Т.М.Кольцова
Гл. V МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ РОСПИСИ ХРАМОВ СЕВЕРНОГО ПООНЕЖЬЯ
(фрагменты книги
"Иконы Северного Поонежья")
Монументальная живопись Северного Поонежья разнообразна: это и домовые
росписи, и живопись, украшавшая храмы.
Древние
монументальные росписи каменных храмов Архангельского Севера почти
неизвестны. Мы знаем о фресковом комплексе Благовещенского собора города
Сольвычегодска, который в 1600-х гг. украшали «настенным письмом» московские
иконники. Сохранился фрагмент росписи XVII в. на западной стене в интерьере собора Рождества Христова города
Каргополя. И, наконец, известны стенописи на фасадной части килевидных
кокошников завершения Спасо-Преображенского собора, выполненные
холмогорскими иконописцами Семеном и Василием Спиридоновыми в 1678-1680 гг.
Можно сделать вывод, что большой популярности монументальные росписи в
каменных храмах XVI-XVII
вв. не получили.
Северные
климатические условия не способствовали развитию монументальных росписей в
храмах. Из-за сильных перепадов температур лета и зимы живопись сохраняется
плохо. Несмотря на это, в церквах и часовнях Русского Севера расписывались
многие детали внутреннего убранства и даже целые архитектурные конструкции.
В этом проявилась большая любовь к росписи, ее глубокие традиции на Севере.
Появление монументальных росписей на стенах каменных храмов Русского Севера
было связано с общим подъемом, расцветом монументальной живописи в России в
XVII в. На Севере
ощущался недостаток в профессиональных живописцах, имеющих навыки фресковой
живописи. В XVIII-XIX вв. каменные храмы на Севере стали расписываться более интенсивно. В это
время получает распространение новая технология масляной живописи. Однако
монументальные работы остаются по-прежнему дорогостоящими и малодоступными
для небольших каменных сельских храмов. Расписываются храмы северных
монастырей и городов. В XIX
в. были расписаны многие храмы Соловецкого монастыря: Спасо-Преображенский
собор, Благовещенская церковь, трапезная палата. В Архангельске и его
окрестностях расписаны Троицкий кафедральный собор, Сретенская церковь села
Заостровье. При общем спаде местного иконописания храмы расписывают приезжие
живописцы из соседних губерний - Вологодской и Владимирской.
Каменных
церквей в Северном Поонежье единицы: в деревне Порог, в Онеге и в Городке;
они оставались нерасписанными. Зато сохранилось интересное свидетельство о
крупном заказе, выполненном онежской иконописной артелью М.Алексеева. В 1689
г. Михаил Алексеев «з детьми» расписал вновь построенную каменную Успенскую
церковь Пертоминского монастыря. Им выданы из монастырской казны краски:
«Бакану виницейского... голубцу... сурику... киноварь... вохры... бакану
немецкаго... крутику... лазори настенной... черлени... желти... золота
красного... золота двойника... серебра... ». В том же году в указанном
монастыре «при строителе иеромонахе Михаиле Харзееве со братиею зографы
Михаил Алексеев с товарыщи в новозданной Успенской каменной церкви смотрели
внимательно о подписании внутрь святого олтаря и той же святыя церкви и
трапезы о приличестве 6ытностей, где что от святаго евангелия и от писания
праведных и святых отцов подобает писати благочинно, мудрено, пачеж
правоверно, и смотревше о том всебратственно с теми же вышеписанными
зографы, учиня тому роспись с подписанием рук наших и иконописцовых... ».
Далее следует перечисление того, что предстояло сделать в самом храме... К
сожалению, этот ансамбль росписей не сохранился, но фотография 1907 г.
зафиксировала расписные деревянные двери, покрытые крупным растительным
орнаментом, восходящим к концу XVII
в. Вероятно, они выполнены артелью М.Алексеева с сыновьями.
Комплексное живописное решение интерьера было свойственно онежской артели
Михаила Алексеева, работавшей на Онеге и в храмах Поморья. В порядных этого
времени мы встречаем термин «расписать» церковь. Он не означает прямого
заказа на монументальную живопись, а лишь указывает на выполнение мастерами
всего комплекса живописных работ, включая иконостас, тябла иконостаса,
необходимые декоративные росписи, а иногда и «окраску» стен.
Все
внимание художников-монументалистов было уделено деревянным храмам,
свойственным Северу. Стремление украсить деревенский храм было сродни
желанию украсить свой дом. Мастера хотели при помощи живописи «разрушить»
цветовое однообразие древесины. В храмах расписывались входные двери,
клиросы, киоты, подзоры иконостасов. Монументальные росписи чаще выполнялись
одновременно с возведением храма, но иногда появлялись в нем значительно
поз-же, по желанию прихожан.
