В.А.Калитин,
к.т.н., краевед, г.Санкт-Петербург
М.С.Гусева,
cт. научный сотрудник КНП, Архангельская. область

ИСТОРИЯ ПОЧЕЗЕРСКОГО ПРИХОДА В ХIХ - ХХ ВЕКАХ
(по архивным  и полевым материалам)

Почезерский (Почозерский) храмовый комплекс, состоящий из двух церквей, соединенных крытым переходом, и колокольни, представляет не только художественный, архитектурный, но и исторический интерес, поскольку был некогда центром обширного Почезерского прихода.
д.Филипповская. Храмовый комплекс.
Фото Е.Засухина
Появление славян на берегах Почезера (Погозера) происходит в XII-XV веках - в период политического и экономического расцвета Великого Новгорода. В это время новгородцами начинается активное освоение северовосточных земель. Один из путей в Заволочье, знаменитый Новгородский волок (Кенский), проходил по территории Кенозерья и Почезерья. По мнению историка Н.А.Макарова, «изрезанные берега спокойного озера с его тихими бухтами создавали удобные условия для стоянки ушкуев, их ремонта и оснащения», поэтому и основание Почезерского погоста можно относить к новгородскому периоду.
Поскольку «погост размещался примерно на половине Новгородского Волока — длинного и трудного пути, в местности с огромными сырьевыми ресурсами», то территория активно развивается в экономическом плане. Уже в середине ХVII века здесь значится «волость Почеозеро по озеру Почозеро, к северу от Кенозера... на погосте церковь Происхождения Креста Господня... в деревне Филипповской на церковной земле 1 двор попов».

В ХVIII веке Почезерский погост уже зафиксирован в документах Новгородской духовной консистории, и в частности в документах за 1758 год упомянута Церковь деревянная Происхождения Честных Древ. Праздник Происхождения (Произнесения) Честных Древ Креста Господня в народе именуется как Медовый Спас, поэтому и Почезерский храм чаще всего именовали Спасским. В середине ХVIII века его приход составляли всего 82 двора, где жили государственные крестьяне. В 1783 году на месте старой церкви возвели новую, но с тем же посвящением. Новый Спасский храм завершался шатром и имел теплый придел во имя Обретения Честныя Главы Иоанна Предтечи. В 80-х годах ХIХ века церкви Почезерского храмового комплекса подверглись перестройке, после чего сложился совершенно новый облик Почезерского Погоста. Именно этот облик полностью был восстановлен в 2001 —2009 годах и в настоящее время является доступным.

Историю Почезерского прихода в конце ХIХ века можно проследить по архивным документам Национального архива Республики Карелия (НАРК). Архивные изыскания были осуществлены кандидатом технических наук В.А.Калитиным (Санкт-Петербург). В «Ведомостях о церкви Происхождения Честных древ Жи. вотворящего Креста Олонецкой Епархии Пудожского уезда, в погосте Почезерском» за 1883 и 1890 годы приводятся данные о церкви, причте и прихожанах, причем в данных о церкви почти нет изменений, а в данных о причте и прихожанах изменения есть по численности населения.
Помимо этих документов В.А.Калитиным были выявлены в Российском государственном историческом архиве (РГИА) «Страховая оценка строений, принадлежащих Спасской церкви в селе Почезерском, от 18 июня 1910 года» и «Страховая оценка приписной Сретенской Кузьминско-Борисовской церкви от 31 июля 1913 года». В Страховых оценках перечисляются все строения, принадлежащие Почезерскому приходу, приводятся их описание и оценка в рублях. Ранее эти документы, представляющие историческую ценность, не публиковались.

Впервые здесь приводятся и полевые материалы, по которым можно проследить историю прихода в ХХ веке. Полевые материалы собраны старшим научным сотрудником НП  «Кенозерский» М.С. Гусевой.

