Н.В.Ижикова,
канд. культурологических наук,
доцент Петрозаводского Ун-та

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК ОСНОВА
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КЕНОЗЕРЬЯ

Каждая культура формирует определенный тип человека с его специфическим восприятием и видением мира, что сказывается на характере и способе его деятельности, мышления, поведения в обществе, общении с другими людьми. Экономическая деятельность и рынок не являются здесь исключением.

Экономическая, хозяйственная культура России — одна из малоизученных проблем. Для определения особенностей экономической культуры России и ее отдельных регионов необходимо исследовать реальные действия, поступки экономических субъектов, выявить систему социокультурных норм, лежащую в основе выбора того или иного образа действий, изучить экономические интересы социальных групп российского общества в новых условиях развития страны.

Экономическую жизнь, как утверждает русский философ С.Булгаков, нельзя рассматривать отдельно от духовной: «Хозяйство есть явление духовной жизни в такой же мере, в какой и все другие стороны человеческой деятельности и труда. ...Всякая хозяйственная эпоха имеет свой дух и, в свою очередь, является порождением этого духа, каждая экономическая эпоха имеет свой особый тип «экономического человека», порождаемый духом хозяйства».

...При анализе традиционной российской хозяйственной культуры Н.Зарубина отмечает, что купцы, предприниматели, хозяйственники делали «упор прежде всего на ценности справедливости, моральных стимулов к труду, бескорыстия и взаимопомощи, а также на идеологию нестяжательства, презрение к наживе, богатству». Каковы же истоки выстроенной системы норм и ценностей русского человека?

....«Нам известны случаи, когда купец, всю жизнь занимавшийся ростовщичеством, перед смертью из страха пред судом Божьим возвращал часть процентов своим клиентам», — подчеркивает А.К.Дживелегов. С «миром сиим» человек все же не забывает и о «мире ином», «мире горнем».

Одной из очевидных черт экономической культуры выступает ее способность осваивать новые нормы экономического поведения. Следовательно, возникает вопрос об источниках заимствования новых норм. В последнее время российская (православная) культура испытывает западно-европейское (североамериканское) культурное влияние, замешанное в основе своей на хозяйственной протестантской этике...Все же следует отметить, что вековые традиции российской хозяйственной культуры оказываются сильнее инокультурного влияния. Можно наблюдать, например, иной подход в организации деловых контактов, построенной на принципе, вытекающем из основ православного вероучения — нестрогая прибыльность рыночного обмена. «Сущность этого принципа состоит в отказе от требований жесткого, а порой жестокого торга с обязательным извлечением выгоды. Получение прибыли любым путем не свойственно русским людям». Вспомним изречение российского (православного) купечества: «Прибыль превыше всего, но превыше прибыли — честь!»

В рамках культуры осуществляется жизнедеятельность индивидов, через культуру с ее нормами и ценностями сами общественные отношения приобретают для них определенный жизненный смысл и ориентирующее значение. «Уговор дороже денег» — поговорка, раскрывающая мудрость того народа, в котором она живет. Исследователь русской деревни М.М.Громыко отмечает: «Умение держать слово особенно проявлялось в сделках, которые крестьяне заключали между собой без письменных документов. Не случайно о договоре, заключенном на словах, говорили, что он заключен на совесть».

Н.Зарубина считает, что «православие не сформировало специфической хозяйственной и предпринимательской этики». «В православии... высшие религиозные устремления реализуются в сферах духа и ритуала, отделенных от повседневной мирской жизни. Соответственно мирская деятельность человека не обрела сакрального смысла, осталась вне сферы высшей духовной регуляции»". Столь категоричный вывод исследователь делает в связи со сравнением с довольно известной и разработанной, хорошо исследованной хозяйственной этикой протестантизма. Поэтому еще раз отметим, экономическая культура России, Русского Севера, роль православного вероучения в хозяйственной жизни изучена мало.

