Т.М.Кольцова
 
Гл. III  ИКОНОПИСЦЫ и ИКОНОПИСНЫЕ АРТЕЛИ  НА ОНЕГЕ
(фрагменты книги "Иконы Северного Поонежья")

Иконописцы на Онеге

БОГДАНОВ-КАРБАТОВСКИЙ Иван Иванов (1716-1801)

Одно из вновь открытых явлений поздней северной иконописи – творчество Ивана Иванова Богданова-Карбатовского, работавшего в XVIII - начале XIX в. Его имя удалось установить по многочисленным письменным источникам и авторским подписным произведениям, в которых он неоднократно назван «иконописцем Онегской округи Чекуевской волости». Дополнение к фамилии «Карбатовский» свидетельствует о месте постоянного жительства иконописца - деревне Карбатово (Карбатовская, Корбатовская) Чекуевской волости. Эта деревня и сегодня существует в нижнем течении реки Онеги...

Удалось установить, что Иван Иванов Богданов из деревни Карбатово умер 16 июля 1801 г. в возрасте 85 лет и похоронен около церкви села Чекуево. Его имя упоминрается в переписных книгах Онежского уезда. Так были определены годы жизни иконописца: 1716-1801.

...В метриках церквей Олонецкой епархии, собранных Императорской Археологической комиссией, есть несколько упоминаний о творчестве И.И.Богданова-Корбатовского. Именно оттуда известно, что в церкви Воскресения Христова господня города Каргополя хранилась икона «Рождество Богородицы» с надписью: «Писал ,аз Иван Иванов сын Богданов Карбатовский 1765 года». В той же самой церкви на стене была икона «Богоявление» с надписью: «В лето от Рождества Христова 1769 года написан сей образ в городе Каргополе в церковь Воскресения Христова... писал иконописец Иван Богданов Карбатовский в ноябре месяце».

В 1770 г. крестьяне Прилукской волости «подрядили иконописца Чекуевской волости Ивана Богданова написать в Покровскую церковь ипостаси: деисус, апостоли, праздники и пророки пятьдесят два образа».

В 1790-х гг. Карбатовский возглавлял бригаду иконописцев, которая «описывала» церкви во многих приходах Онежского уезда...

Уже к тридцати годам И.И.Богданов-Карбатовский стал известным на Онеге мастером иконописания. Он возглавляет артель иконописцев и упоминается в документах как «Иван Богданов с товарищи»...

На сегодняшний день известно девять подписных произведений мастера, относящихся к разным периодам творчества с 1767 по 1800 г.

...Первую известную нам подпись мастер поставил на иконе «Распятие, с клеймами страстей Христовых», датированной 1762 г., написанной для церкви святого Климента, папы Римского Усть-Кожского погоста.

Наиболее значительные произведения были созданы И.И.Богдановым-Карбатовским в 1760-1780-е гг. для Христорождественского собора города Каргополя...

Помимо иконостаса, в соборе Рождества Христова есть и другие подписные произведения И.И.Богданова-Карбатовского: икона «Богоматерь с младенцем» из Алексиевского придела, выполненная в соавторстве с И.В.Мининым, икона «Богоматерь Всех скорбящих радости» 1776 г., находившаяся в напольном киоте, и роспись входных дверей западной паперти собора 1884 г., выполненная в соавторстве с И.А.Богдановым-Карбатовским.

Созданию живописи в главном соборном храме Каргополя придавалось большое значение. Тот факт, что для выполнения столь сложного и ответственного заказа был приглашен И.И.Богданов-Карбатовский, говорит о высоком профессионализме мастера. Он долгое время работал в Каргополье: в 1760-е гг. под его руководством был создан иконостас Благовещенской церкви в Каргополе, в 1780-е гг. - «небо» одного из приделов церкви Иоанна Богослова в Ошевенском...

