Оригинальный адрес документа: http://arhpress.ru/sevrab/2007/7/26/16.shtml

Северный рабочий
26 июля 2007 (№ 119)

Галина ЧАРУПА
Родина Ивана, помнящего родство

Скольким знакомым ни говорила, что собираюсь в Кенозерский национальный парк (это на юго-западе Архангельской области, на самой границе с Карелией), меня каждый раз переспрашивали:

- А что, у нас в области есть национальный парк?

- А где это? И что такое национальный парк?

Кенозерский экватор

На эмблеме Кенозерского национального парка - стилизованные изображения деревянной часовни, зелёной ели и синих волн. Что отражает специфику этой немаленькой территории (почти 140 тыс. га), где сосредоточены уникальные природные богатства и более 150 памятников истории и культуры. Здесь проходит так называемый Кенозерский экватор - водораздел бассейнов Белого и Балтийского морей (а значит, Ледовитого и Атлантического океанов) и граница Балтийского кристаллического щита и Русской платформы. Система озёр в середине парка с живописными мысами и островами - невероятные по красоте места, хранящие тайны веков.

Что такое национальный парк? Как и заповедник, это охраняемая природная территория. И там, и там ведутся научные исследования и эколого- просветительская работа. Но национальные парки, в отличие от заповедников (куда доступ запрещён или сильно ограничен), предполагают ещё и организацию разных форм отдыха на природе.

Кенозерский национальный парк образован в 1991 году; находится в ведении Министерства природных ресурсов РФ. Здесь есть что сохранять - многое из того, что навсегда утрачено в других регионах России.

Дерево-символ

Кенозерский национальный парк занимает территории и в Плесецком, и в Каргопольском районах.

Не зря пишут в путеводителях, что прогулка по парку - это "путешествие в мир природы и духовности". В визит-центре деревни Вершинине (центр Плесецкого сектора) гостям первым делом показывают дерево со сплетёнными ветками - оно символизирует переплетение языческих и православных традиций. И правда, на территории парка 11 церквей и колоколен, 39 деревянных часовен - и в то же время более 40 "святых" рощ, которым местное население поклонялось со времён язычества.

В визит-центре есть интересные стенды и экспозиции, конференц-зал и комната для семинаров, каминный зал, планируется открыть интерактивную композицию "Иконописная мастерская" (и уже открылась "Гончарная мастерская" в помещении объекта "Рухлядный амбар"), киоск сувениров.

Мастера

В деревне Поча можно побывать в "Доме мастера", в Усть-Поче - в "Доме народных ремёсел". Мартера Кенозерья издавна делали и обыденные, нужные для жизни вещи, которые встретишь во многих регионах с некоторыми вариациями (бочки-кадушки, посуду, короба и пр.). Но есть здесь и нечто характерное только для этой местности. Например, корзинки из лыка: их делают во многих районах, но мастер из Кенозерья придумал их расписывать масляной краской - радуют они глаз разноцветными квадратиками, пользуются спросом у туристов. А вот витушки, которые пекли раньше на день 40 мучеников: из пресного ржаного теста всей семьёй катали длинные-предлинные колбаски, выкладывали их на противни плоскими спиралями, завитушками, рыбами, зверями.

Когда в парк приезжают детские группы, с ними проводят интерактивные занятия: дети (иногда вместе с родителями) пекут витушки, ловят рыбу неводом, ткут половики... Впечатления на всю жизнь!

Детская непосредственность

Каждый год работает летний детский экологический лагерь Кенозерья. Со всей России приезжают группы детей и подростков.

Экскурсовод Татьяна Витальевна рассказывает:

- Провожу экскурсию и перед началом объясняю, как вести себя в национальном парке. "Дети, можно рвать цветы в рекреационной зоне?" - "Нельзя!" - "А что надо сделать, если увидишь редкий красивый цветок венерин башмачок?" - "Сорвать!". Вот она, детская непосредственность. Приезжала продвинутая группа подростков: изучают традиции, знают всех ангелов-архангелов. А элементарного не знают: что нельзя препираться с родителями, прыгать я. скакать в столовой, сморкаться (да ещё громко) в церкви, часовне...

Ну, в конце концов, они сюда и приезжают, чтобы образовываться. И взрослые, бывает, ведут себя не лучше детей. Но как расскажешь, что говорят старожилы (а они приводят массу случаев, когда за нарушение правил, запретов следовало наказание: председатель колхоза столкнул крест - лошади потерялись, хозяин поставил дом поветью к часовне - семья вымерла, взял что-то в "святой" роще - заболел), - они сразу притихнут. И уже на каждом шагу спрашивают: "А этот цветочек тоже в Красной книге? А шишечку можно потрогать?".

Небеса роскошные

Ах какие небеса с сонмом серафимов в Никольской часовне! Небеса - это купольное перекрытие храма, каждая грань которого расписана библейскими сюжетами. В Кенозерье самая большая в России коллекция небес. И каждая композиция - шедевр, поражающий воображение.

