Т.М.Кольцова
 
Гл. V  МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ РОСПИСИ ХРАМОВ СЕВЕРНОГО ПООНЕЖЬЯ
(фрагменты книги "Иконы Северного Поонежья")

Монументальная живопись Северного Поонежья разнообразна: это и домовые росписи, и живопись, украшавшая храмы.

Древние монументальные росписи каменных храмов Архангельского Севера почти неизвестны. Мы знаем о фресковом комплексе Благовещенского собора города Сольвычегодска, который в 1600-х гг. украшали «настенным письмом» московские иконники. Сохранился фрагмент росписи XVII в. на западной стене в интерьере собора Рождества Христова города Каргополя. И, наконец, известны стенописи на фасадной части килевидных кокошников завершения Спасо-Преображенского собора, выполненные холмогорскими иконописцами Семеном и Василием Спиридоновыми в 1678-1680 гг. Можно сделать вывод, что большой популярности монументальные росписи в каменных храмах XVI-XVII вв. не получили.

Северные климатические условия не способствовали развитию монументальных росписей в храмах. Из-за сильных перепадов температур лета и зимы живопись сохраняется плохо. Несмотря на это, в церквах и часовнях Русского Севера расписывались многие детали внутреннего убранства и даже целые архитектурные конструкции. В этом проявилась большая любовь к росписи, ее глубокие традиции на Севере. Появление монументальных росписей на стенах каменных храмов Русского Севера было связано с общим подъемом, расцветом монументальной живописи в России в XVII в. На Севере ощущался недостаток в профессиональных живописцах, имеющих навыки фресковой живописи. В XVIII-XIX вв. каменные храмы на Севере стали расписываться более интенсивно. В это время получает распространение новая технология масляной живописи. Однако монументальные работы остаются по-прежнему дорогостоящими и малодоступными для небольших каменных сельских храмов. Расписываются храмы северных монастырей и городов. В XIX в. были расписаны многие храмы Соловецкого монастыря: Спасо-Преображенский собор, Благовещенская церковь, трапезная палата. В Архангельске и его окрестностях расписаны Троицкий кафедральный собор, Сретенская церковь села Заостровье. При общем спаде местного иконописания храмы расписывают приезжие живописцы из соседних губерний - Вологодской и Владимирской.

Каменных церквей в Северном Поонежье единицы: в деревне Порог, в Онеге и в Городке; они оставались нерасписанными. Зато сохранилось интересное свидетельство о крупном заказе, выполненном онежской иконописной артелью М.Алексеева. В 1689 г. Михаил Алексеев «з детьми» расписал вновь построенную каменную Успенскую церковь Пертоминского монастыря. Им выданы из монастырской казны краски: «Бакану виницейского... голубцу... сурику... киноварь... вохры... бакану немецкаго... крутику... лазори настенной... черлени... желти... золота красного... золота двойника... серебра... ». В том же году в указанном монастыре «при строителе иеромонахе Михаиле Харзееве со братиею зографы Михаил Алексеев с товарыщи в новозданной Успенской каменной церкви смотрели внимательно о подписании внутрь святого олтаря и той же святыя церкви и трапезы о приличестве 6ытностей, где что от святаго евангелия и от писания праведных и святых отцов подобает писати благочинно, мудрено, пачеж правоверно, и смотревше о том всебратственно с теми же вышеписанными зографы, учиня тому роспись с подписанием рук наших и иконописцовых... ». Далее следует перечисление того, что предстояло сделать в самом храме... К сожалению, этот ансамбль росписей не сохранился, но фотография 1907 г. зафиксировала расписные деревянные двери, покрытые крупным растительным орнаментом, восходящим к концу XVII в. Вероятно, они выполнены артелью М.Алексеева с сыновьями.

Комплексное живописное решение интерьера было свойственно онежской артели Михаила Алексеева, работавшей на Онеге и в храмах Поморья. В порядных этого времени мы встречаем термин «расписать» церковь. Он не означает прямого заказа на монументальную живопись, а лишь указывает на выполнение мастерами всего комплекса живописных работ, включая иконостас, тябла иконостаса, необходимые декоративные росписи, а иногда и «окраску» стен.

Все внимание художников-монументалистов было уделено деревянным храмам, свойственным Северу. Стремление украсить деревенский храм было сродни желанию украсить свой дом. Мастера хотели при помощи живописи «разрушить» цветовое однообразие древесины. В храмах расписывались входные двери, клиросы, киоты, подзоры иконостасов. Монументальные росписи чаще выполнялись одновременно с возведением храма, но иногда появлялись в нем значительно поз-же, по желанию прихожан.