ХIХ век. Описание церквей и причта

В «Ведомости о церкви Происхождения Честных древ Животворящего Креста Олонецкой Епархии Пудожского уезда [Второго благочинного округа], в погосте Почезерском» за 1883 год и за 1890 год вначале идет описание церквей Почезерского комплекса: «Главная церковь построена в 1783 году на пожертвования разных благодетелей и прихожан, при ней придел перестроен в 1882 году на сумму, пожертвованную местным прихожанином Иваном Николаевичем Красковым…. Зданием церковь деревянная с таковою же крышей и колокольнею, снаружи и внутри обшита тесом и окрашена масленою краской. Ограда вокруг церкви деревянная, крепка… Престолов два: 1-й во имя Честных древ Животворящего Креста Господня…,  2-й во имя Обретения Честной Главы Пророка и Предтечи, Крестителя Господня Иоанна…. Утварью и ризницей церковь достаточна…. Причта при оной церкви по Высочайшему указу Святейшего Синола от 4 марта 1885 года, как имеюшей в составе прихода менее 700 душ мужского пола, положено священник один, псаломщик один…. У священника дом собственный, у псаломщика — общественный. На содержание получают жалование: настоятель — 140 руб., псаломщик — 60 руб.».
В описании церквей и причта указываются и размеры земельных владений..., дома, принадлежащие церкви... Указано и местоположение церквей прихода: «расстоянием церковь от Консистории в 410 верстах и от местного Благочинного в 17 верстах. Ближайщая к ней церковь Кенозерская Успенская в 17 вер. и Кенского упраздненного монастыря Преображенская в 30 верстах». Приписной и домовой церкви у Почезерского прихода в конце ХIХ века еще нет, но в 1913 году была построена Сретенская Кузьминско-Борисовская церковь в селе Кузминском, которая и была приписана к Почезерскому Погосту...

Документация прихода

В Ведомостях перечисляются и документы прихода: опись церковному имуществу, составленная в 1870 году, приходо-расходные книги, копии с метрических книг, исповедные росписи, обыскная книга (от 5 августа 1880 г.).

Часовни, закрепленные за приходом

«Часовен или молитвенных домов, состоящих в 1890 году в ведении сей церкви — 10, все деревянные, время постройки их неизвестно», — указывается в Ведомости. Из 10 часовен, перечисленных в ней, на сегодняшний день сохранилось лишь пять, причем две из них восстановлены заново (д. Мыза - во имя Святого Благоверного князя Александра Невского и Осташевская - во имя Преподобного Макария Египетского;
д.Мыза. Часовня Александра Невского (новая)
д.Осташевская. Часовня Макария Египетского (новая)
две находятся в аварийном состоянии (д. Кузьминка - Святителя Николая и д.Свиное - Пророка Божия Илии); в одной — завершена реставрация (д. Усть-Поча - Святителя Николая).
д.Свиное. Часовня Пророка Илии
д.Усть-Поча. Часовня Николая Чудотворца
после реставрации
Не сохранились часовни в д. Першенской (Святого великомученника Георгия Победоносца), Пехтусовской (Вознесения Господня), Преснецевской (Пророка Божия Илии), Будылгиной (Воздвижения Честного Креста), Коковиченской (Иконы Божией Матери Казанской). Последняя была разрушена при строительстве автомобильной дороги и нового моста.

Образование

В Ведомостях отмечено наличие церковно-приходской школы: «Церковно-приходская школа в Почезерском приходе открыта 30 марта 1886 года. Помещается бесплатно в церковном доме, устроенном в 1887 году. Получает пособие на содержание от Земской Управы 180 руб. в год и процентов с капитала в 200 руб., пожертвованного попечителем училища крестьянином Красковым — 10 руб.».
Закрыли школу в 1916 году.
Вне богослужений в Почезерской церкви производились собеседования «в Великий пост между утренней и обедней и состояли, по преимуществу, из объяснения чтения дневного Евангелия».

Статистика населения
 
В Ведомостях в качестве приложения приведены статистические данные о прихожанах означенной церкви. Под прихожанами здесь подразумевается население деревень, составляющих Почезерский приход в конце ХIХ века. Это 23 деревни, в них жителей: в 1883 году — 172 двора, в них мужчин —741, женщин —687 (всего — 1428 чел.); в 1890 г. дворов —224 двора, в них мужчин — 722, женщин — 703 (всего — 1425 чел.).
Помимо этого приводятся данные о раскольниках Филипповского толка. Они имелись в д. Большая Сондала, Малая Сондала, Шипечное озеро. Итого: 5 мужчин, 8 женщин.

