Оригинальный адрес документа: http://www.pravdasevera.ru/print.html?article=28760
Правда Севера
7 июня 2007
Надежда ШИЛОВА
Загадки кенозерских монастырей
Пока противоборствующие стороны ломают копья вокруг темы развития туризма , а гадают на кофейной гуще: кто кому и за сколько «заказал» в СМИ очередную публикацию, есть в нашей области люди, которые просто работают. Среди лесов и болот, куда не загонишь технику, сотрудники Кенозерского национального парка собственными руками расчищают старинные дороги, ведущие к затерянным древним монастырям. В ближайшем будущем эти тропы станут уникальными маршрутами с элементами паломнического, экологического и даже (на отдельных участках) экстремального туризма. Однако невозможно разработать маршрут, не протопав самим, с тяжелым рюкзаком на плечах, несколько десятков километров. В конце мая в путь отправилась наша экспедиция, в составе которой были заместитель директора по науке Марина Мелютина, главный лесничий Александр Козыкин и старший научный сотрудник Кенозерского парка Дмитрий Федотов, а также архитектор из Северодвинска Наталья Варшавская вместе со своим верным помощником Ильей Барановым, старший научный сотрудник областного краеведческого музея Светлана Согрина и я, спецкор «ПС». Тропа пяти веков В Кенозерском национальном парке есть множество туристских троп, ведущих к старинным деревянным часовням, поклонным крестам и «святым рощам». Эти, безусловно, интересные маршруты сегодня отработаны сотрудниками парка до мелочей, огромное количество гостей ежегодно посещают их. Но, оказывается, есть особое, не известное широкому кругу, Кенозерье. Древняя монастырская тропа, по которой из деревни Морщихинской мы отправились к Макарьевской обители, существует, говорят, уже порядка 500 лет. В начале это - всего лишь тропинка, которая приводит к лесной дороге - изворотливой, петляющей, с крутыми спусками и подъемами. Неожиданно возникает болото (без хороших резиновых сапог делать там нечего), а затем вновь - твердая почва под ногами. Кажется, ни конца ни края нет у этой дороги. Легко заплутали бы мы, если бы вместе с нами в путь-дорогу не отправился главный лесничий парка Александр Козыкин. Быстро шагает лесничий - только успевай за ним! Но вдруг он остановился, замер... Прямо на дороге расцвела орхидея Калипсо луковичная, занесенная в Красную Книгу России. Еще один «краснокнижник» важно расположился на коре дерева. Это лишайник лобария легочная, получивший свое название за то, что внешне напоминает человеческие легкие. На другой сосне - огромный след мощной медвежьей лапы. Спаси и сохрани от встречи с ее обладателем! А вот еще следы на деревьях. Но уже - человеческие. Здесь в советские времена (еще до организации Кенозерского национального парка) добывали живицу, используемую в оборонной промышленности. Черные следы от ран, нанесенных деревьям, полуразвалившиеся остатки жилищ добытчиков живицы, искореженная их тракторами часть дороги - печальное прошлое, которое, увы, не вычеркнешь. «Живицу здесь добывали около двух-трех лет, но если бы это продлилось дольше, то сейчас бы здесь был мертвый древостой», - говорит Александр Козыкин. К слову, в некоторых лесах нашей области деревья «выкачивали» по семь-восемь лет. Здесь же удалось сохранить коренной лес. Свидетельством тому - памятник, созданный самой природой. Это - высоченная белая колонна. Трудно поверить, но несколько веков назад эта «колонна» была молоденькой сосенкой. Умерла она естественной смертью около 100-150 лет назад. По пути то и дело нам приходится обходить поваленные деревья. Ветра здесь бывают такой силы, что с корнями вырывают самые мощные сосны. Прошлогодним летом у сотрудников парка ушло около двух месяцев на расчистку дороги. Расчистку приходится делать вручную. Кто сегодня путешествует по дороге к Макарьевскому монастырю? Разные люди с разными намерениями. Настоятель Ошевенского монастыря отец Виктор водит верующих, в том числе и подростков. Но бывают здесь и «дурные гости» - вандалы, пытающиеся отыскать золотые монеты в стенах Макарьевской обители. Как и пять веков назад, монастырская тропа является немым очевидцем извечной борьбы добра и зла, созидания и разрушения. Исцеляющая сила святого Макария Уже за полночь мы, изрядно промокшие, вышли к избушке, что стоит на берегу озера Белое. Натопили печку, заварили чай, раскинули спальники... Как, оказывается, мало нужно человеку для счастья! Поутру добрались до стен Макарьевской обители, что находится на берегу Хергозера. Каждый, кто приходит сюда, излечивается душой и телом - гласит предание. Среди нынешних жителей Кенозерья найдется немало тех, кто скажет вам: это - не легенда, а чистая правда. Волшебной исцеляющей силой обладает это святое место, хотя самого монастыря, увы, уже нет. Остались только каменные стены Троицкой церкви, которых не пощадили время и вандалы. Внутри церкви все разрушено, опустошено, но в месте, где находится алтарь, теплится жизнь. Приходящие сюда паломники поставили иконы и продолжают чтить святого Макария Унженского и