.

КРИТСКИЙ Ю.М.
фрагменты из книги «КЕНОЗЕРЬЕ. История и культура»

ВЕРШИНИНО (Кенозерский сельсовет)

Прилегающая к селу территория осваивается еще в период северного неолита. В селе Вершинине найдена стоянка древнего человека с остатками орудий труда.

Освоение Вершининского региона — одна из наиболее замечательных страниц истории и культуры Кенозерья. Начальный этап освоения территории племенами каргопольской культуры, чудскими племенами, а затем новгородцами связан со сравнительно небольшим участком территории низких и заболоченных берегов Кенозерской Прости, озером Долгим, а также небольшими островами: Каменным, Кобыльим, Овечьим.

К середине XVI в. на каком-то из крупных островов появился храм, скорее всего на острове Мамоновом. В документах упоминается «погост на острову». Группа еще более мелких островов (Нюра и Нюрица) — безлесных, с плоской поверхностью — могла быть освоена примерно в это же время, использоваться под выгоны и пожни. Заброшенные, некогда возделываемые поля остались поблизости от самого Вершинина. Например, Колосово. Для всех племен, идущих с юго-запада и запада, Кенозеро ассоциировалось прежде всего с Вершининым и его окрестностями. Постепенно на весь регион распространяется представление о Вершинине — Кенозере, хотя название «Вершинино» ранее середины XVIII в. не встречается.

С основанием в XIV в. Кенского Пахомиева монастыря регион вокруг Вершинино приобретает значение волости. В ней, по письму Я.Сабурова и И.Кутузова, в 1555—1556 гг. значатся 39 деревень, не считая полудеревень и трети деревень, находящихся на оброке. Упоминается также «на Кенозере на острову погост» и монастырь — «на реке на Кене Пахомиева пустынь».
Во второй половине XVII в. в монастыре две церкви — Успенская и Петропавловская.

С образованием Вершининской волости уже после упразднения монастыря в 1764 г. на месте его прежних владений сохраняется несколько селений, часть которых составляла Вершининский куст деревень: Вершинино, Шишкино, Горы, Карпово. Возможно, к этому же кусту деревень относились деревни Чудиновская (Заболотье) и Щестнин-выселок.

Деревня Погост выделилась из состава Вершининского куста в конце XIX—начале XX в. и вместе с деревней Заречье вошла в состав села Дьяковское (Кенозерский погост). Территория села Дьяковское осваивалась первобытными жителями Севера.

Вместо сгоревшего деревянного храма в Вершинино построена в 1810 г. каменная Преображенская церковь. В здании церкви сочетаются характерные для многих приходских храмов Севера объемы и формы: прямоугольная трапезная, кубический храм, пятигранная апсида. Рядом стояла летняя деревянная церковь. Теперь ее нет. Каменная Успенская церковь сохранилась частично (нет колокольни над притвором).

Расположенную в Вершинино «на высоком холме» Никольскую часовню иногда называют «прототипом клетских часовен Кенозерья» и датируют ее постройку XVII в.
На наш взгляд, более обоснованной представляется датировка — начало XX в., принятая в Списке памятников архитектуры и градостроительства по Плесецкому району.
Часовня расположена на удачно выбранном природном фоне. С холма виден простор окружающих озер. Звонница пристроена позднее — не раньше начала XX в.

По переписи волостей в 1780 г. Кенозерская волость была включена в число 46 «государственных волостей». Во второй половине XIX в. образована Вершининская волость, в которую входили два крупных сельских общества: Ряпусовское (9 деревень) и Климовское (16 деревень). В каждой из них существовали ежегодные промыслы, в том числе связанные с отходами в Пудож, Санкт-Петербург, Петрозаводск и Каргополь.

Наблюдаемые в городе элементы «городской культуры» получают отражение в архитектуре села Вершинино. Например, в постройке одного из домов 1897 г. Он примечателен статностью и добротностью. Верхний оконный ряд выделен наличниками красивого рисунка и филенчатыми ставнями. Фронтон украшен причелинами с полотенцами. Свес кровли зашит тесом и раскрашен. Многолучевая звезда — «солнце» — утрачена, но сохранилась под фронтоном другого двухэтажного дома, стоящего рядом. Он построен после 1897 г. в виде пятистенка. Хозяева попытались воссоздать в доме городской интерьер.

Кенозерье — былинный край. Именно здесь А.Ф.Гильфердингом в 1871 г. записано свыше 60 текстов былин от местных сказителей: отца и сына Сивцовых, А.Костина, А.Мельникова, И.Калитиной и других. Среди записанных текстов зафиксированы редкие редакции «Авдотьи Рязаночки», былины о Чуриле Пленковиче и Дюке.

Вершинино было одним из центров движения былинного эпоса на восток: в Поонежье, на Печору, на Урал и в Сибирь. В Вершинино изучали народное творчество П.Н.Рыбников (1831 — 1885 гг.), Н.Н.Харузин (1865—1900 гг.) и В.Н.Харузина (1866—1939 гг.) — первая женщина-профессор этнографии в России. Вершинино и его окрестности позволили русским ученым наблюдать повседневный труд русского народа и признать высокие духовные качества кенозерцев: трудолюбие, доброту, честность, любовь к природе.

Вершинино, имеющее тесные связи с Пудожским и Повенецким уездами, а через них с Санкт-Петербургом, принадлежит к числу тех поселений, которые способствовали опровержению мнения о Кенозерье как о «глухом угле», «забытом крае».

Немалое значение для науки имели также труды инженеров, гидрологов и топографов. В 1876—1878 гг. под руководством инженера С.Д.Мысловского были составлены проекты водных сообщений от Кенозера на всем протяжении реки Кены, что способствовало укреплению транспортных связей с Вершинино.

Вернуться к подборке ПОСЕЛЕНИЯ КЕНОЗЕРА.