Поздний период творчества И.И.Богданова-Карбатовского лучше всего характеризуют два подписных произведения, происходящие из Троицкой церкви деревни Мондино на Онеге.
И.И.Богданов-Карбатовский.
Иоанн Предтеча - ангел пустыни. 1800 г.
Троицкая церковь, д. Мондино.
Это «Благовещение» 1898 г. и «Иоанн Предтеча - Ангел пустыни, со сценами жития» 1800 г. Последняя была написана, когда мастеру было 84 года! Обе иконы крупных размеров, созданы как храмовые образы для приделов Благовещения и Рождества Иоанна Предтечи. В этих произведениях И.И.Богданов-Карбатовский проявил себя как создатель графически сложных многоплановых композиций...

...И.И.Богданов-Карбатовский работал как в технике темперной живописи, так и в смешанной технике (с использованием темперных и масляных красок в одном произведении). для расцвечивания драпировок и фона художник активно применял редкие материалы: золото, серебро и цветные лаки...

Следует отметить богатую орнаментацию икон, особенно одежд и драпировок на фоне. Именно орнаментальные ткани обычно прописаны цветными лаками.

Ряд икон И.И.Богданова-Карбатовского отличается сложными архитектурными фонами. Элементы европейской классической архитектуры (ротонды, балюстрады, вазоны, колонны с базами и капителями) переплетаются с северными (кровли с зубчатым лемехом, декоративные наличники)...

И.И.Богданов-Карбатовский - талантливый мастер рисунка. Архитектурные и пейзажные фоны, мельчайшие детали одежд - все прорабатывается иконописцем тщательно и скрупулезно. Он мастер неожиданных ракурсов. Умеет красиво и разнообразно задрапировать одежды. По краям драпировок всегда идет двойная белильная кайма, подчеркивающая выразительность силуэтов. Иконописец создал свой индивидуальный рисунок для крыльев ангелов - с многочисленными рядами перьев, прописанных лессировочными белильными мазками. Иконописные приемы И.И.Богданова-Карбатовского были восприняты его учениками и последователями.

Круг живописных работ Ивана Иванова Богданова-Карбатовского достаточно обширен и разнообразен. Он работал с середины XVIII до начала XIX в. как в области станковой живописи, так и в монументальной росписи храмов. Возглавлял иконописную артель, работавшую в церквах и часовнях бассейна реки Онеги. Творчество иконописца отличается профессионализмом и новаторством в живописных поисках. Его произведения являются значительным вкладом в историю северной живописи середины XVIII - начала XIX в.

 

МИНИН Иван Васильев (1747 - после 1811)

Крестьянин деревни Медведевской Чекуевской волости Онежского уезда. Работал в составе иконописной артели Ивана Иванова Богданова-Карбатовского. И.В.Минин был ближайшим помощником и соратником ведущего мастера...

 Минин, судя по переписным книгам, родился в 1747 г. Даты смерти мы не знаем, но в переписи 1811 г. иконописец упомянут, ему в то время было б4 года. Как видим, он пережил И.И.Богданова-Карбатовского.

Минин старался подражать мастеру и был его ближайшим помощником. Они работали вместе более тридцати лет. Однако после смерти И.И.Богданова-Карбатовского Минин не возглавил артель, и она постепенно распалась. Если ведущий мастер оставил нам девять подписных произведений, то И.В.Минин только три. Известно их совместное подписное произведение - «Богоматерь с младенцем» 1776 г. Несомненно, их было больше и, вполне вероятно, в дальнейшем могут быть найдены новые подписные иконы этой артели.
И.И.Богданов-Карбатовский, И.В.Минин
Богоматерь с младенцем. 1776 г.
Собор Рожд. Христова. г.Каргополь
В архивных документах сохранились многочисленные упоминания о творчестве И.В.Минина. В 1771 г. он работал в церкви Рождества Христова Прилукской волости...Там же работал в 1770-е гг. и мастер артели. Судя по полученному вознаграждению, они выполняли значительный объем иконописных работ по созданию иконостаса. Храмы, стоявшие в Прилуках в XVIII в., сгорели, икон того времени сохранилось мало. Но одна из них, «Кирик и Улита, со сценами жития», несомненно, была создана мастерами артели. Если учесть некоторую статичность, отсутствие эмоциональной окраски, скрупулезность в деталях, то икона, скорее всего, в основе была написана Мининым...