Исследуя оцерковленную жизнь Русского Севера, А.В.Камкин отметил: «Православная церковь встретилась с необходимостью согласовать свои организационно-канонические принципы с волостной автономией», т. е. изначально она строила диалог, чем вызывала понимание и доверие к себе. Монастыри, церкви явились центрами не только религиозной духовности, но и образования: «монастырские книги не являлись лишь предметом келейного или богослужебного чтения и почитания. Были обычаи их коллективного чтения в соборах и на трапезах, книги выдавались «читателям в пользу» — все это содействовало превращению книги в источник знаний». Более всего народ привязывался к обитателям пустыней под влиянием своего уважения к подвижнической жизни пустынножителей, которые своей чудодейственной помощью привлекали к себе и новообращенных христиан и язычников. Здесь простые люди искали себе наставления и утешения в бедственных и трудных случаях жизни.

Образовательная и религиозная деятельности северных монастырей, учитывание ими наследия народной культуры послужили формированию особого типа духовности. Рассматривая народное благочестие в отдельных его проявлениях, М.М.Громыко предлагает помнить, что для большинства крестьян православная вера «служила основой их существования, способом жизни», в повседневных молитвенных обращениях для крестьянина «сливались воедино и отношение к иконе святого, и знания его жития, и заказ молебна в сельском храме, и стремление отправиться в дальнюю обитель к чудотворному его образу».

Повсеместной приходской традицией было всенародное празднование престольных дней, т. е. дней памяти святого, во имя которого был освящен престол местного храма.

Праздник — это время, когда человек остро ощущает потребность в духовности, когда он оценивает свое прошлое и заглядывает в свое будущее. Время будто приостанавливается в этот день, чтобы дать возможность поразмыслить каждому человеку над собой, своими поступками, проникнуться мыслями о прекрасном, стать добрее и чище.
Культуролог, теоретик праздника М.М.Бахтин акцентирует внимание на ценностной функции праздника: «Празднество всегда имело существенное и глубокое смысловое, миросозерцательное содержание. Никакое «упражнение» в организации и усовершенствовании общественно-трудового процесса, никакая «игра в труд» и никакой отдых и передышка в труде сами по себе никогда не могут стать праздником. Чтобы они стали праздничными, к ним должно присоединиться что-то из сферы духовно-идеологической. Они должны получить санкцию не из мира средств необходимых условий, а из мира высших целей человеческого существования, т. е. из мира идеалов»".

Богослужение в престольный день завершалось торжественным молебном. В храме было особенно многолюдно, т. к. крестьяне семьями приезжали из всех деревень прихода.

Каждый народ существует в неком ритме, наполненном смыслом, с каждой датой своего календаря связывая определенные события, начинающие отсчет временных циклов. Это его объединяет, придает его жизни общий для всех смысл, единое движение к поставленным целям и идеалам. С возникновением христианства духовный ритм жизни общества приобрел философски осмысленное звучание — появилось понятие так называемого литургического времени. Понятие литургического времени впоследствии выходит за рамки христианства, ведь общее внимание большого количества людей к чему-то одному — это общее духовное действие.

Сельский праздник как бы делился на две части — молитвенно-литургическую, происходящую в храме, и празднично-народную, ярмарочную на прихрамовой площади.

Торговая ярмарка «одухотворялась» уже своим нахождением около монастырских, церковных или часовенных стен, таким образом, получала священный смысл ее сугубо практическая, хозяйственная «земная» жизнь. Ярмарка может рассматриваться как продолжение деятельности религиозного института — церкви: она «торжествуется торгом» в свой престольный праздник, освящена тем же именем, что и храм, рядом с ней стоящий, о чем свидетельствует ярмарочная топонимика прошлого столетия, связанная с именами святых, это можно увидеть на примере кенозерских ярмарок и торжков. Другие ярмарки были приурочены к торжественно-церковным богослужениям и названы по посвящению этих праздников во имя Господа, Богородицы, христианских святынь: Богоявленская, Крещенская, Сретенская, Благовещенская, Вознесенская и т. д.

