ОКРЕСТНОСТИ КАРГОПОЛЯ
Краткий путеводитель

Окрестности Каргополя очень богаты достопримечательностями. Основную часть составляют памятники деревянного зодчества. Это храмы - разнообразные по архитектуре и художественным достоинствам, некоторые из них образуют величественные комплексы. Для осмотра достопримечательностей окрестностей Каргополя мы предлагаем несколько маршрутов.

Все фотографии и схемы кликаются.


Маршрут 4.
Каргополь -  Ловзанга - Лекшмо-Бор - Тихманьга - Ухта - Чурилово - Шильда -  Кречетово - Хотеново

Этот маршрут проходит от Каргополя на юго-запад по С.-Петербугскому (Ленинградскому) тракту, вдоль западного побережья озера Лаче и далее параллельно р.Свидь.

Эти места были заселены задолго до прихода славян. Раскопки археологов  показывают, что побережье оз. Лаче стало обитаемым уже в 7-м тысячелетии до н.э., а раскопанные вещи славянского происхождения датируются XI-XIII вв. Названия рек и их притоков, где оседали переселенцы, имеют корни  в древних языках: Ловзанга, Лекшма, Тихмаьга, Ухта, Шильда и Ягрема; есть и река со славянскими корнями -  это Свидь. Названия поселений и волостей складывались по именам рек.

Петербургский (Ленинградский) тракт в районе озера Лаче
(справа внизу - угол озера Воже)
Несколько слившихся деревень около С.-Петербургского тракта в 10 км от Каргополя называются Ловзанга, официально - деревня Жуковская (к западу от Каргополя). Прежняя Ловзангская волость включала три десятка деревень в безводной Каргопольской Суши. К концу XIX в. деревень в волости было 23.
Схема Ловзангской волости (на схеме 2-км сетка)
Часть деревень прилегала к оз.Лаче и С.-Петербургскому тракту, другая часть располагалась между этим  и Пудожским трактами. К 1980-м годам полноценными оставались три деревни волости: Жуковская, Мушкинская и Захаровская, которые в 1970-х гг. слились под общим названием - Жуковская.
Дом в д.Жуковской. Фото 2007 г. д.Захаровская. Фото 2007 г.
В 1992 г. в них насчитывалось 65 хозяйств, проживало 169 чел. В начале XXI в. Ловзанга стала неперспективным селением.

В XVII в. возник Ловзангский погост из двух деревянных церквей - Никольской 1661 г. и Богоявленской, 1650 г - и колокольни.
В 1869 г. обе церкви сгорели. Богоявленская церковь была отстроена сразу же, Никольская церковь - в 1881-1883 гг.
Проект деревянной церкви Ловзангского прихода. Утвержден в 1878 г. Из архива Каргопольского музея.
 Никольская церковь с трапезной и притвором стояла на высоком подклете, имела 5 глав. Вход в церковь - с трех сторон. У церкви необычная форма окон - прямоугольные со скошенными верхними углами. 

К настоящему времени сохранилась только Никольская церковь. В советское время в ней был спортивный зал.
Никольская церковь Ловзангского погоста. Слева - фото 2007 г.
Справа - фото Е.Ходаковского. 2018 г. Сайт sobory.ru
Церковь украшали расписные "небеса" с библейскими сюжетами, но   сейчас они хранятся в  Каргопольском музее, кроме одного фрагмента, оставленного в церкви. Церковь не действует.
Никольская церковь Ловзангского погоста. Интерьер и фрагмент "неба". Фото Е.Шелковникова. 2013 г. Сайт sobory.ru
Во многих деревнях были часовни, но с угасанием деревень исчезали и часовни.

Часовня в д.Токарево. Фото Н.Розова. 1967 г. Архив Каргопольского музея.
Одной из главных деревень можно назвать д.Артемовскую, к которой сходилось много дорог из разных концов волости. В ней в 30-40-х годах находилась администрация Ловзангского сельсовета,

В деревнях, прилегавших к Пудожскому тракту, жители занимались гончарным промыслом. В 1902 г. здесь работали на дому 43 гончара, из них 30 чел. в деревнях Гринёво, Ананьино, Олеховская и Огнево. В 1930-е большую известность получили гончарные игрушки  мастера И.В.Дружинина из д.Гринёво.
Глиняная игрушка "Баба". Мастер И.В.Дружинин. 1947 г. Архив Каргопольского музея.
В 1960-е годы  всеобщее признание получило творчество Ульяны Бабкиной, родом из той же д.Гринёво.
Мастер каргопольской глиняной игрушки У.И.Бабкина. Фото Г.Дурасова. Начало 70-х гг. Архив Каргопольского музея
Она возродила интерес к угасшему к тому времени гончарному и игрушечному ремеслу.

Традиционные виды глиняной каргопольской игрушки:
"Баба" "Полкан" "Медведица"
В 1970-90-е годы законодателями стиля местной игрушки стала династия Шевелевых, работавшая к этому времени в Каргополе и работающая там до сих пор.   
Совремекнная каргопольская игрушка.
В деревнях Ловзанги занимались также мельничным и кузнечным промыслами, сбором и обработкой пушнины, и даже, кое-где, сбором  рыжиков на продажу и разведением пчел.

Низовье р.Лёкшмы, впадающей в оз. Лаче, называется Лёкшмо-Бор, и первая деревня  Лёкшмоборской волости - Осташевская -  находится в 26 км от Каргополя по С.-Петербургскому тракту. Берега р.Лёкшмы заболочены, поэтому первые деревни бывшей волости отдалены от озера.