Мастер тщательно и с любовью орнаментирует одежды, которые напоминают нам о дорогих парчовых тканях с орнаментами XVIII в. Даже доспехи воинов покрыты тонким узором. Небо не оставлено без внимания, на нем разбросаны многочисленные мелкие облачка, своей монотонностью и однообразием скорее напоминающие какой-то ковровый орнамент. Такие же облака автор использовал для заполнения пустот фона и на других иконах. Есть они и в последней его подписной работе - «Страшный суд» 1803 г.

Смена стилей от барокко к классицизму мало коснулась творчества И.В.Минина. Это можно проследить лишь по изменению характера орнаментов и архитектурных фонов.

В 1770-е гг. И.В.Минин в составе артели выполнял крупный иконописный заказ в городе Каргополе...Иконописцы писали образы для иконостасов собора Рождества Христова, Воскресенской и Благовещенской церквей. Затем работали в Каргопольском уезде - в Троицком приходе и церкви Иоанна Богослова в селе Ошевенском.

В 1778 г. иконописцы артели работали в церкви Входа Господня в Иерусалим деревни Верхняя Мудьюга. Минин написал все иконы деисусного чина придела Трех Святителей...

Поскольку И.В.Минин постоянно работал в составе артели И.И Богданова-Карбатовского, то его «мелочную», скрупулезную манеру письма можно увидеть в целом ряде иконостасных комплексов. В частности, при его активном участии были выполнены иконы праздничного чина из деревни Мондино, созданные в конце 1790-х гг. Они очень близки аналогичному ряду собора Рождества Христова города Каргополя.

В 1798 г. И.В.Минин работал в Крестном монастыре...

Последнее подписное произведение иконописца датируется 1803 г. Это большая икона «Страшный суд», написанная им для собора города Каргополя.
И.В.Минин. Страшный суд. 1803 г.
Собор Рожд. Христова. г.Каргополь
Это сложная икона очень большого размера. В ней мастер проявил свои лучшие качества. И.В.Минин не обладал такой виртуозной свободой размещения фигур на плоскости иконы, как И.И.Богданов-Карбатовский. Его персонажи несколько зажаты, скованны, а складки одежды не всегда точно связаны с движениями фигур. Но икона выглядит очень нарядной, разнообразной по цветовому решению. Ее интересно рассматривать в деталях...По внешнему контуру одежд - характерная для всей артели Карбатовских двойная белильная кайма...

Ко времени создания Мининым иконы «Страшный суд» И.И.Богданов-Карбатовский умер, и мастера артели работали самостоятельно. Однако Минин гордился этой работой и подписал икону так: «Писал Иван Минин Карбатовских», тем самым подчеркнув свою тесную связь с известной иконописной артелью.

 

БОГДАНОВ-КАРБАТОВСКИЙ Иван Алексеев (1761 - 18 мая 1835)

Иконописец был крестьянином, жителем деревни Карбатовской Чекуевской волости Онежского уезда. Переписные книги сообщают, что в 1811 г. ему было 50 лет. Благодаря метрическим книгам узнаем дату его смерти: 18 мая 1835 г. Карбатовской деревни крестьянин Иван Алексеев Богданов» скончался в возрасте 73 лет... Отсюда и установлены даты жизни иконописца.

Иван Алексеев был родом из той же деревни, что и ведущий мастер артели, приходился ему племянником, что следует из переписных книг.

Мы знаем о творчестве Ивана Алексеева благодаря сохранившимся подписным произведениям. Многие иконописцы артели ставили на своих произведениях если не имя, то хотя бы дату создания.

Можно предположить, что Иван Алексеев работал в артели своего дяди с раннего возраста. Он учился «с руки», непосредственно наблюдая работу старших мастеров. В 1884 г., когда ему было всего лишь 23 года, его имя впервые появляется в соавторстве с мастером на входных дверях западной паперти собора Рождества Христова города Каргополя. В нижней части дверей сохранилась подпись, свидетельствующая, что они были написаны Иваном Ивановым да Иваном Алексеевым Богдановыми-Карбатовскими.