Итак, время ярмарки определяли православные календарные праздники. Двунадесятые («плавающие» по календарю) праздники также отражаются в ярмарочной именной картине. С точки зрения плановых ежегодных встреч торгового и обычного люда не могло быть никакой путаницы или сложности, так как вся Россия жила по церковному календарю изо дня в день: от Рождества Богородицы до Покрова, от Покрова до Христорождественской, от Богоявления до Троицкой и так далее. Православные ярмарочные именования были неразрывной частью историко-культурного пространства всей России, что отражало духовный мир, круг религиозных представлений и ценностей массового сознания.

По ярмаркам, монастырям ходили старцы в рубищах, калики перехожие, продававшие свой старинный «товар» — духовные стихи, былины, сказания, исторические песни. Вообще, можно считать сказителей на ярмарках мира первыми профессионалами в ярмарочном, артистическом цехе, обменивающими свое искусство на пирожки, яйца, молоко, поступающие от зрителей-слушателей.

«Крестьяне любили покупать иконы, — пишет М.М.Громыко. — Купленную на ярмарке икону отдавали в свою церковь священнику, чтобы освятил ее в алтаре».

Кенозерье вобрало в себя многовековые культурные традиции Русского Севера, поморов — коренного русского населения. Уникальные деревянные храмы сообщают нам о воцерковленной, сильной, богатой духовной жизни прошлого.

Русский путешественник И.С.Поляков совместно с фольклористом А.Ф.Гильфердингом исследовали Кенозерье в 70-х годах XIX века: «Сравнительно с Водлозером, хлебопашество здесь процветает.... многие из жителей уделяют часть урожаев и для продажи... благосостояние кенозера больше, чем у водлозера». «Рядом с Водлозером, несколько восточнее, в окрестностях Кенозера, жители, видимо, чувствуют меньше бедности в скоте. Например, в д. Рышковой (видимо,- д.Рыжково в наст. время -М.З.) 26 дворов; только на 3 двора не имеется ни коня, ни коровы».

Ведомость о ярмарках и торжках в Олонецкой губернии, опубликованная в Олонецких государственных ведомостях, 1866, № 7, указывает на довольно активную прихрамовую праздничную и ярмарочную жизнь в Каргополье и в Кенозерье.... Приведем весь список ярмарок Кенозерья и [Каргополья] согласно календарю с комментариями по поводу того, во имя какого православного праздника проводились торги.

• Ярмарки, проводившиеся 1 января, назывались Васильевскими и посвящались Св. Василию Великому.
Св. Василий Великий, каппадокиец родом, написал правила иноческого общежития, принятые всеми монастырями Востока. Из трудов святителя особо отмечается чин литургии, известный под именем молитвы на Троицын день, и правила христианской жизни.

Крещенская ярмарка в Кенозерском погосте (Пудожский уезд)—6 января.
Крещенский сочельник — Навечерие Богоявления празднуется 5 января. Праздник Крещения носит и другое название — Богоявления, потому что в момент крещения Иисуса Христа в Иордане «Бог-Отец свидетельствовал с неба, и Бог-Дух Святой сошел в виде голубя».

Богоявленский торжок — 6 января (1 день).
Богоявление, крещение Господне. Праздник установлен в память крещения Иисуса Христа в реке Иордан в возрасте тридцати лет. В праздничный день в церквах происходит освящение воды. Воду освящают в церкви и в проруби — «на Иордане». Служится торжественный молебен, после чего священник, освящая воду, собранную в бочках, опускает в нее крест.

Афанасьевский торжок — с 18 января (3 дня)
18 января — День Прп. Афанасия Сяндемского, Прав. Афанасия Новополоцкого, Святителей Афанасия Великого и Кирилла Алек­сандрийских. Совместное празднество этим святителям установлено в знак глубокой благодарности Церкви за их неустанные труды в утверждении догматов Православной веры. Можно предположить, что в Кенозерье предпочтение отдавалось Преподобному Афанасию, если ориентироваться на часовню ... его имени в д. Тарасово (Кенозерский погост).