Схема Лекшморецкой волости. (на схеме 2-км сетка)
Деревни Лёкшмо-Бора состоят из двух кустов деревень - Лёкшма и Бор. В Лёкшму входят 11 деревень , расположенных по обеим берегам Лёкшмы вблизи пересечения реки и С.Петербургского тракта, и две деревни около р.Сиянги (1 км от Лёкшмы), впадающей в р. Лёкшму. В Бор входят 5 деревень вверх по течению Лёкшмы (в 6 км от Лёкшморецкого погоста).

Главной     деревней Лекшменского куста  являлась деревня   Осташевская (второе название Кабановщина). В ней размещались церковь, почтовая станция, земская станция, питейное заведение и т.д.  В других деревнях  находились кузницы для изготовления колес, серпов, даже винтовок, мельницы, мастерские по выделке овчин.

На протяжении XIX и XX веков части волости переходили к соседним волостям и обратно. поэтому процесс запустения проходил не так резко, как в соседней Ловзанге. До 1876 г. не было ни одной исчезнувшей деревни. К началу XXI в. из 20 лекшморецко-боровских деревень официально существуют 14, но  сельскохозяйственное производство в них прекратилось.

Центром Лёкшморецкой волости был Лёкшморецкий погост в 23 км от Каргополя.

Лёкшморецкий погост (на пересечении тракта с р.Лёкшмой) именовался до XVIII в. Благовещенским по главной церкви погоста. Вторая церковь по данным XVII в. - Ильи Пророка. Годы строительства церквей сильно отличаются в разных документах, но они относятся к XVII-XVIII вв.
Лекшморецкий погост. Церкви Благовещенская, Ильинская (на заднем плане), колокольня. Фото начала XX в. Сайт  sobory.ru
Благовещенская деревянная  церковь была шатровой с приделами: один во имя Сергия Радонежского, второй в честь Зосимы и Савватия Соловецких.  Ильинская деревянная церковь  - пятишатровая с двумя престолами: один - Ильи, второй - Флора и Лавра. Одновременно с Ильинской церковью была построена и деревянная шатровая колокольня.

Вид на Лекшморецкий погост и д.Никитинскую.  Фото 1953 г.
Из архива Н.Е.Батовой.
Благовещенская церковь Лекшморецкого погоста.
Фото 1996 г.
В июле 1876 г. обе церкви сгорели.

Благовещенская церковь была отстроена осенью того же года.
В годы Великой Отечественной войны главный купол Благовещенской церкви был разобран и на его месте устроен наблюдательный пост. Сам храм впоследствии использовался в качестве склада, пока не сгорел в 1997 г.

Ильинскую церковь после пожара вновь отстроили только в 1894 г. Ее уникальная конструкция включала  центральный восьмигранник,  увенчанный восьмискатным шатром,  пятигранный алтарь, трапезную и еще четыре   прируба по углам восьмерика, завершенные четырехгранными шатрами и барабанами с главками. Она тоже сгорела в середине 90-х годов XX в.

В 2004 г. на ее месте силами и средствами прихода начали строить новую Ильинскую церковь  (в книге Н.Тормосовой она называется Новой Благовещенской).

Новая Благовещенская церковь. Фото 2011 г.
На том же сайте sobory.ru есть фотографии прежней Благовещенской церкви в этой же деревне в нынешнем (2013 г.) виде.
Церковь Благовещения прсв. Богородицы.
Фото Johningham, 2013 г.
В д. Кононовская на территории Боровского куста деревень  церковь появляется в 1864 г. Это церковь иконы Казанской Божией Матери.

д.Кононовская. Церковь иконы Казанской Божией Матери. Сайт "Общее дело".
До 1910-х  годов она была приписана к Лёкшморецкому погосту. Службы в церкви проходили до 1938 г. Потом в ней сделали клуб, затем склад. Последние годы она в аврийном состоянии.

Ильинская и Казанская церкви сейчас пустуют (данные 2011 г.).

В Боровский куст деревень, находящийся в 6 км от Лёкшморецкого погоста, входило 5 деревень вверх по течению р.Лёкшмы: одна (Макарьина гора)  на правом берегу, остальные на левом. В Макарьинской 10 домов, причем один - четырехскатный, как в городе. Напротив Макарьинской через реку расположена большая деревня - Волосовская; в ней
 около 35 домов, но многие пустуют. В этой деревне в 1900 г. было три мельницы., была и кузница.

Дома в Боровских деревнях.
Боровские деревни  находятся на стадии вымирания, их население, в основном, - пенсионеры.

Следующая группа деревень по С.-Петербургскму тракту  входила в Тихманьгскую волость (или Тихманьга).  Расстояние до ближайшей деревня Филосовской от Каргополя - около 40 км. Центр современной Тихманьги - д.Патровская
.
Схема Тихманьгской волости (на схеме 2-км сетка)
Тихманьга - самая обширная волость в бассейне оз. Лаче. Деревни волости расположены по берегам двух рек: в нижнем течении р.Тихманьги, впадаюшей в Лаче, на протяжении 15 км от ее устья, и в нижнем течении р.Шаглас, притока реки Тихманьги.

В 1980-е гг. в низовьях Тихманьги археологами были открыты два селища и два могильника, датируемых XI-XIII вв.

