В.П.Кузнецова,
г. Петрозаводск
НИЩИЕ СТИХОПЕВЦЫ НА РУССКОМ СЕВЕРЕ
В Древней Руси каликами называли странствующих «божьих» людей, побывавших на Святой земле. Это слово
считается этимологически тождественным слову
калига.
Так называлась обувь странника, упоминавшаяся еще в древнерусской литературе
Среди паломников были люди разных сословий, первоначально слово
калика
вовсе не обозначало нищего и убогого странника. Известны 6ылинные калики,
одетые в богатые наряды, они берут милостыню тысячами рублей, от их покриков
богатырских сыплются терема, короли и князья угощают их яствами и питьями,
щедро одаривают. Калики, совершившие паломничество к святым местам,
пользовались уважением и, вернувшись со Святой земли, нередко оставались
странствующими нищими на всю жизнь, добывая пропитание милостыней.
С.В.Максимов говорил о чести, которую оказывали каликам русские
князья и цари. Калик принимали в придворный штат и называли «верховыми
богомольцами». Они пели государям стихи, рассказывали сказки и все, что
слышали в своих странствиях по свету. При царе Алексее Михайловиче нищие
жили рядом с царскими хоромами, а когда умер один из калик Венедикт
Тимофеев, его отпевали с великими почестями патриархи и архимандриты.
Нищих содержали в богатых домах, крестьянский люд также относился к
бродячим старцам с любовью и вниманием. «Ватаги слепцов — явление на Руси
самое древнее, и притом такое, которое народ бережно уберег про себя до
наших дней во всей неприкосновенности, чистоте и цельности»
Вс. Миллер писал: «Наши калики, странствуя по святым местам в Греции и
Палестине, встречали там странников, которые пели перед собравшейся толпою
священные песни и жития, нередко основанные на апокрифических сказаниях.
Отсюда и русские калики усвоили обыкновение петь духовные стихи и снискивать
себе пропитание этим занятием». Далее он замечает, что калики перехожие,
слагавшие песни церковно-легендарного и апокрифического содержания и
рассказывавшие о виденном и слышанном на Святой земле, оказали большое
влияние на нравственные и религиозные воззрения русского народа, а также на
распространение в нем аскетических идеалов. Поскольку Христовым именем
побирались и люди нетрудоспособные, искалеченные, каликами перехожими стали
называть на Руси странствующих нищих, поющих духовные стихи. Слово
калика
было переосмыслено и изменено на
калека.
В таком значении оно более употребительно на Русском Севере.
Странствующие нищие сохранили богатое и ценное духовное наследие, в первую
очередь это духовные стихи. Слова
калики, калеки
стали ассоциироваться с исполнителями духовных стихов. П.А.Бессонов в своем
предисловии к первому выпуску сборника под названием «Калеки перехожие»
прямо указал на «слагателей» и носителей этого жанра: это бродячие нищие,
убогие, слепцы. Он писал об интересе, который испытывал с детства к этим
певцам как к явлению, исходящему из «глубочайшей славяно-русской древности».
Нищенство является характерной чертой русской культуры. В древней Греции
немыслимо было представить человека, одетого в рубище и почитаемого за
какие-то качества, и что нищета — явление средневековое. На Руси нищими
становились те, кто терял трудоспособность или был нетрудоспособен с
рождения. Странствующие нищие считались на Руси «Христовой братией»,
«друзьями Христовыми», распространяющими божественные словеса, к ним
относились как к богомольцам, паломникам, приближенным к миру горнему.
Нищему подавали милостыню, считавшуюся лучшим средством для спасения души.
Отказ просящему слепцу в милостыне считался тяжким грехом, нищий за это мог
проклясть человека. Образ нищего был окружен ореолом странствующего
подвижника, обладающего особой благодатью и знаниями. А.Маслов отмечал, что
в северном крае так называли людей по обету или вследствие недуга
принужденных искать себе пропитание именем Божиим, переходя с одного места
на другое. На Русском Севере были не только странствующие нищие, но и
односельчане, собиравшие подаяние на своей территории, в родном селе и его
окрестностях. Самая «доходная» до Спасителя милостыня — та, которая сделана
тайно, без огласки. В Поморье даже существовало такое понятие, как «темная
милостыня», которую привязывали ночью у ворот бедного человека.