•  Трехсвятский торжок— 30 января (1 день).

•  Сретенский торжок при Архангельском погосте — 2 февраля (1 день) (Почозерский погост).
"Сретенье Господне. В сороковой день по рождению Господь и Спаситель наш Своею Пречистою Материю и ее праведным обручником принесен был в Иерусалимский храм для посвящения Богу, согласно заповеди, данной Богом чрез Моисея".

•  Алексеевская ярмарка — 17 марта (1 день).
17 марта — День Прп. Алексия — человека Божия. По народному календарю: на Алексея с гор вода, а рыба со стану трогается.

Благовещенский торжок — с 25 марта (2 дня).
.Благовещенская ярмарка Вершининской волости в Кенозерском погос­те — с 25 по 28 марта (учреждена в 1857 г. с разрешения г. министра государственных имуществу). «Благовещенская семидневная ярмарка в Кенозерском погосте (Пудожский уезд). Стечение народа 2000 человек. В пользу церкви за торговые и другие помещения — 50 р. Причина уменьшения сбыта товара произошла в связи с тем, что жители в большинстве не имели денежных средств на покупки, по малозначительности зимних заработков по вывозке бревен от лесопромышленников».

•  Пречистенский торжок — на другой день Пасхи (1 день).

•  Вознесенский торжок при Плесском погосте — июнь (1 день).
Вознесение Господне. «При вознесении Своем, в продолжение сорока дней, Иисус Христос являлся ученикам Своим, особенно апостолам, и учил их, как им действовать в деле распространения веры Его на земле... Иисус поднял руки Свои, благословил учеников. И когда благословлял, то стал подниматься от земли выше и выше к небу... И.Х. вознесся на небо к Богу Отцу Своему».

•  Троицкий — в праздник Св. Троицы в Вершининской воло­сти в Кенозерском погосте (1 день). «Тележный промысел — из­делия сбываются на ярмарках в Троицком и Мошинском приходе и в городе Каргополе».

•  Торжок в Кенорецком погосте — с 9 пятницы, в июне (1 день).
Пятидесятница. « В день Св. Троицы, еще с давних времен, христиане украшают храмы и свои дома зелеными свежими ветками деревьев и сами, во время службы, стоят в храме с цветами. Дух Святой дает жизнь всему, и свежая зелень и цветы, украшающие землю, напоминают нам о милости Божией и о действии Святого Духа во всем творении Божием».

Ивановский торжок 24 июня (1 день).
Д. Горбачиха Кенозерского погоста, часовня Иоанна Крестителя. 24 июня — Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Богомольский торжок при Александро-Ошевенском монасты­ре — с 1 воскресенья Петрова поста (3 дня).
Почти каждый монастырь, каждая обитель имели какую-либо реликвию, священного свойства вещи, предметы, привлекавшие богомольцев-паломников: в Александро-Ошевенском монастыре это святые мощи основателя обители преподобного Александра Ошевенского. Социолог К. Жигульский называет явление паломничества, стремление припасть к священным предметам долгом празднования — долгом праздничного паломничества. В то же время следует отметить, что это праздничное действо заключено в жертвоприношении, отдании жертвы (долгого пути) на алтарь святого места.

Петропавловский Вершининской волости в Кенозерском погосте — 29 июня (1 день).
«День Свв. Первоверховных Апостолов Петра и Павла. У Св. Апостола Павла просят благой помощи при начале всяческих работ».

•  Макарьевский торжок при Хергозерском погосте — 25 июля (1 день).
Макарьевский монастырь (1640 г.) в престольный праздник Св. угодника Макария собирал прихрамовую ярмарку (д. Спицыно). «Большей частью торги открывались в монастырских имениях, отчасти потому, что жители церковного ведомства были зажиточнее и не так стеснены, как жители других ведомств, а во-вторых, потому что монастыри нередко испрашивали ярмарочные доходы в свою пользу на церковное строение, свечи и ладан и для собственной пользы старались привлекать к себе торговцев. Вообще с лицами духовного звания было удобнее и легче иметь дело».

