ОКРЕСТНОСТИ КАРГОПОЛЯ

Краткий путеводитель

Окрестности Каргополя очень богаты достопримечательностями. Основную часть составляют памятники деревянного зодчества. Это храмы - разнообразные по архитектуре и художественным достоинствам, некоторые из них образуют величественные комплексы. Для осмотра достопримечательностей окрестностей Каргополя мы предлагаем несколько маршрутов.

Все фотографии и схемы кликаются.

Маршрут 1.
Каргополь - Саунино - Поздышево - Река - Ошевенское (Погост, Ширяиха, Низ).

Этот маршрут проложен от Каргополя в северном направлении и идет вдоль дороги, заканчивающейся в селе Ошевенское. Это одна из самых красивых дорог Каргополья.
Ошевенский (справа вверх) и Пудожский тракты
В 5 км от Каргополя в селе Саунино  в стороне  от домов стоит церковь Иоанна Златоуста, построенная в 1665 г.
Церковь Иоанна Златоуста в Саунино. Фото Е.Шелковникова.
Это классический шатровый храм типа "восьмерик на четверике" с трапезной и отдельно стоящей шестигранной шатровой колокольней. Златоустовская церковь асимметрична, трапезная и главный вход в ней смещены к югу от продольной оси, при этом северная стена церкви представляет единое целое. Над кровлей трапезной на низком четверике установлена  небольшая главка, символизирующая наличие в церкви в прошлом придела в честь прп. Алексея, человека Божия. Над углами четверика расположены декоративные кокошники.
Раньше церковь имела двухвсходное крыльцо.

При общей высоте церкви 33,7 метра ее внутреннее пространство неожиданно маленькое: от пола до «неба» всего 5,7 метров.
 
В молельном зале от иконостаса   остались только   золоченые рамы, зато прекрасно сохранились расписные двенадцатигранные «небеса» с апостолами в полный (вернее, человеческий) рост.
Потолок-"небо" молельного зала в церкви св. Иоанна Златоуста
На 12 гранях "неба" изображены: распятие (на той грани, которая направлена к иконостасу и строго к востоку), 7 архангелов — Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Варахиил, Иегудиил, и 4 евангелиста. В центре — Троица Новозаветная.

Саунинская церковь не была в этом погосте единственной: рядом стояла церковь Флора и Лавра, сгоревшая в начале XX в.

Шестигранная колокольня XVIII в. гармонично пропорциональна церкви. Ранее она соединялась с ней переходом на высоте более 2 м от земли.

Ансамбль Саунино не используется для богослужений и обычно закрыт (фото ниже - Е.Шелковникова).

Он является музейным объектом и находится в ведении Каргопольского  историко-архитектурного и художественного музея (в дальнейшем - Каргопольского музея).

В 15 км от Каргополя по Ошевенской дороге находится куст деревень Полуборье (официальное название деревня Петровская). Эта территория называется Каргопольская Сушь, так как водоемов, кроме небольших озерков около деревень, по-местному - "ляг", здесь нет.
Схема бывшей Полуборской волости (на схеме 2-х км сетка)
В Полуборском погосте была упоминаемая в XVII веке Георгиевская церковь, которую в 1802 г  перестроили  в двухэтажную  кирпичную. В ней было шесть престолов. В 1930-е годы она была разобрана, но место, где стоял храм, до сих пор называют Погостом.

В прошлом в деревнях куста были ветряные мельницы, даже кузница.


Современное Полуборье (или д.Петровская) - это селение средних размеров с лягой-озерком в центре. В последние годы деревня пустеет, так как работы нет.

Деревня Поздышева (Поздышевская) -  куст деревень  в 25 км от Каргополя;  в  1985 г. здесь насчитывалось 69 хозяйств.  Основная часть  населения проживала в дер. Агафоновской и Воробьвской.  Прежнее название - Верхняя Чурьега.
Схема бывшей Верхнечурьевской волости (на схеме 2-х км сетка)
Д.Поздышева известна тем, что несколько мест в ней     тесно связаны с именем преподобного  Александра Ошевенского:
- В деревне справа от дороги лежит большой камень, на котором, по преданию, остался след ступни святого.

