Т.М. Кольцова,
доктор искусствоведения,
зав. отделом древнерусского искусства ГМО "Художественная культура Русского Севера", заслуженный работник культуры РФ

ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ КЕНОЗЕРЬЯ:
экспедиция 1962 года

Для многих музейных работников Энгелина Сергеевна Смирнова стала символом изучения древнерусского наследия, олицетворением профессионализма и глубоких знаний, а также помощником и другом. Блестящий ученый, воспитавший множество учеников и последователей и сформировавший исследовательскую школу. Активный собиратель памятников древнерусского искусства. Участник и руководитель нескольких научно-исследовательских экспедиций по Северу России, организованных Государственным Русским музеем в 1960-е гг. Эта сфера ее деятельности менее известна, но она зафиксирована в документах и фотографиях. Сейчас мы относимся к экспедиционным отчетам как к важнейшим письменным источникам. В свое время они позволили скомплектовать коллекции Архангельского областного музея изобразительных искусств, Шенкурского краеведческого музея.

Каждый год Э.С.Смирнова систематически обследовала новый значительный район Русского Севера. В 1962 г. объехала побережье Белого моря, затем Пинежский, Холмогорский и Плесецкий районы Архангельской области. В 1964 г. - обследованы Приморский и Шенкурский районы Архангельской области, а на следующий год - Приморский и Верхнетоемский районы.

Ниже предлагаем  фрагмент отчета Архангельской экспедиции Государственного Русского музея, подготовленный Э.С.Смирновой, обследовавшей Приозерный район Архангельской области в 1962 г.

Специалистов в области древнерусского искусства на Севере тогда не было. В экспедиционном отчете Э.С.Смирновой большинство памятников получили первую профессиональную атрибуцию. Это был предварительный анализ, но ведь надо было кому-то брать на себя ответственность за их дальнейшую судьбу.

Экспедиции - прекрасная профессиональная школа. Начало 1960-х гг. - время, когда еще не началось массовое вымирание северных деревень. Оно предшествовало паломничеству на Север огромного числа туристов и не всегда добродетельных собирателей. Это было время, когда надо было вырабатывать политику по отношению к тем ценностям, которые оказались в заброшенных церквах и часовнях. Их было еще много и казалось, что есть возможность сохранить на месте, не разрушать иконостасов. К тому времени на всю Архангельскую область не набиралось и двадцати официально действующих охраняемых храмов. Более стойкими, но малодоступными для исследователей, оказались старообрядческие моленные и часовни, подчас скрываемые жителями.

Казалось так будет всегда. Посему перед экспедициями ставилась задача выявить и зафиксировать наиболее древние и, соответственно, более ценные памятники. Однако, пройдет два-три года и на Север буквально «хлынут» собиратели древностей. Музейные работники будут вынуждены «наперегонки» с ними спасать храмы от грабежа и разорения.

Грамотные реконструкции интерьеров храмов требуют привлечения письменных и изобразительных источников. Неоценимую помощь в этом оказывают экспедиционные отчеты, документы, описи, рекомендации, составленные Э.С.Смирновой.

АРХАНГЕЛЬСКАЯ   ЭКСПЕДИЦИЯ 1962 г.

Отчет об экспедиции Государственного Русского музея по обследованиь и учету произведений древнерусского искусства на территории Архангельской области 24 июля - 31 августа 1962 г.

Состав экспедиции:
старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея Э.С.СМИРНОВА;
член Ленинградского Союза художников, председатель комиссии охр памятников ЛССХ'а Е.Д. МАЛЬЦЕВ.

Экспедиция была организована в связи с приказами Министра культ СССР № 269 от 8 июня 1962 г. и Министра культуры РСФСР № 107 12 декабря 1961 г., а также распоряжением Министерства культуры РСФСР  5 мая 1962 г.

Архангельская область в советское время неоднократно привлекала внимание специалистов в области древнерусской живописи, однако полностью не обследована до сих пор. В 1921 г. здесь была экспедиция Центральных Государственных Реставрационных мастерских (И.Э.Грабарь, Н.Н.Померанцев, А.И.Анисимов,  П.И.Юкин), обследовавшие нижнее и среднее течение Двины.
В 1958-1969 гг. область посещали экспедиции ГЦХРМ и Гос. Эрмитажа {Каргопольский и части Приозерного районов, некоторые участки по течению Двины и Онеги). В 1961 г.  экспедиция Государственной Третьяковской галереи обследовала пункты вдоль р.Онеги. Дневники этих экспедиций и учетные списки не оставлены в органах культуры Архангельской области.

МАРШРУТ ЭКСПЕДИЦИИ охватил некоторые наименее обследованные участки Архангельской области, а также отдельные пункты, посещение которых диктовалось сведениями об аварийном состоянии архитектурных сооружений и находящихся в них произведений искусства.