Документы
упоминают о том, что артель М.Алексеева писала тябла для иконостасов
Крестного монастыря. Тябла северных церквей отличались разнообразными
узорами. Наиболее распространены на них ленточные орнаменты, как нельзя
лучше вписывавшиеся в удлиненную композицию. Аналогичные росписи встречаются
на радиальных балках каркаса «небес», которые происходят из церкви святого
Климента, папы Римского, 1695 г. Усть-Кожского погоста. Четкий графичный
орнамент обведен по контуру черной и белой линиями, а узор раскрашен в
несколько локальных цветов. Не исключено, что роспись выполнена иконописцами
артели М.Алексеева, поскольку они работали в приходе над созданием
иконостаса.
Расписные двери Воздвиженской церкви Усть-Кожского погоста, XVIII в. |
Комплексным подходом к живописному оформлению интерьера отличалась церковь
Воздвижения Креста Господня Усть-Кожского погоста. Иконописцы, создававшие в
1760-е гг. иконостас, расписали также деревянный перспективный портал,
который соединял трапезную с храмом. Он имел килевидную форму и был создан
явно под впечатлением и влиянием древнерусского каменного зодчества. Хотя в
данном случае мы имеем дело с синтезом искусств: в оформлении портала
использованы резьба по дереву и роспись. Архивольты были раскрашены
темперными красками в несколько цветов, а канители - желтовато-коричневой
охрой. На белом фоне дверных полотен - цветущий стебель с листвой и плодами,
заключенный в синее фигурное обрамление. Орнамент в виде стебля с
расходящимися цветами в сочетании с синим фоном - один из самых популярных в
крестьянской бытовой росписи бассейна Онеги. Его можно встретить и на
онежских прялках, и в украшении фронтонов домов онежан.
Мастера
артели И.И.Богданова-Карбатовского проявили себя не только как иконописцы,
но и как прекрасные монументалисты и декораторы. В 1760-1780-е гг. они
восстанавливали после пожара интерьер собора Рождества Христова города
Каргополя. Это была длительная и разнообразная работа. Помимо главного,
пятиярусного, иконостаса, мастерами были написаны иконы для придельных
храмов, а также расписаны напрестольная сень и входные двери на западной
паперти.
Напрестольная сень деревянная, четырехгранной формы, в виде кивория установлена на четырех столбах, завершение куполообразное. Имеет архитектурные элементы классического ордера. Однако изогнутые усложненные формы сени, витые колонны, резные фигурки ангелов напоминают о6 искусстве барокко. Напрестольные сени в виде четырехгранного кивория известны в русском искусстве XVIII в. (аналогичная сохранилась в Самсониевской церкви в Санкт-Петербурге).
Расписные двери Христорожд. собора г. Каргополя. 1784 г. |
В систему
декорации каргопольской сени включены как иконописные сюжеты, так и
растительный орнамент. На дверных полотнах западной паперти собора
изображены крупные фигуры двух ангелов в рост. Один из них - с мечом, другой
- со свитком. Последний «вписывает» имена входящих в храм. Фигуры
монументальные, органично закомпонованы в плоскости дверных полотен.
Детализированное личное письмо и тщательно прорисованный узор крыльев и
одежд предусматривают близкий контакт со зрителем. Аналогичные фигуры
ангелов были изображены и на дверных полотнах входных дверей несохранившейся
церкви села Пучуга, что на Северной Двине. Фигуры ангелов при входе в храм
или монастырь выполняли охранительную функцию. Они встречаются также в
настенных росписях Святых ворот северных монастырей: Соловецкого и
Кирилло-Белозерского.
Интерьер
Покровской часовни в Чоково на Онеге сформировался около 1800 г.,
одновременно с завершением строительства храма. В часовне был иконостас,
живописное «небо» и расписные панели, созданные иконописцами артели
И.И.Богданова-Карбатовского. Интерьер часовни просторный, светлый за счет
широких оконных проемов. Она оказалась буквально насыщенной живописью.
Иконостас на восточной стене плавно переходил к росписи «неба». Панели
каркаса иконостаса были покрыты мелким растительным и цветочным орнаментом,
который можно охарактеризовать как провинциальный отклик на ампирные
орнаменты. Такие же дробные узоры иконописцы артели
И.И.Богданова-Карбатовского использовали и в своих станковых произведениях.
Уже с
конца XVII в. в храмах
на Онеге с успехом возводились потолки в форме «неба». В наиболее ранних
конструкциях этого типа расписывались лишь балки каркаса. Грани забирались
досками или плахами «вкосяк» или «в елку», их оставляли неокрашенными. Такие
«небеса» были в Усть-Кожском погосте, в церкви Входа Господня в Иерусалим
деревни Верхняя Мудьюга, во Владимирской церкви села
Подпорожье.