На конец XIX в. в Тихманьге насчитывалось 45 деревень. В начале XXI в. жилыми числятся 5 деревень, при этом большинство деревень сохранилось, и какая-то часть населения в них осталась. Типичная старая тихманьгская деревня: 10-20 дворов, дома вдоль берега реки, изредка - часовни. Основное занятие жителей - земледелие, основной промысел - рыболовство.

Основная часть населения проживает в  деревнях Патровской и Филосовской, каждая из которых представляет группу более мелких деревень. В д.Патровской С.-Петербургский тракт пересекает р.Тихманьгу   (сейчас там старый мост).

Деревни Тихманьгской волости делились на два куста: Низовский и Верховский.

Деревни Низовского куста (Низ) находились в нижнем течении р.Тихманьги по обеим ее берегам. Деревни у реки идут сплошной полосой вдоль берега. Большинство из них крупнодворные. В настоящее время они административно  объединены в одну деревню  Патровскую или Патрово. Здесь проживает большая часть населения  находятся почти все учреждения округи. Жители ее занимались кузнечным и мельничным промыслами, сельским хозяйством, изготовлением кожаной обуви.

К северо-западу от д.Патровской  расположены деревни, в 1960 г. объединенные под названием Филосовская. Главным занятием жителей, кроме земледелия, было рыболовство.

Деревня Филосовская. Фото 2008 г. Деревня Дальнее Верховье.
Фото 2007 г.
Деревни Верховского куста находились выше впадения р.Шаглас в Тихманьгу.  Десяток  деревень по реке Тихманьга выше устья р.Шаглас называются Верховье.  Центром Верховья являлась д.Мурховская. Под таким названием официально числятся деревни по правому берегу  р.Тихманьги.

В Верховском кусте деревень в начале XX в. строится новая деревянная Ильинская церковь. Она была освящена в 1916 г., но в советское время использовалась под склад.
Ильинская церковь в Верховье. Фото из архива В.Г.Климова.
В 1980-е годы она была еще в удовлетворительном состоянии, но стояла пустой, пока не сгорела в мае 1989 г. от костра, разожженного внутри церкви.

В Верховье занимались, как и везде, кузнечным и мукомольным промыслами, валянием обуви.

Погост Тихманьгской волости известен с XVI в.  Он располагался  в самом низовье р.Тихманьги, где до озера Лаче уже не было жилья.  В XVI в. на погосте упоминаются Никольская и Введенская церкви. В середине XVIII в. церкви перестраивают в камне: Никольскую церковь в 1744 г., а Введенскую, церковь,  сменив посвящение на Вознесенскую - в 1800 г. 

Тихманьгский погост. Вознесенская ц. - слева. Никольская - справа.
 Начало XX в. Фото из архива Ф.Н.Малыгина.
При церквях была и высокая каменная колокольня.
В 1908 г. Никольская церковь пострадала от пожара, но была быстро восстановлена.

В 1930-х церкви были закрыты.

В настоящее время церкви Тихманьгского погоста находятся в руинированном состоянии. Одна из них - Никольская церковь погоста -  действующая, хотя своды ее трапезной рухнули. С 2013 г. начаты консервационные и восстановительные работы. 
Церковь  относится к д.Патровской (недалеко от моста через р.Тихманьгу).
Никольская церковь в д.Патровская.  Фото слева - hanbanah, 2011 г.
 Фото справа - место трапезной - - Yuri(SPb), 2013 г.
Сайт sobory.ru.
В Тихманьгском приходе было  9 часовен, но ни одна не сохранилась.

Западнее С.-Петербургского тракта и вверх по течению р.Тихманьги в районе в  впадения в нее притока Ягремы сложилась Ягремская волость.
Схема Ягремской волости (на схеме 2-км сетка)
В ее центр можно попасть по проселочной дороге от Петербургского  тракта. Расстояние от Каргополя до Ягремы около 50 км. До XX в. через Ягрему проходил более короткий зимний путь от Каргополя на г.Вытегру, Летом эта дорога была непроезжей из-за болотистой местности. Центром волости считалась д.Железниковская (Гурино).

В 1945 г. в Ягреме проживало около 500 чел., в в 1997 г. - только  3 чел., так как работы в тех местах не было. Ягрема перешла в разряд неперспективных деревень. В летнее время, однако,  деревни оживают.
Река Ягрема и дома деревень на ее берегах. Деревня Алексинская (Гурино). На переднем плане - остатки моста через р.Тихманьгу. Фото 2008 г.
Деревни располагались вдоль р.Ягремы, дома стояли в один ряд,  фасадом к реке.

На правом берегу реки на высоком угоре стояла церковь Рождества Богородицы, деревянная, построенная в конце 1920-х гг. В церкви был высокий зимний и летний приделы, причем в летнем приделе привлекали расписные "небеса", множество икон и богатое убранство. Около церкви был погост, сосны, сторожка, а вокруг большое поле. В приходе были еще две часовни.
Церковь Рождества Богородицы Ягремского погоста.
Фото начала 1960-х гг. Слева - из архива НПЦ (Архангельск), справа - из архива Л.И.Фарковой
Рождественская церковь не сохранилась.  На месте погоста установлены табличка и памятный крест с именами погибших в Великой Отечественной войне.

