ОКРЕСТНОСТИ КАРГОПОЛЯ
Краткий путеводитель
Окрестности Каргополя очень богаты достопримечательностями. Основную часть составляют памятники
деревянного зодчества. Это храмы - разнообразные по архитектуре и художественным
достоинствам, некоторые из них образуют величественные комплексы.
Для осмотра достопримечательностей окрестностей Каргополя мы предлагаем
несколько маршрутов.
Все фотографии и схемы кликаются.
Маршрут 1.
Каргополь - Саунино - Поздышево - Река - Ошевенское
(Погост, Ширяиха, Низ).
Этот маршрут проложен от Каргополя в северном
направлении и идет вдоль дороги, заканчивающейся в селе Ошевенское. Это одна
из самых красивых дорог Каргополья.
|
Ошевенский
(справа вверх) и Пудожский тракты |
В 5 км от Каргополя в селе Саунино в стороне от домов стоит
церковь Иоанна Златоуста, построенная в 1665 г.
|
Церковь Иоанна Златоуста в Саунино. Фото Е.Шелковникова. |
Э
то классический шатровый
храм типа "восьмерик на четверике" с трапезной и отдельно стоящей
шестигранной шатровой колокольней.
Златоустовская церковь асимметрична, трапезная и главный вход в ней смещены
к югу от продольной оси, при этом северная стена церкви представляет
единое целое. Над кровлей трапезной на низком четверике установлена
небольшая главка, символизирующая наличие в церкви в прошлом придела в честь
прп. Алексея, человека Божия. Над углами четверика расположены декоративные кокошники.
Раньше церковь имела двухвсходное крыльцо.
При общей высоте церкви 33,7 метра ее внутреннее пространство неожиданно
маленькое: от пола до «неба» всего 5,7 метров.
В молельном зале от иконостаса остались только
золоченые рамы, зато прекрасно сохранились расписные двенадцатигранные
«небеса» с апостолами в полный (вернее, человеческий) рост.
|
Потолок-"небо" молельного зала в церкви св. Иоанна Златоуста |
На 12 гранях "неба" изображены: распятие (на той грани, которая направлена к
иконостасу и строго к востоку), 7 архангелов — Михаил, Гавриил, Рафаил,
Уриил, Селафиил, Варахиил, Иегудиил, и 4 евангелиста. В центре — Троица
Новозаветная. Саунинская
церковь не была в этом погосте единственной: рядом стояла церковь Флора и
Лавра, сгоревшая в начале XX в.Шестигранная колокольня XVIII в.
гармонично пропорциональна церкви. Ранее она соединялась с ней переходом на
высоте более 2 м от земли.
Ансамбль Саунино не используется для богослужений и обычно закрыт (фото ниже
- Е.Шелковникова).
|
Он является музейным
объектом и находится в ведении Каргопольского историко-архитектурного
и художественного музея (в дальнейшем - Каргопольского музея).
В 15 км от Каргополя по Ошевенской дороге находится куст деревень
Полуборье (официальное название деревня Петровская). Эта
территория называется Каргопольская Сушь, так как водоемов, кроме небольших
озерков около деревень, по-местному - "ляг", здесь нет.
|
Схема бывшей Полуборской волости (на схеме 2-х км сетка) |
В Полуборском погосте была упоминаемая в XVII веке Георгиевская церковь, которую в 1802 г
перестроили в двухэтажную кирпичную. В ней было шесть престолов. В
1930-е годы она была разобрана, но место, где стоял храм, до сих пор называют
Погостом.
В прошлом в деревнях куста были ветряные мельницы, даже
кузница.Современное Полуборье (или д.Петровская) - это селение
средних размеров с лягой-озерком в центре. В последние годы деревня пустеет,
так как работы нет.