•  Маккавеевский торжок в Почезерском погосте — 1 августа (1 день).
«Память 7 мчч. Маккавеев, матери их Соломонии и учителя их Елеазара. Начало Успенского поста».

Успенский торжок при Плесском погосте, в Вершининской волости Кенозерского погоста — 15 августа (1 день).
Между деревнями Косицыно и Тарышкино находится часовня-«крест» Успения Пресвятой Богородицы (XVIII в.). «15 августа — Успение Пресвятыя Богородицы. В Праздник Успения Божией Матери разрешается вкушение рыбной пищи, но не мяса».

Рождество-Богородицкий торжок— 8 сентября (1 день).
«Рождество Пресвятыя Богородицы. Это один из двенадцати больших праздников».

Воздвиженский торжок в Кенорецком погосте — 13 сентября (1 день).
«14 сентября — Воздвижение Животворящего Креста Господня. В этот день мы обращаем взор своей памяти к началу IV в., Св. Елена — мать императора Св. Константина Великого обрела в Иерусалиме Крест Христов, закопанный иудеями. Для язычников Крест был лишь средством позорной казни. Для христиан он стал символом спасения... Крест Христов — знак победы, ибо Спаситель, понеся на Кресте смерть за наши грехи, победил смерть и сделал нас причастными плодам этой победы. В сей день — строгий однодневний пост. Утром в этот день совершается Божественная литургия, после которой также творится поклонение Кресту, а вечером — торжественная вечерня. Празднование Воздвижения продолжается до 4 октября. Все это время Крест лежит на аналое посреди храма, и верующие поклоняются ему и почитают его целованием».

Богословский торжок при Ошевенском погосте — 26 сентября (1 день),.
В Момоновском погосте есть часовня Иоанна Богослова (XVIII в.). Преставление Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

Покровский торжок— с 1 октября (2 дня), при Заднедубровском погосте (1 день).
«1 октября — Покров Пресвятыя Богородицы... праздник Покрова считался «покровительным» для заключения браков».

•  Георгиевский торжок при Плесском погосте — 7 октября (1 день).

•  Пятницы-Параскевы торжок — 28 октября (1 день).
В д. Тарышкино часовня Параскевы Пятницы (XIX в.) с колокольней.
«...Именем Пятницы в простонародье называлась мученица Параскева. В день памяти Св. Параскевы поселяне клали под ее икону зеленые плоды и хранили их до следующего года. В обетные пятницы, собираясь праздновать в одно назначенное место, они выносили обряд Параскевы-мученицы, обвешанный платками и лентами».

Дмитриевский торжок при Плесском погосте — 29 октября (1 день).
28 октября — День Св. Димитрия. Дмитровская неделя — родительская, дедова.

•  Георгиевский торжок—| 4 ноября (1 день).
В Порженском погосте на реке Порженке церковь Георгия Победоносца (XVII в.).

•  Рождество-Богородицкий торжок— 8 ноября (1 день).

•  Михайловский торжок — с 8 ноября (4 дня).
«8 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных».

•  Введенский торжок— 21 ноября (1 день). При Макарьевском монастыре не сохранилась церковь Введения Богородицы.
«Введение во Храм Пресвятыя Богородицы. Рождественский пост».

•  Владимирский торжок— 26 ноября (1 день).

•  Никольская ярмарка в Ошевенской волости при Александро-Ошевенском монастыре — с 6 декабря (7 дней).
В ансамбле Макарьевского монастыря — церковь Николая Чудотворца. В д. Вершинино Никольская часовня (XVIII в.). Весь христианский мир почитает Св. Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, также как главного покровителя путешествующих, особенно плавающих по водам.