Южнее Тихманьги по тракту располагалась обширная территория - Ухта или Ухотская волость.  Центр современной Ухты находится в д.Песок, в 50 км от Каргополя,  на пересечении С.-Петербургского тракта и р.Ухты,  впадающей в оз. Лаче.
Схема Ухотской волости и кустов деревень Пал и Чурилово(на схеме 2-км сетка) 
Деревни Ухотской волости находятся в нижнем течении р.Ухты, расположенном к юго-западу от оз.Лаче. Берега озера здесь низкие и болотистые, поэтому деревни  удалены от устья реки на 3 км.

В XVIII в. Ухотская волость насчитывала 40 деревень,  в XIX в. - 45 с деревнями группы Пал (см. схему).

До середины XIX в. в Ухотской волости было помещичье землевладение, а крестьяне - крепостными. В волости  в начале XX в. числилось крестьян муж. - 1860, жен. - 2190, дворян  муж. - 7, жен. -3.

Деревни, находящиеся в низовье р.Ухты (Низовская группа), административно слились в одну и имеют самую плотную застройку. В этих деревнях сконцентрировались административные и социальные учреждения волости. С конца 1960-х годов перспективными деревнями были выбраны деревни Песок и Ильина на правом берегу Ухты. Проезжающих со стороны Каргополя первой встречала деревня Тоболкина.
Жители этого куста помимо земледелия занимались   выделкой кожаной обуви, скорняжили. шили полушубков... Были мельницы и красильни.

Деревни б.Ухотской волости образовывали еще несколько групп деревень. В  Ерёминской было 10 деревень и помещичья усадьба. К началу XX века осталось две деревни, расположеные на противостоящих берегах р.Ухты.
Группа деревень Ближнее Верховье насчитывало 5 деревень, две из которых на правом берегу Ухты пока жилые (на 2011 г.)

Деревня Сергеева. Новая жизнь старого дома.
В группе Дальнее Верховье было 7 деревень, и все на правом берегу Ухты; левый берег был болотистым. Теперь жилых деревень здесь не осталось, да и самих домов почти нет. Лишь в д.Сергеевой часть домов предполагается использовать как  туристический комплекс.

И последняя группа деревень Никифоровская по названию самой большой деревни, состоящей из 52-х дворов. Остальные 7 деревень этой группы были малодворными.

Духовным центром был Ухотский погост,  расположенный на пересечении С.-Петербургского тракта и р.Ухты. В документах XVII в. говорится о двух храмах на Ухотском погосте в д.Песок: Преображенском с приделами Троицким и Архангела Михаила и Успенском с приделом Богоявления. В начале XIX в. на Ухотском погосте стоят  две церкви: деревянная Преображенская и каменная Троицкая с колокольней. Обе построены  на месте старых.

Ухотский погост. Фото начала XX в. Из архива семьи Мироновых.
В 1930-е гг. деревянную Преображенскую церковь разрушили, а каменную приспособили под кузницу. В настоящее время она пустует.
Колокольня и Троицкая церковь Ухотского погоста. Фото Yuri(SPb)
2012 г.
Сайт sobory.ru
Ухотский погост.Троицкая церковь с колокольней. Вид сверху.
Фото Yuri (SPb). 2015 г. Сайт sobory.ru
"С 2012 г. проводятся субботники и консервационные работы на Троицкой церкви Ухотского погоста. Ближайшая задача - установка  постоянной кровли над алтарной и трапезной частями Троицкой церкви." (сайт uhta.umi.ru).

В деревнях из семи деревянных часовен ни одна не сохранилась. Но...нашлась фотография часовни Воздвижения Креста Господня, 1878 г., в д.Никифорова, в которой отмечали именно этот православный праздник. Сейчас часовня в этой деревне не значится.
д.Никифорово. Часовня Врздвижения Крест Господня, 1878 г. Из архива Карзина А.Р..
В 2004 г. в Ухте в д. Низ (на схеме - последняя по течению р.Ухты)   освящена построенная на средства уроженцев деревни новая деревянная шатровая Покровская  церковь. Рядом в 2006 г. поставлена шатровая колокольня.

Покровская церковь с колокольней в д.Низ (Попадьино). Фото uchazdneg 2012 г. Сайт sobory.ru
Южнее р.Ухты и в стороне (западнее) от Петербургского тракта находится куст  из 5 деревень под именем Пал. В XVII в. здесь был свой приход с церквями Николая Чудотворца и свм. Флора и Лавра,  а   к началу XX в. на Паловском погосте  было две деревянные церкви, причем одна - постройки 1870 г.- посвящена  Николаю Угоднику. Название Пал напрямую связано с необходимостью палить, выжигать лес для расширения посевных площадей.

Самая крупная деревня Паловского куста - Вахрушева.  В ней было 80 домов, из них шесть двухэтажных. Паловские деревни стали пустеть в 1950-е годы. Жители стали уезжать в Чурилово и к 80-м годам выехали последние.

Обычный  крестьянский образ жизни в этих краях:
- после Пасхи заготавливают  жерди, колья и дрова;
- с конца апреля сеют яровые хлеба, затем готовят поля к посеву озимых;
- с конца июня начинается сенокос;
- после сенокоса наступает время жатвы яровых, посева озимых и перевозка снопов с полей на гумна;
- затем сбор рыжиков, груздей, волнух и продажа их вплоть до С.-Петербурга;
- после уборки хлеба и овощей наступает время обмолота зерновых и приготовления льна;
- после 22 октября (Казанская Б.М.) некоторые уходят на охоту за перелетной  дичью: тетеревами, косачами и т.д.;
- зима - время перевозки сена, заготовки дров, ухода за хозяйством и для ремесленных работ,  среди которых  выделка овчин, изготовление глиняных горшков, извоз, пчеловодство.

