Т.М.Кольцова
ЦЕРКВИ и АНСАМБЛИ СЕВЕРНОГО ПООНЕЖЬЯ
(фрагменты книги
"Иконы Северного Поонежья")
СЕЛО ВАЗЕНЦЫ
АНСАМБЛЬ
ЦЕРКВЕЙ
Ильинская церковь
Ильинская
церковь, 1786 г. Фото В.А.Лапина, 1962 г. |
Подлинной
находкой Беломорской экспедиции Государственного Эрмитажа явились четыре
иконы поясного деисусного чина XIV
в. Иконные доски цельные, сосновые, небольшие по размеру (высота около 65
см), грубо обработанные с тыльной стороны. Без шпонок. Святые представлены
фронтально. Иконы объединены почерком одного мастера, который уделяет
большое внимание графической основе композиции, четкому контуру фигур.
Колорит строится на сочетании красновато-коричневых, желтых и зеленых
цветов. Фигуры написаны на лаконичном темносинем фоне, подчеркивающем их
рельефность.
К
датировке чина специалисты подходят неоднозначно. А.С.Косцова определяет его
широко: XIII-XIV
вв. В.И.Антонова, рассматривая
только «Спаса» из этого ряда, ограничивает датировку XIII
в. Э.С.Смирнова видит в «Спасе» «огрубленную реплику (ростовского?)
оригинала» XIV в Она
отмечает, что стиль изображений моложе, чем палеографические особенности
надписей.
Вероятное
местонахождение чина в храме - обширная трапезная, где на деревянных тяблах,
судя по старым описям, стояло много икон. Потолок Ильинской церкви построен
в XVIII в. в виде
«небес». На восьми радиальных гранях «неба» были изображены семь архангелов
и композиция «Распятие». На четырех угловых гранях - символы евангелистов.
Из этого комплекса сохранилась лишь одна угловая грань с изображением
символа евангелиста Марка второй половины XVIII
в. По характеру живописи можно сделать вывод, что «небо» было расписано
иконописцами артели И.И.Богданова-Карбатовского.
ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
В 1853 г.
в селе Вазенцы была построена теплая Воскресенская церковь, также входившая
в ансамбль «тройника». Ее возводил крестьянин Чекуевского прихода, мастер
Алексей Кириков Воробьев. Церковь сохранилась, правда, с поздними
перестройками и без глав.
Изначально храм был двухпрестольным, с приделом Богоматери Всех Скорбящих
ра-дости. Главный иконостас устроен в 1856 г., а иконы для трапезной
написаны в 1861 г. Все это сделано «усердием крестьян Вазенской
Воскресенской церкви и... по усердию Луппы Иванова Устинова». Придельный
храм Богоматери Всех Скорбящих радости освящен в 1855 г., а его иконостас
также «усердствован» местным крестьянином Григорием Алексеевым Яленовым.
Только три иконы удалось вывезти
экспедиции Соловецкого музея-заповедника из этого храма в 1981 г. (участники
экспедиции - И.С.Запорожец, Т.М.Кольцова, М.Н.Новинский). В то время
иконами были заколочены окна храма. По стилю эти произведения могут быть
отнесены к творчеству онежских иконописцев П.Г.Максимова и А.П.Максимова.
Икона «Уверение Фомы», судя по главной описи Воскресенской церкви 1884 г.,
находилась в составе местного ряда главного иконостаса. Зная из письменных
источников о времени создания этого иконостаса, можно утверждать, что икона
создана в 1855-1856 гг. Аналогично, на основании данных письменных
источников, датируются и две другие иконы.