Иван Алексеев не мог избежать зависимости от манеры письма старших иконописцев артели. Подчас очень трудно, практически невозможно атрибутировать И.А.Богданова-Карбатовского из-за их близости манере письма И.В.Минина. Лишь благодаря трем подписным произведениям разного периода творчества можно говорить об особенностях его живописной манеры.

В первый период своего творчества, в 1780-1790 гг., до смерти своего дяди в 1801 г., Иван Алексеев активно работал в составе артели, выполняя крупные заказы на создание иконостасов, росписи «небес» в онежских храмах. К началу XIX в. иконописный заказ резко сократился...Мастер выполняет заказы церквей и отдельных лиц. К этому периоду относится небольшая икона, скорее всего предназначенная для онежской часовни - «Святитель Николай», созданная в 1805 г. В правом нижнем углу подпись автора: «Написан сей образ святого Николая чудотворца радением Петра Алексеева Жданова с женою его Евдокиею Васильевою 1805 Года месяца ноября 6 дня = ПИАБК». Подписывая эту икону, иконописец впервые использовал аббревиатуру «ПИАБК», что означает: «Писал Иван Алексеев Богданов-Карбатовский ».

Образ святого Николы поясной, с изображениями Христа и Богоматери на облаках. Он следует, как раз и навсегда установленной схеме, традиционным иконописным подлинникам, которые использовали мастера артели И.И.Богданова-Карбатовского. В трактовке образа Николы 1805 г. обращает на себя внимание нарочито подчеркнутое двуперстное перстосложение и написание титлов «1С ХС ». И в дальнейшем иконописец не отошел от этих старообрядческих признаков.

Старшие мастера артели использовали сугубо официальную символику, поскольку они родились и работали на земляк Кийского Крестного монастыря, где заказчик строго следовал официальному православию. Во второй половине XVII - XVIII в. земли в нижнем течении реки Онеги были мало подвержены влиянию старообрядцев. Противоположные тенденции появились лишь на рубеже XVIII и XIX вв., после секуляризации земель.
И.А.Богданов-Карбатовский.
Избранные святые. 1820 г.
Ц. св. Климента. Усть-Кожа
Иван Алексеев был непревзойденным мастером орнаментики. Сложные и разнообразные барочные узоры «ковром» покрывают одежды архангелов на входных дверях собора города Каргополя и фелонь святителя Николая на иконе 1805 г. Не исключено, что, работая в составе артели, Иван Алексеев специализировался на орнаментации икон...

Красочная палитра И.А.Богданова-Карбатовского многообразная и яркая. В отличие от старших мастеров артели, он не использует цветные лаки, но любит серебряную краску: на нимбах, фоне, в орнаментах одежд.

И.А.Богданов-Карбатовский строго следовал в своем творчестве традициям онежской иконописной артели. Он был третьим по уровню профессионализма, после И.И.Богданова-Карбатовского и И.В.Минина. Начал работать в период классицизма, когда артель уже отошла от эмоциональности, свойственной искусству барокко. Рисунок его икон сухой и строгий, иногда даже резкий. Рационализм, конкретность и лаконизм свойственны его композициям.

 

ПОЛИКАРПОВ Филипп Яковлев (1764 - после 1812)

Крестьянин деревни Митинской  Нижнемудьюжской волости Онежского уезда. Дата рождения установлена на основании переписных книг Онежского уезда за 1811 г., в которых иконописец упомянут в возрасте 47 лет.

