Н.А.Макаров
КЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(из книги «Земля Плесецкая. Годы, события, люди.
Архангельск. Правда Севера, 2002 г.)

Одновременно с новгородской колонизацией Севера шла монастырская. Во второй половине XV века "монастырская колонизация перешла из Белоозерского края, - писал известный русский историк В.О.Ключевский, - в бассейн реки Онеги. Неведомый инок Пахомий - отмечал далее В.О.Ключевский, - по Онеге продвинулся за Каргополь, поставив в 50 верстах от него к северу монастырь на реке Кене», притоке Онеги, на левом берегу, в четырех верстах от Кенозера.

Из челобитной настоятеля Пахомиевой Спасо-Преображенской Кенской мужской пустыни (пустынь — небольшой монастырь - Н.М.) Филарета царю в 1682 году мы узнаем, что Пахомий был не просто основателем, а и игуменом монастыря, имел церковный сан пресвитера, назывался чудотворцем и преподобным, то есть был причислен к лику святых и писался на иконах. Это видно и из описей Кенского монастыря 1755, 1765 и 1766 годов. В Большом Синодике Александро-Ошевенского монастыря Пахомий назван прямо священноигуменом.

Родился Пахомий в 1450 году. Был учеником преподобного Александра Ошевенского, после смерти которого вышел из Ошевенского монастыря. Уединился Пахомий на реке Кене близ Кенозера. Окрестные жители стали приходить к нему за советом и благословением, а ревнители иночества стали просить его принять их под свое руководство.
В 1508 году в Кенскую пустынь преподобного Пахомия поступил Андрей Никифорович, уроженец деревни Кехты Двинской волости. Пахомий сам взял тридцатилетнего Андрея под свое руководство. При постриге в мантию, Пахомий нарек его именем Антония Великого. Антоний, отличаясь большой силой, исполнял все тяжелые монастырские работы, особенно земляные. Когда его рукоположили в священнический сан, то, не оставляя этих работ, он взял на себя, по благословению Пахомия, и уход за больными старцами. Вскоре Пахомий благословил Антония, будущего основателя Антониево-Сийского монастыря, на отшельничество.

В центре монастыря стояли две церкви — холодная пятиглавая во имя Преображения Господня и теплая одноглавая во имя Чудотворца и Святителя Николая с колокольней, вокруг них располагались монашеские кельи. В конце XVII века была отстроена трехглавая церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Монастырь был огражден оградой. Над входными воротами была установлена икона престольного праздника обители.

В летописи за 1742 год неизвестный писатель приводил слова Пахомия о монастыре: «Скорбно место сие! Братия здесь непрестанно труждаются: одни копают землю, другие секут лес, иные возделывают нивы, никто не остается праздным...».

Скончался преподобный Пахомий Кенский 6 (19 по н.с.) января 1525 года. Память его празднуется Русской Православной церковью в первую субботу после Крещения Господня. В «Житии Пахомия Кенского» указывается, что преподобный в своей деятельности «был похож на Сергия Радонежского».

Уже при жизни Пахомия последовали в Кенскую обитель вклады... Кенские монахи устроили свое подворье, которое упоминалось еще в царской грамоте «О неимании со шти дворов монастырских стрелецких денег, 7190 (1682) году, декабря 15 дня»...

К середине XVI века Пахомиева пустынь стала набирать силу, приобретать новые, порой лучшие земли. В 1555 или 1556 году Кенской обителью была испрошена у царя Ивана IV жалованная несудимая грамота «на белые три обжие земли под монастырь и в Кенской волости». Это подтверждает и сошное письмо «Платежница Якова Сабурова и Ивана Кутузова с товарищи, лета 7164», то есть 1556 года: «На реке на Кене монастырь Пахомиева пустыня, а к монастырю [приписаны] 3 деревни без четверти деревни. А сошные пашни 3 обжи...».

Из вкладной книги Спасо-Преображенского Каргопольского монастыря, Строкиной пустыни мы узнаем, что при настоятеле Кенского монастыря Геннадии (в 1569 году) пустынь жила со средствами. Из той же вкладной книги мы узнаем, что в июне 1581 года «игумен Дионисий Кенского монастыря дал Спасу на колокольницу полтину денег, да в дом дал вкладом 5 рублев денег». Через 10 лет настоятель Пахомиевой пустыни Дионисий внес очередной вклад Спасо-Преображенскому Каргопольскому монастырю, что еще раз говорит о благополучии Кенской пустыни.