Только
последнее из них сохранилось, но оно закрыто более поздней расписной
конструкцией «неба».
села Подпорожье.
В
XVIII в. меняется
конструктивная система «неба», она становится сборной. Состоит из жесткого
каркаса и накладных граней. В середине - второй половине XVIII в. в районе Каргополья и в низовьях Онеги складывается особая композиция, в
которой преобладают изображения архангелов: «Небесное воинство». Такие
потолки состоят, в основном, из восьми или двенадцати радиальных граней.
Фигурам семи архангелов - Михаилу, Гавриилу, Рафаилу, Уриилу, Селафиилу,
Варахиилу и Иегудиилу - в этой композиции отводится ведущее место; они
размещаются на радиальных гранях. Иногда фигуры сопровождаются
пояснительными текстами: «Михаил - победитель есть супостатов», «Гавриил -
провози божеских тайн», «Рафаил есть недугов исцелитель», «Уриил -
просветитель темницех» и др.
Такие изображения с надписями можно видеть во
Владимирской церкви деревни Подпорожье, в Покровской часовне деревни Чоково
на Онеге. Архангелы изображаются с характерными атрибутами, признаками их
иерархического положения: Михаил - с мечом и пальмовой ветвью; Гавриил - с
фонарем, книгой или с цветочной ветвью лилии; Рафаил - с алавастром мира или
со своим спутником Товией; Иегудиил - с царским венцом; Уриил - с огненным
мечом и так далее. Исходным материалом для данной иконографии «небес»
послужили стенописи каменных храмов, где фигуры архангелов часто размещались
в куполах
между
окнами
барабана.
Вместе
с
архангелами на «небесах»
обязательно писали композицию «Распятие». Она размещалась обязательно на той
грани, которая направлена к иконостасу и строго к востоку.
Иногда на
радиальных гранях писали фигуры евангелистов. В этом случае их изображения
следует искать именно на тех четырех гранях, которые направлены к углам
перекрываемого объема.
Таким образом, евангелисты в системе декорации
«небес» занимают положение, сходное с парусами каменных храмов.
Живописная программа с фигурами архангелов, евангелистов и «Распятием» на востоке -
наиболее устойчивая и распространенная декорация «небес» в Поонежье.
Вторая половина XVIII в.
Они сохранились в церкви Иоанна Златоуста в селе
Саунино, в церкви Рождества
Христова села Большая Шалга, в Покровской церкви села Лядины (Покровская
церковь сгорела 5 мая 2013 г.- МЗ.) в Каргополье. В
храмах низовьев Онеги преобладала восьмигранная расписная конструкция
«небес»: они до сих пор сохранились в Пияле, Подпорожье, Нермуше. А в
церквах сел Турчасово и Верхняя Мудьюга мы встретились с «небесами» на
холстах, написанными онежскими иконописцами в первой половине XIX
в.
Вторая половина XVIII в.
Сохранившиеся фасадные домовые росписи на Онеге датируются второй половиной
XIX - началом ХХ в.
Экспедициями музеев зафиксированы дома с росписями в деревнях Порог,
Макарьино и Прилуки. Эти росписи выполнены по деревянной обшивке фронтона
или балкона дома. Живопись выполнена масляными красками по тонкому клеевому
грунту. Климатические условия Севера, с сильными перепадами температуры и
влажности, не способствовали сохранности наружных росписей. Да и
профессиональных живописцев на Онеге к этому времени работало мало. Поэтому
массового характера домовые росписи не приобрели. Те же, что сохранились,
достаточно просты. Они состоят из геометрических фигур или несложных
цветочных композиций, иногда помещенных в вазоны. Если рассматривать картину
северного региона в целом, то насыщенность домов росписью увеличивается по
мере продвижения от севера к югу. Особенно популярны были фасадные росписи
домов в Поважье - территории, непосредственно примыкающей к вологодским
землям.
Ввиду
немногочисленности монументальных живописных работ, а также их близости к
технологии станковой живописи на Севере не выделилась самостоятельная группа
художников-монументалистов. Росписи «небес» в деревянных храмах выполняли
иконописцы, которые работали и над созданием иконостасов. Например, в
храмах, расположенных вдоль реки Онеги, «небеса» расписывали мастера
крестьянской иконописной артели И.И.Богданова-Карбатовского.
Примечания:
1. Глава V из
монографии Т.М.Кольцовой
"Иконы Северного Поонежья", М., Сев. Паломник, 2005.
2.
С небольшим сокращением.
3. Иллюстрации - из книги Т.М.Кольцовой.