Т.М.Кольцова
 
ЦЕРКВИ  и АНСАМБЛИ СЕВЕРНОГО ПООНЕЖЬЯ
(фрагменты книги "Иконы Северного Поонежья")

СЕЛО ВЕРХНЯЯ МУДБЮГА (ВЕРХОВЬЕ)

АНСАМБЛЬ ЦЕРКВЕЙ

Ансамбль церквей села Верхняя Мудьюга. XVII-XVIII вв.
Фото В.А.Лапина, 1960-е гг.

Верхняя Мудьюга (Верховье) - крупное село, расположенное в семидесяти четырех верстах от города Онеги, на берегу реки Мудьюги. Верхнемудьюжский приход был небольшим, он состоял всего лишь из двух сел - Ряхковского (Ряхновского) и Митинского (Митенского). Первоначально эти населенные пункты входили в состав Мондинского прихода, но с 1730 г. Верхнемудьюжский приход стал самостоятельным. До августа 1997 г. на погосте села Верхняя Мудьюга сохранялся уникальный ансамбль-тройник, состоявший из двкх церквей и колокольни. К сожалению, все сооружения погибли в пожаре.

Церкви прихода неоднократно обследовались музейными экспедициями. И хотя храмы села Верхняя Мудьюга не дошли до наших дней, музейным работникам и реставраторам удалось своевременно вывезти и сохранить в музейных коллекциях значительную часть убранства: иконы, скульптуру, детали иконостасной резьбы, предметы церковной утвари, книги.

ЦЕРКОВЬ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОГОМАТЕРИ

Первая церковь Тихвинской иконы Богоматери была построена в 1675 г. Приходно-расходные книги Крестного монастыря, на чьих землях был построен храм, уже в 1686 г. отмечали: «Волость Мудьюга, а в ней на погосте вновь построена церковь Пресвятыя Богородицы Тихвинския». Опись церкви 1808 г. сообщает более точную дату постройки -1675 г.  Церковь была перестроена в 1783 г. и вновь освящена после значительного обновления в 1865 г.

Церковь клетского типа, с обширной трапезной с западной стороны. Завершалась пятью главами. В основном объеме храма размещался трехъярусный иконостас, в составе которого были местный, деисусный и пророческий чины. Выпущен традиционный праздничный ряд. Резной каркас относился ко времени последнего ремонта храма в 1860-х гг. Тогда же в храме появились живописные «картины» на потолке, с фронтальными изображениями святых. Фотографии начала 1970-х гг. зафиксировали общий вид интерьера храма.

Судя по описям, первоначальный иконостас был двухъярусным, включающим только местный и деисусный чины. В составе первого ряда находилились иконы: «По правую сторону Царских дверей образ Господа Вседержителя, Богоматери, Воскресение Христово, Благовещение. По левую... Богоматерь Тихвинская, архидиакон Стефан (на пономарских дверях), Вход в Иерусалим, Три святителя ». Первый иконостас можно датировать достаточно точно, на основании даты освящения Тихвинской церкви - 1675 г. В состав местного ряда иконостаса были включены две иконы XVI в., которые сохранились от еще более древнего храма, стоявшего в этой местности. Это «Пророк Илия и мученик Димитрий», а также чтимая икона «Богоматерь Одигитрия», которая прочно, на все последующие столетия, заняла место храмовой иконы.

Опись 1803 г. упоминает, что «во втором поставе» были образы Вседержителя, Богоматери, Иоанна Предтечи, а также «14 образов архангелов и апостолов». В более поздней описи 1808 г. состав чина был конкретизирован, перечислены все иконы, его составлявшие. Описание этого чина совпадает с деисусным рядом второй половины XVII в., который экспедиция СГИАПМЗ (Соловецкий ист.-арх.музей) вывезла из часовни деревни Митинской, расположенной недалеко от основного погоста села Верхняя Мудьюга.  Все иконы ряда были под слоем плотной масляной записи. В настоящее время несколько икон раскрыты, и это позволяет определить их стилистическую близость с отреставрированными иконами местного ряда церкви Тихвинской иконы Богоматери: живописной рамой с акафистом Богоматери, «Воскрешение - Сошествие во ад».

