Т.М.Кольцова
 
ЦЕРКВИ  и АНСАМБЛИ СЕВЕРНОГО ПООНЕЖЬЯ
(фрагменты книги "Иконы Северного Поонежья")

СЕЛО ЧЕКУЕВО

АНСАМБЛЬ ЦЕРКВЕЙ

Ансамбль церквей села Чекуево.
Фото В.В.Плотникова. Нач. XX в.

Село Чекуево (Чекуевская, Чекавская, Чековка) расположено на острове, омываемом двумя рукавами реки Онеги. Чекуевский приход был одним из древнейших на Онеге. Первоначально он назывался Спасским Конецостровским. Аетописные свидетельства ведут его историю от XIV в. По писцовым книгам 1620-1621 гг., в приходе было две церкви - Преображенская и Успенская. Первые храмы сгорели в 1645 г., но уже через два года вновь были отстроены.

Деревянная Преображенская церковь 1687 г. села Чекуево была одним из древнейших памятников Русского Севера и сохранялась до 1960-х годов, но в 1968-1969 гг. разобрана. Убранство этого храма было отмечено в метриках 1887 г., составленных Императорской археологической комиссией. Сохранились дореволюционные фотографии иконостаса и царских врат Преображенского храма. Иконостас отличался высокохудожественной барочной резьбой, выполненной в XVIII в. Царские врата сложной формы, завершались «ползучей аркой». Им соответствовала выемка трехлопастной формы на сени. Аналогичные царские врата происходят из Входоиерусалимской церкви деревни Верхняя Мудьюга, церкви Иоанна Богослова в селе Ошевенском. Похоже, что они были выполнены одной бригадой резчиков, работавшей на реке Онеге во второй половине XVIII - начале XIX в.

Среди уникальных памятников Чекуевского комплекса стоит выделить сохранившийся портал конца XVII в. (царские двери, сень, столбики царских врат), вывезенный П.Д.Барановским в 1931 г. в Государственный исторический музей. В настоящее время он хранится в собрании Государственного музея-заповедника «Коломенское». Портал происходит из Никольского придела (1779) Сретенской церкви (1677). Он был перенесен туда лишь при создании придельного храма и включен во вновь устроенный иконостас, который был написан иконописцами артели И.И.Богданова-Карбатовского. К сожалению, от творчества известной артели в селе Чекуево сохранилась только хоругвь конца XVIII в.

В «Коломенском» хранятся сень, коруна, пилоны и кронштейн. Вместе с вратами они составляют глубокий перспективный портал. Такие порталы были широко распространены в русских иконостасах середины — второй половины XVII в. Т.В.Левина считает, что царские врата выполнены в технике пропильной резьбы, с последующими дорезками. Особого внимания заслуживает рассмотрение живописи в клеймах царских врат. Иконография традиционна для данного типа памятника. Вверху, на створах врат, — «Архангел Гавриил» и «Богоматерь », составляющие композицию «Благовещение» (живопись второй половины XVIII в.). В круглых клеймах четыре евангелиста (живопись конца XVII в.), на сени — Саваоф.