Чурилово - куст из трех слившихся деревень на С.-Петербургском тракте в 73 км от Каргополя. Официальное название с 90-х годов - д.Скорюково.  В Чурилове (или Чуриловском погосте) в 1905 г. числилось 259 чел., 43 двора, 46 семей. Общая протяженность деревень - всего 1,5 км

Население Чуриловских деревень начало сокращаться  в 1980-е годы и к 2008 г. составило 11% от численности столетней давности. Производства в деревнях нет, а жители - пенсионеры.

Из документов конца XIX-нач. XX в.: "на Чуриловском погосте деревянная Зосимо-Савватьевская церковь с деревянной колокольней, 1692 г. постройки...Ремонтирована в 1908 г. Престолов 2".  В церкви большая трапезная, к которой последовательно примыкают прирубы сеней. В трапезной добавлены два придела, последний -  в 1909 г.
Церковь Зосимы и Савватия, 1692 г.
 Фото Д.В.Милеева. 1914 г.
Сайт sobory.ru
Церковь разобрали жители в 1937 г., и погоста не стало.

Дома в деревнях Чурилова. Фото 2008 г.
Южнее Ухты и западнее С.-Петербургского тракта  вдоль рек Петеньги и ее притока Шильды расположены деревни Шильдской волости или Шильды.  До первой деревни от тракта - 7 км, а  от Каргополя - 90 км.
Схема Шильдской волости  (на схеме 2-км сетка)
В Шильдскую волость, начиная с XVII в, входило 14 деревень. Их основная  часть располагалась по берегам р.Шильды в ее верхнем течении.  Еще четыре деревни находились  к северо-востоку от реки в сторону Пала и Чурилова. Жителей Шильды называли шильдаки, шивжаки.

К 2008 г. население деревень сократилось на 90%. Самая  крупная деревня - Григорьева, в ней 56 дворов. Это единственная полноценно  функционирующая деревня.

Деревня Григорьева. Фото 2008 г. Деревня Ларионова. Фото 2008 г.
Занятия крестьян Шильдской волости не очень отличались от других  волостей.  Здесь и выделка коровьих кож и овчин, изготовление телег, саней, разной посуды, плотничество, сбор рыжиков и т.д.

Духовный центр волости - Шильдский погост, расположенный на р.Шильде выше д.Григорьевой.  От него через д.Григорьеву проходит основной путь к Кречетову на С.Петербургском тракте и далее в города Каргополь и Вытегру.

Шильдский погост находится на левом берегу р.Шильды, практически в центре шильдского куста деревень. Деревня Шильдский погост  в 1930-е годы перестала числиться отдельным селением и вместе с жителями была приписана к д.Мостовой. 

В 1615 г. на погосте стояли церкви Николая Чудотворца, теплая, и Ильи Пророка.  В приходе было 80 дворов.

В конце XIX в. на Шильдском погосте были три каменные церкви: летняя Сретенская, зимняя во имя Феодосия Тотемского (1816 г.) и двухэтажная Ильинская с приделом св.Николая (1812 г.). С ними рялом - отдельная каменная колокольня (1816 г.)

Шильдский погост в начале XX в.
Рис. И.М.Митягова. 1978 г. Из архива Каргопольского музея.
В настоящее время  на месте бывшего погоста в д.Мостовой стоят две каменных церкви и колокольня (в аварийном состоянии).
Шильдский погост. Фото Yuri(SPb). 2016 г. Сайт sobory.ru
На фотографии 2013 г. слева направо: ц.Феодосия Тотемского (1809 г.),  колокольня (1816 г.), Сретенская ц. (1857 г.}

Шильдский погост.  Сретенская церковь. Из книги Г.В.Алферовой. Шильдский погост в начале XXI в. Фото uchazdneg. 2013 г.
Сайт sobory.ru
К Шильдскому приходу была приписана деревянная церковь во имя Казанской Иконы Богоматери, 1678 г., стоявшая рядом с трактом у Черных озер.

В  одиннадцати деревнях были большие бревенчатые часовни с колокольнями. Вот одна из них - в д.Кузнецова (рисунки И.М.Митягова, 1978 г. Из фондов Каргопольского музея):

Часовня Александра Невского в д.Кузнецова. Центр д.Кузнецова в начале XX в.
Другая часовня - Воздвиженская -  нашлась в деревне Ларионово на фотографиях (в 1 км от д.Григорьева):
Воздвиженская часовня в д.Ларионово и ее место после утраты. Начало XIX в. Автор uchazdneg.
Фото слева -1970-71 гг., фото справа - 2013 г. Сайт sobory.ru
Еще одна часовня сохранилась в д.Киняково, расположенной ниже  д.Кузнецовой по р.Шильде. В прошлом ее четверик был перекрыт куполом с главкой, а звонница находилась над притвором. Состояние часовни наглядно видно на фотографии.
д.Киняково на р.Шильде. Часовня Иоанна Богослова. Первая половина XIX в. Фото uchazdneg, 2013 г. Сайт sobory.ru
В XIX- нач. XX в. Шильда считалась самой промысловой волостью. Здесь выделывали коровьи кожи и овчину, изготавливали сани, телеги, экипажи, посуду, шили сапоги и башмаки, занимались смолокурением и т.п.

