Музейная экспозиция «Мастерская древодела», открытая в августе 2007 г.,
расположена в старинном амбаре. Она знакомит посетителей с одним из
древнейших ремесел - плотницким делом.
Здание амбара было
отреставрировано плотниками Кенозерского национального парка.
Работы по
приспособлению здания под музейную экспозицию проведены таким образом,
что знакомство с ремеслом древоделов начинается еще до входа в музей,
ведь многие традиционные строительные элементы представлены в самой
конструкции здания - охлупень, курицы, потоки, причелины, крыльцо.
Плотницкое искусство получило на Кенозере достаточно широкое
распространение и достигло значительной степени развития. Удивительные и
разнообразные по форме и архитектурным решениям храмы, крестьянские
дома, многочисленные хозяйственные постройки - все выполнено руками
местных мастеров.
Еще до начала всех работ хозяин-мастер выбирал место для строительства.
Это был очень важный момент, в котором зачастую решающую роль играли
опыт и мудрость предков. Считали, что нельзя ставить дом там, где
проходили дороги, - их связывали с нечистой силой. Не возводили дом там,
где была баня или стоял сожженный молнией или брошенный хозяевами из-за
болезней, эпидемий, стихийных бедствий дом. Избегали тех мест, где
погибал или был убит человек, где ссорились муж и жена, где не было
детей.
Большой цикл плотницких и столярных работ в строительстве любого
сооружения включал в себя множество этапов, первым из которых и весьма
важным был процесс выбора древесины, ведь это основной материал в работе
древодела. От выбора «правильного» дерева зависела и легкость обработки,
и долговечность постройки, а порой и жизнь хозяев. Недаром сосна и
лиственница считались лучшими, а вот деревья из «святых» рощ, старые,
больные и «буйные» были «запрещенными». В народе считали, что
такое дерево, попавшее в сруб, принесет немало бед хозяевам.
В «Мастерской древодела» представлено многое из того, чем окружал себя
настоящий мастер - инструменты, рабочие приспособления, материалы.
Дома в старину не просто строили, а рубили без пилы и гвоздей. Пиленые
бревна и доски легче впитывают влагу, чем рубленые и тесаные. Пиленые
бревна трескаются и быстро разрушаются, а от удара топором древесные
волокна уплотняются и не подвергаются действию ветра или влаги.
На каждом этапе плотницких работ применялись определенные инструменты.
В каких случаях пользовались плотницким топором, лучковой пилой,
долотом? Для чего служит скобель, тесло? Ответы на этот и многие другие
вопросы можно найти в экспозиции.
В древности возведению стен предшествовал обряд принесения «строительной
жертвы», в более позднее время его сменило закладывание под окладные
венцы нескольких предметов: ладана - для святости, овечьей шерсти - для
тепла, монет - для богатства. Старожилы вспоминают, что нередко под один
из углов дома клали мешочек с деньгами, которых было ровно столько,
чтобы в случае пожара, например, хватило на возведение стен и укладку
крыши нового дома.
Существует более десятка разнообразных видов рубки стен, которые
использовались в зависимости от климатических условий, назначения
постройки и других факторов. В экспозиции представлены наиболее древние
и распространенные виды: «в чашу», «в охряпку», «в лапу» и традиционный
для Кенозерья - «в чашу с противопазом».
При рубке «в чашу», или «в обло», то есть округло, бревна соединялись
так, что концы их выступали наружу, за пределы сруба, образуя небольшой
остаток. Выступающие концы хорошо предохраняли углы от промерзания. В
народе считали, что такие углы оберегают от отрицательной энергии.
Свое название этот способ получил от того, что для скрепления бревен делались
углубления - «чаши».
Другой распространенный вид рубки - «в лапу» - без
остатка, давал возможность увеличить горизонтальные размеры сруба, а
вместе с ними и площадь избы. (на правом фото - на заднем плане).
Рубка «в лапу» более сложна в исполнении, требовала высокой квалификации
плотника, а потому обходилась дороже.
Каждый плотник обладал огромным количеством секретов мастерства,
передававшихся из поколение в поколение. В экспозиции амбара
представлена оригинальная «Книга Мудрости», в которой собраны
профессиональные тайны кенозерских древоделов.
Примечания:
1. Текст из
буклета КНП "Музейная экспозиция "Мастерская древодела".
2. Фотографии - из буклета и архива сайта.