Т.М.Кольцова
 
ЦЕРКВИ  и АНСАМБЛИ СЕВЕРНОГО ПООНЕЖЬЯ
(фрагменты книги "Иконы Северного Поонежья")

СЕЛО ПОДПОРОЖЬЕ

ЦЕРКОВЬ ВЛАДИМИРСКОЙ БОГОМАТЕРИ

Владимирская церковь
села Подпорожье, 1757 г.
Фото Т.М.Кольцовой 1985 г.

Подпорожский приход был расположен недалеко от города Онеги, в районе онежских порогов. Приход древний, некоторое время был вотчиной Кийского Крестного монастыря. Самые древние храмы были посвящены святому Николаю и Параскеве Пятнице. Ныне сохранилась только Владимирская церковь с приделами святых Николая и Параскевы, построенная 1757 г.. Она представляет уникальный и крайне редкий образец деревянного кубоватого храма.

К сожалению, судьба внутреннего убранства неизвестна. В церкви сохранился лишь живописный комплекс «неба», созданный в конце XVIII - начале XIX в. иконописцами артели И.И.Богданова-Карбатовского. Роспись очень похожа на «небо», выполненное теми же иконописцами на потолке Покровской часовни деревни Чоково.

Композиция «неба» Владимирской церкви состоит из центральной иконы, на которой представлена «Новозаветная Троица», и восьми радиальных граней.  с изображением архангелов, «Распятия». На четырех угловых треугольных гранях - символы евангелистов.

Архангелы изображены стоящими на плотных облаках, написанных с обильным применением белил. Облака имеют форму сегмента. В верхней части граней - характерные, не повторяющиеся в других живописных комплексах «небес» фигурки херувимов. Их крылья детализированы и сливаются в яркое киноварное пятно, пламенеющее вокруг центрального кольца. Но если фигурки херувимов трактованы плоскостно, то фигуры архангелов, напротив, объемно. Складки на их одеждах ложатся классически свободно (на хитонах, гиматиях, тунике, плащах), как 6ы легко ниспадая под собственной тяжестью. Фигуры представлены почти фронтально, а лики святых - в легких разворотах к востоку, к алтарю. Они монументальны, обладают внутренней силой, значимостью.

Восьмигранная композиция «Небесное воинство» является самой распространенной на «небесах» церквей Поонежья.
Роспись неба Владимирской церкви. Кон.XVIII-нач.XIX вв.
Фото Т.М.Кольцовой. 1985 г.
Аналогичные сцены встречаются в храмах деревень Чоково, Пияла, Нермуша. Были и в других, но не сохранились. Ведущая роль в разработке системы росписей «небес» деревянных храмов Поонежья принадлежит иконописной артели И.И.Богданова-Карбатовского.

«НЕБО» (конец XVIII - начало ХIХ в.)

Артель И.И. Богданова-Карбатовского. Комплекс состоит из центральной восьмигранной иконы, восьми радиальных трапециевидных граней и двух угловых треугольных граней (две утрачены), дерево, левкас, смешанная техника (темпера, масло).

Схема размещения сюжетов на "небе"
во Владимирской церкви д.Подпорожье

Радиальная грань «РАСПЯТИЕ с ПРЕДСТОЯЩИМИ».

Радиальная грань «АРХАНГЕЛ МИХАИЛ».

Радиальная грань «АРХАНГЕЛ РАФАИЛ».

Радиальная грань «АРХАНГЕЛ СЕЛАФИИЛ».

Радиальная грань «АРХАНГЕА ВАРАХИИА».

Радиальная грань «АРХАНГЕЛ иЕГУДИИЛ».

 Радиальная грань «АРХАНГЕЛ УРИИЛ».

Радиальная грань «АРХАНГЕЛ ГАВРИИЛ».

Центральная икона «НОВОЗАВЕТНАЯ ТРОИЦА».

Угловая грань «ЕВАНГЕЛИСТ ИОАНН» (символ).

 Угловая грань «ЕВАНГЕЛИСТ МАТФЕЙ: (символ).