Деревня
Поздышева (Поздышевская)
- куст деревень в 25 км от Каргополя; в
1985 г. здесь насчитывалось 69 хозяйств. Основная часть
населения проживала в дер. Агафоновской и Воробьвской. Прежнее
название - Верхняя Чурьега.
|
Схема бывшей Верхнечурьевской волости (на схеме 2-х км сетка) |
Д.Поздышева известна тем, что несколько
мест в ней тесно связаны с именем преподобного Александра Ошевенского:
-
В деревне справа от дороги лежит большой камень, на котором, по преданию, остался след
ступни святого.
|
дер. Поздышева. Камень со следом ноги Александра Ошевенского |
-
В 300 м от камня-"следовика" находится Святое озеро,
вода которого насыщена многими природными минералами и микроэлементами.
|
дер. Поздышева. Святое озеро |
- В 100 метрах от Святого озера расположен Святой источник, впадающий в Святое
озеро и также связанный с именем Александра Ошевенского.
На берегу
озера рядом с источником стоит обетный крест, также посвященный Александру
Ошевенскому.
В д. Поздышева сохранились добротные крестьянские дома
XIX в. К сожалению, многие из них уже давно нежилые.
|
дер. Поздышева. Фото А.Пономарева. |
В Поздышево на средства
благотворителей восстановлена разрушенная временем часовня преподобного
Александра Ошевенского. Это проект добровольцев движения «Общее
дело».
| дер. Поздышева. Часовня в честь Александра Ошевенского |
Погост в Верхней Чурьюге (24 км от Каргополя) назывался Верхнечурьевским или
Спасским; он находился в деревне Агафоновское (Погост или
Спас). В нем в начале XX века стояли две деревянные церкви:
Спасо-Преображенская, шатровая, холодная с двумя приделами, 1754 г. и церковь Филиппа митрополита Московского,
шатровая, с одним теплым приделом из двух ,1768 г. Рядом - шатровая колокольня. Спасский погост
окружала рубленая ограда с небольшими башенками, покрытая в ширину срубов общей двускатной крышей.
|
|
Верхнечурьевский погост.
Фото В.В.Суслова, 1886 г. |
Верхнечурьевский погост,
Фото 1900 г. С сайта wood.totalarch.com |
В 1897 г. Преображенскую церковь капитально отремонтировали, был перебран весь
верх.
Храмы погибли от пожара в начале XX века (по
данным Ю.С.Ушакова - в 1918 г.).
Новая
церковь, построенная перед революцией, также сгорела в 2000 г. На этом
месте в 2005 г. была поставлена часовня в честь Владимирской Божией Матери
(по данным сайта temples.ru - Преображенская).
|
Деревня Агафоновская. Часовня Владимирской Божией Матери
(2005 г.) Фото 2009 г. |
Наглядный пример графической реставрации утраченного храмового ансамбля села Агафоновского (Поздышево) см.
здесь (сайт
onegaonline.ru).
Деревня Поздышева сейчас заброшена.
В 3 км от д.Поздышевой на месте бывшей деревни Грихневской (ныне урочище) можно
увидеть небольшую часовню Михаила Архангела (середина XIX в.).
|
Часовня
Михаила Архангела в Грихневской. Фото uchazdneg, 2011 г. Сайт sobory.ru |
Еще 6-7 км и дорога пересекает реку Чурьегу. Через
нее переброшен деревянный ряжевый мост, опорами в котором служат бревенчатые
городни или ряжи, т.е. срубы, заполненные валунами. Ряжи имеют форму
вытянутого по течению реки пятиугольника, причем острый угол ряжа обращен
против течения реки. В старину такие мосты были обычными.
На
пересечении тракта и р.Чурьеги сложился куст из четырех деревень с общим именем
Река (см. предыдущую схему). Деревни расположены компактно,
ни одна не списана,но население ив них сокращается.
Здесь рядом с ряжевым мостом находится церковь вмч. Георгия,
первое упоминание о которой относится к 1758 г. Нынешняя церковь
построена вместо сгоревшей в 1897 г. Церковь каменная,
но ее кровля с пятиглавием и шатер колокольни сделаны деревянными.
В 1937 г. церковь была закрыта, но сохранилась. После ремонта в 2002 г. она
вновь стала действующей.
Село Река. Ряжевый мост через Чурьегу и
церковь вмч. Георгия. |
В 65 км от Каргополя перед Ошевенском находятся постройки полуразрушенного
Свято-Никольского Александро-Ошевенского монастыря.
Это действующий монастырь, основанный в середине XV века (1452-55 гг.) преподобным Александром Ошевенским.
