Т.М.Кольцова
ЦЕРКВИ и АНСАМБЛИ СЕВЕРНОГО ПООНЕЖЬЯ
(фрагменты книги
"Иконы Северного Поонежья")
ДЕРЕВНЯ
СЫРЬЯ
НИКОЛЬСКАЯ
ЦЕРКОВЬ
Никольская церковь д. Сырья. 1865 г. Фото А.И.Ивановой, 2004 г. |
Деревня
Сырья (Сырьенская, Пустынь) расположена между реками Мудьюгой и Кодымой,
впадающими в Онегу. Известна с ХV
в., когда отшельником Кириаком в этом месте была устроена небольшая пустынь.
Кириак принял монашество и под именем Кирилла Сырьинского стал основателем
монастыря. Первая церковь посвящена Успению Богоматери и возведена на Сырьей
горе.
Отпись
дьяков Казарина Дубровского и Леонтия Ананьина, датированная 1559 г.,
свидетельствует: «В Турчасовском же уезде монастырь на Сырье, а в нем
церковь Успения Пречистые, да теплая церковь Никола Чудотворец». Во второй
половине XVII в.
Сырьинская пустынь была приписана к Крестному монастырю, а после
секуляризации монастырских земель упразднена. В конце XIX
в. в деревне осталась небольшая Никольская церковь, приписанная к
Нижнемудьюжскому приходу Онежского уезда.
О
древности монастыря свидетельствуют и царские грамоты, хранившиеся в его
ризнице. Древнейшая из них - грамота царя и Великого князя Ивана Васильевича
- была датирована 1568 г.
Первые
храмы монастыря не сохранились. Известно, что в 1600 г. построена деревянная
Успенская церковь, антиминс которой был священнодействован в том же году
Питиримом, архиепископом Новгородским. В церкви два придела: Иоанна
Богослова (антиминс 1602 г.) и великомученицы Екатерины (антиминс 1605 г.).
Успенская церковь с приделами стояла
достаточно долго, до середины XIX в. В 1842 г. кровля ее обветшала, в 1843
г. ее опечатали, а утварь перенесли в соседнюю, Никольскую церковь.
Никольская церковь, построенная в 1661 г. (антиминс священнодействован
митрополитом Новгородским Корнилием в 1670 г.), к середине XIX в. также
обветшала. Прихожане решили вместо старой церкви возвести новую, «по ее
прежнему плану и фасаду на соборную сумму благодетелей в достопамятство
того, что издревле существовал здесь монастырь». Новый Никольский храм был
построен в 1865 г. и освящен в 1967 г.(?) В теплой трапезе устроен придел
великомученицы Екатерины. Имущество разобранных церквей - Успенской 1600 г.
и Никольской 1661 г. - сохранено и перенесено в новую церковь, а также в
небольшую часовню Кирилла Сырьинского, расположенную рядом.
Церковь
стоит и сейчас, представляет собой небольшой деревянный клетский одноглавый
храм с примыкающей трапезной. В часовне до наших дней находится рака
преподобного.
Учитывая
столь насыщенную историю деревни Сырья, а также тот факт, что предшествующие
церкви не сгорели, а обветшали и были разобраны, в наследии Никольского
храма 1865 г. следует ожидать древние памятники. Сохранился значительный
комплекс икон XVI-XIX вв. Наиболее древние - «Успение» и «Никола Зарайский,
в житии» - вероятнее всего, были храмовыми иконами одноименных церквей,
стоявших в деревне Сырья в XVI в. Поскольку Сырьинский монастырь был в
середине XVII в. приписан к Крестному, следует ожидать, что с этого времени
крупнейшие заказы выполнялись иконописцами вотчинных земель Кийского
монастыря. Ряд икон второй половины XVII в. имеет стилистические особенности
ведущей иконописной артели М.Алексеева: «девятифигурный деисусный чин» (кат.
427-435), «Воскресение - Сошествие во ад» (кат. 426). Выделяется и другая
группа икон, созданная в конце XVII в.: «Святая Екатерина, со сценами жития»
(кат. 437), «Воскресение - Сошествие во ад» (кат. 438), «Чудо Георгия о
змие» (хат. 439) и несколько икон праздничного чина. Она близка творчеству
мастера иконостаса 1675 г. церкви Тихвинской иконы Богоматери. В холодной
Успенской церкви к 1702 г. стоял высокий, пятиярусный иконостас, в котором
было двадцать две иконы праздничного чина и двадцать пять пророческих и
праздничных образов «на одних цках» . В церкви стоял каркасный иконостас,
украшенный резьбой. Образцы деревянной резьбы хранятся в музеях.