О клире

В Ведомости о церкви 1890 года есть данные о клире. Здесь  мы  узнаем, что священник Василий Константинович Любимский — священнический сын — окончил курс наук в Олонецкой духовной семинарии. «Сентября 14 дня 1888 года Его Преосвященством Преосвященнейшим Павлом Епископом 0лонецким и Петрозаводским, по прошению, рукоположен священником к Почезерской Спасской церкви, Пудожского уезда». В 1890 году ему было 24 года, в семье у него было два человека: «жена Клавдия Аполлосьевна — грамотная, 22 лет; дочь их Вера 1 года от рождения». При этом «из недвижимой собственности не имеет ничего».
Псаломщик Михаил Федотович Велеславов — пономарский сын. 1890 году ему было 42 года, и в семье у него было 7 человек: жена, Анна Ивановна, грамотная, 41 года, и шестеро детей в возрасте от З до 15 лет. Псаломщик также не имел недвижимой собственности и проживал в общественном доме.
Учительница Почезерской церковно-приходской школы Любовь Ильинична Кенорецкая - священническая дочь. По окончании курса наук в Олонецком епархиальном женском училище в 1887 году была утверждена учительницей в Почезерской церковно-приходской школе. От Пудожского земства получала вознаграждение за обучение детей 180 руб. в год. Лет от рождения 19.
Затем перечисляются сиротствующие, которые находились на государственном и приходском попечении. Это дочь умершего священника Петра Федоровича Кудряшева — Параскева Петровна Кудряшева (42 года) — исправляет должность просфорни; Анастасия Егоровна Фомина (вдова пономаря Ивана Фомина, 72 года) и ее дочь Степанида Ивановна Фомина (52 года), проживавшие при погосте в собственном доме и получавшие пособие из Епархиального попечительства.

Открытка И.Билибина
ХХ век. И.Я. Билибин

Летом 1903 года по заданию этнографического отдела Русского музея здесь побывал известный русский художник, иллюстратор сказок Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) и сделал многочисленные фотоснимки Почезерского погоста. Им же был выполнен датированный 1904 годом цветной рисунок «Почозеро Олонецк. г. Пудожск. у.». Этот рисунок, вошедший в серию открыток многотысячным тиражом, был выпущен в виде «открытого письма» (почтовой открытки) издательством Общины Святой Евгении.

Страховые оценки

18 июня 1910 года Благочинным, священником Николаем Тихомировым, местным священником, диаконом, псаломщиком и церковным старостой была проведена Страховая оценка строений, принадлежащих Спасской церкви в селе Почезерском. При осмотре строений оказалось, что церкви принадлежат 9 объектов общей страховой суммой 2410 руб.
В их числе: «Спасская церковь деревянная на каменном фундаменте, снаружи и внутри обшита тесом и окрашена масляною краскою. Строение хорошо сохранилось. Оценка с иконостасом 1000 р. Церковь в честь Обретения главы св. Иоанна Предтечи Господня, деревянная на каменном фундаменте, снаружи и внутри обшита тесом и покрыта масляною краскою. Церковь отапливается двумя кирпичными печами, соединена с главным храмом узким коридором. Построена в 1882 г. Оценка с иконостасом 750 р.».
Церкви принадлежали также: «Колокольня деревянная шестигранная, шатровая в один ярус, на каменном фундаменте; высотою до верха карниза 7 саж.,  окружности 10 саж. 2 арш. Оценка 300 р.
Церковно-причтовый дом для священника, деревянный, одноэтажный… дом построен в 1885 г., требуется «ремонт
».  Вместе с ним оценен «сарай бревенчатый» внизу у него «скотский двор». Оценка вместе с домом — 200 руб.
«Церковно-причтовый дом для диакона, деревянный одноэтажный… дом построен в 1897 г., сохранился хорошо». Вместе с ним также оценен «сарай бревенчатый», внизу «скотский двор». Оценка с домом 100 руб.
«Сторожка деревянная, одноэтажная… Построена в 1887 г., ветхая. Оценка 30 р.»…
Часовня во имя Святых мучеников Кирика и Иулиты, деревянная, покрыта и обшита тесом, окрашена масляною краской… Здание ее хранилось хорошо. Оценка 30 р..
Кроме Спасской церкви Почезерскому приходу принадлежала и Сретенская Кузьминско-Борисовская церковь. 31 июля 1913 года была проведена и ее страховая оценка. По страховой оценке можно выделить особенность данной церкви.  Это то, что она была на каменном фундаменте и покрыта: «алтарь, средняя часть и колокольня железом, а паперть тесом; крыша железная окрашена медянкой и деревянная охрой… Начата постройкой в 1912 году, а окончена в 1913 году». Оценка с иконостасом — 1000 руб., с колокольней — 5000 руб.».

Земельные владения

Политические перемены в стране после событий 1917 года не могли не отразиться на Почезерском приходе. Изъятие земель у церкви началось с первых же дней Октябрьской революции. К середине 1920-х годов часть церковных земель была передана сельским обществам. За церковью оставались лишь усадебные участки при храмах и домах священнослужителей.  В д. Филипповской (центр Почезерского прихода) факт владения землей церковнослужителями сохранился в местной топонимике. Например, поле за храмовым комплексом (в сторону кладбища) называлось Поповьим.