О типах жилых домов крестьян в этой волости мы знаем благодаря рисункам И.М.Митягова, сделанных в 1878 г. и хранящихся в фондах Каргопольского музея.
Дом Куйбина в д.Кузнецовав. Дом Решетникова в д.Кузнецова.
Дом Валевина в д.Григорьева. Дом Кемкина в д.Кинякова.
На 90-м км от Каргополя по С.-Петербургскому тракту находится деревня Кречетово,  центр т.н. Кречетовской округи, старое название которой Большая Шалга (не путать с Большой Шалгой  близ Каргополя).

Этот район вытянут вдоль тракта,  а в центре его  расположен Погост и  д.Кречетово. Местность эта окружена болотами, которые, возможно, в далеком прошлом были озерами. И по ним когда-то двигались первопоселенцы, славяне в том числе. Часть таких дорог связывают Кречетово с Каргополем, Москвой, другие вошли в магистраль Архангельск - С.-Петербург.

Название Кречетовская округа сложилось после 1930-х гг.,  а деревня Кречетово на протяжении последних 200 лет была и остается главной деревней всей округи и самой населенной.
Схема Большешальской волости (на схеме 2-км сетка)
Ядром всей округи стали Большешальский погост и деревни вокруг него на расстоянии не более 2-3 км. Большая часть деревень округи - среднего размера, но есть и крупные - Сварозеро, Кречетово, Медведево. На 2008 г. в пределах бывшей волости жилыми считались  15 деревень, из них полноценно действующими - всего 5.

Крупные деревни расположены вдоль С.-Петербургского тракта. Первая - Сварозеро - тянется вдоль тракта на 1,5 км. Рядом одноименное озеро, на берегу которого когда-то находилась деревня, но озеро превратилось в болото, и деревня перебралась к большой дороге.

Дома в д.Сварозеро. Фото 2008 г.
В начале XX в. в центре деревни появляется своя церковь - Вознесенская, деревянная, перестроенная из часовни около 1910 г. Она уцелела в крупном пожаре в 30-е годы, но в дальнейшем использовалась под зерносклад, а потом разрушилась.
Д. Сварозеро в начале XX в. слыло "разбойным" селом, где могли ограбить или  даже убить.
Сегодня деревня считается неперспективной.

В 3 км от д.Сварозера находится деревня Медведево. Она разделена на две половины рекой Шильдой.

Река Шильда в д.Медведево. Дом в д.Медведево. Фото 2008 г.
Для верующих в деревне были Ильинская часовня и молитвенный дом для  старообрядцев. Среди жилых домов в д. Медведево  есть похожие на старинные хоромы, а есть и дома, украшенные современными умельцами.

Далее по тракту на юг - две почти слившиеся деревни Дуброво и Елизарово, через которые течет р.Петеньга, а также д.Лохово  и Кречетово
.
Деревня Кречетово. 2008 г.
В Кречетове в начале XX в. располагались  почтовая станция, земская конная станция, школа, приемный покой, магаз-ины, чайная...В 1920-м году добавились почта, лесничество...

В 1 км к югу от Кречетова рядом с   Большешальским погостом расположена д.Погост. В XVII в. здесь находились  две церкви: Рождества прсв. Богородицы и св. мучеников Козьмы и Дамиана. В  первой половине XIX в. церкви перестраиваются в камне: Рождественская - в 1870 г, вторая - в 1800 г. В Рождественской церкви один престол, во второй - приделы Александра Ошевенского, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Вид на Большешальский погост с вышки в д.Кречетово. Фото 2008 г.
Отдельная колокольня построена в 1828 г.

Церкви сохранились, хотя в совхозный период использовались  под гаражи и мастерские.  В 2004 г. началась реставрация Рождественской церкви, которая закончилась в 2006 г. ее освящением (на сайте sobory.ru она стала Троицкой).

Большешальский погост. Спереди - Троицкая церковь, сзади колокольня и  церковь Александра Ошевенского.
Фото uchazdneg, 2011 г.
 Церковь Александра Ошевенского. Фото Ильи Смирнова, 2009 г. Сайт sobory.ru
Внешне обе церкви похожи одна на другую, но их планы сильно отличаются (из книги Г.В.Алферовой).
План Троицкой церкви. План церкви Александра Ошевенского.
На очереди реставрация  церкви Александра Ошевенского и колокольни.

На этом мы сворачиваем с С.-Петербургского тракта  по лесной дороге в сторону оз. Воже (на юго-восток). В 20 км от Кречетово находится куст деревень Чепца, или бывшая Чепецкая волость.
 Схема Чепецкой волости(на схеме 2-км сетка)
В XVII в. здесь было 10 деревень,  37 дворов, церковь Воскресенья Христова. К концу 1970-х гг. чепецкие деревни опустели. Домов осталось мало, только летом сюда наведываются рыбаки. Территория волости - полузаболоченное пространство, окруженное с запада и севера топкими болотами (раньше - озерами) и с востока озером Воже. На берегах р.Чепцы деревень не было (топко!), только д.Никулинская и Чепецкий погост находились к реке ближе всего.

На Чепецком погосте в XIX - XX вв. стояли две церкви. Главной была Воскресенская церковь, ставшая каменной в 1828 г.
Чепецкий погост. Церковь Воскресения Христова. Фото Г.Бородина. 2008 г. Сайт  sobory.ru
Вторая церковь - деревянная - сгорела в начале 2000-х гг.