...Поскольку крестьянин Филип Поликарпов был родом из онежской Мудьюжской волости, наиболее вероятно, что иконописец работал по заказам близлежащих приходских храмов. Он был прихожанином храмов в деревне Верхняя Мудьюга. Мы встречаем его имя в церковных приходно-расходных книгах начиная с 1797 и вплоть до 1812 г. В них он часто подписывается вместо приказчика или церковного старосты. Единственный «иконик», который упоминается в этих книгах, был Филин Поликарпов. Наиболее крупные выплаты за иконописные работы производились с 1797 по 1805 г. Думается, что именно в это время кроме «неба» иконописец написал праздничный, деисусный и спаренный пророческий и праотеческий ряды иконостаса церкви Входа Господня в Иерусалим. Они несут отпечаток его грубоватой живописной манеры. Мы не исключаем также возможность того, что он переписал или значительно «поновил» иконостас, написанный артелью Карбатовских в 1778 г.

Из той же церкви происходит икона «Воздвижение Креста», несомненно написанная Ф.Поликарповым. 
Ф.Поликарпов. Воздвижение креста.
нач. XIX в.
Входоиерусалимская ц. д. Усть-Кожа
Иконография образа достаточно редкая, встречающаяся только в бассейне Онеги. Кресту предстоят и поддерживают его двое святителей. Слева - патриарх Макарий. А справа - неизвестный персонаж, без подписи и нимба, наделенный портретными чертами патриарха Никона.

У этой иконы есть особенности, свойственные онежской иконописной артели И.И.Богданова-Карбатовского: четкий, неразмытый контур одежд и фигур, абрис двойной белильной линией внутреннего края одежд, характерные орнаменты и тип архитектурных построек. Не исключено, что Поликарпов работал в составе прославленной онежской артели или под руководством кого-нибудь из ее членов....

Цветовая палитра иконописца достаточно звучная и насыщенная. Он любит придавать разнообразные оттенки цветам. Благодаря этому при небольшом наборе красящих веществ его иконы отличаются цветовым разнообразием. На иконе «Воздвижение Креста» даже дьяконы облачены в неповторяющиеся по цвету одежды. Предпочтением Ф. Поликарпова пользуется синий цвет и его оттенки. Золото он использует крайне ограничено: на нимбах, головных уборах и шитых оплечьях.

В период между 1803 и 1808 гг. иконописец пишет иконы для Пятницкой часовни деревни Воймозеро. Это было связано с устройством каркасного иконостаса в храме. Именно в этот временной промежуток в часовне появляется новый праотеческий ряд, а деисусный чин был дополнен двумя новыми иконами: «Андрей Первозванный» и «Апостол Иаков Алфеев»...

Ф.Поликарпов обладал выразительной каллиграфией. Буквы текстов красивые, резко контрастируют с фоном.

Художник представляет крестьянскую линию северного иконописания. Первые живописные навыки он, скорее всего, получил «с руки», работая в составе Онежской артели И.И.Богданова-карбатовского. Для творчества мастера характерно умение соединить народную бытовую живопись и профессиональное искусство иконописи.

 

МАКСИМОВ Григорий Федоров (1780 - 5 октября 1833)

Крестьянин деревни Якимовской Нижнемудьюжской волости Онежского уезда. Сведения о датах жизни иконописца взяты из переписных книг Онежского уезда за 1811 г. К этому времени иконописцу был 31 год. Отец его, Федор Максимов, умер в 1810 г. ...Письменные источники расходятся в дате рождения: 1776 или 1780. Условно остановимся на дате переписных книг.

Г.Ф.Максимов начинал учеником в артели И.И.Богданова-Карбатовского, был младшим в артели. После смерти ведущего мастера начал работать самостоятельно. В 1800 г. у Григория Федорова Максимова родился сын Павел, который тоже стал иконописцем. В свою очередь, у Павла был сын Алексей, который продолжил семейную традицию.

