Т.М.Кольцова
 
ЦЕРКВИ  и АНСАМБЛИ СЕВЕРНОГО ПООНЕЖЬЯ
(фрагменты книги "Иконы Северного Поонежья")

 ДЕРЕВНЯ СЫРЬЯ

НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Никольская церковь д. Сырья. 1865 г.
Фото А.И.Ивановой, 2004 г.

Деревня Сырья (Сырьенская, Пустынь) расположена между реками Мудьюгой и Кодымой, впадающими в Онегу. Известна с ХV в., когда отшельником Кириаком в этом месте была устроена небольшая пустынь. Кириак принял монашество и под именем Кирилла Сырьинского стал основателем монастыря. Первая церковь посвящена Успению Богоматери и возведена на Сырьей горе.

Отпись дьяков Казарина Дубровского и Леонтия Ананьина, датированная 1559 г., свидетельствует: «В Турчасовском же уезде монастырь на Сырье, а в нем церковь Успения Пречистые, да теплая церковь Никола Чудотворец». Во второй половине XVII в. Сырьинская пустынь была приписана к Крестному монастырю, а после секуляризации монастырских земель упразднена. В конце XIX в. в деревне осталась небольшая Никольская церковь, приписанная к Нижнемудьюжскому приходу Онежского уезда.

О древности монастыря свидетельствуют и царские грамоты, хранившиеся в его ризнице. Древнейшая из них - грамота царя и Великого князя Ивана Васильевича - была датирована 1568 г.

Первые храмы монастыря не сохранились. Известно, что в 1600 г. построена деревянная Успенская церковь, антиминс которой был священнодействован в том же году Питиримом, архиепископом Новгородским. В церкви два придела: Иоанна Богослова (антиминс 1602 г.) и великомученицы Екатерины (антиминс 1605 г.).  Успенская церковь с приделами стояла достаточно долго, до середины XIX в. В 1842 г. кровля ее обветшала, в 1843 г. ее опечатали, а утварь перенесли в соседнюю, Никольскую церковь. Никольская церковь, построенная в 1661 г. (антиминс священнодействован митрополитом Новгородским Корнилием в 1670 г.), к середине XIX в. также обветшала. Прихожане решили вместо старой церкви возвести новую, «по ее прежнему плану и фасаду на соборную сумму благодетелей в достопамятство того, что издревле существовал здесь монастырь». Новый Никольский храм был построен в 1865 г. и освящен в 1967 г.(?) В теплой трапезе устроен придел великомученицы Екатерины. Имущество разобранных церквей - Успенской 1600 г. и Никольской 1661 г. - сохранено и перенесено в новую церковь, а также в небольшую часовню Кирилла Сырьинского, расположенную рядом.

Церковь стоит и сейчас, представляет собой небольшой деревянный клетский одноглавый храм с примыкающей трапезной. В часовне до наших дней находится рака преподобного.

Учитывая столь насыщенную историю деревни Сырья, а также тот факт, что предшествующие церкви не сгорели, а обветшали и были разобраны, в наследии Никольского храма 1865 г. следует ожидать древние памятники. Сохранился значительный комплекс икон XVI-XIX вв. Наиболее древние - «Успение» и «Никола Зарайский, в житии» - вероятнее всего, были храмовыми иконами одноименных церквей, стоявших в деревне Сырья в XVI в. Поскольку Сырьинский монастырь был в середине XVII в. приписан к Крестному, следует ожидать, что с этого времени крупнейшие заказы выполнялись иконописцами вотчинных земель Кийского монастыря. Ряд икон второй половины XVII в. имеет стилистические особенности ведущей иконописной артели М.Алексеева: «девятифигурный деисусный чин» (кат. 427-435), «Воскресение - Сошествие во ад» (кат. 426). Выделяется и другая группа икон, созданная в конце XVII в.: «Святая Екатерина, со сценами жития» (кат. 437), «Воскресение - Сошествие во ад» (кат. 438), «Чудо Георгия о змие» (хат. 439) и несколько икон праздничного чина. Она близка творчеству мастера иконостаса 1675 г. церкви Тихвинской иконы Богоматери. В холодной Успенской церкви к 1702 г. стоял высокий, пятиярусный иконостас, в котором было двадцать две иконы праздничного чина и двадцать пять пророческих и праздничных образов «на одних цках» . В церкви стоял каркасный иконостас, украшенный резьбой. Образцы деревянной резьбы хранятся в музеях.