Т.М.Кольцова
 
ЦЕРКВИ  и АНСАМБЛИ СЕВЕРНОГО ПООНЕЖЬЯ
(фрагменты книги "Иконы Северного Поонежья")

УСТЬ-КОЖСКИЙ ПОГОСТ

АНСАМБЛЬ ЦЕРКВЕЙ

Усть-Кожский погост. XVII-XVIII вв. Фото В.А.Крохина

Еще совсем недавно бассейн реки Онеги украшал уникальный архитектурный ансамбль - «тройник» Усть-Кожского погоста (село Макарьинское). Он состоял из колокольни и двух деревянных церквей XVII-XVIII вв.

Кожский приход образован в 1659 г. Памятная книга 1825 г. так рассказывает о6 истории прихода: «Кожский приход издревле имел одну часовню во имя священномученика Климента, а состоял под Чекуевским приходом разстоянием в 18-ти верстах, но как по дальности от онаго, а особенно в вешнее время за разлитием вод, в нужных мирских требах происходила немалая остановка, через то обыватели вознамерились просить, дабы построить вновь вместо обетшалой часовни церковь одноэтажную с трапезою во имя священномученика Климента, и та церковь выстроена... по благословению... Корнилия Митрополита Новгородского и Великолугского 1691 года».

В XVIII в. на погосте, на берегу маленькой речки Кожи, стояло уже две церкви: теплая Климентовская и холодная Крестовоздвиженская, построенная в 1769 г. Два однопрестольных деревянных храма просуществовали с небольшими ремонтами до 1984 г., когда весь ансамбль вместе с колокольней погиб во время пожара. Однако значительная часть убранства этих храмов сохранена благодаря собирательской работе многочисленных музейных едиций, посещавших этот ансамбль в 1950-1980-е гг.

В результате экспедиций в музейные собрания поступили произведения живописи XVI-XIX вв., две пары резных позолоченных царских врат, деревянная скульптура, образцы декоративной резьбы по дереву. Воссоздать внутреннее убранство храмов помогают письменные источники XIX в., экспедиционные отчеты музеев, а также старые фотографии.

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО

В литературных и письменных источниках встречаются различные даты постройки Климентовской церкви: 1669, 1681, 1691, 1695 г. Подлинно известно, что в 1661 г. крестьяне Кожской волости Крестного монастыря били челом Корнилию, митрополиту Новгородскому, в том, что они положили обещание, чтоб в той у Кожской волости построить на пржнем молитвенного храма месте новую церковь во имя священномученика Климента Римскаго». Последовала грамота, разрешающая строительство новой теплой церкви с трапезой: «...а верх 6ы на той церкви был не шатровый, и олтарь зделать круглый тройной ». Так началось строительство кубоватой Климентовской церкви. Антиминс храма священнодействован в 1670 г. Однако строительство и обустройство затянулось до 1690-х гг. Наибольшее число источников склоняется к тому, что дата завершения строительства - 1691 г.

Иконостас церкви святого Климента в ХIХ-ХХ вв. был двухъярусным. В основании иконостаса - простые филенки, расписанные «под мрамор». Киоты икон первого яруса разделены резными золочеными полуколоннами, иконы второго яруса – каннелированными пилястрами. Между ярусами - резной профилированный карниз с выступами. Резные накладки иконостаса были позолочены. Время создания каркасного иконостаса на основании церковных описей можно датировать между 1803 и 1808 г. В это же время в храме появляются и скульптуры ангелов, фланкирующие царские врата. К каркасу с оборота для жесткости конструкции были прибиты деревянные бруски с орнаментом концаXVII в., которые по первому назначению служили радиальными балками («ребрами») «неба».

Схема иконостаса церкви святого Климента, Папы Римского Усть-Кожсхого погоста. Реконструкция на 1910 г.