Нищие исполняли стихи около церквей и монастырей, на ярмарочных
площадях, а также в крестьянских домах за скромное подаяние. П.Н.Рыбников,
посетивший Шуньгскую ярмарку в декабре 1859 г., писал, что в старое время
сюда приходило много калик, они садились около погоста и пели духовные
стихи, а слушатели подавали им милостыню. С 1850-х гг. земская полиция стала
запрещать убогим певцам исполнять стихи на улицах, и только по особому
настоянию собирателя двух калик отыскал и привел к нему сотский. Один из них
был родом из Купецкой волости Пудожского уезда, другой — из села Кузаранда
Петрозаводского уезда. В эту первую встречу, а также в марте 1860 г. и в
январе 1861 г. П.Н.Рыбников записал от них «Алексия человека Божия»,
«Агрикова сына Василья», «Голубиную книгу», «Осипа Прекрасного», «Егория
Храброго» и т.п. Впоследствии эти записи были опубликованы П.Бессоновым в его собрании «Калеки перехожие».
С.В.Максимов отмечал, что особенно много нищих собиралось в глухих
местах, в раскольничьих северных скитах, где они пользовались большим
почетом и находились в безопасности. «В село Шуньгу (Повенецкого уезда),
вблизи Выгорецких скитов, сходилось их на рыбную Благовещенскую и Никольскую
ярмарки до десятка артелей: певали и в одиночку и парами, певали втроем и
целыми десятками. Зато уже из этого места, как и из всего олонецкого края,
вывозились самые длинные, старинные и лучшие былины. Люди-поморы вывезли в
свои места много редкостных сказаний (и нам, во время поездки на Белое море,
охотно пели и сказывали эти словоохотливые люди)».
В местах, где было особенно много нищих, например у монастырей, на
ярмарках, они могли пополнить свой репертуар, усвоив новые для себя
произведения от других певцов. И.Хрущов в описании путешествия по реке Ояти
упоминает о хромом певце Н.Богоданове, который выучился стихам от слепых
стариков. Он познакомился с ними в Александро-Свирском монастыре, где, как
он сам говорил, садился «под губами поющих».
Большинство исполнителей, сообщивших духовные стихи собирателям,
говорили о том, что усвоили традицию от нищих стихопевцев. Здесь было немало
людей, собиравших милостыню на определенной территории, они периодически
появлялись в одних и тех же деревнях и были знакомы с местными жителями.
Так, например, жители села Авдеево знали нищего по прозвищу Круглыш. Он
ходил в лаптях, в старой одежде, за что его называли «рибушником». Однажды
житель села застал свою мать и дяенку (тетку) стоящими на коленях и
молящимися под пение Круглышом стиха, настолько пение, очевидно,
соответствовало молитве.
Собиратели Большакова и
В.Р.Дмитриченко записывали в деревне Авдеево стих о двух Лазарях у
А.Н.Тимониной, которая сообщила, что запомнила его от одной старушки по
прозвищу Паня Телица, исполнявшей песни и духовные, и про богатырей, за что
ей подавали милостыню, которой она жила. А.Н.Тимонина воспроизвела и манеру
исполнения: «После первой же строчки Авдотья Никитична стала петь, пела она
протяжно, жалобно».
Об исполнении стихов нищим, которого
хорошо знала вся округа, в селе Кандалакша, писал С.П.Колпаков в 1895 г.:
«Изба была полна народу <...> Все толпились вокруг лавки, на которой сидел
седой морщинистый старик с сумкой через плечо. Перед стариком на столе
виднелась кружка с чаем, лежали шаньги, стояла миска с палтусиной и треской.