О клире

В начале ХХ века на приходе продолжал служить священник Василий Любимский. Известно, что в 1911 году он был назначен благочинным второго округа Пудожского уезда, а в 1916 году избран депутатом ХХIII Олонецкого епархиального съезда. Когда ему было запрещено служить на приходе — не известно, но по рассказам местных жителей, в 1930-х годах он совершал некоторые требы тайно, из опасения преследования со стороны властей... Дальнейшая судьба отца Василия не известна. Кроме того, из рассказов местных жителей узнаем, что дочь отца Василия, Мария, в советское время учила местных детей. Та же Т.Г.Гусева вспоминала: «…у церкви <школа была>, работала попу дочь— Мария Васильевна. 1, 2, 3,4-йклассы вела. Не знаю где, наверно у отца научиласи. Во время войны уж работала». По словам А.А.Пименовой, «хорошая была учительница».

Разрушение церквей Погоста

40-е годы ХХ века стали роковыми для храмового ансамбля Почезерского Погоста. Приспосабливая Предтеченскую церковь под школу, почезерцы разобрали главы бочки и кровли и перекрыли сруб на два ската. Выпилив внутренние перегородки, они расширили площадь помещений.  Об этом факте есть свидетельства и местных жителей, Н.П.Серкова (1928 г.р. из д.Потеряева): «А там Погост-от за озером, там ведь церковь была красивая, хорошая церковь. Ну, потом какая тут лихорадка им пришла  стали <разрушать>. Федор Алексеевич Шевелёв был — учитель, приехал... и давай эту церкву-то разокрывать — что не надо эту церковь. Не удалось всю-то церковь разокрыть, но кумполы-то сняли - что это красиво-то. Сняли кумпол, второй пал, стали разокрывать церковь, крышу, но потом прекратили. Кто-то видно шепнул им, что нельзя разрушать-то». В.Н.Привалихина добавляет: «Был там колокол, звонили. Но потом война-то началаси, она внезапно, дак надо было, это, не хватало снарядов, да колокол и сронили. Учитель тутовка Федор Алексеевич Шевелёв жил, его заставили, он был партийный. Сронили колокол - вся земля содрогнуласи, увезли на снаряды ли куды, я не знай…. А эта колокольня пала от ветра». Шатер колокольни, действительно, был поврежден бурей в 1949 году, в дальнейшем его разобрали и частично сняли обшивку с колоколенного сруба. В 1948 году Почезерский комплекс был взят под государственную охрану, это спасло его от дальнейшего разрушения и уничтожения по инициативе представителей местной власти.

Филюшка

Собственно на закрытии церквей, их разрушении можно было бы окончить рассказ о Почезерском приходе. Однако народная поговорка «свято место пусто не бывает» вполне применима к Филипповскому погосту. После революционных преобразований и прекращения деятельности местных священнослужителей начинается подвижническая деятельность некоего «Филюшки Слепого» — Филиппа Антоновича Ликотова, жителя д.Потеряева, некогда входившей в Почезерский приход. Пока еще действовал храм, Филипп Антонович в силу своего физического недостатка (был «подслепый») просил милостыню: как вспоминала Т.Г.Гусева, «работал на паперти - там собирал деньги», при этом, видимо, имел какое-то церковное послушание, т.к., по словам Н.П.Серковой, «прислуживал это, по религии». Когда храм закрыли, а погост разорили, Филипп Антонович взял на себя некоторые функции священника. В.П.Привалихина: «Когда умирал кто — молитву читал, отпевал, крестил дитей-да». Родившиеся в 1950-х годах нередко рассказывали, что они крещены Филюшкой. Самой же важной функцией у Филиппа Антоновича было паломничество в Макарьевскую Хергозерскую пустынь. Это паломничество он совершал от лица почезёр и кенозёр с врученными ему заветами... Как правило, за паломничество с Филюшкой рассчитывались хлебом: «Ак давали ему тоже, рассчитывалися — давали на дорогу тогды не деньги, а хлеб. Кто сухарями, а кто хлебом. Сходит»... У Филиппа Антоновича была и своя семья — жена Дуня и дочь Анна. Жена «умерла рано», дочь Анна выросла и уехала в город, а его самого забрали в престарелый дом, где он и умер. По выражению Н.П. Серовой, поскольку Филипп Антонович «больше ничё не мог делать, но ходил… молилси», то «он от себя тут прославилси». Жители Почезерья считали Филюшку «святым,  негреховодным», поэтому его вполне можно назвать блаженным, подвижником ХХ века.