Документы упоминают о том, что артель М.Алексеева писала тябла для иконостасов Крестного монастыря. Тябла северных церквей отличались разнообразными узорами. Наиболее распространены на них ленточные орнаменты, как нельзя лучше вписывавшиеся в удлиненную композицию. Аналогичные росписи встречаются на радиальных балках каркаса «небес», которые происходят из церкви святого Климента, папы Римского, 1695 г. Усть-Кожского погоста. Четкий графичный орнамент обведен по контуру черной и белой линиями, а узор раскрашен в несколько локальных цветов. Не исключено, что роспись выполнена иконописцами артели М.Алексеева, поскольку они работали в приходе над созданием иконостаса.

Расписные двери
Воздвиженской церкви
Усть-Кожского погоста, XVIII в.

Комплексным подходом к живописному оформлению интерьера отличалась церковь Воздвижения Креста Господня Усть-Кожского погоста. Иконописцы, создававшие в 1760-е гг. иконостас, расписали также деревянный перспективный портал, который соединял трапезную с храмом. Он имел килевидную форму и был создан явно под впечатлением и влиянием древнерусского каменного зодчества. Хотя в данном случае мы имеем дело с синтезом искусств: в оформлении портала использованы резьба по дереву и роспись. Архивольты были раскрашены темперными красками в несколько цветов, а канители - желтовато-коричневой охрой. На белом фоне дверных полотен - цветущий стебель с листвой и плодами, заключенный в синее фигурное обрамление. Орнамент в виде стебля с расходящимися цветами в сочетании с синим фоном - один из самых популярных в крестьянской бытовой росписи бассейна Онеги. Его можно встретить и на онежских прялках, и в украшении фронтонов домов онежан.

Мастера артели И.И.Богданова-Карбатовского проявили себя не только как иконописцы, но и как прекрасные монументалисты и декораторы. В 1760-1780-е гг. они восстанавливали после пожара интерьер собора Рождества Христова города Каргополя. Это была длительная и разнообразная работа. Помимо главного, пятиярусного, иконостаса, мастерами были написаны иконы для придельных храмов, а также расписаны напрестольная сень и входные двери на западной паперти.

Напрестольная сень деревянная, четырехгранной формы, в виде кивория установлена на четырех столбах, завершение куполообразное. Имеет архитектурные элементы классического ордера. Однако изогнутые усложненные формы сени, витые колонны, резные фигурки ангелов напоминают о6 искусстве барокко. Напрестольные сени в виде четырехгранного кивория известны в русском искусстве XVIII в. (аналогичная сохранилась в Самсониевской церкви в Санкт-Петербурге).

Расписные двери
Христорожд. собора
г. Каргополя. 1784 г.

В систему декорации каргопольской сени включены как иконописные сюжеты, так и растительный орнамент. На дверных полотнах западной паперти собора изображены крупные фигуры двух ангелов в рост. Один из них - с мечом, другой - со свитком. Последний «вписывает» имена входящих в храм. Фигуры монументальные, органично закомпонованы в плоскости дверных полотен. Детализированное личное письмо и тщательно прорисованный узор крыльев и одежд предусматривают близкий контакт со зрителем. Аналогичные фигуры ангелов были изображены и на дверных полотнах входных дверей несохранившейся церкви села Пучуга, что на Северной Двине. Фигуры ангелов при входе в храм или монастырь выполняли охранительную функцию. Они встречаются также в настенных росписях Святых ворот северных монастырей: Соловецкого и Кирилло-Белозерского.

Интерьер Покровской часовни в Чоково на Онеге сформировался около 1800 г., одновременно с завершением строительства храма. В часовне был иконостас, живописное «небо» и расписные панели, созданные иконописцами артели И.И.Богданова-Карбатовского. Интерьер часовни просторный, светлый за счет широких оконных проемов. Она оказалась буквально насыщенной живописью. Иконостас на восточной стене плавно переходил к росписи «неба». Панели каркаса иконостаса были покрыты мелким растительным и цветочным орнаментом, который можно охарактеризовать как провинциальный отклик на ампирные орнаменты. Такие же дробные узоры иконописцы артели И.И.Богданова-Карбатовского использовали и в своих станковых произведениях.

Уже с конца XVII в. в храмах на Онеге с успехом возводились потолки в форме «неба». В наиболее ранних конструкциях этого типа расписывались лишь балки каркаса. Грани забирались досками или плахами «вкосяк» или «в елку», их оставляли неокрашенными. Такие «небеса» были в Усть-Кожском погосте, в церкви Входа Господня в Иерусалим деревни Верхняя Мудьюга, во Владимирской церкви села Подпорожье.
Расписное "небо" Владимирской церкви
села Подпорожье.
Только последнее из них сохранилось, но оно закрыто более поздней расписной конструкцией «неба».