I.                    1. Апостол Филипп. 2. Апостол Варфоломей. З. Апостол Иаков, брат Божий. 4. Апостол Марк. 5. Апостол Иоанн Богослов. б. Апостол Петр. 7. Архангел Михаил. 8. Богоматерь. 9. Вседержитель. 10. Иоанн Предтеча. 11. Архангел Гавриил. 12. Апостол Павел. 13. Апостол Матфей. 14. Апостол Лука. 15. Апостол Андрей. 16. Апостол Иаков Алфеев. 17. Апостол Фома.

II.                  1. Вход в Иерусалим. 2. Благовещение. З. Северная дверь: «Архангел Михаил».
4. Богоматерь с младенцем. 5. Вседержитель. б. Избранные святые. 7. Воскресение Христово. 8. Богоявление.

Сохранилось более 20 икон из ансамбля Климентовской церкви. Большинство из них найдены в 1971 г. в подклете церкви участниками IV Онежской экспедиции под руководством Н.Н.Померанцева. Среди них иконы местного ряда последней трети XVII в., созданные к моменту постройки храма: «Благовещение», «Богоявление», «Сошествие во ад», «Вход в Иерусалим », «Вседержитель на престоле ». Все иконы под записью, в хорошей сохранности лишь живопись иконы «Богоявление». К этому же времени относится удивительно тонкий по живописному мастерству образ «Богоматерь - Неопалимая купина». Эту икону, несомненно, выполнил мастер, который получил профессиональную «шлифовку» в Центральной России. Судя по письменным источникам, в низовьях реки Онеги в последней трети XVII в. работал только один иконописец такого высокопрофессионального уровня - Михаил Алексеев. Он брал подряды с артелью «товарищей» или со своими сыновьями. Можно предположить, что иконостас Климентовского храма был создан под руководством М.Алексеева. Это предположение подтверждается тем фактом, что Усть-Кожский погост во второй половине XVII в. располагался на вотчинных землях Кийского Крестного монастыря, а М.Алексеев «со товарищи» был крестьянином вотчин этой обители.

Иконы Климентовской церкви отмечены стилистическим единством. Особенно близки между собой «Богоматерь Неопалимая купина» и запрестольный образ. В иконах второй половины XVII в. из церквей вотчин Крестного монастыря (Климентовской церкви Усть-Кожского погоста, Никольской церкви деревни Сырья, церкви Тихвинской Богоматери села Верхняя Мудьюга, Благовещенской церкви села Турчасово) много объединяющих особенностей.

Следующая крупная группа икон была создана для храма во второй половине XVIII в. Это «Модест, патриарх Иерусалимский, со сценами жития», «Рождество Христово, с праздникам». Две иконы с редкими датирующими подписями — «Избранные святые» 1786 г. и «Никола Зарайский, в житии» 1792 г. Они заказаны и выполнены «по радению» пономаря Кожской волости Тимофея Иванова. Тексты без указания на авторство, но обе иконы выполнены иконописцами артели И.И.Богданова-Карбатовского.

Этими же иконописцами были написаны иконы для многочастных пристенных киотов, которые, судя по описям, часто переносились из холодного храма в теплый и обратно: «Воскрешение Лазаря», «Увенчание тернием», «Святые Андрей Критский, Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие». Последний образ также подписной, он был создан в 1820 г. Иваном Алексеевым Богдановым-Карбатовским.

ЦЕРКОВЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Холодная церковь Воздвижения Креста Господня построена в 1760-е гг. Источники называют разные даты постройки: 1762, 1765, 1767, 1769 г. Антиминс храма освящен в 1763 г. Дмитрием, архиепископом.

Иконописное наследие Крестовоздвиженского храма цельное и не столь разбросанное по времени, как у церкви святого Климента. Особняком стоит лишь самый древний памятник, относящийся к XVI в., - «Святая Параскева Пятница». Эта икона, видимо, осталась от убранства старой часовни, некогда стоявшей на месте Усть-Кожского погоста. Создана северным провинциальным мастером в традициях новгородской живописи.