На восток от Кречетовской округи на берегах р.Свидь, соединяющей озера Воже и Лаче, расположены два куста деревень , входивших в Боросвидскую и Свидскую волости. От С.-Петербургского тракта до р.Свидь  всего 12 км.

Схема Боросвидской и Свидской волостей (на схеме 2-км сетка)
В середине XIX в. возник проект создания канала между озерами Лаче и Кубенское для активизации торговли с Каргополем, собраны деньги и построены плотина и шлюз, но канал так и не был прорыт, хотя пароходное и позднее теплоходное сообщение по Свиди действовало еще в середине 1990-х гг.

По р.Свиди проходил один из самых освоенных путей для продвижения в Поонежье славян. И уже в XVI в. здесь появились первые славянские поселения. В начале XVII в. в Свидской волости, расположенной вблизи р.Свиди, числилось 12 деревень, 23 двора, 26 чел. В 1922 г. в Боросвидской волости проживало1517 чел. в 24-х селениях. Центром волости была д.Давыдово (Боросвидь).

В Боросвидской волости, расположенной севернее Свидской волости,  в XIX в. было 9 деревень, 3 - на правом берегу, остальные на левом.

Рядом с д.Давыдово  находится Боросвидский погост с церковью вмч. Георгия, известной еще в XVII в. Нынешняя каменная Георгиевская церковь построена в 1863 г. В настоящее время церковь пустует.

Георгиевская церковь Боросвидского погоста.
Слева - фото из книги Г.В.Алферовой
Справа - фото uchazdnneg. 2011 г. Сайт sobory.ru
Разрушенный ряжевый мост через ручей между Бором и Свидью. Фото 2005 г.
Главная деревня волости - Давыдово. Она "самая живая", так как к ней подходит дорога, связывающая бывшую волость с трактом.
д.Давыдово со стороны р.Свиди.  2005 г.
Деревни Свидского куста расположены в среднем течении р.Свидь вверх по реке. В 1935 г. в Свидской волости было 16 деревень, 170 дворов и примерно 850 чел.  Центр волости - д.Астафьево.

В настоящее время (до 2011 г.) жилыми считаются 3 деревни, в которых проживает 5 чел.

Избы здесь располагаются на возвышенном берегу; у самой воды находятся бани и сараи. Основной тип крестьянского жилья в бассейне Свиди — изба-четырехстенок...

Деревня Селище. Фото 2005 г.
Значительную площадь избы занимает русская печь, размером 2,5—3 квадратных метра. Примыкающий к сеням двор находится под одной крышей с избой.  Он обычно двухэтажный, в первом этаже содержался скот, второй этаж, на который вел бревенчатый помост — «взвоз», отводился для хранения сена...Зажиточные крестьяне часто строили избы с двумя жилыми этажами.

Духовным центром Свидской волости служил Свидский погост, находившийся рядом с д.Астафьево.  До 1970-х гг. на месте погоста стояли две церкви: деревянные шатровая летняя Никольская (кон. XVII в.) и церковь Флора и Лавра (кон. XVIII в.)

Свидский погост.
Церкви - слева  Никольская, справа -  Флора и Лавра. Фото Н.Розова. 1968 г. Из архива Каргопольского музея.
Никольская церковь Свидского погоста. Слева-вид с ЮВ,  справа-вид с ЮЗ.
По словам Г.Гунна "...Никольская церковь... поставлена в красивом месте на высоком холме у излучины реки. Формы ее поражают предельной простотой и величавой суровостью..., но церковь высотой более 30 м не подавляет своей громоздкостью."  У церкви  опорный восьмерик от земли, высокий шатер, превышающий по высоте высоту опорного восьмерика, прямоугольный алтарь, перекрытый бочкой и увенчанный небольшим малым шатром, и притвор. При нем была и колокольня, но разобрана в 1797 г. Никольская закрыта не позже 1930-х годов.

Вторая церковь - Фроловская (Флора и Лавра - М.З.), теплая - была построена вместе с колокольней в 1797 г. Представляла собой четверик на четверике под восьмидольным куполом с главкой (в книге Г.В.Алферовой церковь называется Егорьевской).
Свидский погост. Церковь Флора и Лавра. Фото 1970 г. Сайт sobory.ru
Обе церкви были видны на расстоянии нескольких километров.

В июле 1972 г. во время шквального ветра Никольская церковь упала на восточную сторону каменной ограды. Развалины жители использовали на дрова. Остатки Никольской церкви сгорели в 1980-х  гг. вместе с Фроловской церковью.

На месте утраченных Никольской и Фроловской церквей Свидского прихода установлен памятный крест.
Урочище Астафьево. Памятный крест на месте утраченных Никольской и Фроловской церквей. Фото Е.Шелковникова, 2016 г.
Сайт temples.ru
Еще недавно от ограды  церквей были целы  двое  уникальных ворот из плотно пригнанных каменных блоков с высеченной на одних воротах  датой - 1866. Одни ворота, к сожалению, разрушились в нач. 2016 г. или раньше.
Ворота ограды погоста и дома д.Астафьево (Погост).
Фото 2005 г.
К началу XXI в. число жилых деревень сократилось. В 2010 г. полностью сгорела д.Астафьево. 

И последний этап нашего путешествия - б.Хотеновская волость, т.е. группа деревень в низовье реки Свиди и плюс к ним деревни между р.Свидью и низовьями р.Петеньги. Обе реки впадают в южную часть озера Лаче.