Первый двухъярусный иконостас храма, хотя и разбросанный, дошел до наших дней полностью. Судя по раскрытым памятникам, он отличался стилистическим единством и скорее всего, был создан одной иконописной артелью. «Волостка Мудьюга» во второй половине XVII в. была вотчиной Кийского Крестного монастыря. Онежские иконописцы, работавшие для монастыря, отличались профессионализмом и хорошим знанием иконографии, использовали редкие для Севера иконописные образцы. Подробная разработка :сцен акафиста Богоматери является тому доказательством.

В 1780-е гг., во время очередного ремонта церкви, местный ряд иконостаса был дополнен двумя новым образами: «Три святителя»  и «Богоявление»). Последняя подписана и имеет точную дату создания - 1785 г.

Древний иконостас просуществовал до 1860-х гг. Затем он был реконструирован и приобрел трехъярусную конструкцию. Состав местного ряда почти не изменился, но иконы постепенно закрывались металлическими окладами. Как правило, металлические ризы на иконы заказывали прихожане, таким образом вкладывая средства в поминовение своих близких и родных.

Иконописцу заказали два новых чина: деисусный и пророческий. На наш взгляд, этим иконописцем был младший и последний из династии онежских живописцев Максимовых –А.П.Максимов. Почему, в нарушение правил структуры иконостаса, был пропущен праздничный чин? А.П.достатМаксимов известен нам как мастер-поновитель иконостасов и автор достаточно простых по композиции икон. Он был лучшим иконописцем Нижнего Поонежья в 1860-е  гг., но мог и не взяться за выполнение сложного праздничного чина как по материальным, так и по профессиональным соображениям.

На стенах обширной трапезной было много икон. Среди них выделяется деисусный чин, созданный в последней трети XVII в. Он принадлежит кисти мастеров ведущей на Онеге иконописной артели М.Алекеева. Откуда перенесли чин - неизвестно, но все описи XIX в. упоминают его именно на стенах трапезной. Ни в одном другом храме Поонежья не было так много икон с изображением святых женщин. Перечислим хотя бы некоторых из них: святые Варвара, Анна Пророчица, Евдокия, Анастасия, Параскева. Большинство из них были написаны в конце XVIII - XIX в. Это несомненно святые покровители прихожанок данного храма.

ЦЕРКОВЬ ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ

Церковь Входа Господня в Иерусалим была построена в середине XVIII в. Главный престол Входа Господня в Иерусалим был освящен в 1758 г., а придел Трех Святителей -в 1754 г.  Храм был холодным, не отапливался. Это один из наиболее характерных шатровых храмов типа «восьмерик на четверике». Из местных преданий известен и мастер, строивший церковь: крестьянин деревни Митинской Верхнемудьюжского прихода Дани-ил Пентелеев (Пантелеев). В народе церковь именовали еще Смоленской, хотя престола Смоленской Богоматери не было. Это связано с тем, что в Верхней Мудьюге издавна почиталась икона Богоматери Смоленской, «явившаяся» в данной местности». На месте явления в древности была возведена часовня, которая, видимо, и была первым православным храмом Верхней Мудьюги. Традиция почитания иконы сохранялась в селе до ХХ в. В начале ХХ в. часовня Смоленской Богоматери вновь была построена в деревне Митинской Верхнемудьюжского прихода.

Сохранились многочисленные описи храма и другие документальные свидетельства, позволяющие с достаточной степенью точности проследить формирование внутреннего убранства храма и создание его иконостасов. Среди них - фотографии, зафиксировавшие иконостасы. Придел Трех Святителей располагался к северу от главного престола. Иконостасы двух престолов были объединены и развернуты по одной линии. Аналогичная же схема объединения иконостасов и размещения их по одной линии, вдоль солеи, была и в онежских храмах: в Преображенской церкви села Турчасово объединены иконостасы трех престолов, в Никольской церкви деревни Ворзогоры - двух. При этом допускается, что каждый престол может иметь свое число рядов в иконостасе. В храме Входа Господня в Иерусалим села Верхняя Мудьюга главный иконостас был пятиярусным, а иконостас придела  двухъярусным. Местный ряд главного иконостаса завершался с севера пономарскими дверями. Далее к северу, в следующем клейме, уже стоял храмовый образ придела.