Что должно быть изображено, диктуется канонами, а манера у каждого художника своя. Иногда лицам святых художник придавал сходство с лицами односельчан (как в Никольской часовне). А вот выставленные в "Рухлядном амбаре" небеса из часовни деревни Немята - явно работа замечательного профессионала.

Грани небес отделяются друг от друга ярко-синими полосами. Это очень красиво. Да что я рассказываю - приезжайте, посмотрите сами!

Заветные пелены

Внутри Никольской часовни моё внимание привлекли не только небеса, но и множество платков и шалей, аккуратно развешенных на двух длинных жердях у дальней стены.

- Это заветные пелены, - объясняет Татьяна Витальевна. - Их приносили в "святые" рощи, это была своего рода жертва местному божеству. Потом тканые заветы стали оставлять у поклонных крестов и в часовнях. Такой обычай, характерный для Кенозерья, - как раз яркая иллюстрация того, как переплелись со временем языческие и православные традиции.

- Почему именно платки?

- Сначала это были белые пелены с нашитым крестом, позже - платки. Женщина вместе с ним приносит сюда свою проблему и даёт обет.

Мне вспомнились деревья у источника в Куртяеве. Люди вместе с тряпочкой надеются оставить у святого источника свою боль. Но вряд ли те, кто это делает, дают обет, как кенозерские жители, сделать доброе дело - ведь, прося Бога о милости, человек должен и сам душой потрудиться. И уж совсем странный вид приобрела эта традиция в Северодвинске: приезжает к стеле на въезде в город свадьба, повязывает на дерево тряпочки - на удачу в семейной жизни. А потом все пьют шампанское и... разбивают бутылки о якорь.

Лифтинг для памятника

Реставрировать Никольскую часовню помогали норвежцы - по технологии лиф-тинга. Здание подняли, нижние венцы заменили, а потом верхнюю часть поставили на место. Партнёров и спонсоров находит администрация Кенозерского национального парка, большая заслуга в этом его директора Елены Флегонтовны Шатковской. Мероприятия по сохранению исторического наследия включены и в целевую программу "Культура Русского Севера", например реставрация трёх часовен в деревнях Минино и Усть-Поча.

Этим летом в Кенозерье снова приезжали реставраторы. Весь июнь специалисты Всероссийского художественно-реставрационного научного центра им. И. Грабаря работали на территории Плесецкого сектора: укрепляли резной поклонный крест из деревни Тырнаволок, провели противоаварийные и профилактические работы. Благодаря сотрудничеству парка и центра им. И. Грабаря многие предметы спасены от гибели.

Герой из сказки

Кенозерье удивительно ещё и тем, что является центром бытования былинного народного творчества. Здесь записаны 83 былины!

А ещё здесь родился известный фольклорист Александр Иванович Нечаев. О масштабе его личности говорит хотя бы тот факт, что он общался с А. Луначарским, А. Фадеевым, М. Шолоховым, А.Н.Толстым.

Одним из героев многократно переизданных сказок в пересказе и обработке Нечаева является Иван Меньшой - разумом большой. Приехав в Вершинино на Иванов день, я случайно попала в вихрь несогласия парка и администрации Плесецкого района по поводу трактовки сущности этого персонажа.

Дураковина

На волне всеобщего поиска местными администрациями собственных брендов руководство района решило объявить Кенозерье родиной Ивана Дурака. Категорически против этой идеи руководство парка. И на Иванов день Плесецкая администрация проводит в Вершинино праздник. Раз персонаж дурак, то и праздник назвали соответственно - дураковина. Парк демонстративно отказывается участвовать в этом празднике, проводит в другое время свои собственные.

...Афиши зазывают: "Собирайся, народ, на диковину - Кенозерскую дураковину!.. Кенозерская дураковина - обалденная штуковина".

Идея назвать праздник дураковиной, на мой взгляд, спорная. О чём я и сказала представителю районного отдела культуры:

- Иван, который "разумом большой", - какой же он дурак? Да и слово "дураковина" меня несколько коробит.

- Нет, - возразил районный культуролог, - Иван Дурак - это персонаж, который знают все. И потом, он же на самом деле не дурак, а просто чудак, которого не понимают окружающие. А дураковина - это праздник, на который съезжаются со всей округи. Повод расслабиться, повеселиться.

Собственно, признаком Ивана Дурака на дураковине был лишь сам Иван Дурак на пару с женой Марьей (ростовые куклы), открывшие праздник. Потом был обыкновенный концерт с участием местных самодеятельных коллективов. Удачно вписались в общую картину группа "New Blues Band" из Архангельска и ВИА "Хорошее настроение" из Североонежска. Вокруг дощатой сцены - торговля, пивко, шашлыки.

Куда хочется вернуться

На прощанье гостям дарят ржаные кулебяки с лещом или щукой. Отправляемся домой - четыре часа по грунтовке до Плесецкой, оттуда в Архангельск на поезде.

Добираться до парка не очень удобно. Туристов здесь не мало, но и не много: администрация парка считает, что нельзя делать из охраняемой территории проходной двор.

Уезжая, думаю о том, что за два дня увидела ничтожную часть богатств и красот Кенозерского национального парка. Значит, есть повод возвращаться сюда снова и снова.