Т.М.Кольцова
 
ЦЕРКВИ  и АНСАМБЛИ СЕВЕРНОГО ПООНЕЖЬЯ
(фрагменты книги "Иконы Северного Поонежья")

СЕЛО ТУРЧАСОВО

АНСАМБЛЬ ЦЕРКВЕЙ

Ансамбль церквей села Турчасово

Образование Турчасовского прихода освещается по-разному. Большинство письменных источников относит его к первой половине XVI в. В актах Соловецкого монастыря 1550 г. упоминается «дияк Никольской на Турчасове Тимоха Александров», который писал купчую на продажу соляной варницы. Следовательно, к указанному году Никольский храм в Турчасове уже существовал. Данный факт подтверждает «отпись» 1559 г. дьяка Казарина Дубровского и Леонтия Ананьина о приемке дани и оброков с Каргопольского и Турчасовского уездов: «На реке Онеге на Турчасове посад, а на посаде церковь Никола Чудотворец, у Николы ж на полатех церковь Спасово Преображение да теплая церковь Иван Предтеча ». История Турчасовского прихода повествует «о разорении здешняго края литовцами» в 1613-1619 гг.

Храмы были сожжены, жители разорены. В середине XVII в. на месте древнего Никольского храма возведена новая Преображенская церковь с приделом Николая Чудотворца. В надписи на запрестольном кресте сообщалось, что храм освящен в 1647 г. по благословению Новгородского митрополита Афанасия. Еще один придел освящен в 1684 г. в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Вторая, Благовещенская церковь освящена в 1683 г. архиепископом Корнилием Новгородским, а ее приделы соответственно: Архангела Михаила - в 1683 г., Зосимы и Савватия - в 1684 г. Обе церкви просуществовали до пожара 1776 г. Однако значительная часть убранства древних храмов XVII в. была спасена и перенесена во вновь построенные церкви. Это очень важно для атрибуции сохранившихся икон. В конце XVIII в. на реке Онеге был возведен новый ансамбль-тройник. Он стоял до 1960-х годов и неоднократно обследовался.

 
БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Благовещенская церковь села Турчасово. 1795 г.
Рисунок В.В.Суслова. Нач. XX в.
Последняя деревянная Благовещенская церковь была построена в 1795 г., простояла до середины 1960-х, когда сгорела. Это был уникальный памятник шатровой архитектуры типа есвосьмерик на четверике». С запада примыкала обширная трапезная, в которой были два придела: в честь Зосимы и Савватия Соловецких и Архангела Михаила. Над их алтарями были возведены срубы, имевшие кубоватое перекрытие и завершение главами.

О6 иконостасе главного престола можно судить по фотографии начала ХХ в. На ней видна пятиярусная конструкция со спаренным пророческим и праотеческим чином. Деисусный чин, насколько можно судить по фотографии, был создан в конце XVII в. иконописцами артели М.Алексеева (близок аналогичному чину, созданному теми же иконописцами для церквей деревни Сырья). В составе иконостаса находилась уникальная храмовая икона "Благовещение". По многочисленным литературным и письменным свидетельствам, она была написана Антонием Сийским. Известно, что знаменитый северный подвижник, основатель Сийского монастыря был иконописцем. Местонахождение иконы неизвестно. Возможно, она сгорела вместе с храмом в 1964 г.

Наследие церкви составляют всего лишь четыре иконы. Среди них - двухчастная икона «Чудо Георгия о змие, Чудо о Флоре и Лавре» конца XVII в. с традиционными для Севера сюжетами, на полях которой приписаны небесные покровители ее заказчиков.


ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Преображенская церковь села Турчасово. 1786 г.
Фото Т.М.Кольцовой, 1981 г.
Деревянная Преображенская церковь, холодная, с двумя приделами, была отстроена после пожара только в 1786 г. Она стоит и поныне. Относится к типу крайне редких кубоватых храмов. Величественный трехпрестольный иконостас Преображенского храма развернут в один ряд и объединен солеей. Имеет пятиярусную конструкцию, с заворотами на северную и южную стену. В основании - тумбы на кронштейнах с филенками, украшенными декоративными резными лентами. Ярусы разделены орнаментированными карнизами, на выступах которых установлены колонны. Резные накладные детали позолочены. Последняя перестройка иконостаса была осуществлена в 1867-1869 гг. После этого иконостас приобрел тот вид, который представлен на реконструкции (см. схему).

Схема иконостаса Преображенской церкви села Турчасово. Реконструкция на 1870 г.

I.                    1-13, 15-27. Праотцы. 14. Отечество.

II.                  14. Богоматерь Живоносный источник. 1-13, 15-27. Пророки (вверху), "христианские праздиики" (внизу).