Работа экспедиции протекала в тесном контакте с Управлением культуры Архангельского облисполкома (начальник Управления М.И.Ноговицына) Архангельскими специальными архитектурно-реставрационными мастерскими (начальник Б.И.Соколов, главный архитектор В.А.Лапин), художественным и  краеведческим музеями, а также местными советскими органами.

Экспедицией были обследованы части Приозерного, Каргопольского, (Северодвинского, Холмогорского, Приморского, Пинежского районов_
Всего было обследовано:         50 населенных пунктов, 63 культовых сооружений.

Выявлено и учтено с передачей охранных списков Управлению культуры Архангельского облисполкома - 572 произведений древнерусской живописи. Направлено в Архангельский музей - 9 произведений,
в Государственный Русский музей - 7 произведений.

ПРИОЗЕРНЫЙ РАЙОН
Поселения, расположенный на территории современного Приозерного района, известны в русских письменных источниках с глубокой древности. Нахо
дящиеся в западной части района Почеозеро, Кенозеро, река Кена являлись звеньями древнего пути новгородцев к Белому морю, проходившего из Онежского озера к реке Онеге. Уже в XV в. у истока реки Кены из Кенозера был основан Пахомиев-Кенский монастырь.

Южная часть Приозерного района (б. Ошевенский монастырь, Лекшмозеро и окрестные деревни) была обследована ГЦХРМ в 1959 г. Остальная же территория была изучена историками деревянного зодчества, но осталась не обследованной специалистами в области древнерусской живописи.

Экспедицией Русского музея в Приозерном р-не были изучены: Почеозеро, Кенозеро, р. Кена. Как показало обследование, на этой территории не сохранилось памятников XV-XVI вв. Культовые сооружения, расположенные здесь, подверглись существенной переделке в XVII-XVIII вв., однако хранящиеся здесь произведения
древнерусского искусства представляют большой интерес в историко-художественном отношении, хотя и относятся к более позднему периоду.

1. Почеозерский погост. Никольская церковь. 1777 г. (Церковь Происхождения Честных Древ Христовых, церковь Обретения Главы Иоанна Предтечи)*.

Здание находится под государственной охраной. Состояние здания аварийное. Кровля протекает во многих местах, оконные стекла вбиты. Шатер колокольни рухнул. Живопись иконостаса - поздняя.

Из хранящихся внутри здания произведений представляет интерес лишь напрестольное Евангелие 1776 г., с гравированными заставкими и концовками.

2. Часовня Кирика и Улиты, на Почеозере.

У кладбища, близ д. Филипповской. Здание клетского типа, XIX в. Иконы поздние. На кладбище сохранились медные литые образки XVIIi-XIX вв.

3. д. Наволок, на Почезере. Часовня Тихвинской Богоматери.
Здание полуразрушено. Икон нет.

4. д. Вершинина на Кенозере. Никольская часовня XVIII-XIX вв. Здание хорошей сохранности. Внутри несколько ценных икон XVII-XVIII вв.

Деревня Вершинина ранее являлась центром большого округа - погоста. Однако  находящиеся здесь погостские церкви - поздние, используются под клуб и сельсовет. Древних икон не сохранилось.

5. д. Шишкина, на Кенозере. Часовня Иоанна Богослова, клетская.
Внутри - лишь одна икона, с изображениеv   Иоанна Богослова, XVIII-XIX вв.

6. д. Гора, (д. Горы) на Кенозере. Часовня в роще.
Была разрушена и недавно выстроена вновь (в 1954 г.). Иконы поздние (Часовня Тихвинской Божией Матери)*

7. д. Свиное, (д. Осташевская) на Кенозере.

А) Часовня Ильи Пророка и Параскевы Пятницы. Иконы поздние. Б) Часовня Макария Желтоводского, на горе в роще, по дороге в Усть-Почу.  Иконы поздние.

8. д. Челма, на Кенозере. Часовня. Иконы поздние. (Часовня Козьмы и Демиана)*

9. д. Карпова, на Кенозере. Часовня Успения. Была разобрана, снова восстановлена, иконы поздние. Часовня прп. Пахомия Кенского)*

10. д. Немятая, на Кенозере.

А) Часовня Трехсвятская. Иконы поздние.

Б) Часовня Кирика и Улиты в роще. Разрушена.

11.д. Екимова, на Кенозере. Часовня Воздвиженская. Используется под склад. Иконы поздние. (Часовня во имя Преображения Господня)*

12. д. Захарова, на Кенозере. Была Преображенская часовня. Ныне разобрана (Часовня во имя Воздвижения Креста Господня)*

13. д.  Минина, на Кенозере.

А) Часовня Казанской Богоматери. Иконостас XIX в.

Б) Часовня «Егория Храброго». Иконостас сборный, иконы поздние.

14. д. Тыр-Наволок, на Кенозере.