Первые иконостасы храма оказались временными. К моменту его освящения прихожане  смогли поставить высокие иконостасы и ограничились одно-двухрядными конструкциями. В 1750-е гг. было заказано несколько икон для местных рядов главного и придельного иконостасов. Использовали также иконы, оставшиеся от старых церквей и часовен прихода: «Мученик Георгий, в житии », «Никола Великорецкий». В иконостасе мог стоять маленький деисусный чин конца XVII - начала XVIII в., который позже перенесли в трапезную Тихвинской церкви. В ансамблях-«тройниках» на Онеге существовала устойчивая практика перенесения икон и утвари из одного храма в другой по мере необходимости.

В 1778 г. в церковь был приглашен И.И.Богданов-Карбатовский. Совместно с И.В. Мининым он написал несколько крупных по формату икон, предназначенных для местного иконостаса: «Вознесение», «Успение», «Троица», «Богоматерь-Живоносный источник», храмовую икону «Вход в Иерусалим». Кроме того, ими был создан девятифигурный деисусный чин. К этому времени И.И.Богданов-Карбатовский и И.В. Минин очень известными иконописцами. Они уже завершили самую значительную творческую работу своей жизни: написали иконостасы в Христорождественском соборе города Каргополя. Там они впервые стали подписывать свои произведения. В Верхнемудьюжском храме иконописцы подписали две иконы: «Вознесение» и «Антоний Римлянин». Первую подписал сам И.И.Карбатовский, который уже в то время был руководителем артели. Вторая икона стояла крайней правой в деисусном ряду, именно поэтому И.В.Минин выбрал ее для следующей подписи: «Написаны сии ст. образы 1778 го году в марте м(есяце). Писал иконописец Иван Минин». Таким образом, мы узнаем автора всего чина.

В конце XVIII — начале XIX в. приход часто приглашает для иконописных работ крестьянина деревни Ряхковской Верхнемудьюжского прихода Филиппа Поликарпова. Достоверно известно, что в 1804-1805 гг. он написал в храме «подволоку», то есть расписал «небо» и подвесной потолок. На «небе» изобразил «небесное воинство», композицию «Троица», в центре - «Венчание Богоматери». На подвесном потолке, который размещался в приделе, художник написал «Видение Моисея и Илии». Он же, вероятно, написал и иконы праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого чинов для главного престола, хотя документального подтверждения этому мы не нашли. Его грубоватая манера отличается от профессиональной живописи лучших мастеров артели Карбатовского. К 1803 г. иконы были уже написаны, так как они упомянуты в описи этого года.

В начале XIX в. были приглашены мастера для устройства новых иконостасов. Резные каркасы, фигуры ангелов над царскими вратами выполнены онежскими мастерами Иваном и Федором Спицыными в 1806-1807 гг.

Схема иконостаса церкви Входа Господня в Иерусалим села Верхняя Мудьюга. Реконструкция на ХIХ В.

I.                    1. Праотец Вениамин. Пророк АВВакум. 2. Праотец Пот. Пророк Илия. 3. Праотец Исаак. Пророк Исайя. 4. Праотец Мельхиседек. Пророк Аарон. 5. Праотец Ной. Пророк Моисей. 6. Праотец Адам. Пророк Да8ид. 7. Саеаоф. Богоматерь Знамение. 8. Праотец Авель. Пророк Соломон. 9. Праотец Абраам. Пророк Захария. 10. Праотец Иаков. Пророк Даниил. 11. Праотец Иов. Пророк Самуил. 12. Праотец Енох. Пророк Иезехииль. 13. Праотец Иосиф. Пророк Захарий Серпоеидец. 14. Праотец Иафет. Пророк Иона.

II.                  1. Апостол Андрей Первозванный. 2. Апостол Марк. 3. Апостол Матфей. 4. Апостол Петр. 5. Архангел Михаил. б. Богоматерь. 7. Спас в силах. 8. Иоанн Предтеча. 9. Архангел Габриил. 10. Апостол Павел. 11. Апостол Иоанн Богослов. 12. Апостол Пука. 13. Апостол Иаков. 14. Апостол Симон.
 

III.                1. Избранные святые. 2. Пророк Илия. 3. Рождество Христово. 4. Богоявление. 5. Вход в Иерусалим. б. Рождество Богоматери. 7. Воскресение Христово. 8. Вознесение. 9. Троица. 10. Преображение. 11. Успение Богоматери. 12. Покров Богоматери.

IV.                IV. 1. Воскресение Христово. 2. Северная дверь: архангел Михаил. 3. Богоматерь -Живоносный источник. 4. Вход 8 Иерусалим. 5. Троица. б. Вознесение. 7. Святой Георгий, в житии.