дер. Поздышева.
Камень со следом ноги Александра Ошевенского
- В  300 м от камня-"следовика"  находится Святое озеро, вода которого насыщена многими природными  минералами и микроэлементами. 
дер. Поздышева. Святое озеро
- В 100 метрах от Святого озера расположен Святой источник, впадающий в Святое озеро и также связанный с именем Александра Ошевенского.
На берегу озера рядом с источником стоит обетный крест, также посвященный Александру Ошевенскому.

В д. Поздышева сохранились добротные крестьянские дома XIX в. К сожалению, многие из них уже давно нежилые.
дер. Поздышева. Фото А.Пономарева.
В Поздышево на средства благотворителей восстановлена разрушенная временем часовня преподобного Александра Ошевенского. Это проект добровольцев движения «Общее дело».

дер. Поздышева. Часовня в честь Александра Ошевенского
Погост в Верхней Чурьюге (24 км от Каргополя) назывался Верхнечурьевским или Спасским; он находился в деревне Агафоновское (Погост или Спас). В нем в начале XX века стояли две деревянные церкви: Спасо-Преображенская, шатровая, холодная с двумя приделами, 1754 г. и церковь Филиппа митрополита Московского, шатровая, с одним  теплым приделом из двух ,1768 г. Рядом - шатровая колокольня. Спасский погост окружала рубленая ограда с небольшими башенками, покрытая в ширину срубов общей двускатной крышей.
Верхнечурьевский погост.
Фото В.В.Суслова, 1886 г.
Верхнечурьевский погост, Фото 1900 г.
С сайта wood.totalarch.com
В 1897 г. Преображенскую церковь капитально  отремонтировали, был перебран весь верх.  
Храмы погибли от пожара в начале XX века (по данным Ю.С.Ушакова - в 1918 г.).

Новая церковь, построенная перед революцией, также сгорела в 2000 г.  На этом месте в 2005 г. была поставлена часовня в честь Владимирской Божией Матери (по данным сайта temples.ru - Преображенская).
Деревня Агафоновская. Часовня Владимирской Божией Матери
(2005 г.)
Фото 2009 г.
Наглядный пример графической реставрации утраченного храмового ансамбля села Агафоновского (Поздышево) см. здесь (сайт onegaonline.ru).

Деревня Поздышева сейчас заброшена.

В 3 км от д.Поздышевой на месте бывшей деревни Грихневской (ныне урочище) можно увидеть небольшую часовню Михаила Архангела (середина XIX в.).

Часовня Михаила Архангела в Грихневской. Фото uchazdneg, 2011 г.
Сайт sobory.ru
Еще 6-7 км и дорога пересекает реку Чурьегу. Через нее переброшен деревянный ряжевый мост, опорами в котором служат бревенчатые городни или ряжи, т.е. срубы, заполненные валунами. Ряжи имеют форму вытянутого по течению реки пятиугольника, причем острый угол ряжа обращен против течения реки. В старину такие мосты были обычными.

На пересечении тракта и р.Чурьеги сложился куст из четырех деревень с общим именем Река (см. предыдущую схему). Деревни расположены компактно, ни одна не списана,но население ив них сокращается.

Здесь рядом с ряжевым мостом находится  церковь вмч. Георгия, первое упоминание о которой относится к 1758 г. Нынешняя церковь построена вместо сгоревшей в 1897 г. Церковь каменная,
но ее кровля с пятиглавием и шатер колокольни сделаны деревянными. В 1937 г. церковь была закрыта, но сохранилась. После ремонта в 2002 г. она вновь стала  действующей.
Село Река. Ряжевый мост через Чурьегу и церковь вмч. Георгия.
В 65 км от Каргополя  перед Ошевенском находятся постройки полуразрушенного Свято-Никольского Александро-Ошевенского монастыря. Это действующий монастырь, основанный в середине XV века (1452-55 гг.) преподобным Александром Ошевенским.  Относится к Плесецкой епархии.
Икона прп. Александра Ошевенского. XVIII в. Каргополь.
27 лет преподобный трудился в основанной им обители и мирно скончался 20 апреля 1479 года  (48 лет от роду), предрекая перед смертью, что монастырь претерпит много невзгод и неурядиц, которые, в конце концов, благополучно завершатся.
Строительство монастыря вел его отец — Никифор Ошевень.
Александро-Ошевенский монастырь. Литография 1845 года из книги И.И. Пушкарева "Описание Олонецкой губернии". Сайт sobory.ru
В древности монастырь был деревянным, но в мае 1706 г. он почти полностью сгорел от молнии. После этого пожара в Александро-Ошевенском монастыре стали возводить, главным образом, каменные постройки.