В 1584 году Кенскому монастырю была дана жалованная грамота царя Федора Ивановича.

В 1615 году, во времена «черного попа Иосифа», пустынь подверглась нашествию иноземных захватчиков.»... Приходили... в их монастырь польские и литовские люди.., и старцев и служек побили насмерть, и живот (имущество.- Н.М.) всякой пограбили... и разорили до конца. А осталось де их в монастыре только 7 старцев...». В апреле 1616 и в марте 1621 года монастырь был жалован грамотами царя Михаила Федоровича, подтвержденными царями Алексеем Михайловичем и Федором Алексеевичем в 1654 (на имя черного попа Исакия) и 1681 годах.

Из «Писцовой книги 1621—1622 годов» Ивана Воейкова и дьяка Третьяка Копнина мы узнаем, что владениями пустыни были «за рекою за Кеною, двор скоцкой (деревня Коровий двор. — Н.М.).
Да к монастырю же три четверти деревни Першлахты (в пяти километрах от монастыря. — Н.М.), а в ней двор монастырский... Да в деревне, около монастыря, за рекою пашня паханная 38 четвертей, да 76 четвертей сенокосных угодий».
По грамоте от 9 ноября 1682 года видно, что монастырь владел и соляной варницей аж в Пияльской волости Онежского уезда. Только по сведениям за 1735 год, имелось в соляном амбаре «Кенского монастыря у прикащика — монаха Иоакима 144 пуда» соли.
По грамоте 1682 года владениями Кенского монастыря были «в волости Нижнем Бору Троицкого прихода, половина деревни Самсоновской (возможно, Семеновской. — Н.М.), Заколодезная тож».
Пустынь владела также землями вдоль рек Кены, Чурьеги и Сондолы (впадает в реку Кену. — Н.М.), «на Стрелице.., да на Волове, да на Важке реке (впадает в Чурьегу. — Н.М.),1 да по реке Онеге, против Слузихи.., деревня Ивановская.., по реке Онеге, против Волковых до Куричинской заводи, да у Зуевых ляг... На Кене... волось Кенорецкая. В деревне Олеховской монастырский двор,., да деревня Захаринская».

Кроме всего, кенские монахи имели права на рыбную ловлю на лучших тонях реки Кены и Кенозера: «се тони владеют Кенского монастыря старцы».
Строитель Исакий, настоятель Кенской пустыни, известен еще по двум документам 1655 года: поручной «записи» крестьян Ловзангской волости Каргопольского уезда и челобитной о принятии на военную службу некоего Левка Михайлова.

26 февраля 1684 года жалованная грамота от имени Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича подтвердила все льготы и права Пахомиевой обители. Подписал грамоту «думный дьяк Емельян Игнатьев, сын Украинцев» (впоследствии известный русский дипломат, глава Посольского приказа в 1689—1699 гг. — Н.М.).

В 1676 году игуменом Кенского монастыря был Каллиник, а в 1678 во главе монастыря стоял старец Никифор. К сожалению, об их деятельности почти ничего не известно.
В 1681—1697 годах настоятелем пустыни был строитель Филарет. Филарет — это единственный из известных немногочисленных настоятелей Кенского монастыря как по своему продолжительному управлению обителью, так и по приобретению значительных земельных угодий и рыболовных тоней для монастыря. Филарет писал: «Кенская де пустыня стоит в диких лесах...».

Жалованная царская грамота от 15 января 1687 года подтвердила права Кенского монастыря на деревни: Олеховскую (ныне Корякина. — Н.М.) и Ивановскую — в Кенорецкой волости, Самсоновскую и Захарьевскую — в Троицкой волости.