• Нет данных о ярмарках и торжках в д. Филипповская Почозерского погоста при часовне Кирика и Улиты, в д. Ведягино при часовне Андрея Первозванного (XVIII в.), в д. Семеново при часовне Мчч. Флора и Лавра (XIX в.), при Преображенской церкви (1810 г.) на о. Нюра (?). А также нет сведений о ярмарке 20 апреля в День Прп. Александра Ошевенского при монастыре его имени (1452 г.).

Русский историк Н.И.Костомаров, уделявший особое внимание хозяйственной жизни монастырей, сделал вывод: «Чем святее место, тем более приезжало туда людей и для благочестия, и для мирских выгод, а равно и для мирского веселия...».

Заходить на построенный около церкви базар, идя к службе, не полагалось. После утрени не все, но, как пишет М.М.Громыко, «большинство шло на базар».

За стенами храма отмечалось и неподобающее праздничному случаю поведение, как сообщает историк М.В.Пулькин: «По данным священнического «репортера», поступившего в Олонецкую духовную консисторию из Повенецкого уезда в 1799 г., во многих местностях «в дни праздничные, а особливо в храмовые, крестьяне разных приходов, въезжая в ограды к святым церквам и вокруг них, торгуют разными для крестьян потребностями». Торговля велась бесцеремонно: «Во время совершения божественной литургии криком и народной молвой делают помешательство, около церкви ходят в шапках, сквернословят и ругаются».

По данным Н.И.Костомарова о России XVII в., торговать, как и заниматься другой трудовой деятельностью, в праздники запрещалось: «Торговые люди должны были прекращать свои занятия накануне воскресенья и праздничного дня за 3 часа до вечера: и даже в будни, по случаю храмовых праздников и крестных ходов, запрещалось и торговать до окончания богослужения..., но к изумлению иностранцев, они торговали и работали по воскресеньям и по господским праздникам».

На ярмарочной площади церковь непосредственно принимала участие: ее товар — монастырские, религиозные вещи, образки, первые лубочные картинки религиозной тематики, книги духовного содержания, церковная утварь — был необходим, так как существовал обычай: быть на ярмарке в престольный праздник и не принести с нее что-либо благообразное домой в подарок на память почиталось за грех.

«Руководящие» позиции в жизни и на ярмарке церковь постепенно теряет, и это происходит вследствие секуляризационных мер со стороны более сильной организационной структуры, чем церковь, — государства, а также обмирщения самой жизни. Понятие секуляризации употребляется для обозначения освобождения общества из-под контроля духовенства, церкви как института или моральной силы, из-под религиозного влияния вообще. Рассуждая об изменениях в религиозной жизни, можно констатировать: религия становится как бы не очень нужной или вовсе не нужной. Чтобы преодолеть вырастающую «стену отчуждения» между нею и изменившимся миром, религия вынуждена вступать с ним в компромисс, становиться на путь приспособления к изменившимся усло­виям, внося коррективы в свое вероучение, социальные и этические доктрины, формы организации и деятельности.

Еще в начале XX столетия русский философ Н.А.Бердяев, размышляя о судьбах России и Европы, заметил, что капитализм и сакральное хозяйство — совершенно разные вещи и первый «конечно, есть результат секуляризации хозяйственной жизни. В этой системе нарушается истинное иерархическое соподчинение материального духовному». Прошло сто лет, и мы вновь размышляем о духовной основе, опоре материальному, экономическому.

(с небольшими сокращениями - из сборника «Кенозерские чтения. Материалы 1-й Всероссийской научной конференции «Кенозерские чтения», Архангельск, 2003 г.).

Примечание
В настоящее время в адм. центре Плесецкого сектора Кенозерского национального парка пос. Вершинино вблизи полуразрушенного Успенского храма в 20-х числах августа ежегодно проходит Успенская ярмарка.
См. фоторепортаж об Успенской ярмарке 2008 г..