Александро-Ошевенский монастырь. Фото Е.Шелковникова.
Одна из угловых башен ограды.
В 1707 г. на месте деревянного шатрового было построено каменное  здание  Успенского храма. Храм был двухэтажным, с колокольней с запада и тремя алтарными апсидами с востока. В 1752 г. построены братские каменные кельи. В 1830 г. деревянная ограда была заменена каменной, а в 1834 г. возведен существующий ныне надвратный Никольский храм.

От монастырского ансамбля XVIII-XIX вв. осталась пара корпусов, фрагменты стен, две угловые башни, а также полуразрушенный Успенский собор (1707). Ранее это был большой двухэтажный храм с шестью приделами и колокольней. Вначале колокольня заканчивалась шатром. В XIX веке она была надстроена и покрыта куполом.  С южной стороны был вход на деревянное крыльцо, которое  под колокольней вело на второй этаж.

Верхняя церковь стояла на столбах и стенах нижней церкви, но имела облегченную конструкцию. Квадратный четверик верхнего этажа покоился на четырех столбах и арках, перекинутых между столбами. Четверик, имеющий окна, выше парусов переходил  в  нижний цилиндр, перекрытый куполом с пятью главами. Ниже показан эскиз реконструкции храма.
Южный фасад Успенской церкви (эскиз реконструкции Г.В.Алферовой)
В правом приделе нижнего храма под спудом почивают мощи основателя монастыря Александра Ошевенского.


Окна богато декорированы только на южном фасаде. Окна выходят в сторону главного входа в монастырь на огромный зеленый луг, где в дни празднеств собиралась многочисленная толпа богомольцев.
Вид с юго-запада на Успенскую церковь с колокольней и наличник окна южного фасада. Из книги Г.В.Алферовой.
Сегодня от Успенского собора остались только своды, которые могут рухнуть в любой момент, и внешние стены.

Действующая Никольская надвратная церковь.
Надвратная Никольская церковь, судя по изображениям на иконах, была завершена круглым куполом.

До сегодняшнего дня стоят и братские  каменные кельи, но в них не сохранился деревянный второй этаж,в коором жили настоятели монастыря.

Перед революцией монастырь имел довольно развитое хозяйство: скот, пахотные и сенокосные земли, лесные наделы, рыбный промысел, но в 1928 году обитель прекратила существование (закрыта).
Ряд его построек использовался до 70-х годов под хозяйственные нужды.

Ошевенская обитель имела громадное значение для местного края и привела к созданию  шести других обителей. Из неё вышли: Пахомий Кенский, основатель Кенского монастыря; Антоний Сийский, воспитанник  Пахомия Кенского и основатель Троицкого Сийского монастыря; преподобный Кирилл, основатель Сырьинской обители, и другие подвижники, основавшие давно уже не существующие обители.

Александро-Ошевенский монастырь. Фото Е.Шелковникова.
В  настоящее  время  обитель постепенно  возрождается. В Свято-Никольском надвратном храме вновь ведется служба. Восстанавливаются и монашеские кельи. Монастырь оживает, поднимаясь из руин, храмы вновь начинают действовать.

Памятников, связанных с именем св. Александра Ошевенского, кроме упомянутых, на маршруте много. Это — родники, рощи, камни-следовики, незарастающая тропа, по которой ходил святой в поисках места для обители. Большая их часть расположена по пути из Каргополя в Ошевенск и в самом Ошевенске..