В письме, датированном 5 июля 1831 г. и адресованном благочинному Городецкого прихода Онежского уезда священнику Дмитрию Иванову, иконописец сообщил о себе следующие сведения: «...вступил для обучения себя иконописному художеству, имея от роду своего 12 лет, к крестьянину, иконописцу сей же Онегской округи Чекуевского прихода Ивану Иванову сыну Богданову (Богданов-Карбатовский И.И. - Т.К.), сие искусство совершенно знающему, с которым и занимались безотлучно 17-ть лет, а именно: в 1790-м году описывали с означенным учителем моим Онегской округи в Ворзогорском приходе всю теплую церковь, после оной в Кяндском приходе холодную церковь, потом в Нижмозерском и Архангельской округи в Яренском; Онегской же округи в Пурнемском, Кушерецком, Нименском, Чекуевском и Мондинском приходах. В продолжении таковыя в сих приходах работы мой учитель скончался, по смерти коего я, получив желаемое в том иконном искусстве от него сведение, а в 1809-м году, отправившись из своего места со всем своим семейством Олонецкой епархии Каргопольского уезда в Мошенский приход, где описывал новопостроенную каменную церковь Вознесения Господня с приделами сам собою, живучи в оном два года, с сего времени к тому начал приучать и сына моего Павла, с которым потом имели разные подряды и в разных приходах, а именно: того ж Каргопольского уезда в Устьмошском работали четыре года; в Полуборском два года; в Аглимозерской пустыни два года. Вытегорского уезда в Тихманском два ж года... в Мошенском же описывали вторую каменную церковь Рождества Богородицы с приделами год и шесть месяцев; в Воскресенском работали тоже год и шесть месяцев, и вместе с сим приходом и в то же время еще описали каменную церковь здешней епархии Шенкурского уезда в Уздринском приходе. На таковую обработку из некоторых приходов имеем копии с учиненных договоров и аттестаты. После того еще здешняго уезда в Порожском приходе описывали новопостроенную холодную каменную церковь в 1825 году; наконец, в Прилуцком и Владыченском описали после нового строения каменные церкви и на сию работу имеем также договоры, через каковое время всегда и безотлучно находился означенный сын мой Павел и при одном только том занятии... ».

Более подробного описания своей творческой биографии не оставил ни один онежский иконописец.

В 1828-1829 гг. Г.Ф.Максимов работал в Крестном монастыре...

12 марта 1830 г. Г.Ф.Максимов вместе с сыном Павлом заключили договор на роспись стен и потолка Преображенской церкви Турчасовского прихода Онежского уезда. На обитом холстом потолке были написаны следующие композиции: «Венчание Богоматери», восемь архангелов «со служениями», на угловых гранях символы евангелистов. Верхние участки стен, примыкающие к потолку, были закрыты большими холстами, на которых написаны сцены «из священного писания».
Максимовы Г.Ф. и П.Г.
Праотцы Иосиф и Аред. 1834 г.
Преображенская ц., село Турчасово
Письменные источники сообщают достаточно много сведений об иконописце. Его работы, в первую очередь, следует искать в храмах Каргопольского уезда. К сожалению, иконостасы, названные иконописцем в документах, не сохранились. До сих пор существует «небо» в Преображенской церкви села Турчасово, написанное им вместе с сыном Павлом в 1833-1834 гг. Оно сохранилось в аварийном и фрагментарном состоянии, холсты разорваны.

В собрании Архангельского музея изобразительных искусств хранятся иконы из Тихманьгского прихода, упомянутого Г.Ф.Максимовым среди тех мест, где он работал. Действительно, иконы деисусного чина имеют характерные черты творчества мастеров артели И.И.Богданова-Карбатовского: контур одежд очерчен двойной белильной линией, в нижней части - традиционный пейзаж с холмами и однообразным рядом елочек.

Последней работой иконописца был праотеческий ряд Преображенской церкви села Турчасово, который его сын Павел завершал уже после смерти отца.

 

МАКСИМОВ Павел Григорьев (1800—после 1855)

Крестьянин деревни Екимовской (Якимовской) Мондинского прихода Нижнемудьюжской волости Онежского уезда. На основании метрических и переписных книг удалось установить даты жизни иконописца. Он был сыном онежского иконописца Г.Ф.Максимова, отцом иконописца А.П.Максимова.

Длительное время, в 1810-1830-е гг., вместе с отцом был «в разъездах», занимался иконописанием в Онежском, Каргопольском, Шенкурском, Вытегорском уездах. Затем вновь вернулся на постоянное жительство домой.