Относится к Плесецкой епархии.
|
Икона прп. Александра Ошевенского. XVIII в. Каргополь. |
27 лет преподобный трудился в основанной им обители и мирно скончался 20
апреля 1479 года (48 лет от роду), предрекая перед смертью, что монастырь
претерпит много невзгод и неурядиц, которые, в конце концов, благополучно
завершатся.
Строительство монастыря вел его отец — Никифор Ошевень.
|
Александро-Ошевенский монастырь.
Литография 1845 года из книги И.И. Пушкарева "Описание
Олонецкой губернии". Сайт sobory.ru |
В древности монастырь был деревянным, но в мае 1706 г. он почти полностью сгорел от молнии. После этого пожара в
Александро-Ошевенском монастыре стали возводить, главным образом, каменные
постройки.
|
Александро-Ошевенский монастырь. Фото Е.Шелковникова. |
|
Одна из угловых башен ограды. |
В 1707 г. на месте деревянного шатрового было построено каменное здание
Успенского храма. Храм был двухэтажным, с колокольней с запада и тремя
алтарными апсидами с востока. В 1752 г. построены братские каменные кельи. В 1830 г.
деревянная ограда была заменена каменной, а в 1834 г. возведен существующий
ныне надвратный Никольский храм.
От монастырского ансамбля XVIII-XIX вв. осталась пара корпусов, фрагменты стен, две угловые башни,
а также полуразрушенный Успенский собор (1707). Ранее это был большой двухэтажный храм с шестью приделами и колокольней.
Вначале колокольня заканчивалась шатром. В XIX веке она была надстроена и покрыта куполом.
С южной стороны был вход на деревянное крыльцо, которое под
колокольней вело на второй этаж.
Верхняя церковь стояла на столбах и
стенах нижней церкви, но имела облегченную конструкцию. Квадратный четверик
верхнего этажа покоился на четырех столбах и арках, перекинутых между
столбами. Четверик, имеющий окна, выше парусов переходил в
нижний цилиндр, перекрытый куполом с пятью главами. Ниже показан эскиз
реконструкции храма.
|
Южный фасад Успенской церкви (эскиз реконструкции Г.В.Алферовой) |
В правом приделе нижнего храма под спудом почивают мощи основателя монастыря
Александра Ошевенского.
Окна богато декорированы только на южном фасаде.
Окна выходят в сторону главного входа в монастырь на огромный зеленый луг,
где в дни празднеств собиралась многочисленная толпа богомольцев.
Вид с
юго-запада на Успенскую церковь с колокольней
и наличник окна южного фасада. Из книги Г.В.Алферовой. |
Сегодня от Успенского собора остались только своды, которые могут рухнуть в любой момент,
и внешние стены.
|
Действующая
Никольская надвратная церковь. |
Надвратная Никольская церковь, судя по изображениям
на иконах, была завершена круглым куполом.
До сегодняшнего дня стоят и братские каменные
кельи, но в них не сохранился деревянный второй этаж,в коором жили
настоятели монастыря.
Перед революцией монастырь имел довольно развитое хозяйство: скот, пахотные
и сенокосные земли, лесные наделы, рыбный промысел, но в 1928 году обитель прекратила существование
(закрыта).
Ряд его построек использовался до 70-х годов под хозяйственные нужды.
Ошевенская обитель имела громадное значение для местного края и привела к
созданию шести других обителей. Из неё вышли: Пахомий Кенский, основатель
Кенского монастыря; Антоний Сийский, воспитанник Пахомия Кенского и
основатель Троицкого Сийского монастыря;
преподобный Кирилл, основатель Сырьинской обители, и другие подвижники, основавшие давно уже не существующие обители.
|
Александро-Ошевенский монастырь. Фото Е.Шелковникова. |
В настоящее время обитель постепенно возрождается. В Свято-Никольском надвратном храме вновь ведется служба. Восстанавливаются
и монашеские кельи. Монастырь оживает, поднимаясь из руин, храмы вновь начинают действовать.
Памятников, связанных с именем св. Александра Ошевенского, кроме упомянутых,
на маршруте много. Это — родники, рощи, камни-следовики, незарастающая тропа, по которой ходил
святой в поисках места для обители. Большая их часть расположена по пути из Каргополя в Ошевенск
и в самом Ошевенске..