На другом от монастыря берегу р.Чурьеги раскинулось село Ошевенское (МО Ошевенское), которое называют еще  Ошевенском или Ошевенской слободой. Слобода существовала и до основания монастыря, что облегчило связи монастыря с миром. С друглй стороны, олснование монастыря способствовало быстрому росту волости, которая к середине ХVI в. состояла из десяти тяглых деревень, не считая монастырских и самой Слободы, а в конце XIX века - уже 15 деревень. В XVII -нач. XVIII в. деревни Ошевенской слободы принадлежали Ошевенскому монастырю, а затем отошли к волости.

Деревянный мост в паре сотен метров от монастыря ведёт в деревню Погост - первую и главную в Ошевенске. У моста стоит Никольская часовня XIX в. с кровлей яйцевидной формы,
Схема бывшей Ошевенской волости.
 (на схеме 2-х км сетка).
 
Ошевенские деревни можно разделить на несколько групп.  Центральная группа находится в непосредственной близости от Александро-Ошевенского монастыря. Из них жилыми в настоящее время числятся деревни Погост, Ширяиха и Низ, расположенные на правом берегу реки Чурьеги. К концу XIX в. они слились и в настоящее время называются Ошевенском.
Вторую группу составляют две деревни на левом берегу р.Халуй, притока Чурьеги. Это Большой Халуй и Малый Халуй. В третьей группе из трех деревень жилой осталась одна - Гарь на  правом берегу Чурьеги в 6-8 км от центра волости.

Рядом с д.Большой Халуй находится памятник природы - "иордан". Здесь река Халуй незаметно исчезает, и деревни стоят у практически сухого русла реки. Причина - в карстовом разломе, в который уходит вода. Но местные крестьяне связывали это и с наказанием, наложенным на них Александром Ошевенским за негостеприимство.
До XIX в. основными жилыми постройками Каргополья были рудные избы, топившиеся по-черному. В XIX-XX вв. их стали переделывать на "белые".

В настоящее время Ошевенское - одно из самых крупных сёл Каргопольского района. Свое прежнее название - Ошевенская слобода - село получило от имени своего основателя - Никифора Ошевни.

Центром Ошевенской волости является деревня Ширяиха. В деревне  стоят два старинных купеческих дома:  каменный, конца XIX века, купца Дружинина и деревянный, середины XIX века, дом Ушакова.
Село Ошевенское.
Слева - дом купца Дружинина. Справа - дом Ушакова.
Интересный памятник Ширяихи — дом Ушакова — это большой двухэтажный деревянный дом. Далеко выступающий свес кровли изнутри обшит и расписан красочным орнаментом в виде белых кругов с крестами, а на стене по бокам от слухового окна  виднеется роспись в виде двух "барсов"(львов), прикованных цепями к кусту роз.

В центре Ошевенска находится городская площадь с впечатляющими домами купцов.
В деревне  среди старых лиственниц и берез на кладбище стоит деревянная Богоявленская церковь 1787 года.
Деревня Погост. Богоявленская церковь. 1787 г.
Это массивный приземистый четверик со стройным восьмигранным шатром, расписными небесами из 18-ти граней и громадным родным четырехярусным иконостасом, сохранившим подлинные иконы только в верхнем ряду. В центральном кольце "неба" изображен Христос Вседержитель, а грани представляют собой полноценные, слегка удлиненные иконы святых на фоне синего неба. С востока к церкви примыкает двухчастный алтарь с прямоскатным покрытием и  двумя главками. Вход в просторную трапезную храма с северной стороны.

В 1930-е годы, как и большинство церквей, ее закрыли. Потом во время войны открыли и в ней молились до 1960 г. С 1 января 2009 г. церковь передана епархии, но службы в ней проводятся только в теплое время года.

Рядом с церковью стоит шатровая колокольня XIX века. Восьмерик колокольни опирается на низкий четверик и через ярус звона переходит в стройный шатер с изящной главкой.

Ансамбль погоста был окружен невысокой рубленой оградой с башенками. Красивый вид на ансамбль открывается с главной улицы селения и от р.Чурьюги.