В 1827 г. работал в Крестном монастыре...

12 марта 1830 г. Павел Максимов с отцом заключили договор на роспись стен и потолка Преображенской церкви Турчасовского прихода Онежского уезда. Эта работа затянулась до 1834 г. Тогда же мастерами был написан новый, праотеческий, ряд иконостаса Преображенской церкви.

После смерти отца в 1833 г. иконописец работает один. В 1837 г. П.Г.Максимов, будучи в ту пору крестьянином деревни Якимовской Грихновского общества Чижиковской волости Онежского уезда, «учинил договор» с Тамицким приходом того же уезда, обязавшись «в новопостроенную церковь Сретения Господня написать иконы».

В 1840 г. Павел Максимов находился в Пертоминском монастыре «для поновления икон».

 В том же году написал икону Спасителя «с благословляющею раскольническою рукою во вновь устроенную церковь в Таминском приходе» Онежского уезда". В результате в 1841 г. последовал указ Архангельской духовной консистории «строго воспретить» П.Г.Максимову, «дабы он ни под каким видом без основательного позволения и свидетельств не смог заниматься работою икон». За ним было предписано следить священникам. Русский Север в XVIII-XIX вв. находился под сильным влиянием старообрядцев. Много икон требовалось в старообрядческие домашние молельни и часовни. В XIX в. в Архангельскую губернию в большом количестве поступали старообрядческие иконы из других регионов России. Их продавали на многочисленных северных ярмарках, привозили крестьяне, уходившие на отхожий промысел в Центральную Россию. Письменные источники утверждают, что самый большой поток икон шел из Владимирской губернии, где были известные иконописные села: Палех, Холуй и Мстера.

Северные иконописцы тоже работали по заказам старообрядческих семей, но делалось это, повидимому, тайно, поскольку местные мастера находились под постоянным контролем епархии, в поле зрения священников, благочинных. Они не рисковали открыто выполнять заказы старообрядцев.

В первой половине XIX в. ужесточился контроль за качеством иконописания. Указы Синода и Архангельской духовной консистории предписывали священникам следить за тем, чтобы иконописцы имели соответствующие свидетельства на право иконописания. В этой сложной ситуации из-за заказа прихожан Тамицкого прихода иконописец П.Г.Максимов попал в опалу. После судебного рассмотрения и распоряжения консистории местным духовным лицам было поручено «над ним неослабное смотрение». Иконописец через несколько лет возобновил работу и обязался писать иконы «правильным и прочным образом, подражая прежнему написанию»...
П.Г.Максимов. Воскресение Христово.
Первая пол. XIX в.  Арх. музей ИЗО
Как видно из документов, иконописец много работал помимо Онежского в других уездах Архангельской, Олонецкой и Вологодской губерний. Со своим отцом он составил семейную иконописную артель. Подписные иконы мастера неизвестны. Поэтому отправной точкой в определении его стилистической манеры может служить роспись «неба» и стен Преображенской церкви села Турчасово. Она была выполнена в 1833-1834 гг. на холстах большого размера и сохранилась во фрагментарном состоянии. Это время было периодом творческого расцвета иконописца. Он вместе с отцом получает много заказов...

П.Г.Максимов выборочно заимствует иконописные образцы из наследия артели И.И.Богданова-Карбатовского. В отличие от Григория Максимова, его сын Павел работал в новых, более упрощенных технологиях иконописи, свойственных XIX в. Он использовал доски без ковчегов. Грунт на его иконах или отсутствует, или он очень тонкий, клеевой, нанесен кистью и имеет желтовато-коричневый оттенок. Мастер любил масляные краски, иногда смешивал их с темперой. Лики писал плотными, пастозными мазками, активно используя масляные белила. Доличное письмо, наоборот, выполнено прозрачными лессировками...

Складки одежд графичные, они лишь фиксируют объем, но не передают движение фигур. Лики округлые, что подчеркнуто характерным «двойным» подбородком. На голове всегда густые волосы, детально прописанные белильными мазками, отчего создается впечатление седины.