Но старик ни до чего не дотрагивался. Сложив руки на коленях и уставив
выцветшие глаза куда-то вдаль, он пел. Это не была песня, но не была и
молитва. Это было что-то медлительное, красиво-однообразное по напеву,
который повторялся через каждые три строчки <.. .> В тот
же день я
узнал все подробности этого события. Оказывается, что слушание "стихов",
этих длинных повествований эпического стиля, — одно из любимых развлечений
терчан. Кое-где по берегу живут старики и старухи, которые славятся особенно
искусным исполнением стихов. Об этих мастерах знает весь берег. Дед Михайло
— один из лучших певцов во всем уезде. В Кузреке он был редким гостем. Он
жил тут уже несколько дней, и его не пускали домой, водя из избы в избу и
упрашивая погостить еще»
Много нищих приходило в Поморье из Каргопольского края. В отчете об
экспедиции 1956 г. Московского госуниверситета, проходившей под руководством
Э.В.Померанцевой, говорилось о широком распространении стихов среди жителей
северных деревень: «"Стихи" (4-6 сюжетов) знает почти каждая старуха,
слышавшая их в детстве от каргопольских нищих. Этот промысел в начале XX в.
на Севере был очень распространенным и прибыльным» .
Жительница
поморского села Шуерецкого Е.М.Каллиева рассказывала, что в их доме всегда
останавливались каргопольские стихопевцы. «У нас век калики стояли, от них и
слышала». Они пели стихи про Михаила Архангела, про двух Лазарей, Егория
Храброго, «да всяких пели, всяких» и собирали подаяние, от них научилась
петь исполнительница. Исполнители говорили о том, что некоторые
односельчане владели большим репертуаром стихов и былин. Так, в селе Чапома
на Терском берегу жила слепая М.Е.Суредова, «велико знавшая стихов», ее
специально приглашали в гости «так, стихов попеть».
М.Н.Афонина из деревни Воренжи слышала духовные стихи от слепого старика, он
знал их много, и дети часто приходили слушать его пение. От этого старика
Матрена Николаевна выучила много стихов. А.А.Галашина из
заонежской деревни Деригузово рассказывала, что научилась петь стихи от
стариков, которые приходили к ним в дом. «Он как пропоет, старик, я вот
девчонкой была, вот я от их, от этых стариков научилась стихи петь»
.
А.И.Суслонова из села Сумский Посад говорила о стихе «Алексей человек
Божий»: «А только один раз и слышала, просить приходил, дак где тут поймешь
всё, нищие такие ходили. Много нищих было, приедут, кто на лошади, кто пёшо.
Ну да давают там, кто на погорело... Сельдей-то ведь там раньше много
морских попадало, дак селедок повозят, да им воз сельдей дают за это, они и
поедут домой, оны дома напродавают, ведь дороги там селедки... Ну да просят
ходят, потом подают лошадям корки, а деньги-то оставаютсе...». Нищие
приходили в дом примерно с такими словами: «Не подадите ли Христа ради
милостинку-то, ну!», и стихи запоют «Жил-был Ефимьян...».
На Русском Севере наряду с каликами были крестьяне,
которые также собирали пропитание для семьи, занимаясь нищенским промыслом.
В зимнее время многие крестьяне северных уездов отправлялись в дальний путь
на своих лошадях для сбора подаяния. Как только заканчивались сельские
осенние работы и устанавливался хороший санный путь, крестьяне запрягали в
сани своих лошадок и направлялись в Поморье, где можно было собрать
милостыню. И.М.Дуров сообщает, что «с наступлением зимы из Каргопольского и
Вытегорского уездов на Беломорье наезжали старики, старухи, дети и даже
взрослые побираться Христовым именем, нарядившись в лохмотья. Разъезжают эти
калики на своих клячах из села в село, собирают в каждом доме милостыню
(мукой, хлебом, одеждой, рыбой и деньгами) распевая стихи об Алексее
человеке Божьем, Архангеле Гаврииле и другие духовного содержания». Приезжие
просители из Каргополя, как вспоминали исполнители, ходили «целыми десятками
по фатерам», они просили милостыню «ради Христа»
.