Еще один памятник деревянного зодчества, переехавший в "Малые Корелы" из Ошевенска - дом-двор  Пуховых из деревни Б.Халуй, который относят к началу XIX века.
Дом Пуховых, бывший когда-то "рудным", является классическим примером планировки комплекса дома-двора с Т-образной связью: жилой дом, состоящий из двух срубов и разделенный по центру сенями, развернут длинной стороной к улице. Хозяйственный двор торцом примыкает к противоположной стороне избы прямо против сеней. В плане такая изба имеет форму буквы"Т".
Подробнее-
здесь.

Большинство домов Ошевенского расположено вдоль главной улицы, а на берегу Чурьеги уютно разместились небольшие баньки и амбары. В Ошевенском сохранились давние зрительные связи между главными объектами - монастырем, церквями и часовнями.
Следующая деревня - Низ. Между Погостом и Низом - сельская больница  советского времени:
В деревне Низ есть необычная  Георгиевская часовня XIX века. У нее два шатра,  над молельным залом и над колокольней, которые опираются на общий сруб. У крыльца вместо порога лежит большая каменная плита. Часовня хорошо смотрится с дороги и с берега Чурьюги.
Деревня Низ. Георгиевская часовня, XIX век.
У въезда в д. Малый Халуй   еще одна часовня, похожая на Георгиевскую часовню в деревне Низ, - Ильинская (Ильи Пророка). В 2007-м  году силами местной общины на ней восстановлены шатры и главки.
 Часовня Ильи Пророка, XVIII век.
Фото 2007 г.
Подобная часовня, только в честь Иоанна Богослова, была и в дер. Б.Халуй, но не сохранилась.

Обе деревни - Большой Халуй и Малый Халуй - расположены вдоль реки Халуй, впадающей в Чурьегу.

Все три группы селений связаны между собой не только дорогами, но и зрительно.  Так, из любого места по реке Халуй  видны шатры Погоста и низовской часовни, а из деревень по Чурьеге — халуйские часовни,

В окружающих Ошевенское деревнях немало сохранившихся деревянных построек. В деревнях Большой и Малый Халуй встречаются красивые старинные дома с расписными свесами кровли.

Деревня Малый Халуй. Росписи на свесах кровли. Фото 2009 г.
В деревнях Низ и Гарь реку  Чурьегу пересекают ряжевые деревянные мосты, подобные ряжевому мосту в селе Река.

Ошевенский тракт в последние десятилетия является одним из основных туристических маршрутов в Каргопольском районе.  Многим он помогает познакомиться с историей и культурой Ошевенской округи, где сохраняется и развивается культурное и духовное наследие Каргопольской земли.


Ошевенск входит в Ассоциацию самых красивых деревень России: тут сохранились крестьянские дома, амбары и бани конца XIX - начала XX века. Все эти постройки - объекты культурного наследия.

Подробнее о селе Ошевенском  можно посмотреть в статье М.Мильчика и Ю.Ушакова "Ансамбль Ошевенской волости".

В село ходят автобусы из Каргополя, а также проходящие автобусы Каргополь - Гарь и Каргополь — Троица.
 

На этом маршрут 1 -  Каргополь - Ошевенск  мы заканчиваем.

 
Примечания:
1
. Использованные материалы:
- Н.Тормосова. Каргополье. История исчезнувших волостей. Каргополь, Правда Севера, 2011;
- Г.В.Алферова. Каргополь и Каргополье. М., Стройиздат, 1973; 
- Русское деревянное. Взгляд из XXI в. М., Кучково поле. 2015;
- Русское деревянное зодчество. М., Северный Паломник, 2012;
- Н.И.Решетников. Русского Севера храмы. Каргополье, 2009;
- сайты sobory.ru и temples.ru;
- интернет;
2. Фотографии - из перечисленных книг, из интернета и архива сайта. Фотографии, снятые с дрона - Е.Шелковникова.

3. Карта и схема - из монографии Н.Тормосовой "Каргополье", Каргополь, 2011.
4. Будем благодарны нашим посетителям за замечания и советы.
Наш адрес: sitekenozero.zak@yandex.ru