Иконописец предпочитает схематичные пейзажи - горки, облака. Правда, иногда второстепенные детали достаточно натуралистичны. К примеру, на иконе «Воскресение Христово» из собрания Архангельского музея изобразительных искусств на вратах ада изображены традиционные для Севера элементы дверной арматуры - кованые металлические личины, жиковины. Таким своеобразным способом иконописец ведет изобразительную летопись своего края.

Орнаменты на иконах П.Максимова немногочисленны и довольно однообразны, встречаются преимущественно на одеждах. Надписи выполнены красивым каллиграфическим почерком.

Анализируя сохранившиеся иконы, можно сделать вывод, что вышеупомянутое распоряжение Архангельской духовной консистории имеет под собой основу. На иконах Павла Максимова действительно встречаются атрибуты, свойственные старообрядческим иконам, в частности нарочито утрированное двуперстие. Таким образом, заказ Тамицкого прихода о написании иконы «с благословляющею раскольническою рукою» был, судя по всему, не единственный.

 

МАКСИМОВ Алексей Павлов (до 18З5 - 1887)

Крестьянин Мондинского прихода Онежского уезда. Сын иконописца П.Г.Максимова, внук иконописца Г.Ф.Максимова. Мать иконописца звали Ириной Ивановой, в семье было еще трое детей: Иоанн, Татьяна и Василий. У Павла Максимова в 1835 г. родился сын Василий, а «восприемником был сын его Алексий». Так условно была определена дата рождения иконописца А.П.Максимова.

В 1855 г. Алексей Максимов работал по соглашению в Крестном монастыре - поновлял иконы. В 1850-1860-е гг. работал в Вознесенской церкви деревни Пияла Онежского уезда...

Работал в Никольской церкви Малошуйского прихода Онежского уезда, на что указывает описание церкви, сделанное в 1887 г.: «Все иконы в иконостасе очищены от пыли и покрыты олифою в 1865 г. живописцем крестьянином Алексеем Максимовым, ныне умершим при позолотке им иконостаса»

Подписных икон нет, но А.П.Максимов был единственным преемником знаменитой некогда артели И.И.Богданова-Карбатовского.

...Кроме того, мы знаем из письменных источников, что «рука поновителя» сохранившихся икон из Пиялы и Малошуйки принадлежит также А.П.Максимову.

А.П.Максимов.
Богоматерь с младенцем.
1860-е гг. д.Воймозеро

Итак, его творчеству можно отнести иконы «Богоматерь», «Вседержитель» и «Тайная вечеря», написанные в 1864 г. для иконостаса церкви Параскевы Пятницы деревни Воймозеро. Им же были выполнены в 1860-е гг. верхние ряды (деисусный и пророческий) иконостаса церкви Тихвинской иконы Богоматери деревни Верхняя Мудьюга, а также датированная икона 1867 г. «Антоний Римлянин» из Сырьи и другие.

От Карбатовских остались хорошие прориси, умение грамотно построить композицию, сделать ее четкой и хорошо читаемой за счет ярких контуров. Обратим внимание на двойную белильную кайму, которая появляется на иконах из Воймозера, а также на подробные тексты свитков и книг, сопровождающие изображения святых. Иконы написаны без грунта в технике масляной живописи. Живописный слой тонкий, почти прозрачный. Иногда под ним просматривается структура дерева.

Художник не избежал веяний своего времени. Поздний классицизм сказался на характере светотеневой моделировки ликов, в тяготении к сложным драпировкам. В его творчестве появляется «светскость», «картинная» трактовка сюжетов. И все же он не перешел к тяжелой пастозной масляной живописи икон, свойственной этому времени; он был самым последним иконописцем на Онеге, кто пытался следовать образцам средневековой иконописи.

(начало главы III - здесь).


Примечания:
1. Глава III из монографии Т.М.Кольцовой "Иконы Северного Поонежья", М., Сев. Паломник, 2005.
2. Полный текст главы - здесь.
3. Иллюстрации - из книги Т.М.Кольцовой.