В XVIII в. меняется конструктивная система «неба», она становится сборной. Состоит из жесткого каркаса и накладных граней. В середине - второй половине XVIII в. в районе Каргополья и в низовьях Онеги складывается особая композиция, в которой преобладают изображения архангелов: «Небесное воинство». Такие потолки состоят, в основном, из восьми или двенадцати радиальных граней. Фигурам семи архангелов - Михаилу, Гавриилу, Рафаилу, Уриилу, Селафиилу, Варахиилу и Иегудиилу - в этой композиции отводится ведущее место; они размещаются на радиальных гранях. Иногда фигуры сопровождаются пояснительными текстами: «Михаил - победитель есть супостатов», «Гавриил - провози божеских тайн», «Рафаил есть недугов исцелитель», «Уриил - просветитель темницех» и др.
Такие изображения с надписями можно видеть во Владимирской церкви деревни Подпорожье, в Покровской часовне деревни Чоково на Онеге. Архангелы изображаются с характерными атрибутами, признаками их иерархического положения: Михаил - с мечом и пальмовой ветвью; Гавриил - с фонарем, книгой или с цветочной ветвью лилии; Рафаил - с алавастром мира или со своим спутником Товией; Иегудиил - с царским венцом; Уриил - с огненным мечом и так далее. Исходным материалом для данной иконографии «небес» послужили стенописи каменных храмов, где фигуры архангелов часто размещались в куполах
между окнами барабана.

Вместе с архангелами на «небесах» обязательно писали композицию «Распятие». Она размещалась обязательно на той грани, которая направлена к иконостасу и строго к востоку. Иногда на радиальных гранях писали фигуры евангелистов. В этом случае их изображения следует искать именно на тех четырех гранях, которые направлены к углам перекрываемого объема.
Угловая грань расписного "неба" в церкви Иоанна Златоуста села Саунино
Вторая половина XVIII в.
Таким образом, евангелисты в системе декорации «небес» занимают положение, сходное с парусами каменных храмов. Живописная программа с фигурами архангелов, евангелистов и «Распятием» на востоке - наиболее устойчивая и распространенная декорация «небес» в Поонежье.
Расписное "небо" в церкви Иоанна Златоуста села Саунино
Вторая половина XVIII в.
Они сохранились в церкви Иоанна Златоуста в селе Саунино, в церкви Рождества Христова села Большая Шалга, в Покровской церкви села Лядины (Покровская церковь сгорела 5 мая 2013 г.- МЗ.) в Каргополье. В храмах низовьев Онеги преобладала восьмигранная расписная конструкция «небес»: они до сих пор сохранились в Пияле, Подпорожье, Нермуше. А в церквах сел Турчасово и Верхняя Мудьюга мы встретились с «небесами» на холстах, написанными онежскими иконописцами в первой половине
XIX в.

Сохранившиеся фасадные домовые росписи на Онеге датируются второй половиной XIX - началом ХХ в. Экспедициями музеев зафиксированы дома с росписями в деревнях Порог, Макарьино и Прилуки. Эти росписи выполнены по деревянной обшивке фронтона или балкона дома. Живопись выполнена масляными красками по тонкому клеевому грунту. Климатические условия Севера, с сильными перепадами температуры и влажности, не способствовали сохранности наружных росписей. Да и профессиональных живописцев на Онеге к этому времени работало мало. Поэтому массового характера домовые росписи не приобрели. Те же, что сохранились, достаточно просты. Они состоят из геометрических фигур или несложных цветочных композиций, иногда помещенных в вазоны. Если рассматривать картину северного региона в целом, то насыщенность домов росписью увеличивается по мере продвижения от севера к югу. Особенно популярны были фасадные росписи домов в Поважье - территории, непосредственно примыкающей к вологодским землям.

Ввиду немногочисленности монументальных живописных работ, а также их близости к технологии станковой живописи на Севере не выделилась самостоятельная группа художников-монументалистов. Росписи «небес» в деревянных храмах выполняли иконописцы, которые работали и над созданием иконостасов. Например, в храмах, расположенных вдоль реки Онеги, «небеса» расписывали мастера крестьянской иконописной артели И.И.Богданова-Карбатовского.


Примечания:
1. Глава V из монографии Т.М.Кольцовой "Иконы Северного Поонежья", М., Сев. Паломник, 2005.
2. С небольшим сокращением.
3. Иллюстрации - из книги Т.М.Кольцовой.