А) Часовня у Пудожского тракта при входе в деревню, в роще. В ней резной деревянный крест XVIII-XIX вв. с изображением Голгофы. Высота около 2 м  Иконы поздние.

Б) Часовня Илиодора, XIX в. Используется под склад. Иконы поздние (Часовня св. Феодория)*

15. д. Городское, на Кенозере. Часовня Дмитрия Солунского. Полуразрушена.

16. д. Бухалова, на Кенозере. Часовня Николы.
Есть иконы XVII—XVIII вв.

17. д. Тамбич-Лахта, на Кенозере. Часовня 1883 г. (дата над входом). Иконы поздние. На шитых полотен стилизованные изображения человеческих фигур (без орнамента), выполненные в память об исцелении от болезни. (Часовня во имя Рождества Богоматери)*

18. д. Бор, на Кенозере. Часовня  Александра Свирского и Александра Невского. Ремонтирована в 1902 г. (надпись с датой). Иконы поздние. На шитых полотенцах - стилизованные изображения человеческих фигур (без орнамента), выполненные в память об исцелении от болезни.

19. д. Тарасова, на Кенозере. Часовня Афанасия и Кирилла Александрийских. Иконы поздние.

20. Часовня небольшая, клетская. Иконы поздние.  (Часовня св. Анастасии)*.

21. д. Тырышкина, на Кенозере. Часовня Пятницкая, в роще. Иконы поздние.
Из утвари интересен резной деревянный ящик с геометрическим орнаментом (розетки, солярные знаки). Резьба трехгранно-выемчатая. Размер ок. 100 х 50 х 50 .

22. д. Горбачиха, на Кенозере.

А) Часовня Иоанна Предтечи, в деревне. Иконы поздние. Б) Часовня Николы в роще, близ тракта на д. Поржинское. 1863 г. (дата над входом). Иконы поздние.

23. д. Видягино, на Кенозере. Церковь Андрея Первозванного.
Полуразрушена. Здание не представляет интереса в архитектурном отношении. Иконы поздние. (Церковь Ильи Пророка)* Была часовня Ильи, разрушена. (Часовня Андрея Первозванного)*

24. д. Зехново, на Кенозере. Часовня Иоанна Богослова. Среди поздних малохудожественных икон инте­ресна икона с изображением Сошествия во ад,

25. д. Спицына на Кенозере. Часовня в позднем амбаре. Иконы поздние. (Часовня св. Георгия)*

26. д. Ряпусово, на Кенозере. Деревянная церковь XIX в., используется под клуб. (Церковь Сретения Господня)*

27. д. Телицына, на Кенозере. Часовня Вознесенская. Иконы поздние.

28. д. Глущево, на Кенозере. Часовня, иконы поздние.
(Часовня во имя Собора Пресвятой Богородицы
)*

ПРИМЕЧАНИЕ В связи с ветреной погодой на Кенозере не были обследованы 3 часовни - в дд. Поромское, Мамоново, Усть-Поча.

29. Пятницкая церковь. Существующее здание XIX в., каменное. Используется под склад. Иконостас XIX-XX вв. В алтаре оказалось несколько древних икон, направленных экспедицией в адрес Архангельского музея.

30. д. Наволок на р. Чурьеге. Никольская часовня на горе Грузилихе. Много древних икон.

31. д. Овчин-конец, на р. Кене. Часовня Макария.
Опубликована в ст. С. Забелло о Каргопольской экспедиции. Здание разрушается. Иконостас XVIII в., живопись наполов утрачена.

32. д. Округа, на р. Кене. Часовня Ильи Пророка. Имеются древние иконы.

В деревне есть старообрядческая община. В моленной общины - иконы XVII- XVIII вв., старопечатные книги XVII в.

33. д. Враниковская, на р. Кене.

А) Часовня Иоанна Богослова. Иконы поздние. Б) Часовня в лесу, Никольская, иконы поздние.

34. с. Конево (центр Приозерного района). Часовня XVIII в. используется под склад медикаментов. Сохранилась живопись «неба», малохудожественная, XIX в. (Часовня Александра Невского)*

35. д. Авдотьино (на р. Онеге, против с. Конево). Часовня Макария Желтоводского. Помещается склад зерна. Иконы поздние.

По сведениям местных органов, деревянные церкви в дд. Задняя Дуброва («Часовенская») и Бережная Дубрава не сохранили интерьеров, поэтому не  были обследованы экспедицией.



Примечания:
1. Из сборника "Культурное и природное наследие Европейского Севера". Архангельск, ПГУ, 2009.
2.
Часовни №№29-35 перечня не находятся на территории Кенозерского национального парка.
3. * Названия часовен в скобках - поздние уточнения.
4. С небольшими сокращениями.
5. Библиография опущена.

6. Список  произведений древнерусского искусства, выявленных экспедицией, в нашей публикации опущен.