Схема Хотеновской волости (на схеме 2-км сетка)
В 1912 г. в Хотеновской волости было 27 деревень с населением 3400 чел. Главная деревня - Митрофаново. К 2008 г. в Хотеново жилыми считались 16 деревень, и в них проживало 193 чел.

На территории волости имеются две более или  менее крупные реки - Свидь и Коржа (или Ковжа -М.З.). Река Свидь  судоходна до порогов, которые препятствуют проходу судов до оз.Воже. До революции  на реке имелись плотина и шлюз, благодаря которым суда могли ходить до оз. Воже, но шлюз разрушился и судоходство в ту сторону прекратилось. Судоходное движение возможно в сторону оз.Лаче и далее по озеру до Каргополя.

Основная часть деревень находится на левом берегу р.Свиди. На правом берегу - только две. Деревни расположены по группам, центральная из которых, где находится и погост, называется Серёдка.  Из этой группы д.Анфимова сто лет назад была довольно большой - часовня, около 40 дворов, магазин, сейчас осталось 7 домов и только два жилых. Почти половина деревень - малодворные.

В Хотеновской волости различали также Низовский и Верховский кусты деревень.

В д.Мальшинское, одной из самых крупных в Верховской группе, на правом берегу Свиди,  в 1912 г. насчитывалось более 60 дворов, а к 2008 г. осталось 10 домов с тремя жителями.

Деревня Мальшинское. Фото 2007 г.
В д.Мальшинской в 2010 г. была часовня Ильи Пророка постройки конца XIX в. На сегодняшний день от часовни сохранился основной сруб, сильно накренившийся,  и отдельно стоящая на постаменте главка с крестом.
Притвор со звонницей утрачены.
Деревня Мальшинское. Часовня Ильи Пророка. 
Фото слева - автор Yuri (SPb). 2010 г. Сайт sobory.ru
Фото справа - с сайта "Общее Дело".
Состояние часовни - руиноподобное.

В Низовской группе деревень самыми крупными были  Село и Харлушино. К 1963 г. в д.Село проживало 96 чел., в Харлушино - 73 чел.

В XVI - XVIII вв. на Хотеновском погосте в д.Митрофаново было две церкви: Рождества Богородицы и Георгиевская с приделом св.  Николая Чудотворца.
Хотеновский погост. Деревянная церковь Георгия Победоносца, 1768 г.
Фото 1914 г. Утрачена.
В начале XIX в. построена одна  каменная церковь Рождества Богородицы (она же Троицкая), которая сохранилась, но находится в аварийном состоянии. В 2008 г. из-за протечек кровли рухнул центральный купол храма.
Хотеновский погост.
Слева - Троицкая церковь, еще с куполом). Фото Д.Сосулина, 2003 г.
Справа - Троицкая церковь, уже без купола.  Фото Yuri(SPb), 2016 г.
Группа добровольцев в 2015 г. выступила с инициативой произвести ремонт  белокаменной колокольни Рождественской (Троицкой) церкви Хотеновского погоста.
Хотеновский погост. Троицкая церковь (Рождества Богородицы).
Слева - фото 2017 г. Сайт vk.com
Справа - фото 2018 г. c cайта uhta.umi.ru
В 2017 г. вокруг колокольни возведены строительные леса, заменены сгнившие несущие конструкции. Работа продолжается.

В 2009 г. около  д.Кононово на частные средства построена новая деревяннвя шатровая  церковь - Троицкая. Вскоре,  в 2012 г., шатер сгорел, а оставшаяся часть церкви после ремонта продолжает действовать.

Церковь Троицы Живоначальной.  Слева - фото uchazdneg. 2011 г.  Справа - церковь после пожара и переделки. Фото Yuri(SPb).  2014 г.
Почти в каждой деревне были часовни, но сейчас либо их уже нет, либо они находятся на грани...
Покровская часовня в д.Село.
Слева - фото Д.Сосулина 2003 г.  Справа - фото Yuri(SPb). 2016 г.
Сайт sobory.ru
А Сретенскую  часовню в д.Коржа уже  восстанавливают.
Сретенская часовня в д.Коржа.
Фото Е.Шелковникова 2016 г.
Сайт sobory.ru
 
На этом мы заканчиваем обзор окрестностей  Каргополя, лежащих вдоль С.-Петербургского тракта или рядом с ним.


Примечания:
1
.  Источники для путеводителя:
- Н.Тормосова. Каргополье. История исчезнувших волостей, Каргополь, Правда Севера, 2011: 
- Г.В.Алферова. Каргополь и Каргополье. М.,Стройиздат, 1973;
- И.Бартенев, Б.Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. М.-Л. Искусство, 1968;
- Деревянное зодчество. Вып. V. ИД "Коло", 2016 г.;
- Сборник "Памятники архангельского  Севера". Архангельск. Сев.-зап. кн. из-во, 1983.

- сайт sobory.ru ;  
- интернет.
2. Фотографии  без указания автора - из  книги Н.Тормосовой, интернета  и архива нашего сайта.
3. Карты  и схемы - из монографии Н.Тормосовой "Каргополье".
4. Сокращения: ЮВ - юго-восток, ЮЗ - юго-запад.

Будем благодарны нашим посетителям и читателям за дополнения, замечания, советы.

Наш адрес: sitekenozero.zak@yandex.ru