III.                 1. Апостол Филипп. 2. Апостол Тимофей. З. Апостол Симон. 4. Апостол Фома. 5. Иоанн Богослов. б. Апостол Андрей. 7. Иаков Алфеев. 8. Апостол Варфоломей. 9. Апостол Иаков. 10. Апостол Лука. 11. Апостол Петр. 12. Архангел Михаил. 13. Богоматерь. 14. Спас в силах. 15. Иоанн Предтеча. 1б. Архангел Гавриил. 17. Апостол Павел. 18. Апостол Иоанн. 19. Апостол Матфей. 20. Апостол Марк. 21. Апостол Андрей. 22. Апостол Симон. 23. Апостол Иуда. 24. Апостол Филипп 25. Иаков Зеведеев. 26. Апостол Варфоломей. 27. Апостол Фома.

IV.                1. Вознесение. 2. Благовещение. З. Пророк Даниил. 4. Богоматерь. 5. Вседержитель. 6. Святитель Николай, в житии. 7. Святые Абраам, Исаак и Иаков. 8. Богоматерь с младенцем. 9. Преображение. 10. Воскресение Христово. 11. Архидиакон Стефан. 12. Богоматерь. 13. Троица. 14. Усекновение главы Иоанна Предтечи. 15. Рождество Христово. 16. Никодим Кожеозерский.

Именно этот каркас сохраняется в храме и поныне. Местный ряд каждого из трех престолов существует самостоятельно, переходя от одного к другому. Верхние три ряда: деисусный (27 икон),спаренный пророческий и праздничный (27 икон) и праотеческий - были общими для всех трех престолов, с единым центром. Три великолепных портала, состоящих из царских врат, сени и столбиков, являлись акцентами местного ряда. Порталы были покрыты литыми оловянными пластинами с тончайшим орнаментом. Местонахождение уникальных врат неизвестно, вероятно погибли. Но, к счастью, они были детально сфотографированы В.В.Сусловым в начале ХХ в. Эти комплексы царских врат выполнены по единому заказу и привезены в Турчасово в конце XVII в. Оловянных царских врат с аналогичной декорацией на Онеге больше не встретилось. Зато царские врата с оловянными накладками широко известны в холмогорских храмах, в Сольвычегодске, в Великом Устюге.

Музеям удалось сохранить десять икон из местного ряда иконостаса Преображенской церкви, девять икон деисусного чина, десять икон из спаренного пророческого и праздничного чина. Несмотря на пожары, неоднократно уничтожавшие храмы Турчасова в XVII-XVIII вв., иконы, происходящие из Преображенской церкви, относятся преимущественно к XVII в. Большинство из них под записью, сделанной во второй половине XVIII в. Многие иконы местного и деисусного рядов следует отнести ко времени постройки несохранившегося Преображенского храма 1647 г. Стилистические черты объединяют их с иконами середины XVII в. главного иконостаса Вознесенской церкви деревни Пияла. Лишь иконы придела Усекновения главы Иоанна Предтечи можно отнести к концу XVII в. (например, храмовую икону). Она близка к дате его освящения - 1684 г. думается, что в конце XVII в. создан также и спаренный ряд с изображением пророков и праздников. Древний праотеческий чин не сохранился, а новый был создан в 1834 г. иконописцами Г.Ф. и П.Г.Максимовыми. С этими же живописцами заключена порядная и на создание стенного письма: «Свыше иконостаса потолок и стены под куполом в четверике украшены иконным писанием, где посередине на потолке изображено Отечество, а близ него восеиь образов, представляющих восемь ангелов с их служениями; на стене с востока Распятие Христово, а на прочих трех стенах 12 образов, изображающих Страсти Господни. Небеса сии и стенное писание устроены на счет доброхотных дателей своего прихода к в 1834 году.

Большая группа икон была создана в период последнего строительства Преображенского храма в 1786 г. Неизвестный мастер переписал или частично поновил иконы древнего иконостаса, а также создал ряд новых живописных произведений. Его иконы легко отличимы. Лики святых объемны, имеют ярко выраженную светотеневую моделировку. Охрение ликов слегка затемненное. Выразительно написаны глаза святых - большие, слегка на выкате, с активными пробелами в глазницах. Для создания новых икон мастер иногда использовал старые доски: «девятифигурный деисус» написан на обороте более древней иконы «Богоматерь Знамение, с пророками», которая когда-то стояла в центре пророческого ряда. Наиболее интересные произведения этого иконописца: «Богоматерь Всех скорбящих радость », «Богоявление », «Преображение », «Богоматерь Живоносный источник».

На стенах храма и в составе иконостаса были вкладные иконы и складни, подаренные жителями Турчасова и окрестных деревень. Среди них следует выделить иконы с изображением северных подвижников, основателей северных монастырей, особо почитавшихся в данной местности: «Никодим Кожеозерский », «Зосима и Савватий Соловецкие ». Одна из икон Турчасовской коллекции датирована 1728 г., что очень важно для определения стиля местного иконописания в первой половине XVIII в. - «Спас Вседержитель, с предстоящими святыми». Вседержитель представлен в рост, в иконографическом типе Спаса Смоленского. У его ног припадающие святые: Александр Ошевенский, Никодим Кожеозерский, Зосима и Савватий Соловецкие.