«В 4-х в. от истока К[ены] на лев. берегу (Пудожском) находился Кенский Спасо-Преображенский монастырь, основанный преп. Пахомием в конце XV в.».
Так цитирует какой-то источник сайт Вологодской областной библиотеки.
Предположительно, монастырь находился на реке Кена в 4-5 км ниже д.Першлахты (на карте квадрат сетки 2 х 2 км) и в 90 км южнее Каргополя:
(синие линии - основные дороги, красные - тракторные)
Основал обитель выходец из Ошевенского монастыря инок Пахомий, который много
лет провел в уединении. К Пахомию за советом и благословением
стали приходить местные жители, некоторые просили старца
принять их под свое руководство, постепенно около кельи
преподобного возникла целая обитель иноков.
"По свидетельству писцов 1622 г., в монастыре было две церкви: холодная во имя Преображения Господня и теплая - во имя Николая Чудотворца. В 1676 г. в Кенском монастыре значились церковь двухэтажная, в верхнем этаже храм во имя Преображения Господня, в нижнем - Рождества Богородицы, церковь Никольская с приделом Антония Сийского, 12 братских келий, хозяйственные постройки, в Каргополе имелось монастырское подворье, на Пором-острове мельница". "По описи 1755 г. «в монастыре имеется три церкви: Преображения Господня, пятиглавая в приделе преподобного Антония Сийского, вторая Рождества Пресвятой Богородицы, о трех главах, с трапезою, третья Николая чудотворца, об одной главе", (М.Н.Мелютина).
Монастырь был окружен оградой. Над входными воротами была установлена икона престольного праздника обители.
В своей обители Пахомий (к концу жизни он уже был игуменом), устроил больницу для немощных старцев. Братия сами вместе с настоятелем трудились на земле: сеяли хлеб и убирали его, ловили рыбу, расчищали лесные участки под поля.
Здесь стал иноком Андрей Никифорович, который впоследствии основал Антониево-Сийский монастырь.
"Монастырь играл значимую роль в церковной жизни территории. Известно, что он был крупным землевладельцем, в конце XVII века ему принадлежало до 500 кв. верст земли" (М.Н.Мелютина).
Прп. Пахомий почил в глубокой старости в основанном им монастыре. Жил он, как полагают, в 1450—1525 гг. (По Ю,М.Критскому Пахомий умер в 1515 г.) Память Пахомия отмечалась 15(28 по ст.ст.) мая. На могиле его творились чудеса, и он был причислен к лику святых.
Пахомий Кенский - фрагмент иконы XIX века из часовни Рождества Богородицы, д.Тамбичлахта на Долгом озере. Архангельский музей ИЗО. |
Пахомий Кенский - фрагмент листа из Сийского иконописного подлинника. РНБ. |
Весной 1800 г., на Троицу, в результате пожарв сгорели все три деревянные церкви, колокольня, кельи, поварня, мельница.
Остатки мельницы на территории Пахомиево-Кенской пустыни. Фото М.Н.Мелютиной. 2010 г. |
В 1804 году на месте монастыря началось строительство каменной церкви. В 1810 году был освящен первый придел — теплая церковь во имя Николая Чудотворца. Лишь в 1841 году был освящен первый престол холодной церкви — во имя Рождества Богородицы. А через год-второй — во имя Преображения Господня. В 1867 году на средства каргопольской купчихи И.Насоновой к теплой церкви с южной стороны был устроен придел во имя преподобных Пахомия Кенского и его постриженника Антония Сийского. На ее же средства был заменен в 1868 году главный иконостас в этом храме. Над папертью пятикупольной холодной церкви находилась невысокая каменная колокольня с шестью колоколами (четыре зазвонных и два больших — 45 и 30 пудов), установленными на средства купца Ивана Насонова.
К сожалению, церкви не сохранились до наших дней. "Холодный пятиглавый Спасо-Преображенский собор, построенный в 1867 г. как приходской, был разрушен в 1949 г." (М.Н.Мелютина). И место этого монастыря, сыгравшего значительную роль в освоении русскими людьми Европейского Севера, утеряно. По мнению местных жителей, монастырь находился в районе дер. Коровино (4-5 км ниже Першлахты по р.Кене).
"На берегу р.Кены 400 саженях (1 саж.=2м) от Кенского монастыря
находилась часовнчя, которая служила памятником того места, на котором
случилось чудесное видение Антонию, когда он шел поступать в Кенский
монастырь" (М.Н.Мелютина).
Примечания:
1. Из амбаров села
Коровино в 1968 г. Л.М.Евсеевой, сотрудником Музея А.Рублева, было вывезено
11 икон XVI в. под поздними записями. Исследования икон и документов
показали, что они принадлежали древнему иконостасу Преображенской церкви
Кенского монастыря. Подробнее -
здесь.
2. В некоторых источниках монастырь называется Кенорецким.
3. В настоящее время д.Коровино не входит в территорию Кенозерского
национального парка.
4. Отдельно о Пахомии Кенском см.
здесь.
5. Подробнее о Кенском
монастыре - здесь в
статьях Ю.М.Критского, С .А.Синяговского, Н.А.Макарова, М.Н.Мелютиной
и др. авторов.
Перейти на страницу ГЕОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КЕНОЗЕРЬЯ