Население

Местные жители начали покидать почезерские деревни, составлявшие некогда обширный Почезерский приход, сразу же после войны, поскольку  колхозы довели людей до нищеты. Н.П.Серкова рассказывает: «Мы ведь обнищали в колхозе-то — на трудодень копейка не падала. Трудодней бы, сколько ни работать, а копейка не падет дак, а надо на копейку чё-нить купить-то». «Много остарели, умерли, разъехалися по городам. Кто тут за пайку хлеба будет да работать, за трудодень?», — добавляет В.П.Привалихина.

В полученных в муниципальных объединениях «Почезерское» и «Кенозерское» справках о численности населения по деревням на 2009 год значится, что дд.Доронежской, Ларионовской, Пехтусовской, Медведовской, Борисовской, Кипозеро, Вонанской, Шипичное, Большая Сондола, Малая Сондола в настоящее время нет, дд.Коковиченская, Будылгино, Потеряево, Мыза, Свиное списаны, т.к. постоянно проживающих жителей нет. В д.Кузминке численность постоянного населения — 55 человек, Преснецовской — 4 человека, Першинской — 1 человек. Самой населенной на настоящий момент является Усть-Поча. В ней проживает 359 человек.

Деревни Почезерского  куста, центром которого является д.Филипповская, опустели в начале ХХI века.  Например, последней жительницей д.Дедова Горка была Марфа Дмитриевна Богданова. Удивительный человек, она оставалась жить в своей деревне даже тогда, когда вокруг в деревнях Филипповского куста не было ни одной живой души. При этом она в свои 80 с лишним лет обеспечивала себя сама: зимой заготавливала дрова, летом на озере ловила рыбу, причем не только на удочку, но сама ставила сети, сама пекла хлеб, за 8 км ходила в магазин за продуктами. Поразительным фактом является то, что Марфа Дмитриевна вела дневник на протяжении всей своей жизни, она фиксировала каждый день прожитой жизни, какая в этот день была погода и какие основные дела успела сделать за текущий день. Когда тетрадь с такими, на первый взгляд, скупыми записями попадает в руки, начинаешь ощущать, что за ними кроется целая человеческая жизнь. Но и это еще не все. Марфа Дмитриевна писала замечательные стихи, но, к сожалению, сразу же после ее смерти дом, где жила старейшая жительница Почезерья, подвергся варварскому разграблению и тетрадь со стихами исчезла...  
Умерла Марфа Дмитриевна после продолжительной болезни в мае 2004 года, не дожив до своего 90-летия всего два месяца.

Подводя итог данному исследованию, нужно отметить, что, согласно архивным документам, Почезерский приход активно развивался: периодически осуществлялись ремонты и даже перестройки церквей, их украшали, приобретали дополнительные помещения. К 1917 году границы прихода доходили до д. Вонанское озеро и Шипечное Озеро (территория современного МО «Ундозерское»).
С переменой в стране политического режима в начале ХХ века Почезерский приход официально перестал существовать, однако, как показывают полевые материалы, сохранялась духовная жизнь среди местного населения. Примером здесь являются деятельность Филюшки Слепого и духовная сила одной из последних жительниц Почозерья Марфы Дмитриевны Богдановой.

В настоящее время в национальном парке «Кенозерский» разрабатывается проект экспозиции по истории Почезерского прихода. Экспозиция расположится в трапезной Предтеченской церкви и в помещении колокольни. При этом хочется, чтобы и жители деревень помнили, что Почезерский погост — это их древний православный приход, которому более 300 лет; что он был построен и содержался их преками, которые, судя по документам, часто бывали в храме на крещениях, исповедях,  — предками, что покоятся на Почезерском погосте — кладбище при церкви. Хочется надеяться, что в будущем жители близлежащих деревень организуют церковную жизнь Почезерского прихода так, чтобы он мог послужить людям многие лета.

Примечания:
1. Статья опубликована в сборнике "Кенозерские чтения-2009", Архангельск, 2011.
2. С небольшими сокращениями.

3. Иллюстрации - из архива сайта.
4. Другие материалы о Почозерском приходе - здесь.
5. Другие материалы М.Гусевой - здесь.

Перейти в раздел ГЕОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КЕНОЗЕРЬЯ

Перейти к ПРИХОДЫ КЕНОЗЕРЬЯ