На другом от монастыря берегу р.Чурьеги раскинулось село Ошевенское (МО Ошевенское),
которое называют еще Ошевенском или Ошевенской слободой. Слобода
существовала и до основания монастыря, что облегчило связи монастыря с
миром. С друглй стороны, олснование монастыря способствовало
быстрому росту волости, которая к середине ХVI в. состояла из десяти тяглых деревень, не
считая монастырских и самой Слободы, а в конце XIX века - уже 15 деревень. В
XVII -нач. XVIII в. деревни Ошевенской слободы принадлежали Ошевенскому
монастырю, а затем отошли к волости.
Деревянный мост в паре сотен метров от монастыря ведёт в деревню Погост -
первую и главную в Ошевенске. У моста
стоит Никольская часовня XIX в. с кровлей яйцевидной формы,
|
Схема бывшей Ошевенской волости.
(на схеме 2-х км сетка). |
Ошевенские деревни можно разделить на несколько групп. Центральная группа
находится в непосредственной близости от Александро-Ошевенского монастыря. Из
них жилыми в настоящее время числятся деревни Погост,
Ширяиха и Низ,
расположенные на правом берегу реки Чурьеги.
К концу XIX в. они слились и в настоящее время называются Ошевенском.
Вторую группу составляют две деревни на левом берегу р.Халуй, притока
Чурьеги. Это Большой Халуй и Малый Халуй.
В третьей группе из трех деревень жилой осталась одна - Гарь на правом берегу Чурьеги в 6-8 км от
центра волости.
Рядом с д.Большой Халуй находится памятник природы -
"иордан". Здесь река Халуй незаметно исчезает, и деревни стоят у практически
сухого русла реки. Причина - в карстовом разломе, в который уходит вода. Но
местные крестьяне связывали это и с наказанием, наложенным на них
Александром Ошевенским за негостеприимство.
До XIX в. основными жилыми постройками Каргополья были рудные избы,
топившиеся по-черному. В XIX-XX вв. их стали переделывать на "белые".
В настоящее время Ошевенское - одно из самых крупных сёл Каргопольского района. Свое
прежнее название - Ошевенская слобода - село получило от имени своего основателя - Никифора Ошевни.
Центром Ошевенской волости является деревня Ширяиха. В деревне
стоят два старинных купеческих дома: каменный, конца XIX века, купца
Дружинина и деревянный, середины XIX века, дом Ушакова.
Село Ошевенское.
Слева - дом купца Дружинина. Справа - дом Ушакова. |
Интересный памятник Ширяихи — дом Ушакова — это большой двухэтажный
деревянный дом. Далеко выступающий свес кровли изнутри обшит и расписан
красочным орнаментом в виде белых кругов с крестами, а на стене по бокам
от слухового окна виднеется роспись в виде двух "барсов"(львов), прикованных
цепями к кусту роз.
В центре Ошевенска находится городская площадь с впечатляющими домами купцов.
В деревне среди старых лиственниц
и берез на кладбище стоит деревянная
Богоявленская церковь 1787 года.
Деревня Погост. Богоявленская церковь. 1787 г. |
Это массивный приземистый четверик со
стройным восьмигранным шатром, расписными небесами из 18-ти граней и громадным родным четырехярусным иконостасом, сохранившим подлинные иконы
только в верхнем ряду.
В центральном кольце "неба" изображен Христос Вседержитель, а грани представляют
собой полноценные, слегка удлиненные иконы святых на фоне синего неба. С
востока к церкви примыкает двухчастный алтарь с прямоскатным покрытием и
двумя главками. Вход в просторную трапезную храма с северной стороны.
В 1930-е годы, как и большинство церквей, ее закрыли. Потом во время войны
открыли и в ней молились до 1960 г. С 1 января 2009 г. церковь передана
епархии, но службы в ней проводятся только в теплое время года.
Рядом с церковью стоит шатровая колокольня XIX века.
Восьмерик колокольни опирается на низкий четверик и через ярус звона переходит
в стройный шатер с изящной главкой.
Ансамбль погоста был окружен
невысокой рубленой оградой с башенками. Красивый вид на ансамбль открывается
с главной улицы селения и от р.Чурьюги.