Иконостас возведен к освящению храма в 1760-е гг. Его каркас имел четырехъярусную конструкцию. Верхние два ряда, пророческий и праотеческий, были спарены. Иконостас отличался тонкой высокохудожественной резьбой. В основании иконостаса - декоративные филенки, выполненные в технике сквозной резьбы. Они разделены сложными кронштейнами в форме волют, с резьбой на проем. Царские врата сложной конфигурации, с барочным орнаментом растительного характера. Объемные резные колонны, установленные на базах, с канителями, разделяют иконы первого яруса. Резьба полуколонн второго, третьего и четвертого ярусов менее рельефная. Иконы помещены в прямоугольные обрамления. Выступы горизонтальных карнизов и панели киотов декорированы резными накладными деталями. Резьба позолочена, частично посеребрена и раскрашена.

Схема иконостаса церкви Воздвиження Креста Господня Усть-Кожского погоста. Реконструкция на 1910 г.

I.                    1. Праотец Исаак. Пророк Ездра. 2. Праотец Лот. Пророк Аввакум. З. Праотец Иаков. Пророк Исайя. 4. Праотец Мелхиседек. Пророк Даниил. 5. Праотец Сиф. Пророк Моисей. б. Праотец Адам. Пророк Давид. 7. Отечество. 8. Праматерь Ева. Пророк Соломон. 9. Праотец Иафет. Пророк Иона. 10. Праотец Ной. Пророк Илия. 11. Праотец Енох. Пророк Захария. 12. Праотец Авраам. Пророк Наум. 13. Праотец Авель. Пророк Иеремия.

II.                  1. Сретение. 2. Покрое. 3. Рождество Богоматери. 4. Рождество Иоанна Предтечи. 5. Успение. 6. Сошествие Святого Духа на апостолов. 7. Богоматерь Знамение. 8. Уверение Фомы. 9. Преполоеение. 10. Вознесение. 11. Образ бсех святых. 12. Преображение. 13. Происхождение Честных Древ Христовых.

III.                1. Апостол Фома. 2. Апостол Андрей. 3. Евангелист Лука. 4. Евангелист Иоанн Богослов. 5. Апостол Петр. 6. Богоматерь. 7. Вседержитель, с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом. 8. Иоанн Предтеча. 9. Апостол Павел. 10. Евангелист Матфей. 11. ЕВангелист Марк. 12. Апостол Иаков Зеведеев. 13. Апостол Филипп.    

IV.                1. Богоматерь Казанская. 2. Северная дверь: «Архидиакон Стефан». 3. Богоматерь с  

младенцем. 4. Распятие. 5. Воздвиженне Креста. б. Воскресение Христово.

Сохранившиеся иконы местного ряда (пять икон) и деисусного чина (тринадцать) находятся под поздней записью маслом. Праздничный ряд не сохранился. Иконы спаренного пророческого и праотеческого ряда (тринадцать икон) хорошей сохранности. Последний чин, несомненно, создан иконописцами артели И.И.Богданова-Карбатовского.В составе местного ряда была икона «Распятие» 1762 г. с авторской подписью ведущего иконописца артели. Это наиболее раннее известное датированное произведение мастера.

Иконописцами той же артели написаны иконы для групповых киотов, размещенных на паперти храма. Среди них особо следует отметить и выделить житийные иконы: «Алексий - Человек Божий, в житии », «Николай Чудотворец и Артемий Веркольский, в житии », «Иоанн Златоуст, Великомученица Екатерина, Иоанн Милостивый, со сценами жития Екатерины и страстей Христовых ю. Последняя икона частично сохранила в нижней части, на поле, авторскую подпись, она датирована 1795 г. В церквах Усть-Кожского прихода немало заказных икон. На многих из них - духовные покровители прихожан данного храма. Поскольку церкви стояли на погосте, местные жители заказывали иконы в память о себе, своих родителях и близких. В этом причина появления житийных икон, редких иконографий (как мужских, так и женских покровителей).

Ансамбль Усть-Кожского погоста полностью сгорел в 1984 г.