Желтоводского. Согласно рукописным источникам в ХVI веке монах нижегородской обители Макарий посетил этот край по пути на Соловки, а в следующем столетии в честь его здесь был основан монастырь. Внутри храма сейчас находятся стройматериалы, доставленные сюда паломниками и сотрудниками парка. Но пока что постоянными обитателями церкви остаются лишь дикие звери да птицы. Серый зайчонок, увидев нас, тут же юркнул в отверстие в стене монастыря, словно в собственную норку. Приоткрытая тайна архимандрита Первого июня возвращаемся в Морщихинскую, но на следующий день нас ожидают новые открытия: мы отправляемся к Кирилло-о-Челмогорскому монастырю. Наши планы совершить путешествие на лодках нарушил разыгравшийся шторм - волны поднялись нешуточные, поэтому снова топаем на своих двоих. По дороге архитектор из Северодвинска Наталья Варшавская рассказывает о своем деде, чья судьба удивительным образом оказалась связана с историей Кирилло-Челмогорской обители. Почему он, известный в округе и даже за ее пределами врач, завещал похоронить себя на монастырском кладбище? - По словам мамы, мой дед был единственным и долгожданным ребенком в бедной крестьянской семье. Родители благодарили Бога и какого-то Монаха за появление сына. Этот Монах и в дальнейшем не оставлял семью без внимания и помощи. А однажды мимо проезжала знатная женщина и сделала родителям деда неслыханный подарок в виде золотых монет, часть из которых дошла и до моей мамы, - говорит Наталья. Первым «ключиком» стали фотографии, найденные Варшавской на чердаке архиерейского дома, где жил дед. Этот дом, как оказалось, был перевезен из монастыря в Каргополь. - Я открыла сундук и вытащила из него ржавые, пыльные рамки с разбитыми, замутненными стеклами. На одном из снимков - годовалый ребенок в кружевах важно восседает на бархатном кресле. На оборотной стороне выведена дата - 5 октября (день рождения моего деда) 1895 г. Странным показался групповой снимок крестьян с угрюмыми лицами. Один ребенок выделяется из общего фона - он одет, как барчонок, в дубленку, сапожки и вязаную шапочку с орнаментом, - вспоминает Наталья. - На следующих фото мальчишеского вида солдатики в форме рядовых со знаками отличия лейб-гвардии Семеновского полка (царской охраны). Позже исследовательница выяснила: дом и портреты принадлежали архимандриту Серафиму, который до пострижения в Кирилло-Челмогорскую обитель был рядовым в лейб-гвардии Семеновском полку. Он же - тот самый Монах, который привез ребенка в крестьянскую семью. Скорее всего, знатная дама, подарившая золотые монеты, была на самом деле матерью деда Натальи Варшавской. Второй загадкой стал странный крест на могиле деда. «Когда я увидела его, создалось впечатление, что стоит он здесь не пятьдесят лет, а больше ста», - отметила Наталья. Сейчас же, после долгой работы в архивах и общения с местными жителями окрестных деревень - Варшавская с большой долей уверенности отмечает: этот крест - монастырский. Так, начав с исследования судьбы деда, столкнувшись с тайной архимандрита, Наталья всерьез занялась изучением истории одной из самых древних обителей Русского Севера, основанной в XIV веке преподобным Кириллом. Сокровища Челмогорской обители Целью нашей экспедиции к Кирилло-Челмогорскому монастырю стал не только туризм. Мы попытались восстановить план расположения построек обители, хотя, на первый взгляд, никаких следов от монастыря не осталось. Но, если присмотреться внимательнее, можно заметить, как в ровную цепочку выстроились молодые березки. Именно так проходила монастырская ограда. Еще один березовый кружок есть внутри. Он идет точно по контуру Богоявленской церкви. На месте, где был алтарь, сегодня поставлен крест. Археологи смогли обнаружить место нахождения этой церкви, а также западной и северной стороны ограды обители. Несколько часов мы провели в поиске двух оставшихся стен монастырской ограды. Опыт работы архитектором Натальи Варшавской и зоркий взгляд местного жителя, госинспектора парка Валентина Портнова помогли обнаружить нам юго-западный угол ограды, определить по расположению камней, служивших фундаментом, место нахождения Успенской церкви, трапезной, архиерейского дома. Все это мы зафиксировали по спутниковому навигатору. В итоге монастырская ограда у нас получилась в форме неправильного четырехугольника. Именно так описывается она и в архивных материалах. Мы, конечно же, нашли и то, что, несомненно, привлечет сюда туристов: углубление под большой елью (на снимке) - бывший «ледник» (в современном понимании - холодильник) монастыря. Именно здесь после ликвидации в 1930-х годах Кирилло-Челмогорской пустыни долгое время покоилась значительная часть монастырских богатств. Монахиня Анна Павловна, сосланная на 10 лет каторги сотрудниками ОГПУ, позже вернулась в эти места и перед самой смертью открыла властям место, где был спрятан клад. После этого, по рассказам местных жителей, прилетел «вертолет с автоматчиками и сотрудниками КГБ». Тогда и откопали большой кованый сундук с сокровищами Челмогорской обители. |