Т.М.Кольцова
 
ЦЕРКВИ  и АНСАМБЛИ СЕВЕРНОГО ПООНЕЖЬЯ
(фрагменты книги "Иконы Северного Поонежья")

СЕЛО ПРИЛУКИ

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Церковь Рождества Христова села Прилуки.
Фото Н.Н.Померанцева, 1971 г.
Прилуцкий приход упоминается в купчик Кожеозерского монастыря уже в 1557 г. Издревле в селе Прилуки (Прилук-Носиловское) был ансамбль церквей. Первый храм посвятили  празднику Покрова Богоматери. Один из Покровских храмов был возведен в 1643 г. по благословению  новгородского митрополита Никона, будущего патриарха. Другая церковь прихода была посвящена Рождеству Христову. Первая шатровая церковь Рождества Христова построена в 1600 г., когда московским архимандритом Адрианом был освящен ее антиминс.  Она неоднократно ремонтировалась, поновлялась и перестраивалась, с чем были связаны и изменения в интерьере. Для атрибуции икон особенно важна перестройка храма в 1701 г.

Все приходские храмы погибли в пожаре 1864 г. Последняя церковь Рождества Христова возведена 1869 г., просуществовала до 1978 г., когда сгорела. До последних дней она считалась действующей. Ее имущество частично удалось спасти благогодаря местным жителям.

Церковь Рождества Христова была построена с пятью престолами. Кроме основного в ней были следующие приделы: Покрова Богоматери, святого Климента, Тихвинской Богоматери и Святой Троицы. Церковь стояла одна, на погосте. Высокий пятиглавый храм с примыкающей трапезной и колокольней был обшит тесом и украшен деревянными пилястрами в подражание каменным постройкам. В этом храме было сосредоточено все церковное имущество, сохранившееся от ранее существовавших в Прилуках церквей: церкви Покрова Богородицы, церкви святого Климента. Именно поэтому иконописное наследие храма столь разнообразно во временном диапазоне: от XVI до XIX в.

Приходно-расходные книги церкви Рождества Христова сохранили многочисленные свидетельства о6 онежских иконописцах, которые работали в Прилуках в XVII-XIX вв. В 1673-1675 гг. там писал иконы Михаил Алексеев, известный мастер Крестного монастыря, возглавлявший крупнейшую иконописную артель на Онеге во второй половине XVII в. В 1700-1703 гг. многочисленные заказы выполняли Василий и Петр Артемоновы. Афанасий Петров занимался в 1759 г. починкой образов. Вознаграждение иконописца Якова Гаврилова из Верхней Мудьюги в 1765 г. составило тридцать шесть рублей - «за письмо двух образов Отечества и Петра Александрийского и за поновление образов». Иконописец Иван Григорьев писал «во врата евангелистов», за что получил один рубль 30 копеек. А в 1770 г. «подрядили» иконописца Чекуевской волости Ивана Богданова написать в Покровскую церковь «ипостаси деисус, апостоли,праздники и пророки пятьдесят два образа». Речь идет о ведущем мастере Поонежья XVIII в., руководителе артели И.И.Богданове-Карбатовском. На следующий год за эту значительную работу деньги получает «по записи» его ближайший помощник и соратник Иван Минин. Сумма оплаты составила сначала пятнадцать, а затем дополнительно пятьдесят рублей. И, наконец, в 1807 г. «починкой образов» в церкви занимался Стефан Минин, младший брат И.Минина.

Самой древней являтся икона «Страшный суд», один из ранних памятников данной иконографии на Онеге. Кроме этого сохранилось еще две иконы, происходящие из церквей деревень Воймозеро и Нижмозеро.

Сохранились хромовые иконы давно не существующих прилуцких церквей - «Покров Богоматери» середины XVII в. и «Святой Климент, патриарх Иерусалимский, в житии», написанная около 1700 г. В истории церквей может быть разное: пожары, перестройки, перенос с места на место. Но как бы ни сложилась их судьба, храмовую икону старались беречь наряду с антиминсом.

Из архивных данных известно, что в Прилуцком приходе в 1770-е гг. работали иконописцы артели И.И.Богданова-Карбатовского. В наследии церкви Рождества Христова действительно есть иконы, которые можно отнести к их творчеству. Среди них - икона «Кирик и Улита, со сценами жития», отличающаяся редкой иконографией.

Для новой церкви, возведенной в 1864 г., иконостасы с иконами заказали в Санкт-Петербурге и доставили на место готовыми. Они выполнены в мастерской художника Шишкина. Эта коллекция сохранилась, но она не связана с иконописанием на реке Онеге.