Еще один памятник деревянного зодчества, переехавший в "Малые Корелы"
из Ошевенска - дом-двор Пуховых из деревни Б.Халуй, который относят к
началу XIX века.
Дом Пуховых, бывший когда-то "рудным", является классическим примером планировки комплекса
дома-двора с Т-образной связью: жилой дом, состоящий из двух срубов и
разделенный по центру сенями, развернут длинной стороной к улице.
Хозяйственный двор торцом примыкает к противоположной стороне избы прямо
против сеней. В плане такая изба имеет форму буквы"Т".
Подробнее-
здесь.
Большинство домов Ошевенского расположено вдоль главной улицы, а на
берегу Чурьеги уютно разместились небольшие баньки и амбары. В Ошевенском
сохранились давние зрительные связи между главными объектами - монастырем,
церквями и часовнями.
Следующая деревня - Низ. Между Погостом и Низом - сельская больница
советского времени:
В деревне Низ есть необычная Георгиевская часовня XIX века. У нее два шатра, над молельным
залом и над колокольней, которые опираются на общий сруб. У крыльца вместо
порога лежит большая каменная плита. Часовня хорошо смотрится с дороги и с
берега Чурьюги.
|
Деревня Низ. Георгиевская часовня, XIX век. |
У въезда в д. Малый Халуй еще одна часовня, похожая на
Георгиевскую часовню в деревне Низ, - Ильинская (Ильи Пророка). В 2007-м году
силами местной общины на ней восстановлены шатры и главки.
|
Часовня Ильи Пророка, XVIII век. Фото 2007 г. |
Подобная часовня, только в честь Иоанна Богослова, была и в дер. Б.Халуй, но
не сохранилась.
Обе деревни - Большой Халуй и Малый Халуй -
расположены вдоль реки Халуй, впадающей в Чурьегу.
Все три группы селений связаны между собой не только дорогами, но и зрительно. Так, из любого места
по реке Халуй видны шатры Погоста и низовской часовни, а из деревень по Чурьеге — халуйские часовни,
В окружающих Ошевенское деревнях немало сохранившихся деревянных построек. В деревнях Большой и Малый Халуй
встречаются красивые старинные дома с расписными свесами кровли.
Деревня
Малый Халуй. Росписи на свесах кровли. Фото 2009 г. |
В деревнях Низ и Гарь реку Чурьегу пересекают ряжевые деревянные
мосты, подобные ряжевому мосту в селе Река.
Ошевенский тракт в последние десятилетия является одним из основных
туристических маршрутов в Каргопольском районе. Многим он помогает
познакомиться с историей и культурой Ошевенской округи, где сохраняется и
развивается культурное и духовное наследие Каргопольской земли.
Ошевенск входит в Ассоциацию самых красивых деревень России: тут сохранились
крестьянские дома, амбары и бани конца XIX - начала XX века. Все эти
постройки - объекты культурного наследия.
Подробнее о
селе Ошевенском можно посмотреть в
статье
М.Мильчика и Ю.Ушакова "Ансамбль Ошевенской волости".
В село ходят автобусы из Каргополя, а также проходящие автобусы Каргополь -
Гарь и Каргополь — Троица.
На этом маршрут 1 - Каргополь - Ошевенск
мы заканчиваем.
Примечания:
1.
Использованные
материалы:
- Н.Тормосова. Каргополье. История исчезнувших волостей.
Каргополь, Правда Севера, 2011;
- Г.В.Алферова. Каргополь и Каргополье.
М., Стройиздат, 1973;
- Русское деревянное. Взгляд из XXI в. М.,
Кучково поле. 2015;
- Русское деревянное зодчество. М., Северный
Паломник, 2012;
- Н.И.Решетников. Русского Севера храмы. Каргополье,
2009;
- сайты sobory.ru и temples.ru;
-
интернет;
2. Фотографии
- из перечисленных книг, из интернета и архива сайта. Фотографии, снятые с
дрона - Е.Шелковникова.
3. Карта
и схема - из монографии Н.Тормосовой "Каргополье", Каргополь, 2011.
4. Будем
благодарны нашим посетителям за замечания и советы.
Наш адрес:
sitekenozero.zak@yandex.ru