Как
правило, нищие не проходили в помещение, стояли или сидели на лавке у
дверей, где и исполняли стихи. В поморских домах для подачи милостыни
многочисленным нищим даже появилась особая деталь в конструкции: из
внутреннего помещения проделывалось отверстие в стене наружу, в него
вставлялась под уклоном вниз трубка, по которой опускалась милостыня прямо к
просителю, так что он мог даже не заходить в дом.
Исполнителями духовных стихов являлись и дети. Нередко их толкала на путь
нищенства бедность, сиротство и другие обстоятельства жизни. Нищенство
являлось наиболее ранней «специализацией» детей вне дома, такие дети
собирали подаяние не только для себя, они зарабатывали пропитание для всей
семьи в тяжелые годы.
Об особенностях исполнения духовнкх стихов сведений довольно мало.
С.В.Максимов слышал как сольное, так и групповое пение; он сообщает, что в
Поморье духовные стихи и баллады пели плаксиво, есть сведения, что нищие
пели тонким голоском, жалобно; слепцы в Каргопольском уезде пели гнусаво, в
нос; Ю.М.Соколов замечает, что в Кижах старики, приезжавшие с Купецкого
озера, садились около печки, пели гнусавым голосом, в характерной позе
Тексты, записанные от профессиональных исполнителей, какими являлись калики,
или калеки, до сих пор специально не рассматривались. Безусловно, среди
бродячих певцов были особенно талантливые певцы с блестящей памятью.
Таковым, очевидно, был слепой калика, встреченный П.Н.Рыбниковым на
Шуньгской ярмарке, от которого были записаны великолепные образцы духовной
поэзии, как, например, стих об Иосифе Прекрасном в ранней эпической редакции
объемом в 637 стихов. В репертуаре калик были и довольно редкие сюжеты.
Этот жанр народной религиозной поэзии имел календарную
приуроченность. Произведения, о которых идет речь, называли еще «постными»
стихами. Их пели не только калеки, но и жители северных деревень на беседах,
когда не разрешалось исполнять никаких других произведений. Вспомним о том,
как упорно отказывался петь былины Т.Г.Рябинин при первой встрече с
П.Н.Рыбниковым, так как шел Великий пост. Во время постов духовная поэзия
заменяла для деревенской молодежи плясовые песни и игры. Особенно активно
посещали нищие стихопевцы крестьянские дома и погосты в праздники. В
Каргополе, например, в праздничные дни нищие слепцы пели на базарной площади
духовные стихи, а к вечеру они, утомленные пением в течение целого дня,
уходили из города. Исполнительница из Заонежья говорила о том, что в их дом
постоянно приходили нищие, в особенности по праздникам. Их кормили около
порога и давали поношенную одежду.
Институт нищенства и связанные с ним традиции устного народного творчества
на Русском Севере изучены недостаточно. Сейчас можно с уверенность сказать,
что калики, или калеки, сыграли большую роль в распространении и сохранении
жанра духовных стихов. Благодаря им репертуар духовной поэзии был усвоен
широкой крестьянской средой. Этот репертуар состоял в основном из эпических,
или «старших», духовных стихов. Предварительные наблюдения, изложенные в
настоящем исследовании, говорят о том, что северные крестьяне, терявшие
трудоспособность, стремились к усвоению репертуара бродячих певцов,
становясь иногда «местными» нищими, не выходившими за пределы своей,
известной им территории. Иногда увечные крестьяне вовсе не выходили за
пределы своей деревни, но благодаря мастерству исполнения и обширному
репертуару были желанными гостями в крестьянских домах и пели стихи. Было на
Севере и такое явление, как «сезонное» нищенство обычных крестьян,
помогавшее выжить в суровых зимних условиях. Всем этим категориям нищих
духовные стихи с их высокими нравственными идеалами служили моральной
поддержкой, а их исполнение зачастую давало единственную возможность
прокормить себя и семью.
Примечания:
1. Из сборника "Кенозерские чтения-2015". Архангельск, 2016.
2. С
небольшими сокращениями.
3. Библиография опущена.
Вернуться к подборке ПОСЕЛЕНИЯ КЕНОЗЕРЬЯ.