В результате челобитной Филарета по царской грамоте Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича от 6 февраля 1691 года (подписана дьяком Прокопием Богдановичем Возницыным, впоследствии известным русским государственным деятелем, дипломатом. В 1697—1698 годах — один из официальных руководителей «Великого посольства» в Европу. В 1699 году заключил выгодное перемирие с Османской империей. В том же году - начальник Аптекарского приказа, - Н.М.). Пахомиева пустынь получила в оброчное содержание земли вверх по реке Кене, на Кенозере до Толстого наволока с землями вокруг Порженского озера, Поперечного ручья, Тиглинского озера, вокруг Лахты до Лось-камня на реке Кене, на левом берегу которой до речки Большой Важенец, а также земли вокруг озер Долгое, Солозерское и Вешко около Гужовской лахты, то есть на 40 верст выше Почозерской волости.

А по грамоте Петра I от 31 января 1697 года Спасо-Преображенская Кенская пустынь приобрела в оброчное содержание земельные угодья и рыболовные тони в Почеозерской волости по реке Токше, озерам Великое, Корзы, Токшеозеро и Щучье.

Одновременно рост владений Кенской пустыни шел за счет вкладов местных зажиточных крестьян. Так, монастырь получил в лето «7196 (1688) от Карпа же Брыкина сенные покосы, что, словеть пожня Новотеребья». В том же году 11 апреля в Кенорецкой волости крестьянин Елисей Агапитов Попов внес вклад монастырю сенокосы на Мироновом острове. Известный исследователь Пахомиевого Спасо-Преображенского Кенского монастыря Карп Андреевич Докучаев-Басков (1849—1916 гг.) приводил следующий архивный документ: в «7206 (1698) году сентября 8 дня Кенорецкой волости, деревни Соймусовой, от Карпа Еремеева, сына Брыкина с соседьми, да деревни Вранникова, от Моисея Петрова Щербакова с соседьми, сенные покосы на Кене реке, пониже монастыря, что на Ламском». В феврале 1700 года пустынь получила закладную на деревню Жаровскую в 350 рублей от крестьянина Никиты Яковлевича Шалухина.

Кенская обитель владела и многочисленными сенными покосами и в Кенорецкой волости, и под Каргополем, за рекой Онегой, напротив Чудотворной церкви Зосима и Савватия Соловецких, и по Ольской дороге, и по реке Онеге у озера Лача.

В условиях общерусского централизованного государства к середине XVIII века торговый путь через Поонежье почти полностью утратил свое значение. «И... Волочек ныне пуст, — писал Андрей Лихачев, — в гости той дорогой не ездят — ездят новой дорогою». И Пахомиева пустынь пришла в упадок.

В марте 1748 года при строителе иеромонахе Макарии, последнем настоятеле монастыря (умер в 1756 году), пустынь утратила свою самостоятельность и была приписана к Спасо-Каргопольскому монастырю. А в 1764 году Кенский  монастырь был упразднен. По описи 1766 года, в книгохранилище монастыря находилось около 100 книг. Это подтверждает, что пустыни были теми небольшими островками книжности и духовности средневекового Севера. Какова дальнейшая судьба «сие скорбного места»?

Весной 1800 года, на Троицу, монастырь погиб в результате пожара.

В 1804 году началось строительство на месте монастыря каменной церкви. В 1810 году был освящен первый придел — теплая церковь во имя Николая Чудотворца.
Лишь в 1841 году был освящен первый престол холодной церкви — во имя Рождества Богородицы. А через год-второй — во имя Преображения Господня.
В 1860 году священником прихода был Федор Иванович - Плотников.
В 1867 году к теплой церкви с южной стороны был устроен придел во имя преподобных Пахомия Кенского и его постриженника Антония Сийского на средства каргопольской купчихи И.Насоновой. На ее средства был заменен в 1868 году главный иконостас в этом храме. Над папертью пятикупольной холодной церкви находилась невысокая каменная колокольня с шестью колоколами (четыре зазвонных и два больших — 45 и 30 пудов), установленными на средства купца Ивана Насонова.

К сожалению, церкви не сохранились до наших дней. И не каждый местный житель сможет указать место этого монастыря, сыгравшего значительную роль на транзитном пути в Беломорье, в освоении русскими людьми Европейского Севера.

Другие статьи Н.А.Макарова - здесь

Перейти на страницу ГЕОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КЕНОЗЕРЬЯ.