряжей, мы увидим там стены-перерубы: они делят пространство на треугольные секции. Эти ячейки заполнены камнями. Какими соображениями диктуется такая конструкция? Надо избежать как распора ряжей, так и направленности веса на дно: в обоих случаях мост будет снесён. Поэтому в ряжах создается ложная сеть силовых линий, обеспечивающая равномерное давление по периметру стен. Ряжи становятся похожими на тугие мышцы, уверенно отражающие напор стихий.
Мост через р.Кену. Часовня Макария. д.Федоровская. 1967. 37,7х95,5.
Мост в д.Федоровская растянулся на 92 м. Ему более двух веков. Будучи утилитарным сооружением, он имеет огромную эстетическую ценность: перед нами шедевр плотницкого искусства - манифестация присущей ему софийной целесообразности.

На заднем плане мы видим  Макарьевскую часовню, она характерна для Кенозерья. Это царство часовен. Картина Ю.С.Ушакова мастерски передает былинный звон кенозерского пространства...

Пурнема
(текст у Ю.Линника отсутствует)
Белое море. Онежский берег. д.Пурнема.1969. 50,02х71


Примечания:

1. Тексты Ю.В.Линника и иллюстрации Ю.С.Ушакова - из каталога выставки Ушакова в музее "Кижи" и брошюры Ю.В.Линника "Зодчество Русского Севера".
2. С небольшими купюрами.