А.В.Камкин
доктор исторических наук, профессор

КЕНОЗЕРСКИЕ ЧАСОВНИ
Kenchapels by Aleksandr Kamkin

Часовни Кенозерья поистине легендарны. В образе Парка они сверкают как золотистый жемчуг. Очень часто скрываются они в «святых» рощах, встречают путника на дорогах, собирают воедино хоровод деревенских изб, гордо украшают вершины холмов.

39 сохранившихся памятников являются сейчас одной из главных составляющих культурного наследия Парка. Уникального сосредоточения различных по архитектурному исполнению часовен нет больше ни в одной местности.

Одни часовни ставились в знак благодарения Богу за избавление от какой -либо общей беды: падежа скота, неурожая, массовых болезней или стихийных бедствий. Их сооружение было частью общерусского обычая возводить обыденные храмы ("об ин день" - т.е. в один день) по обету.
Другие часовни возводились в отдаленных деревнях, дабы можно было совершать отдельные богослужения и молебны прямо на месте. И, наконец, часовни могли ставиться в память о стоявшей здесь когда-то церкви или в качестве напоминания о местных важных событиях: рождении и кончины праведника, явлении иконы, чуда и т.п.

Часовни являлись духовными центрами многочисленных деревень Кенозерья и Лекшмозерья. Каждый житель деревни знает свою часовню. А старожилы Парка хранят в своей памяти многочисленные эпизоды жизни округи, связанные с обустройством маленького храма, защитой его стен, глав и крестов в годы лихолетья. Не случайно, в течение сложного XX века, когда многие храмы Русского Севера закрывались, разрушались, разворовывались, Кенозерские часовни продолжали жить. Перекрывались прогнившие кровли, сберегалась утварь, зажигались свечи. Они живут и сейчас.

Парк, понимая важность возрождения духовных традиций, нашел силы вместе с жителями хранить часовни живущими.
Деревня Вершинино – Центр Парка – раскинулась поясом деревянных домов - комплексов вдоль северного берега Кенозерского плеса. Доминирует над деревней священный холм, а на его вершине стоит Никольская часовня. Построенная в XVIII веке, она по силе своего архитектурно-художественного образа является символом Парка. Часовня зрительно подчиняет себе всю округу в радиусе до десятка километров. Она видна из многих уголков озерного плеса, с любого из группы больших островов. По мнению исследователей Никольская является прототипом кенозерских часовен.

Большинство из сохранившихся часовен Парка построены в XVIII и XIX веках “по пожеланию местных жителей”. В 1805 г. в письме местного священника сообщалось: “а по чьему приказанию оные построены ему неизвестно” и “оные часовни поставлены безо всякого моего позволения”, но службу в часовнях он вел сам. В своем архитектурном облике часовни хранят пропорции, композиционный строй и технологические приемы строительства более древних часовен, стоявших ранее на тех же местах.
Можно с достаточной долей уверенности сказать, что как сохранившиеся ныне, выглядели часовни XIV, XV, XVI веков. Бревенчатый сруб-клеть, перекрытый двухскатной кровлей, крытая лемехом глава, крест, звонница над небольшим притвором, ступени маленького крылечка – так выглядят часовни в Карпове, Свином, Минине, Горбачихе, Видягине, других больших и малых деревнях. На одной из старых фотографий, среди живописно стоящих домов уютной деревеньки Тарасово (см.страницу Тарасово), стоит такая же небольшая часовня. Она - самая маленькая из деревенских построек, но воспринимается как объединяющий связующий центр. Сейчас в Тарасово уже нет домов, а часовня стоит, и пока она есть – есть память, и историческое место деревни так же уютно.

"Популярными оставались и часовенные празднования (братчины, поварки, кануны). Перед праздником жители той деревни, в которой располагалась часовня, "ссыпались" хлебом, и часовенный староста варил пиво. Это пиво имело название по дню праздника - Никольское, Егорьевское, Ильинское (т.е. отмечался день памяти святого Николая, великомученика Георгия, пророка Божия Ильи). Иногда пиво именовали "обещанным" (обетным) или "молебным". Котлы, в которых варили пиво, были общей собственностью прихожан и хранились в храме. В день праздника в часовне служили молебен, после чего освящали пиво, мед, пироги и прочее и все это предлагалось дня угощения всем желающим. Угощались все - и богатые, и бедные, и пастыри, и миряне, и свои односельчане, и прихожие нищие. Источники свидетельствуют, что здесь же могли разбираться семейные ссоры, проступки, давние обиды - стороны мирились, просили друг у друга прощения. Канун превращался в братскую трапезу".

(Из статьи Камкина А.В. Сельский православный приход...)

Другие статьи А.В.Камкина на сайте:
А.В.Камкин. Сельский православный приход...
А.В.Камкин. Традиционные формы общественного служения


Перейти на страницу ЧАСОВНИ КЕНОЗЕРЬЯ